Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Общей темой для великих Каппадокийцев была тема о Пресвятой Троице, о



соотношении Божественных сущностей Ипостасей, об опровержении арианства. Если говорить о свт. Василии и говорить о его сочинениях, то в первую очередь надо назвать три из них: «Против Евномия» - это был еретик арианин, «О Духе Святом», где он доказывает Божество Святого Духа и < < Шестоднев> > - знаменитое творение его о создании мира. Он практически ничего не говорит там о сотворении человека. Найдены еще дополнительные беседы, которые возможно принадлежат свт. Василию и посвящены творению человека. Здесь свт. Василий изъясняет буквально смысл творения, при этом он приводит многочисленные естественнонаучные представления современных ему ученых. Сегодня эти представления могут показаться наивными. Эта традиция, которая была им воспринята, повествует о том, что земля покоится на водах, о том, что мухи это птицы и т.д. Эти идеи берут начало у Аристотеля. Но для свт. Василия важно не это. Приводя все эти суждения, с нашей точки зрения очень наивные, он говорит о главном - о том, что все держится силой Божией. Эта идея о том, что все зиждется силой Божией, все творится Словом (и сказал Бог: да будет так), с точки зрения Василия Великого означает, что все творится Богом Отцом через посредство Бога Сына и в Духе Святом (Дух Божий носился над водами). Вся Пресвятая Троица участвует в деле творения и мир творится постепенно, как бы восходя к человеку. В этом смысле человек есть венец творения. И в этом высшем творении заключена как бы вся лестница творений низших. Свт. Василий использует термин микрокосм для названия человека, т.е. малый мир, в котором заключены частички мира большого, заключены элементы всего творения. Мы созданы как возглавители всей твари, как управители всей твари. Мы должны привести за собою творение к соединению с Богом. Потом эту идею будут использовать два других Каппадокийца очень своеобразно. Они будут ее немножко по-своему преломлять. Свт. Григорий Нисский, который меньше уважает окружающий мир, говорит: «да, мы сотворены как микрокосм, в нас есть начало всего мироздания, мы сотелесны и звездам, и планетам, и всему что нас окружает, но при этом давайте не будем забывать, что в нас отражаются качества не только светил, не только планет, но еще комаров и мышей. И давайте не будем поэтому гордиться, а будем гордиться тем, что мы созданы по Образу Божию, что в нас есть душа, что в нас вложена Благодать Божия». Григорий Богослов предложил третье толкование и тоже свое особенное. Василий Великий говорит, что мы малый мир в мире большом, мы в себе как в частичке вмещаем начало всего огромного творения. А Григорий Богослов сказал, что мы великое в малом. Мы больше и значимей всего окружающего мироздания - мы макрокосм, мы великий мир. А весь этот безконечный космос, который вокруг нас ничтожно мал по сравнению с нами, потому что мы единственные из всего материального мироздания сотворены по Образу Божию, мы призваны к спасению. И все вокруг может спастись только через нас. Только человек по - настоящему подлинно значим во вселенной. Только в него заложены Божественные качества, только в нем есть душа и разум, отличающий нас и от животных и от растений, поэтому мы великий мир. A все вокруг нас, всё бесконечные пространства, все звезды, весь мир в его разнообразии мал и ничтожен по сравнению с человеком. Каждый из трех отцов высказывает какие-то сходные суждения, но у каждого из них эта тема преломляется особым образом.

У святителя Василия можем еще назвать «Беседы на псалмы» и знаменитые его «слова» иногда социального плана. Например: «Против ростовщиков», аскетического плана «О посте» и т.д. Канонические его послания, разграничения ереси и безчинного сборища и т.п., устав монашеский, Литургия.

Еще об учении свт. Василия: главное для человека соединение с Богом, нужно найти пути к богопознанию. Одним из источников богопознания для нас является Священное Писание. Мы имеем Библию, при этом то, что нам открыто в Библии, дано пророкам, Апостолам, святым не как некое механическое откровение, не как некий поток информации, который они механически записывали. Просветляется ум человека, он оказывается облагодатственным. Пророки, Апостолы пишут свои книги в соработничестве, сотрудничестве силы Божественной и силы человеческой. Глас Божий они слышат, но это не есть нечто чувственное, это некое внутреннее ощущение правды, это таинственное действие Божие, действие Духа Святого в человеке, когда Дух Святой воздействует на ум писателя. Помимо Священного Писания есть еще и Священное Предание как традиция Церкви. Молитва на Восток, крестное знамение. Традиции меняются. В древней Церкви крестное знамение совершалось по другому: в то время большим пальцем налагали крест на лбу. И самое главное Предание как жизнь Духа Святого в Церкви, передается в Таинствах Церкви. Такова мысль святителя Василия.

Способом познания Бога является также естественное познание, то есть познание мира вокруг нас, в котором мы видим следы Божественной красоты, Божественного Промысла, и в себе самих. Одна их центральных, ярких бесед святителя Василия посвящена истолкованию библейских слов «внемли себе». Обратясь в себя, изучая внутренние свойства, состав и устройство человека, мы можем через свое посредство познавать Бога, то, как Бог отразил Себя в нас. Человек должен отражать в себе Бога, но видеть это в себе непросто. Человек может осознавать в себе невидимость своей души, и это может отразить невидимость Божества. Но чтобы лучше понять Божественные черты, которые в нас заложены, человек призван достичь безстрастия, очиститься от всего плотского. Вода, только гладкой поверхностью отражает небо, солнце, когда она не волнуется, по ней не расходятся круги. Так и человек должен быть гладким, ровным, безстрастным, успокоенным в Боге. Тогда в нем засияет отраженное солнце, отраженное небо, Господь засияет, явленный в Своем образе и подобии. Человек сотворен по Образу и подобию. Есть разница, образ - это то, как человек создан, а подобие - как человек должен себя реализовать. По образу Божию созданы мы все и призваны уподобиться Богу в наших совершенствах, в нашем христианском делании уподобиться Божественным свойствам и качествам Святитель Василий Великий и святитель Григорий Богослов различают образ и подобие, a святитель Григорий Нисский считает это синонимами. В этой одной, близкой традиции есть расхождения.

Итак, человек должен быть гладок, ровён, очистить душу от всего плотского. При этом человек, конечно, существо сложное. Он состоит из души и тела. В детстве была загадка: «шесть ног, две головы, а хвост один», это всадник. Он рассматривается как некое единое существо. Образ вот этого всадника, ездока на коне, часто вспоминается святителем Василием. Ездок - это душа. А конь под ним - резвый, с норовом, это тело. Все зависит от того, как ездок будет пользоваться своим скакуном. Он может дать ему волю, расслабиться и тот его куда-нибудь понесет, скинет с себя, сам низринется с дороги в какую-нибудь стремнину, и сам погибнет, и ездока погубит. А может оказаться так, что всадник будет хорошо управлять скакуном и резвый конь, направленный к цели, к спасению, быстрее доставит нас к цели - к соединению с Богом. Все зависит от инструмента, от того, как мы им воспользуемся. В этом смысле Каппадокийцы часто пишут о соотношении души и тела. Григорий Богослов рассуждает: тело и друг, и враг нам, все зависит от того, как мы с ним поступаем.                                                                                                                                                                                                          

Говоря о святителе Василии, упомянем - он пишет о творении ангелов, считая, что они сотворены прежде человека, причем неизменными. Святитель Василий считает, что ангелы сотворены раз и навсегда, они определяют свой выбор быть им в Боге или вне Бога. Бог влагает в них все возможные совершенства, и затем они в тот же момент или от Бога отпадают, или в Боге утверждаются.                                                                                                                                           

Святитель Григорий Богослов, отметим, более поэтичен. Он был одним из редких древних христианских поэтов, написал много стихов, поэм. Если слог святителя Василия прост и прозрачен, он говорит более прозаически, здесь сказывается и его происхождение, т.к. он происходит из такой диковатой, грубоватой области, глубокой провинции. Святитель Василий боролся со своим простонародным произношением и формулировками. Он говорит не торопясь, взвешивая каждое слово. Его, в отличие от Григория, читать очень просто, доходчиво. Григорий воспаряет, он поэт и ритор в подлинном смысле этого слова. Он говорит возвышенно и таинственно. Вероятно, это один из самых сложных текстов богословия древних святых отцов это «Слова о Богословии» святителя Григория. Это тексты очень непростые для понимания. До нас дошли его проповеди (около сорока пяти), письма и стихи, поэмы. «Слово о Богословии», « Слово на Богоявление», « Слово о Пасхе». Святитель Григорий пишет о том же о чем и святитель Василий. Но есть две темы, которые у него достойны особого выделения. Первая - это непознаваемость Ьожественной сущности.3десь он полагает начало одному из направлений богословия, которое потом развивается многими Святыми отцами. Все, что мы знаем о Боге, это то, как Бог Сам Себя нам открывает, в личном общении Его ипостасей, Его Лиц с нашими. Но есть еще таинственное, загадочное, сокрытое Божественное естество, Божественная Сущность, непознаваемая и непостижимая. В усилии познать Бога мы можем говорить только то, что Он до конца не познаваем. Любые наши представления достаточно условны. Мы называем Бога, скажем, Духом. Но что это такое? Есть некие определения. Мы можем представить себе ангела. Но Бог еще более духовен, нежели ангел. Если мы представим себе некое привидение, то это вообще уже не имеет никакого отношения к делу. Мы можем себе представить дух, как дуновение ветерка. Но все это - человеческие термины и понятия. Бог есть любовь. Но на ум приходит некое представление о человеческой любви, любви мужчины к женщине, любви детей и родителей, друзей, о любви к Родине, о любви в каких-то добрых поступках. Это понятия человеческие, категории, которые несовершенны, которые не могут нам подлинно открыть сути того, что есть Бог. В этом смысле мы должны совлечься всех наших представлений о Боге, потому что они несовершенный условны, и должны просто раскрыться навстречу Богу. И тогда Бог приходит к нам, открывает Себя и касается нас - в абсолютном незнании и совлечении всех представлений, которые имеем. В богословии этот путь называется отрицательным, когда мы отрицаем все наши ложные или условные представления. Но есть еще положительный путь - то как Бог открывает Себя в Своих действиях и благодати. Об этом святитель Григорий еще почти не пишет, но напишут многие святые Отцы.

Другая важная тема - это полемика святителя Григория с Аполлинарием, это был еретик, который доказывал, что Христост не вполне человек. Есть у нас такое понятие как личность, личное начало. Мы мыслим, осознаём себя, мы особые неповторимые, каждый из нас живое разумное, действующее самостоятельное свободное существо. С точки зрения этого еретика Аполлинария трудно объяснить, как во Христе, Сыне Божием, при Его вочеловечении, соединилось Божественное начало и человеческое. Притом, что есть разделение человеческого на три составляющие, начало личности в каждом из нас дух, личная надстройка, с точки зрения Аполлинария, во Христе дух человеческий, оказывается, заменен Сыном Божиим. Из трех составляющих человеческих только две части - душа и тело. Григорий Богослов говорит о том, что одна из самых важных сторон в искупительном подвиге Христа, это то, что Он принял на Себя всю полноту человечества, стал настоя1цим Человеком. Наше падшее, погрязшее в грехе человеческое естество Он в Себе исцелил, сделал его святым, таким, каким оно и должно было стать по Божественному замыслу. Если бы оказалось, что Христос воспринял только частичку от человека, не всего человека в полноте, оказалось бы, что и наше естество исцелено не целиком, душу и тело Он исцелил, а дух так остался больным последствием греха. Григорий возражает Аполлинарию -до, что не воспринято, то и не уврачевано, но только то, что воспринято, спасается. Христос мог спасти нас, только если он воспринял всего человека в его полноте и в Себе наше естество сделал облагодатственным. Это важнейший принцип, который лег в основу борьбы со всем ересями, которые неверно понимали православное учение о Христе. Только человеческая полнота во Христе дает нам надежду на спасение.

Григорий Нисский - более философствующий, наиболее трудный для понимания святой отец. Для нас он дорог и важен своим учением о соединении с Богом, о молитве. Есть творения, которые можно назвать отдельно < < Толкование на Песнь песней> > и «О жизни Моисея Законодателя», еще «Об устроении человека, где пишется о том, что такое человек и к чему он призван. Два первые толкования это как бы внутренняя исповедь, рассказ о мистическом опыте Богообщения. Книга «Песнь песней» - единственная в Ветхом Завете, где ни разу не названо слово «Бог». Но тем не менее посвящена отношениям Бога и человека. Для святителя Григория - это образ отношения Христа и души христианской. Жених Песни песней это Христос, невеста - каждый из нас, каждый христианин. Каждый человек призван к мистическому браку, единству со своим Женихом. Вторая книга «О жизни Моисея Законодателя» развивает тему о Богопознании, воплощении человека. Здесь святитель Григорий рассказывает о жизни Моисея, ветхозаветного героя, праведника и пророка, а затем переносит черты его жизни на жизнь каждого из нас. Он говорит «Мы, каждый из нас, должны пройти путь Моисея», должны быть извлечены из воды, умирая в воде, потому что это воды Крещения. Мы должны быть призваны Богом из горящего куста, должны встретиться с Богом и разуться, снять свою обувь. Мы должны прикоснуться к Кресту, приобщиться к благодати, которая подается нам через Крест, истекают воды жизни, через Крест горечь делается сладкой, как через то древо, которое Моисей опустил в источник, и благодаря соприкосновению с древом вода стала сладкой. Наконец, мы должны взойти на гору, и это восхождение - встреча с Богом, мы должны войти в Божественную тьму, совлечься примитивных, искусственных представлений о Боге и раскрыться перед встречей с Ним. Это восхождение должно быть безконечным, всякий раз, когда мы поднимаемся на какую-то высоту, пред нами раскрывается новая высота. Моисей восходит на конечную гору. Богопознание человека безконечно, мы никогда не успокоимся. Мы поднимаемся на высоту и видим вокруг себя прекрасный мир, новые картины, и новая высота, мы всходим опять, и чем выше, тем больше раскрывается нам мир и тайны мира. И чем больше нам дается, тем больше новая ответственность. И собстветнно цель жизни человека - безконечное восшествие на эту гору, более и более тесное соединение с Богом. Много ярких страниц написано святителем Григорием на эту тему. Мы можем видеть из этих текстов, что это не просто рассуждения человека- философа, но внутренний, живой христианский молитвенный опыт, который он доносит до каждого из нас.

Лекция № 6. Монашеская литература в IV - VII веках.

Не совсем ясно, кто является автором так называемого Макариевского кодекса. Авторство бесед, которые сохранились до нас под именем преподобного Макария оспаривается. Считается, что Макарий мог быть некий другой, живший чуть позже и в других областях. В любом случае традиция связана с Египтом, с египетским монашеством, в любом случае беседы, которые сохранились до нас под именем преподобного Макария Египетского являются сокровищем святоотеческои аскетической традиции. Есть разные точки зрения, и это лишает нас возможности говорить об этом авторе подробно. До недавнего времени нам были доступны только «Пятьдесят бесед преподобного Макария». Затем оказалось, что это только некая часть, есть четыре их типа. Частично они совпадают, а частично представляют отдельную традицию текстов. Их раза в два больше. Сейчас на русском языке есть еще несколько изданий, несколько переводов, которые восполняют неизвестные нам беседы преподобного Макария. Безусловно, все эти сочинения принадлежат одному и тому же автору, но до конца мы не можем определить кому.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-29; Просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь