Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Также Василий испытывает влияние своего отца - ученого мужа, ритора, который известен нам из истории как Василий Старший.



Свт. Василий получил образование в Кесарии, потом оказался в Константинополе и, наконец, прибыл в Афины. В те времена Афины - столица античной языческой образованности. Здесь он познакомился со своим ближайшим другом, будущим святителем Григорием Богословом, тогда они вместе были студентами. От святителя Григория сохранились яркие воспоминания о дружбе, об особом единстве душ, которое образовалось между этими великими Святыми отцами. Святитель Григорий пишет об этой дружбе: « Когда же по прошествии некоторого времени (обучаясь в Афинах) открыли мы друг другу желания свои и предмет их любомудрие (под любомудрием понимается именно любовь к христианской мудрости - прим. лектора), тогда уже мы стали друг для друга все - и товарищи, и сотрапезники, и родные. Одну имея цель, мы непрестанно возрастали в пламенной любви друг к другу. В таком расположении простирались мы вперед, имея содейственника Бога и свою любовь. Нами водили равные надежды и в деле самом завидном -в учении. Далека была от нас зависть, усерднейшими же нас делало соревнование. Казалось, что одна душа в обоих поддерживает два тела. У обоих нас одно было упражнение -добродетель и одно усилие, до отшествие отсюда, отрешась от здешнего, жить для будущих надежд. Всем известны были две дороги, одна - это первая превосходнейшая, вела к нашим священным храмам и к тамошним учителям, другая, не равная достоинством с первой, была к наставникам наук внешних. У других бывают иные прозвания, или иные по роду занятия, но у нас дело и имя - быть и именоваться христианами». Вот как святитель Григорий описывает рвение и устремления двух молодых людей, тогда студентов, к христианскому деланию, жизни во Христе.

Второй из Святых отцов, это святитель Григорий Богослов, родился в Назианзии. Это юго-западная Каппадокия, тоже Турция, он прозван еще Назианзин, имение, в котором он родился, находилось близ городка, который назывался Назианз. Святитель Григорий был чуть старше Василия Великого, на полгода или на год. Но так получилось, что лидером в их духовном содружестве оказался младший из них, святитель Василий. Он был наделен даром возглавления, лидерства, он как бы вел за собой своего друга, «вытягивал» его в подвигах, в устремлениях, и в конечном итоге стал причиной того, что Григорий Богослов сделался пресвитером, а затем епископом. Юность у обоих проходила схожим образом. Григорий, подобно Василию, был воспитан своей благочестивой матерью Нонной. В юности он учился в Кесарии Каппадокийской, затем в Кесарии Палестинской на святой земле, затем в Александрии и, наконец, попал в Афины и там познакомился с Василием Великим.

Святители с юных лет занимались какими-то подвигами, несколько крайними. Например: чтобы смирить себя, они занимались рабским делом и на тележках вывозили навоз, несмотря на возражение и возмущение домашних. Но также совершали они и молитвенный подвиг. И именно в юные годы свт. Григорий Богослов становится обладателем мистического опыта. Ему впервые является свет Пресвятой Троицы. И если Василий назван Великим за свои заслуги перед Церковью, то Григорий назван возвышенно - Богословом. Богослов по понятиям древней Церкви - это в первую очередь тот, кто богословствует о Пресвятой Троице. И за свои заслуги на этом поприще Григорий получил такое именование.

После четырех или пяти лет обучения в Афинах, Василий, испытавший к тому моменту разочарование в светском образовании, удаляется из Афин и возвращается на родину. Если сравнивать этих святых отцов, то Григорий больше подпадает под обаяние этой античной традиции, античной философии. В его словах и проповедях можно даже встретить некоторые образы из античной мифологии. Свт. Василий здесь определенней, резче. Хотя и он после скажет о той пользе, которую можно получить при изучении языческой литературы. Но он очень четко все различает и говорит, что христианин должен быть подобен пчеле, он должен с цветов языческого знания, поэзии, мифологии собирать только мед, избегая пыльцы с ядовитых цветов.

Уехав из Афин, Василий Великий некоторое время трудился в качестве ритора и даже сделал себе карьеру. Но затем это все ему надоело. Он стремился к аскетической жизни, и, наконец, в Кесарии он принимает крещение от епископа Кесарийского Диария и отправляется в путешествие. Объезжает Сирию и Египет знакомится там с местными подвижниками. Известно, что в то время было две традиции монашеской жизни: отшельническая и общежительная. Свт. Василий Великий становится сторонником и активным участником развития традиции общежительной. Свт. Василий является составителем древнейших, знаменитейших уставов монашеской жизни, которые он обсуждал и со свт. Григорием. И до сих пор Церковь и монашеская традиция ориентируются на те уставы, которые были созданы Василием Великим. Это путешествие позволило свт. Василий познакомиться и с догматическими мнениями, которые присутствовали на тогдашнем христианском Востоке. В спорах между православными и арианами существовали градации или степени мнений - от крайних до умеренных. И Василий Великий, благодаря этому знакомству с разными мнениями и суждениями, формулирует свое православное и подлинное исповедание Пресвятой Троицы.

Свт. Василий пишет уставы, пишет письма ко многим монахам, где говорит, как им должно нести свое монашеское служение. Под его влиянием вся монашеская братия около Неокесарии становится как - бы ему подчиненной. Он становится для них учителем молитвы и монашеской жизни.

Во время монашеской жизни Василия Великого его неоднократно посещает свт. Григорий. Они изучают совместно Священное Писание, творения прежних богословов, в том числе и Оригена, составляют первое Добротолюбие - отрывки из оригеновских сочинений, и около 364 года, наконец, новый епископ Кесарии Евсевий призывает к себе Василия и посвящает его в пресвитерский сан.

В это время арианская ересь активизируется. Причиной этому является еще и то, что новый император Валент выступает на стороне ариан. Василии пытается противостоять ереси. Он перебирается в Кесарию Каппадокийскую и там находится при епископе. Здесь свт. Василий совершает поступок, который принес ему дополнительную славу. Тогда в Каппадокии наступил страшный голод и, чтобы поддержать тех, кому грозит голодная смерть, Василий продает свое имение, доставшееся ему по наследству, и раздает все деньги голодающим. Он сам хорошо помнил, что такое голод. Один из братьев Свт. Василия в такое голодное время, когда его семья бедствовала, был даже продан в рабство, чтобы остальные смогли выжить.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-29; Просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь