Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Лекция № 4. Арианство. Св. Афанасий Великий. Св. Кирилл Иерусалимский.



В прошлый раз мы говорили об учителе Церкви Оригене, о его жизни. И из сказанного можно сделать вывод, что его подвижническая жизнь вступает в некое противоречие с его учением. Это учение Церковью осуждено как еретическое. Об особенностях этого учения и пойдет сейчас речь.

Основные идеи Оригена в более или менее систематическом виде, посвященные догматическому взгляду на основы христианской веры, содержатся в его сочинении, которое называется «О началах». По сути дела - это первая систематическая попытка написания сводного труда по догматическому богословию. Т.е. не просто сочинение, посвященное отдельной теме или вопросу, а именно систематическое и последовательное изложение богословского учения Оригена. К сожалению, эта попытка потерпела неудачу по той причине, что Ориген предложил не церковное богословие, а свою собственную версию богословия, причем замешанную на разных основаниях философии и мифологии, прежде всего платоновской традиции.

Помимо сочинения «О началах» отдельные его идеи содержатся в апологетическом сочинении «против Цельса» и в толковании на Евангелие от Иоанна, которое легло в основу дальнейших толкований. Однако и это толкование содержит в себе довольно смутные места.

Историки и богословы спорят относительно Оригена. Некоторые считают, что он только первую часть жизни придерживался еретического учения, а затем свои взгляды пересмотрел. Однако, сочинение < < Против Цельса» поздний его труд, и там содержатся те же самые идеи и мысли, которые есть и в его ранних творениях.

В чем же идея Оригена? Ориген считал, что Бог открыт и определим нами в Своем самом главном деле, которое Он совершает - в творении мира. Бог, прежде всего Творец и Ориген верит в то, что Бог творит всегда и, что не было такого момента, когда не было мира. Т.е. мир совечен Богу, Бог всегда творит мир. Этот мир - это не просто набор вещей и предметов, но - это совечные Богу духи, живые разумные существа. Цель и задача этих всегда создаваемых, совечных Богу духов - познавать Бога, общаться с Ним, быть обращенными к своему Творцу. В отличие от других св. отцов, которые говорят, что Бог творит мир из ничего, творит по своему замыслу и Он свободен от каких- либо идей, Ориген считает, что творение для Бога неизбежно. И вот, от века есть эти разумные существа, которые к Богу обращены, Богом наслаждаются. Но в какой-то момент эти существа начинают отвлекаться от Бога. Они начинают обращаться к себе, интересоваться самими собою и тем, что вне Бога. И тогда они охладевают в любви к Богу. Духи становятся душами, т.е. охладевают и как бы ниспадают на новый более примитивный уровень бытия. Некоторые из них становятся ангелами - те, кто упали, но не очень далеко. Те, которые отпали дальше - это люди, и, наконец, те, которые совсем отвлекаются от Бога - это демоны. Нужно как-то восстановить эти существа в своем первоначальном святом состоянии. Для этого находится некое существо, один из этих духов, который в отличие от прочих остался верен Богу и по прежнему наслаждается лицезрением Божества, - это Иисус, с которым соединяется Сын Божий - второе лицо Пресвятой Троицы. И вот этот Иисус приходит в наш падший мир, принимает на себя человеческое естество, чтобы вывести нас из рабства греху, чтобы принести выкуп сатане. И когда он умирает, т.е. приносит выкуп, все исправляется, все приходит в первоначальное достоинство. Грубая плоть, которой облечены существа, оказывается низринута, и во втором Пришествии все вновь развоплотится, и будут опять те самые первоначальные духи. А потом возможно новое падение, духи вновь могут отвлечься, и тогда будет новый мир - грубый, материальный, греховный и будет нужно новое воплощение, опять Сын Божий должен будет придти в мир и опять его искупать. И так безконечное число раз. Понятно, что к православию это

Никакого отношения не имеет. Церковь верует совершенно иначе, чем мыслил Ориген. В связи с этим общим восстановлением в конце связана идея Оригена о том, что Бог восстановит всех, включая сатану. Это идея апокатастиса - всеобщего восстановления.

Все эти идеи Оригена обсуждались, рассмат; ривались св. отцами и были отринуты. Еще современник Оригена, отец Церкви священномученик Мефодий Патарский показал всю ложность учения Оригена и указал подлинное христианское учение. Он показал идею свободы человека. Он говорил, что человек свободен и именно поэтому может не спастись. Он показал ценность материи. Бог сотворил все «хорошо весьма» и в том числе материальные вещи. И свмч. Мефодий развивает идею, которую после него будут развивать многие отцы: человек не призван к развоплощению, мир не призван к самоуничтожению и превращению в некую духовную субстанцию. Да, мир сгорит, вся материя мира сгорит, но не в смысле полного уничтожения. Как износившийся инструмент кузнеца может быть брошен в печь, и переплавлен, и дальше будет служить ремесленнику, так и из вещества этого мира будут воссозданы новое небо и новая земля. Это не будет сугубо духовная сущность, но то же самое естество, преображенное и измененное в огне Судного Дня. И никаких новых миров не будет, т.к. Бог сотворил этот мир, и именно этот мир должен обрести свою конечную судьбу, соприкоснуться с вечностью.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-29; Просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.008 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь