Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Более о прп. Иоанне Дамаскине говорить нет возможности. Хотя у него есть очень интересные стороны его богословия в учении о Христе, о Таинствах, об иконе.



Второй святой отец, о котором хотелось бы сегодня упомянуть - это прп. Симеон Новый Богослов. Есть несколько прекрасных книг о прп. Симеоне. Лучшая из них владыки Василия (Кривошеина), которая так и называется «Преподобный Симеон Новый Богослов».

Родился прп. Симеон в 949г., умер в 1022г. он был монахом Студийского монастыря, а затем игуменом монастыря св. Мамонта, мученика Константинопольского. Прп. Симеон один из замечательных представителей традиции Иисусовой молитвы, непрерывной молитвы с произнесением слов: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий помилуй мя грешнаго. Эта молитва от века к веку как-то менялась, поначалу она звучала: Господи, помилуй, но постепенно выросла в развернутый текст. Это не было просто механическое повторение, это молитва становилась содержанием ума, сердца, через эту молитву монах достигал того состояния, которое принято именовать исихазмом. Само движение это - движение исихазма, когда человек непрестанно пребывал в горении этой молитвы, в духовной собранности, сведении ума в сердце, постоянном борении с помыслами, в постоянном трезвении. Эта молитва у высочайших подвижников продолжалась все время, даже во время сна. В XX веке один из наших русских владык, который непрерывно творил эту молитву, по свидетельствам врачей даже на операционном столе под наркозом продолжал молиться Иисусовой молитвою, так сильна была утвержденность в непрерывной молитве. Преподобный Симеон был одним из этих православных мистиков Иисусовой молитвы. В русской традиции описание Иисусовой молитвы, уже довольно позднее, мы знаем, что в средние века на Руси эта молитва творилась многими. Прежде всего, ярчайшим проявлением духа исихазма является русская икона, например, Феофана Грека, прп. Андрея Рублева, это именно из молитвы исихастской традиции. По самим этим иконам определенно видно, что их авторы пребывали в непрестанной молитве. При этом практиковались определенные физические упражнения, скажем, поза сосредоточенности человека, взгляд в область живота, в несколько согнутом положении. Даже физическое положение тела способствовало некоей духовной собранности. Во времена Григория Паламы, в XIV веке, монахов обвиняли в грубости восприятия, что они сидят, «смотрят на свой пуп и на пуп свой молятся». Противники этой традиции называли монахов омфалопсюхами, что значит «пуподушники», будто бы там у них душа. Разумеется, это примитивное прочтение, огрубление традиции, потому что на самом деле это тоже имеет глубокий смысл, не только душа обращена к Богу, все тело человека участвует в молитве, оно собрано, как некая пружина, участвующая своим напряжением, внутренним усилием обращено к Богу. Прп. Симеон, с одной стороны, был традиционным иноком, догматически очень точным (хотя и не всегда использовал точные слова, но учение его православно), но во времена его жизни его рассматривали как такого «диссидента». Он учил о духовной высоте иноческого жития и порой это духовное иноческое житие сопоставлял со служением благодатью священнической. Хотя он никогда не утверждал, что благодать священническая и благодать монашеская равны друг другу, безусловно, священническое служение неповторимо. Тем не менее, в его практике была исповедь простым монахам. Его учитель, наставник, которого тоже звали Симеон (прозвищем его было Благоговейный), выслушивал и исповедь прп. Симеона Нового Богослова, который почитал его святым. Сразу после смерти своего учителя он стал воздавать ему почести как святому Церкви преподобному. Прп. Симеон в своем богословии, в своем аскетическом наследии концентрируется на двух важнейших моментах: во-первых, он утверждает первостепенную важность личного духовного опыта. Для него жизнь христианина - это не просто прохладное каждодневное, обыденное следование неким обычаям Церкви, неким правилам. Для него условием спасения является внутреннее горение, непрестанное усилие, которое должен совершать христианин для достижения спасения. Если человек не борется, не воюет, не страдает ежеминутно, он спастись никогда не сможет. Важно личное усилие, личный подвиг. Вторым значительным моментом является для него образ соединения со Христом. Для него восхождение к Богу, достижение святости - это не стяжание неких неопределенных даров, или просто благодати, для него это личная встреча и личное соединение со Христом, вочленение во Христа. Для него спасение осуществимо только через теснейшее соединение с Господом, и это теснейшее единение для него возможно и доступно именно через Евхаристию, через Таинство Причастия. Наследие прп. Симеона крайне поэтично. Прп. Симеон в своих творениях обращается к Богу, ведет с Ним постоянный разговор:

«Я все искал и искал со слезами увидеть Тебя, когда наконец подавленный печалью и скорбью, я забыл всецело и себя самого, и мир весь, и все, что в мире, не держа на уме совершенно ничего из сего видимого, когда опять вился Ты, Невидимый, Неосязаемый, Неуловимый. Я чувствовал тогда, что Ты очищал ум мой, открывал пространнее очи души моей, давал мне видеть славу Твою обильнее и, что Сам Ты увеличиваешься паче и паче, и блистанием паче и паче расширяешься. О, Владыко! Мне казалось, что Ты Недвижимый грядешь, Неизменяемый увеличиваешься, не Имеющий образа приемлешь образ. Ты сиял чрезмерно, и, как мне казалось, являясь весь, все видевшим в добре. Когда я спросил Тебя, говоря: о, Владыко, кто Ты? Тогда Ты в первый раз сподобил меня, блудного, услышать и сладчайший глас Твой, и столь сладко и кротко беседовал со мною, я пришел в исступление, изумлялся и трепетал, помышляя в себе и говоря: как и за что удостоился я таких благ. Ты сказал мне: Я - Бог, Соделавшийся человеком по любви к тебе, так как ты взыскал Меня от всей души, то се, отныне будешь ты братом Моим, и другом, и сонаследником.»


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-29; Просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.009 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь