Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
В 370 г. умирает Кесарийский епископ Евсевий, и Василий становится его преемником. Он продолжает развивать благотворительную деятельность, открывает
И больных. Он даже пытается создать город, который, получает у местного Наименование Василиада. Также он много трудится в области богослужебной реформы. Мы Знаем, что он написал многие молитвы нашей Литургии, получившей наименование Литургии Василия Великого. Он пытается нравственно укрепить клир, который к моменту его восшествия на епископскую кафедру был далеко не в лучшем состоянии, способствует уврачеванию расколов, решительно противостоит арианской ереси. Император Валент присылает к нему своего префекта, дабы задавить это сопротивление арианству, префект устраивает свт. Василию допрос с пристрастием и Василии очень резко ему возражает. Тогда оскорбленный префект, видя свое бессилие, сказал: «Со мной никто не смел так разговаривать». На это свт. Василий ответил: «Видимо ты не встречался с епископами». Отсюда видно, что Василий не боится. Он готов на мученичество, готов на смерть. Святитель много трудится для объединения православных, пытается доказать свою правоту уважительной и доходчивой полемикой. Умер свт. Василий первого января 379 года. Он немного не дожил до Второго Вселенского собора, и преемником Василия в борьбе за чистоту Православия оказался его друг свт. Григорий Богослов. Григорий Богослов не хотел быть ни пресвитером, ни епископом. Его фактически заставили стать и тем, и другим. Он возмущался, писал о том, что над ним совершено насилие, но смирился с волей своего отца и с настойчивостью своего друга свт. Василия. Василий Великий в это время начинает открывать многочисленные епископские кафедры, перед своей смертью. Дело в том, что тогда на православном Востоке почти не осталось православных епископов. После смерти свт. Афанасия, общепризнанным лидером в борьбе с арианством оказался свт. Василий Великий. Он открывает епископские кафедры в самых маленьких городишках, чтобы задавить ариан числом православных епископов. Было одно такое местечко, которое называлось Сосимы. Это была фактически деревня на стыке трех дорог. В это место он рукополагает своего друга Григория Богослова. Григорий, как человек аристократичный, был в ужасе от этого места. Он описывает это так: « На большой дороге, пролегающей через Каппадокию, есть место обычной остановки проезжих, с которого одна дорога делится на три. Место безводное, не произращающее и былинки, лишенное всех удобств, селение весьма скучное и тесное. Там всегда пыль, стук от повозок, слезы, рыдания, собиратели налогов, орудия пыток, цепи, а жители чужеземцы и бродяги. Такова была церковь в моих Сосимах». Он был обижен на своего друга, который рукоположил его в это место и даже некоторое время находится с ним в ссоре. Он приезжает туда, видит эту картину, и, не отслужив ни одной литургии, уезжает обратно в Назианз. Он возмущен, расстроен и помогает управлять кафедрой своему отцу в Назианзе. В тот момент отец Григория Богослова был епископом города Назианза. Тогда же умирает мать Григория Нонна, сам Григорий страдает различными недугами. В 375 г. Григорий уезжает в Селевкию, решает вести полумонашеский образ жизни, но вскоре узнает о смерти своего друга свт. Василия и отныне судьба его - продолжать дело Василия Великого. Во время царствования императора Валента православных в империи практически не остается. На западе в Римскую кафедру занимает папа Дамас, и запад занимает двойственную соглашательскую позицию. И Григорий остается почти в одиночестве. Но в это время промыслительным образом Валент погибает в битве и на его месте в 379 г. воцаряется новый император Феодосии, который восстанавливает православное исповедание в империи. С этого момента начинается период торжества Православия, но происходит это постепенно. Феодосии еще должен победить своих противников, должен утвердиться в Константинополе. И Григорий получает приглашение от православных жителей Константинополя прибыть в столицу и занять там епископскую кафедру. Но дело в том, что по решениям Первого Вселенского Собора епископ не имеет право менять свою кафедру. ( Правда, спустя несколько лет после этого решения оно уже нарушалось) И формально свт. Григорий, переезжая из Назианза, оказывался нарушителем канонов. За это потом он пострадал. Он приезжает в Константинополь, в это время еще торжествуют ариане, все крупные храмы города находятся в руках ариан. Свт. Григории устраивает в доме одного из своих родственников часовню, освящает этот храм во имя Воскресения Христова и здесь произносит многие из своих знаменитейших проповедей, в том числе «Слова о Богословии», где излагает учение о том, как надо богословствовать и учение о Пресвятой Троице. Собственно, за эти слова Церковь и прославила его как Григория Богослова. Ариане пытаются с ним бороться, даже покушаются на его жизнь. Среди местных христиан возникает смута, они не могут решить, кто должен быть патриархом. Однако, вскоре происходит примирение, смута завершается, Григорий побеждает своих противников решимостью, красноречием и становится епископом столицы империи. В это время его слава столь велика, что даже знаменитый толкователь Священного Писания блаженный Иероним Стридонский, человек немолодой и весьма известный, специально приезжает к Григорию Богослову, чтобы взять у него несколько уроков толкования и послушать его проповеди. В 380 г. Православие побеждает окончательно, император Феодосии передает православным практически все главные святыни столицы и при этом почти весь народ просит свт. Григория стать, уже окончательно, епископом Константинопольским. Григорий дает согласие, но с тем условием, чтобы собрался Вселенский Собор, который решит все спорные богословские вопросы, а также решит, стоит ли ему оставаться епископом Константинопольским. Собирается Собор и начинается борьба за председательство на соборе. Умирает авторитетный епископ Мелетий, Григoрий cтaновится пpeдceдaтeлeм на Соборе. В этот момент приезжают Египетские епископы, которые устраивают смуту и поднимают канонический вопрос о незаконном перемещении Григория с кафедры на кафедру. Григорий пребывает в гневе. Начинаются споры между представителями Запада и Востока за первенство выступления. Восточные епископы говорили, что первое слово Востоку, ибо на Востоке родился Христос. Западные епископы возражают, что на Востоке Его и умертвили. Григорий не выдерживает, слагает с себя полномочия председателя Собора, слагает полномочия Константинопольского патриарха и обличает отцов Собора за их споры и взаимное недовольство. Он пишет: «иереи помоложе стрекочут, как стая соек и озлобляются как рой ос». Григорий произносит прощальное слово, которое завершает так: «Прощай, Царственный храм, прощай храм святых Апостолов, прощай епископский престол, прощай великий город прославленный надежностью веры и любовию к Иисусу Христу, прощай Запад и Восток, ибо за вас я боролся, и вы воздвигли на меня брани, прощайте дети мои, храните сокровище вам доверенное, вспомяните о моих мытарствах, и да пребудет с вами милость Господа нашего Иисуса Христа». После этой речи он Г. во время работы Вселенского Собора. Он возвращается в Назианз, где правит кафедрой до 383г., потом находит себе преемника, и остаток дней проводит в своем имении и систематизирует свои сочинения, письма. Здесь он ведет обширную переписку с самыми разными людьми. Скончался он около 390-го года. О свт. Григории Нисском нам известно меньше всего. Известно, что он был младшим братом свт. Василия Великого. В древней Церкви он был не менее почитаемый богослов, чем Григорий. Богослов и Василий Великий. Потом его личность отходит на второй план в связи с какими-то смутными моментами, которые находятся в его учении. Свт. Григорий Нисский был гораздо младше свт. Василия, и он называет Василия Великого своим отцом и учителем, несмотря на то, что был его братом. Мы не знаем ничего определенного о годах детства свт. Григория, о его воспитании. Известно, что он получил не такое разностороннее образование как его брат, сам себя он именует самоучкой. Разумеется, что учился он каким-то наукам, однако, богословские знания приобрел благодаря своим усилиям, а также урокам, которые дал ему его старший брат свт. Василий. В юные годы свт. Григорий не отличался особым благочестием, он скорее противился, чем стремился к пресвитерскому сану и терпел Церковь скорее, чем ее любил. Основные языческие знания он приобрел в языческой школе в Кесарии; где образование было не очень хорошим. Он был светским человеком, женился и готовил себя к светской карьере. Потом с ним произошел некий загадочный случай, Однажды на праздник Сорока Мучеников Григорий должен был приехать в имение матери. Для этого ему пришлось прерывать занятия в школе, чем он был очень недоволен, но, тем не менее, приехал. Богослужение происходило в саду на свежем воздухе и длилось всю ночь. Через какое-то время Григорию все наскучило, он решил, что нечего ему на богослужении делать и пошел спать в одну из летних беседок неподалеку. Ему приснилось, что он хочет войти в некий прекрасный сад, но какие-то светоносные воины его туда не пускают. И лишь благодаря заступничеству одного из них ему удалось войти в этот сад и избежать тем самым наказания, которое ему грозило, как он предчувствовал. Пробудившись, Григорий устрашился, решил исправиться и вести христианскую жизнь. Он принял на себя обязанности анагнокса, т.е. читал Священное Писание во время богослужения. Но вскоре снова охладел к вере, вновь стал мечтать о светской карьере, стал преподавателем риторики и фактически ушел из Церкви. К этому времени он вступил в брак с благочестивой девушкой, которой удалось повлиять на супруга, и с которой он пребывал в супружестве в течение многих лет, даже уже будучи епископом. Григорий стремился способствовать благу Церкви, участвовал в церковных делах, собраниях, но не был хорошим дипломатом и часто попадал в неприятные ситуации, откуда его вынужден был вызволять старший брат. Порой неудачные шаги, предпринятые Григорием, приводили к печальным последствиям для всей епархии. Однажды свт. Василий, говоря о результатах необдуманных действий своего младшего брата, сожалел, что под тем не расступилась земля. Около 372 г. Григорий был посвящен свт. Василием в епископы |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-29; Просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы