Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Первые два типа принято связывать с двумя богословскими школами: Александрийской школы экзегезы и Антиохийской школой.



Антиохийская традиция очень древняя, очень серьезная. Классиком ее является Лукиан Самосатский - это третий век. Затем его традиция развивается его учениками. Это исторический подход. Т.е. нужно выяснить, куда пошел Спаситель, что это был за город, каков нравственный смысл того или иного конкретного, исторического поступка Спасителя? Это нравственно-историческая школа, где поступок воспринимается только как поступок в определенный конкретный момент, этому поступку дается определенное и конкретное толкование. Это не значит, что здесь нет богословия.

Александрийская традиция другая. Например, есть книга Ветхого Завета, которая называется " Песнь песней». Это как бы любовная поэма, довольно чувственная, довольно возвышенная, но ее можно читать просто как признание в любви царя и его возлюбленной, которые до предела влюблены друг в друга, друг другом восторгаются. Если бы это понималось просто как возвышенная, восточная, древняя поэзия, то, вероятно, этот текст никогда бы не вошел в канон Священного Писания. Однако он включен туда, потому что Церковь издревле понимает это в двух смыслах. В Ветхом Завете эти два образа понимаются как образы Бога и Его народа - Бог и богоизбранный народ. Жених - это Бог, невеста - это ветхозаветная Церковь. Аллегорическая традиция в христианскую эпоху понимает зачастую смысл этой книги как аллегорию взаимоотношений Бога и души человеческой. Нам известно понятие: уневеститься Христу. Это относится ко всем христианам; душа наша должна стать невестою Христу. Это аллегорический подход. Есть конкретный текст, которому отказывают в буквальном смысле, т.е. за каждым конкретным действием или конкретной чертой, описываемой в этом тексте, видится какое-то из Божественных совершенств, Божественных свойств или, если речь идет о невесте, из свойств души христианской. Именно в таком смысле толкует эту книгу классик Александрийской аллегорической школы экзегезы Ориген.

Это два подхода, у каждого из них есть свои крайности. Иногда историк антиохиец отказывается видеть в тексте какую-либо аллегорию, он забывает о духовном смысле, он начинает мыслить историческими категориями. Аллегорист наоборот. Он говорит, что на в Ветхом Завете казни, которые совершали

евреи, когда захватили Святую Землю. Ничего этого не было - это аллегория. Как, например: «блажен иже возьмет и разбиет младенцев твоих о камень» - это мы берем грехи и разбиваем о камень веры. Иногда факту отказывают в самом существовании. Это тоже искажение.

Был еще и третий путь, который географически невозможно определить, потому что его использовали лучшие представители той и другой традиции. Пример с той же самой Новой Евой, с тем же самым Новым Адамом. Это подход типологический, говоря по-русски - преобразовательный. О чем Библия? Она о Христе. Все эти сотни страниц не только Нового, но и Ветхого Завета, они о пришествии Господа в мир. И все, что сказано, все, что внесено в Библию - внесено туда неслучайно. Потому что были конкретные исторические моменты, Моисей вывел народ Божий из Египта, он восходил на гору и получал скрижали - все это
было, но эти события, во-первых, являются историей спасения - пyтeм к  ришествию в мир Христа, а во-вторых, они прообразуют евангельские реалии. Переход через Чермное море- это прообраз нашего крещения и т.д. Сам Господь пользуется прообразовательным толкованием: как был вознесен змий в пустыне, так должно быть вознесенну Сыну Человеческому. Этот тип тип толкования - типологическое толкование - это третий подход. 3а каждой строчкой видится евангельская радость, евангельская реальность. У св. отцов есть такой образ: Церковь – это огромное здание, здание ocияваемое сoлнeчнм светом. Но это здание, как и всякое здание, на
которое светит солнце, отбрасывает свою тень и для Церкви это тень в прошлое, это тень назад. Это величественное здание ложится своей бесконечно длинной огромной тенью на всю историю Ветхого Завета, на всю историю дохристианского человечества. Тень, что это такое?
Это что-то безсцветное, что-то искаженное, что-то не всегда адекватное с самой реальностью, но при этом она до какой-то степени все-таки отражает, отображает это здание, эту радость евангельскую. Вот эти тени, эти образы, прообразы и ищут многие толкователи в Священном Писании. Ярким примером подобных толкователей являются Златоуст, Кирилл Александрийский и т.д., хотя они могли принадлежать к разным школам. Кирилл мог больше принадлежать к Александрийской традиции, Златоуст был ближе к Антиохийской, но в своих
текстах, в свих находках экзегетических они соприкасаются.





Теперь мы начнем разговор о еще одном очень своеобразном авторе, тоже увы не во всем и не вполне православном. Для третьего века это фигура определяющая - это Ориген. О нем имеются достаточно подробные сведения, прежде всего благодаря церковному историку Евсевию Кесарийскому, который в своей шестой книге по церковной истории дает о нем массу полезных сведений. Есть и другие источники, но они более поздние, более предвзятые.

Точную дату рождения Оригена определить трудно, как и у многих св. отцов и учителей Церкви. Ориген не бьл св. отцом, он был осужден Церковью как еретик. Здесь тоже некоторая проблема. Если мы возьмем великих отцов-каппадокийцев, то найдем у них определение Оригена как Божественного, а Вселенские Соборы дают определение Оригена как нечестивого, суемудрого, безбожного. Что-то от Оригена воспринято. Ilep в oe  «Добротолюбие» было составлено по его трудам, как сборник аскетически-нравственный. И в то же время у него масса ересей и заблуждений, за которые он лично был осужден Вселенскими Соборами.

Предполагается, что он родился, скорее всего, 185 году. Имя Ориген языческое, в переводе это значит потомок Ора (Гора) - египетского бога. Видимо, Ориген происходил из языческой семьи, которая почитала поначалу этого бога. Предполагается, что Ориген родился даже в день, который связан по языческому календарю с этим богом. Последующие писатели именуют его не Оригеном, а Адамантием, что значит стальной (по твердости его веры). Отец его был Александрийский грамматик, ученый муж, звали его Леонид. Вероятно, вскоре после рождения Оригена он принял христианства Таким образом, будуший  богослов рос в христианской семье и получил церковное воспитание и образование. Первым его учителем стал родной отец, который привил. Для Леонида, отца Оригена, Священное Писание было величайшим из сокровищ, и он смог эту любовь передать своему чаду. Ориген был очень способен с детства и проявлял большие успехи в изучении Священного Писания и отец просто преклонялся перед ним. Несколько возмужав, Ориген стал посещать знаменитую Александрийскую школу и лекции двух учителей: Пантена и Климента Александрийского.   В 202 году произошло событие, которое коренным образом изменило жизнь Оригена. Император Септимий Север, дотоле весьма хорошо относившийся к христианам, вдруг издал эдикт, запрещавший проповедь христианства и иудейства. Жертвой этого указа стали т.н. неофиты (те, кто только что обратился в Христову веру). Они должны были выбирать или возвращаться в язычество, или умереть. В Александрии было схвачено некоторое количество известных христиан, в том числе и отец Оригена Леонид. После непродолжительного заключения он был усечен мечем. Ориген очень любил отца и решил разделить с ним его участь, решил бежать к властям, исповедать себя христианином и умереть с отцом. Но он был юношей воспитанным, скромным и мать его нашла надежный способ удержать Оригена и не дать ему уйти. Она просто спрятала его одежду, и он остался дома Однако это желание его было искренним, и он потом подтвердил это, пострадав во время других гонений. Отцу он писал письма, где говорил: держись и не передумай ради нас. Эта кончина его отца определила всю его жизнь. Он наверно до конца дней мучился оттого, что ему не удалось пострадать, стремился всю жизнь умереть за Христа и рассматривал христианство как духовную брань, пределом желаемого которой была бы смерть от безбожников. После смерти отца для семьи его наступили тяжелые времена, имущество было конфисковано, вдова с детьми оказалась нищей. Ориген был старшим сыном, нашел приют поначалу у некоей женщины, богобоязненной, но при этом к ней ходил знаменитый еретик, которого звали Павел, и Ориген принципиально не становился с ним на молитву, всячески его избегал и спорил с ним без остановки. Любопытно, что он спорил с еретиком, не желал молиться с ним и в конечном итоге стал знаменитым ересеархом. Продолжалось его обучение, он стал учителем, стал грамматиком и с семнадцати лет оказался кормильцем всей семьи. Он начал преподавать в городском огласительном училище. Климент, его учитель, в этот момент покинул Александрию, и народ стал стекаться к Оригену. Ему было восемнадцать лет, а он был уже во главе огласительного училища и учил людей многоразличным премудростям, причём не только основам веры, но и другим светским наукам. Он получал очень мало денег. Ocнoвным источником его дoxoдa было написание и продажа книг. Ориген общался со всеми, страстно свидетельствовал о вере, вел жизнь философа и аскета, спал на голой земле и прямо следовал словам Христа о нестяжании и о том, чтобы не заботиться о будущем. За ним многие следовали. Многие ему подражали. Ориген был яркий учитель молитвы, он был настоящим аскетом, при этом тоже со своими искажениями. Этим отчасти он обязан эпохе, отчасти своим заблуждениям. Например, в своем субординатизме (учении о неравенстве Божественных Лиц) он говорил, что с молитвой можно обращаться только к Богу Отцу. Самой большой и печальной его крайностью было то, что он впрямую воспринял слова Христа о добровольном скопчестве и сам себя оскопил. Он пытался это обстоятельство скрыть, но оно стало известным, тут он еще стремился к тому, чтобы предельно стать безстрастным человеком, нейтральным. К нему приходили многие женщины слушать его проповеди, он был натурой страстной и таким образом пытался победить свое естество. Это самовольное оскопление послужило затем одним из поводов его осуждения и упреком в крайнем и необдуманном аскетизме. Это даже был один из поводов для того, чтобы поставить под сомнение законность его рукоположения, потому что тем, кто сам себя оскопил, запрещено становиться священниками.

Дальше не очень просто определить порядок событий его жизни. Гонения на некоторое время прекращаются. Он занимается изучением Священного Писания, учит еврейский язык, увлеченно доискивается сокрытых смыслов. Он был крайним алдегеристом в изучении Священного Писания. Он учится у знаменитого философа Аммония Сакка, у которого учился знаменитейший философ Плотин. Затем Ориген преподает разные дисциплины: арифметику, геометрию, богословие, но постепенно начинает скучать от этого преподавания и целиком посвящает себя изучению Священного Писания. В 215 году в Александрии начинается бунт против императора Каракаллы. Разгневанный император заливает Александрию потоками крови, отдает город на разграбление армии, запрещает всякие зрелища и закрывает все философские школы, как некий рассадник вольнолюбивых идей. Ориген уезжает из Александрии и поселяется в Кесарии Палестинской. Здесь его принимают очень радушно, пользуется всеобщей любовью, он по-прежнему еще мирянин, но проповедует в храмах во время богослужений и его бывший начальник епископ Александрийский Димитрий с возмущением пишет, что где это видано, чтобы мирянин в присутствии епископа проповедовал в храме. Вообще Димитрий, поначалу очень расположенный к Оригену, затем меняет свое отношение. Надо иметь в виду, что к Оригену так и не изменили своего отношения даже последователи и ученики Димитрия и после даже не допустили его в Александрию. Отношения между Оригеном и Александрийским епископом портятся, в это время Ориген пользуется невиданной славой, его выписывает к себе мать императора Александра Севера Юлия Манея, чтобы просто посмотреть на него и немного поговорить с ним. И вот он едет в императорское имение, чтобы предстать перед ней и чтобы она могла насладиться беседой с этим знаменитым богословом и философом.

Некий Амвросий, его ученик, бывший еретик, гностик, которого Ориген убедил в истинности православия, наконец, убеждает его записывать свои толкования на Священное Писание и заниматься систематическим комментированием книг Ветхого и Нового Завета. И Ориген, по совету своего ученика, увлеченно этим занимается, составляя целые тома толкований.

В 230 году Ориген отправляется в Грецию, затем путешествует в Рим. По дороге из Греции он заезжает в Кесарию к своим друзьям епископам Кесарийскому и Иерусалимскому и они рукополагают Оригена в пресвитерский сан, что воспринимается с возмущением Димитрием Александрийским, который считает это нарушением всех канонов. Разражается настоящая буря, Димитрий созывает собор и запрещает Оригену жить и даже приезжать в Александрию. Это запрещение остается до конца жизни Оригена. Откуда такое неприятие? Во-первых, Димитрий рассматривает Оригена как подчиненного, во-вторых, он скопец, затем у Оригена вероятно уже тогда возникают какие-то догматические проблемы. Всю остальную жизнь Ориген провел в изгнании в Кесарии Палестинской. Здесь он основывает свою собственную христианскую школу, своего рода богословско-философский университет. В 250 году на Церковь обрушились новые гонения, начатые императором Декием. В Палестине стал жертвой этих гонений епископ Александр Иерусалимский, он умер в тюрьме. Ориген также был заключен под стражу и, как пишет Евсевий Кесарийский, многое вынес за веру Христову: оковы, телесные муки, истязание железом, тюремное подземелье, многодневные сидения с растянутыми до четвертой дыры ногами, угрозу сожжения. Тем не менее, он остался жив и не отрекся. Он оказался исповедником. Умер он, не дожив до 71 года в Тире, где и погребен. Предполагается, что его кончина произошла в 254 году.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-29; Просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь