Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Ориген не верил в переселение душ, но он верил в новое воплощение в последовательной цепочке миров. Церковь не допускает этой идеи.



Были у Оригена ученики православные, например, Григорий Чудотворец. Были и ученики, допускавшие странные суждения, хотя причислены Церковью к лику святых, например: свт. Дионисий Александрийский. Но были и явные еретики, талантливые люди, но, тем не менее, осуждены Церковью: Евлагрий и Дидим Слепец - толкователь Священного Писания. Будучи слепым, он наизусть знал Священное Писание, однако он придерживался заблуждений Оригена.

В четвертом веке мы сталкиваемся с еще одним не православным учением известным как арианство. Арианство относится к разряду триадологических ересей. Это не православное противоречащее церковному учение о Пресвятой Троице, о соотношении лиц Пресвятой Троицы. Нужно различать два типа ересей: христологические и триадологические. Триадологическое - это, как я уже сказал, не православное противоречащее церковному учение о Пресвятой Троице. Христологические ереси - это не православное учение о воплотившемся Сыне Божием, о том, как в Сыне Божием соотносится Божественная природа и природа человеческая. Для нас сегодня очевидно, что Сьн Божий был в полноте Бог и в полноте человек, но для многих древних писателей это было не так ясно. Арианство - это первая великая ересь четвертого вёка. Она названа так по имени Александрийского пресвитера Ария. Он был известен как человек аскетического склада, как человек талантливый, хотя и не очень далекий. Например, еретик пятого века Несторий был гораздо образованнее и тоньше, чем Арий. Арий скорее повторяет своих предшественников. Прежде всего, стоит назвать Лукиана Самосатского - он причислен Церковью к лику святых как мученик, однако, по свидетельству св. отцов придерживался того учения, которое было впоследствии развито Арием.

В чем же идея Лукиана, а затем Ария? Мы говорили, что ереси возникают из горделивого, пытливого порыва ума, когда человеку обязательно нужно все рассудить о Боге, все в Нем познать. Это верно, но не универсально. Иногда появляется какая-нибудь ересь, с которой Церковь начинает бороться, и некоторые богословы впадают в противоположную крайность, потому что соблюсти православие бывает непросто - это срединный царский путь. Бывает так, что некий церковный писатель искренне бросается бороться с ересью и, увлекшись, формирует ересь противоположного свойства. Так было с арианством.

В третьем веке была ересь, которая называлась савелианство или модализм. Суть ее в том, что она отрицала Пресвятую Троицу. Есть единый Бог, который в разные периоды земной истории является в разных видах: то, как Отец, то, как Сын, то, как святой Дух - в зависимости от обстоятельств. Это как бы модусы - маски одного и того же Бога. В Нем нет Отца, Сына и Святого Духа. Т.е. как бы Бог играет разные роли в определенные исторические периоды. Эти савелиане, от имени епископа Савелия, говорили, что эти три маски Отец, Сын и Святой Дух - это единосущный Бог. Для нас термин единосущие обозначает, что Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух - абсолютно равночестны друг другу. Отец не больше Сына и не меньше Сына, Сын не больше Духа и не меньше Духа - это три Лица пребывающие в любви друг к другу, но одновременно это один Бог. Это тайна, которую отцы пытались
проиллюстрировать какими-то примерами. Тот же Афанасий Великий приводил разные образы, например, солнце. Есть само солнце, есть солнечный свет, есть солнечное тепло. Само солнце как источник света и тепла сравнивается с Богом отцом, свет, освещающий мир, образ Сына Божия, который есть Свет миру и, наконец, животворящее тепло, без которого ничто не может существовать в мире - образ Духа Святого. Все едино, все неразрывно. Однако, это условный образ, потому что теряется личностное начало. Бог Отец любящий, Бог Сын любящий, Бог Дух Святой любящий - это три Личности, которые любят друг друга и любят нас. Для нас единосущие - это абсолютное равенство трех Личностей в едином Боге, а для с авелиан единосущие означало, что один Бог как бы надевает на Себя три маски. Поэтому этого слова тогда боялись из-за еретического привкуса, им пользовались еретики. И в ответ на эту ересь возмущенные сыны Церкви стали говорить, что это не так. Ec ть Отец, есть Сын, есть Дух Святой - три Личности. Это три разных личности. Но эта разница для них  оказывалась разницей в качестве. И оказывалось, что по большому счету Бог среди них только один - это Отец. Бог Сын, лишь условно может быть назван Богом. Сын - это тот, кто имеёт начало рождается. Ариане здесь мыслят все по аналогии с человеком. Только Бог Отец безначален, только Бог Отец вечен, только Бог Отец - Бог в подлинном смысле слова. Он рождает Сына. Для ариан это то же, что творить. Для них Сын Божий творение, лучшее, чем люди, но творение. Ариане говорят: было время, когда Сына не было. По их словам Бог просто наделяет Его божественными качествами или благодатию, а по природе Он тварен. Дух Святой еще ниже, Он творится Сыном. Афанасий Великий называет такую веру в Духа верой во внука. При этом основная проблема для ариан - это преодоление параллелизма
между рождением Сына Божия от Отца и рождением людей. Мы мыслим рождение как событие во времени. В Боге все не так. Бог не подвластен времени, Он сам сотворил время. Поэтому мы не можем в строгом смысле сказать: Сын рожден Отцом. Мы можем сказать: Сын рождается от Отца. Это над временем, это вечно, это всегда. Это не исторический момент. Это образ бытия Сына, это тайна внутренней жизни Пресвятой Троицы.



Церковь должна была возразить арианам. Возразить их утверждению о том, что Сын по сути дела не Бог, а только тварное существо, сотворенное Отцом. С точки зрения ариан Сын творится для того, чтобы создать мир, а Бог выше всего. Бог так велик, что Ему не пристало соприкасаться с нами, тварью, и нужен некий посредник между Богом и тварью, некая средняя природа - полубог, полутварь. Ариане говорили, что это Сын Божий. Это основная идея арианской ереси.

Против ариан в бой вступает свт. Афанасий Александрийский (Великий). Он родился в 293 году в Александрии. Александрия был особый город - город блестящей образованности и восточных нравов. Там жили горячие восточные люди, которые регулярно поднимали бунты. В Александрии было очень неспокойно. Там могли убить императорского наместника или епископа, могли поджечь храм и тому подобное. Здесь царил восточный деспотизм. Это было и среди епископов. В Александрии долгое время друг другу наследовали епископы родственники. Епископы других церквей были этим возмущены и называли александрийских епископов фараонами за наследственную передачу сана. В этой обстановке начинаются споры сначала триадологические, затем христологические. Александрия становится как бы болевой точкой на протяжении нескольких столетий, где разворачиваются важнейшие события в истории Церкви, почти наравне с Константинополем. Здесь рождается и воспитывается свт. Афанасий Великий. Но в отличие от своих именитых предшественников, например, Оригена, он не имел очень хорошего образования. По свидетельству современников свт. Афанасий получил образование ровно настолько, чтобы не прослыть невеждой. Его богословие формулируется всегда в очень простых словах и понятиях. Оно может быть не совершенно по форме, но всегда очень доходчиво. Недаром свт. Афанасий с одинаковым жаром может писать о таинственных отношениях внутри Троицы и о житии простых монахов. Именно свт. Афанасий был автором знаменитого жития прп. Антония Великого - это образец для многих писателей, которые посвящали свои труды жизнеописанию великих христианских подвижников. Это золотой образец для многих житий святых. Будущий свт. Афанасий, тогда еще мирянин, оказывается пpиближeн к Aлeкcaндpийcкoмy епископу Александру. Незадолго до начала арианских споров будущий свт. Афанасий оказывается рукоположен в диаконский сан. В этом качестве он сопровождает еп. Александра на Первый Вселенский Собор. Историки Церкви гадают о той роли, которую сыграл свт. Афанасий на этом Соборе. Возможно, что он оказал больше влияние на решения и постановления этого Собора, потому что возвращается он с этого Собора с ясным и четким видением проблемы. Он возвращается в Александрию с некими рецептами, с помощью которых можно преодолеть эту арианскую болезнь. После смерти Александра Александрийского Афанасий, несмотря на свою молодость, оказывается его преемником. Он становится епископом 8 июня 328 года. Затем против него начинается ожесточенная борьба со стороны ариан. Он единственный богослов на тот момент, которому удается сформулировать православное учение, противопоставляемое арианской ереси. Начинается время страданий. Из сорока двух лет епископского служения Афанасия примерно половину времени он проводит в многочисленных ссылках. Этих ссылок было пять. Первыи раз его выслали в 335 году и вернули в 337г.

На Первом Вселенском Соборе была одержана предварительная победа над арианством. Затем ариане начинают получать влияние и на императора Константина Великого. Известно, что Константин Великий был крещен полу-арианским епископом. Также на местах ариане начинают получать особое влияние. После возвращения Ария из ссылки, ариане во главе с епископом Евсевием Никомидийским потребовали, чтобы Афанасий принял Ария в церковное общение. Арий был клириком Александрийской церкви и был отлучен, естественно, от Церкви за ересь. Афанасий на это пойти не мог. Тогда Афанасия начинают обвинять в разных злоупотреблениях, которых не было на самом деле. Например: обвиняли в убийстве епископа Арсения. Говорили, что он отрубил ему руку и пользовался ею для совершения неких колдовских обрядов. Также говорили, что он ниспроверг алтарь в храме. Афанасию удалось опровергнуть эти обвинения, был собор поместный в Тире в 335 г. Еп. Арсений, которого якобы убил Афанасий, был представлен на этом соборе живым и здоровым. Но были и другие обвинения, и Константин Великий, в конце концов, поверил им. Афанасий оказывается в изгнании по распоряжению императора, и только по смерти Константина Великого получает разрешение вернуться в Александрию в ноябре 337 г. В 339 г. он оказывается вновь в изгнании при императоре Констанции. С 339 по 346 г. он не в Александрии. На место Афанасия в 339г. назначают епископом некоего Григория Каппадокийца. Он ворвался в Александрию и захватил епископскую кафедру путем кровопролития и военных действий. Афанасий бежал в Рим, где находился некоторое время, общаясь с папой. Папа поддержал его в борьбе с арианством и подтвердил его епископское достоинство сам, а затем и на поместных соборах Римской церкви. После этого Афанасий возвратился в Александрию на место умершего в 345г, Григория. Третье изгнание следует в 356г. и продолжается по 362 г. При императоре Констанции торжествует арианство, и Афанасий оказывается низложен арианами. Его защитники пытаются ему помочь, но безуспешно и в356г. военачальник Севиан врывается во время вечернего богослужения в церковь, чтобы арестовать свт. Афанасия. Однако ему удается бежать. Он удалился в пустыню к монахам, великим подвижникам, где он познакомился со многими преподобными отцами. Престол заместил епископ Георгий. Несколько раз он пытался удержаться в Александрии, но толпа его изгоняла. В конце концов, он был убит народом и Афанасий вновь в 362 г. вернулся в Александрию. На императорский престол вступает Юлиан Отступник, который был врагом Церкви. Он попытался сделать язычество вновь имперским культом. Юлиану было выгодно вносить разделения в Церковь. П оэтому он всех изгнанных епископов, а среди них были и люди непорядочные, возвращает на свои места. Этим самым он хотел подорвать мир в Церкви. Вернул он и свт. Афанасия, самого порядочного, самого лучшего представителя Церкви, надеясь внести раскол в Церкви, и этим неожиданно для себя восстановил справедливость. Однако Юлиан быстро это понял и в том же году отправил его в ссылку. Дело в том, что свт. Афанасий искал мирные пути для убеждения ариан в своей правоте, что не входило в планы императора по разделению Церкви. Святитель созывает собор, где ему удалось примирить многих и доказать свою правоту многим из колеблющихся ариан. После смерти Юлиана свт. Афанасий вновь возвращается на кафедру в 364г. В 365г. начинается последняя ссылка на четыре месяца по распоряжению императора Валента. Время этого изгнания Афанасий провел неподалеку от Александрии в одном частном поместье. В 366 г. он окончательно возвращается в Александрию и доживает остаток своих дней здесь. Скончался он в 373г., не дожив нескольких лет до торжества православия, которое осуществилось на Втором Вселенском С o 6 o р e. На нем арианство было окончательно побеждено.

Свт. Афанасий писал и книги. Например: «Слово о воплощении Бога Слова и о Его
пришествии к нам по Плоти». Это очень яркий и глубокий труд. Афанасий написал его,
будучи молодым человеком, но здесь уже присутствуют все основные идеи его богословия,
которые потом он будет развивать. Это «Слово» является второй частью дилогии. Первая
часть называется «Слово на язычников». Затем он написал три «Слова» против ариан, «Слово защитительное» и несколько других текстов, которые посвящены систематическому опровержению арианской ереси. Кроме того, свт. Афанасий написал житие преподобного отца нашего Антония, и еще сохранились праздничные послания. В Александрийской церкви была традиция ежегодно писать пасхальные послания, из которых узнавали точную дату празднования Пасхи, также в них могли обсуждаться вопросы канонического и догматического характера, и то, с чем архипастырь хочет обратиться к своей пастве каждый год. Из этих посланий мы узнаем, какие книги Ветхого завета читались в Александрийской церкви, как определялась дата празднования Пасхи и т. д

 Свт. Афанасий очёнь много пишет о творении мира и о месте в мире человека. Он
подчеркивает, что мир абсолютно иноприроден Богу. Бог никакой точки соприкосновения со своей тварью, строго говоря, не имеет. Мир сотворён из ничего, из несущего. Бог же вечен, Он пребывает всегда. Только Бог подлинно существует, только Он сущий в подлинном смысле этого слова. Если в какой-то миг Он перестал бы осуществлять Свою зиждительную деятельность, которую Он осуществляет по отношению к твари, то все бы тотчас распалось и ушло бы в то самое ничто, из которого возникло. Все зиждится Сыном Божиим, Словом, Логосом, которое есть Божия Сила и Божия Премудрость. Но Сын Божий отнюдь не возникает ради творения мира. Он всегда существует в лоне Отчем, Он всегда, вечно, предвечно рождается от Отца. Он Бог в истинном смысле этого слова. Он единосущен Отцу, потому что обладает абсолютно тем же что и Отец. Само слово Отец подразумевает Сына. И раз Отец всегда был Отцом, то и всегда у Него был Сын. Посредством Сына Божия творится мир, а поскольку Сын Божий еще и Премудрость, то все сущее в Нем обретает свою цель, красоту, гармонию, соразмерность и т.д. В этом смысле все в мире отражает собою Бога. Мир
создан добрым, гармоничным, создан, чтобы собою отражать Бога, некие качества
божественные. В этом смысле не только человек, но немного даже и мир, мироздание
отражает в себе божественный образ, божественное совершенство. Человек, как и все твари, создан из ничего по Божественной воле. Бог мог мир и не творить. Только Сын рождается по природе, а все возникает, потому что этого Бог захотел. Человек









Мостик между реальностью божественной и неразумным творением. Человек по природе смертен изначально, но поскольку Бог изначально касается Своей благодатию человека, освящает человека, то человек в этой благодати, в этом даре, в этом соприкосновении с Богом до своего грехопадения не реализует в себе это тленное начало. Благодать в нем преодолевает тление. Он обретает жизнь, которая рано или поздно должна стать вечной жизнью, потому что он преобразится, изменится, станет качественно иным. Свт. Афанасий развивает идею свмч. Иринея Лионского о том, что человек призван к обожению, к освящению по благодати. Когда он по дарованным ему качествам станет обладать тем же, чем Бог изначально обладает по Своей природе. Первые люди Адам и Ева были призваны к созерцанию, к постижению Божественных тайн. Но искуситель отвлекает их. Они обращаются к собственному эгоистическому «Я», к собственным вожделениям, стремлениям, от духа к плоти. Человек обращается к древу познания добра и зла, к временному, секундному, одномоментному удовольствию и он, с точки зрения свт. Афанасия, теряет навык богообщения. Он подменяет истинное наслаждение Богом, преходящим временным наслаждением чем-то плотским. Поскольку эти плотские удовольствия скоропреходящи, то человеку их надо умножать, чем-то их усиливать. В этом поискё удовольствий он забывает о Боге, ему некогда о Нем думать. Ему надо заполнять свой уже, по сути, пустой внутренний мир кажущимися наслаждениями. Постепенно в душу проникает привычка к греху - это то, что именуется страстями, когда грех становится второй натурой человека. Но не только один человек хочет наслаждаться,    начинается конкуренция за удовольствия, потому что одно и то же удовольствие хотят получить сразу несколько людей. Из-за этой конкуренции возникают

и т.д. Человек постепенно теряет даже память о том Кто такой Бог. Сначала человек помнит, что Бог- это нечто возвышенное, нематериальное, то, что нельзя потрогать, например, светила и обожествляет их. Потом все более и более примитивно то, что пугает человека, то, что может нанести какой либо вред - огонь, лед, животные. И, наконец, человек приходит к обоготворению собственных страстей. Это предел падения человека. Через это он совсем утрачивает способность к богообщению, утрачивает даже малейшую связь с Духом Святым, с благодатью Божией. А Дух Святый - это Зиждитель жизни, это Дух животворящий. И раз человек не прикасается к этому животворящему началу, значит, он неизбежно умирает. Человек не мог преодолеть это состояние сам. И только Искупитель, только Сын Божий, только Логос, пришедший в мир, свт. Афанасий называет это вступлением Слова, Логоса во вселенную, смог преодолеть это состояние. Он в Себе победил последствия падения человека, он в Себе преодолел начало тления. Он Сам был безгрешен, но Он воспринял ту природу, в которой пребываем мы все. Он страдал, уставал. Позднее святые отцы выразят все это яснее, но суть учения свт. Афанасия была верна и истинна. Сын Божий полностью безгрешен, в Себе Он преодолевает начало тления, Сын Божий по человеческой Своей природе точно такой же как и мы, фактически, единосущен нам. Это значит, что, с одной стороны, Он такой же, а с другой стороны, Он родственный нам. Он происходит от Девы, которую свт. Афанасии впервые называет Матерью Божией. Мария родила Бога. Он родственник всего человечества. Он происходит от того же Адама, от которого происходим мы все. Он та закваска, которая как бы ложится в огромное пространство человеческого естества. И раз в Нем грех преодолен, значит и мы, как родственники Ему по плоти, можем в себе датъ ход тем же процессам. Бог стал человеком, стал родственным нам, чтобы мы, будучи родственными Ему, смогли себя пересоздать, смогли обожиться. Все мы причастны к человечеству Христову. И для того, чтобы эта причастность в нас стала действовать, нам надо жить по Христу, тогда эта потенциальная возможность сможет реализоваться в каждом из нас, в каждом кто сораспинается Христу, кто соумирает с ним и совозрождается для вечной жизни. Благодаря тому, что каждый из нас приобщается Христу, мы освобождаемся от последствий греха, становимся дyxoнocными людьми. Дyx Святой обитает в человечестве каждого обоженного. Через это происходит освобождение от наклонностей к греху, но не окончательное. Полное освобождение последует после воскресения из мертвых, но обновление человеческого естества обнаруживается уже сейчас. С точки зрения Афанасия мы это можем видеть в подлинных христианах и даже целых народах, которые принимают истину Христову. Он видит, как Церковь торжествует в его эпоху, когда она становится государственной. С русской церковью аналогичный пример, когда вдруг целый народ таинственным образом меняется. Когда вдруг у всего народа возникают новые идеалы, которым не откуда было взяться. Святитель приводит примеры христианского целомудрия юношей и деву прекращения вражды и войн у самых свирепых народов, которые принимают истину Христову. Но людям дается не только освобождение от склонностей к греху, а еще и новые духовные дарования. Люди имеют власть над демонами, изгоняют их, благодатию Божией они творят чудеса - это тоже следствия обожения. Наконец, человек освобождается от законов тления. Если бы Христос не пришел в мир, то, по Афанасию Великому, человечество никогда не могло.бы воскреснуть, потому что непреодолимый закон тления в Церкви преодолевается. Смерть искупленная - это временное состояние, временное тление. У святых наблюдается частичное тление - мощи. Поэтому смерть святых называется успением. Благодаря пришествию в мир Сына Божия, тление оказывается как бы временной болезнью, которая рано или поздно окажется преодолена воскресением.

Свт. Афанасий говорит об абсолютном равенстве - единосущии Сына и Духа Отцу. Он прямо именует Сына Божия Богом. Для него есть начало Пресвятой Троицы - это Отец. Но это только начало бытия. Сын от Отца рождается, Дух от Отца исходит, но Сын и Дух абсолютно равны Отцу по Божеству. Умеренные ариане могли говорить о равенстве Отца и Сына, при этом, меняя термин единосущие, на подобосущие, но Духа Святого они отказывались признавать Богом. Однако свт. Афанасий прямо называет Era Богом. Он безоглядно исповедует истину. Святой Дух, Сын и Отец пребывают в единстве любви. Эта тайна внутренней жизни Пресвятой Троицы от нас сокрыта, и мы можем сказать только одно: Они Друг Друга проницают, Они Друг для Друга предельно открыты, Они пребывают Друг в Друге, между Ними нельзя провести границу. Эта тайна приоткрывается нам свт. Афанасием как единство любви, и человек призван реализовать и в себе это единство, чтобы это единство любви осуществлялось в Церкви по образу бытия Пресвятой Троицы. Только так человек может достичь спасения, достичь обожения.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-29; Просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь