Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
I. Размышления о смысле жизни
1 Здравый смысл, несомненно, нам подсказывает, что, так как человеческая жизнь коротка, необходимо приложить все возможные усилия для того, чтобы извлечь из нашего кратковременного пребывания на Земле нечто полезное как для себя, так и для других.
2 Всем нам, как представителям единого человеческого рода, от рождения дарованы равные возможности, разумеется, в том случае, если наше умственное развитие происходит без каких-либо отставаний. Чудесный механизм, который представляет собой человеческий мозг, — это источник нашей силы и залог нашего будущего, — конечно же, лишь при условии, что его возможности используются по назначению. Если же мы используем чудесные возможности нашего разума не по назначению, то в этом случае наше интеллектуальное богатство способно стать лишь источником неисчислимых бедствий.
3 Я считаю, что представители рода человеческого являются наиболее совершенными созданиями среди всех живых существ, населяющих нашу планету. Люди не только наделены даром, позволяющим сделать собственную жизнь счастливой, но также и даром помогать другим. Чрезвычайно важно осознавать, что в нас от рождения природой заложено стремление к созиданию.
4 Это может показаться удивительным — но, тем не менее, невозможно принести пользу самому себе, не принеся пользы другим. Хотим мы того или нет, мы все связаны друг с другом, и поэтому немыслимо быть творцом лишь своего собственного счастья. Тот, кто заботится только о себе, в конце концов, неизбежно по собственной воле сам обрекает себя на страдания. Тот же, кто заботится только о других, заботится и о себе, подчас даже не осознавая этого. Даже если мы и решим не любить никого, кроме себя, то возлюбим себя по-умному: будем помогать в этом другим!
5 Обычно нам свойственно не отличать главного от второстепенного. Мы проводим нашу жизнь в погоне за всевозможными удовольствиями, доступными нам каждую минуту, так и не получая от этого заветного удовлетворения. Мы стремимся быть счастливыми любой ценой, подчас не задумываясь о том, что по пути к достижению этой цели мы порой причиняем страдания другим. Мы готовы на все, стремясь к обладанию и отстаивая наше право на пользование благами, которые, по сути, являются преходящими и не даруют истинного счастья.
6 Наш разум обуреваем гневом, завистью и другими отрицательными эмоциями, но мы подчас не отдаем себе отчета в том, что эти эмоции непримиримы с ощущением радости, душевного покоя. Разумность, всегда присущая человеку, служит нам для того, чтобы лицемерить, стремиться к обладанию всевозможными благами за счет других. В конце концов мы обретаем лишь страдание, и — что самое нелепое — обвиняем в наших бедах других.
7 Давайте же будем использовать наши умственные спорности сознательно. Иначе в чем же будет заключаться наше отличительное превосходство над животными?
8 Если мы действительно стремимся постичь истинный смысл жизни и обрести подлинное счастье, то начнем с главного — обретения способности здраво мыслить. Будем воспитывать в себе человеческие качества, уже присущие нам всем от рождения, но которые мы подчас губим в нашем сознании под спудом нелепых мыслей и отрицательных переживаний.
9 Будем же воспитывать в себе любовь и сострадание — две основные добродетели, придающие жизни истинный смысл. Все остальное — второстепенно. Вот та религия, которую я исповедую с еще большей убежденностью, нежели буддизм. Эта религия проста Ее святилище — в вашем сердце. Ее основополагающие принципы — любовь и сострадание. Ее нравственная основа — это любовь и уважение к другим, независимо от того, кто они. Мы должны любить и уважать других независимо от того, исповедуют ли они какую-либо веру или нет. И, если мы хотим даже только выжить в этом мире, у нас просто нет иного выбора.
10 Быть отзывчивым, искренним, предаваться добрым мыслям, уметь прощать тем, кто причиняет нам зло, видеть в каждом друга, помогать страждущим и никогда не показывать своего превосходства над другими людьми: даже если эти советы кажутся вам слишком очевидными, постарайтесь почувствовать, что следование им делает вас счастливее.
11 Не нужно предаваться долгим размышлениям, чтобы прийти к выводу о том, что все живые существа от природы ищут счастья и не приемлют страдания. Вы не найдете даже насекомого, которое бы не прилагало усилий для того, чтобы избежать страданий и ощущать себя счастливым. А люди, кроме того, наделены способностью к мыслительной деятельности. Мой первый совет — используйте эту способность в благих целях.
12 Наслаждение и страдание коренятся в чувственном восприятии и подразумевают стремление к внутреннему удовлетворению. Для нас важнее всего внутреннее удовлетворение. Оно свойственно лишь человеку. Животные, за некоторыми малыми исключениями, не способны ни наслаждаться, ни страдать.
13 Умиротворенность — основное свидетельство внутреннего удовлетворения. Умиротворенность проистекает из щедрости, честности и нравственного поведения — то есть поведения, уважающего право других на счастье.
14 Большая часть наших бед происходит от того, что мы слишком одержимы стремлением к мыслительной деятельности. В то же время наши помыслы далеко не всегда чисты. Мы проявляем интерес лишь к получению сиюминутного удовлетворения, не задумываясь о будущих последствиях такого шага для себя и для окружающих. Однако такое наше поведение в конце концов непременно оборачивается против нас самих. Несомненно, что лишь изменив наш взгляд на вещи, мы сможем облегчить сами себе трудности сегодняшнего дня и воспрепятствовать их возникновению в будущем.
15 В жизни есть моменты, неизбежно сопряженные со страданием (например, такие, как появление на свет, болезнь, старость, смерть). Единственное, что мы можем сделать, — это по возможности предупредить наш внутренний страх, сопутствующий им Но большинства проблем, с которыми мы сталкиваемся в нашей повседневной жизни в этом мире, начиная супружескими распрями и кончая самыми опустошительными войнами, можно избежать, лишь добровольно восприняв способность к здравому мышлению.
16 Если мы мыслим предвзято, если мы проявляем недальновидность, а наши способы достижения цели основаны лишь на поверхностных суждениях, если мы не смотрим на вещи правдиво и беспристрастно, то мы лишь усугубляем трудности, ранее представлявшие собой лишь незначительные недоразумения. Иными словами, мы создаем большинство наших жизненных проблем собственными руками. С этого утверждения мне хотелось бы начать.
Размышления о молодости
17 И всегда рад встречам с молодыми — будь то в наших школах для переселенцев или во время моих путешествий по Индии или за границей. Молодежь всегда прямолинейна и искренна, ее разум более восприимчив и более гибок, чем разум взрослых. Когда я вижу перед собой ребенка, первое, о чем я думаю, — о том, что, по сути, это мой собственный ребенок или мой давний хороший друг, о котором мне надлежит трепетно заботиться.
18 Самое основное в отношениях с детьми — это постоянная забота о том, чтобы процесс их образования в самом широком смысле слова — усвоение знаний, а также развитие основных человеческих качеств — протекал наиболее гармонично. Именно в детстве закладываются основные качества, необходимые для жизни. Способ мышления, который мы усваиваем в решающие годы формирования личности, характера, интеллекта, в дальнейшем обязательно существенно повлияет на всю нашу жизнь, подобно тому, как питание и соблюдение гигиены тела непременно отразятся на нашем будущем здоровье.
19 Если молодежь не посвящает все свое время самообразованию, то в дальнейшем молодым будет чрезвычайно трудно заполнить этот пробел. Я смог в этом убедиться на собственном опыте. Иногда случалось, что я не испытывал ни малейшего интереса к тому, чему меня обучали, не прилагая особых усилий для овладения знаниями. В дальнейшем мне не раз приходилось об этом жалеть. Я постоянно напоминаю себе, что в то время я что-то безвозвратно упустил. Основываясь на этом опыте, я советую молодым относиться к годам ученичества как к самому важному периоду своей жизни.
20 Необходимо с самого детства учить умению слышать друг друга и помогать друг другу. Разумеется, незначительные споры и разногласия неминуемы, но важно научиться умению прощать друг друга и никогда не хранить в душе обиду.
21 Иногда может показаться, что детям несвойственно задумываться о серьезных вещах, например, о смерти. Но когда я слышу вопросы, которые дети мне задают, я понимаю, что они часто размышляют над важными проблемами, в частности, над тем, что происходит с нами после того, как наш земной путь завершен.
22 Детство — пора расцвета умственных способностей, время, когда в пытливом мозгу возникает бесчисленное множество самых разнообразных вопросов. Это неослабевающее стремление к познанию является залогом нашего самосовершенствования. Чем живее в нас интерес к окружающему миру, стремление приблизиться к познанию фундаментальных законов его бытия, существующего порядка вещей, системы причинно-следственных связей, тем более развитым и незамутненным становится наше сознание и тем живее в нас стремление к активной созидательной деятельности.
23 Наше современное общество отличает склонность к постепенной утрате интереса к тому, что я называю врожденными человеческими качествами — доброте, состраданию, умению выслушать другого, способности прощать. В детстве мы так легко сходимся с другими людьми. Вместе посмеялись над шуткой — и вот мы уже друзья. Мы не спрашиваем, чем занимается наш собеседник, нас не интересует его происхождение. Важно лишь то, что он — такой же человек, как и мы, а человека отличает потребность в общении.
24 По мере взросления мы придаем все меньше и меньше значения любви, дружеской привязанности, стремлению прийти на помощь друг другу в трудную минуту. На первый план выходят проблемы, связанные с социальным происхождением, вероисповеданием, национальной принадлежностью. Таким образом, сосредотачивая наше внимание на вещах второстепенных, мы подчас забываем о самом главном.
25 Именно поэтому я настоятельно прошу всех, находящихся на пороге своего пятнадцатилетия или шестнадцатилетия, сделать все возможное для того, чтобы не растратить детскую свежесть мировосприятия. Напротив, чрезвычайно важно суметь сохранить ее в первозданности, постоянно уделяя ей необходимое внимание. Как можно чаще размышляйте о том, что составляет основу внутреннего духовного мира человека, неустанно познавайте свою собственную природу, дабы проникнуться несгибаемой верой в себя, черпая в себе самом уверенность в своих собственных силах. Важно уже с самых ранних лет отдавать себе отчет в том, что человеческая жизнь сложна. Чтобы прожить ее достойно и не впасть в уныние перед трудностями, необходимо ощущение уверенности в себе.
26 В наши дни очень высоко ценится индивидуализм, право каждого самостоятельно решать свою судьбу, подчас не принимая в расчет духовные и материальные ценности и традиции общества. Индивидуализм — положительное качество. Но чаще мы воспитываемся на ценностях принесенных в нашу жизнь извне — по каналам cpeдств массой информации, в частности, телевидения. Информация - полученная извне, становится для нас единственным проводником знаний о мире, единственным источником вдохновения. Эта постоянно возрастающая зависимость лишает нас самостоятельности, способности мыслить и развивать изначально заложенные в нас нравственные качества, это приводит к тому, что мы утрачиваем способность доверять нашей собственной природе.
27 Я полагаю, что вера в себя и умение пережить одиночество суть основные качества, необходимые для того, чтобы состояться в жизни. Я имею в виду не слепую уверенность, а осознание наших скрытых возможностей, уверенность в том, что мы всегда способны признавать и исправлять свои ошибки, совершенствоваться, духовно обогащаться, в том, что самосовершенствованию нет предела.
28 Излюбленные темы сообщений средств массовой информации — кражи, преступления, поступки, на которые людей толкают зависть или ненависть. Однако нельзя утверждать, что в мире не происходит ничего положительного, являющегося проявлением лучших человеческих качеств. Разве нет ни одного человека, который бы заботился о немощных, о сиротах, о калеках, не думая о собственной выгоде; никого, чьи поступки не вдохновляла бы на любовь к ближнему? Таких людей очень много, так много, что мы уже привыкли воспринимать их поступки как совершенно обычные человеческие проявления.
29 Я убежден, что сама человеческая природа несовместима со стремлением к убийству, насилию, воровству, лжи и другими негативными проявлениями и что мы все способны на любовь и сострадание. Обратим внимание на то, какую важную роль непосредственное сопереживание играет в нашей жизни с самого момента рождения. Без него мы уже давно не смогли бы поддерживать в себе жизнь. Заметим, как нам хорошо, когда мы окружены любовью ближних, когда мы сами дарим другим нашу любовь, — и, напротив, какими несчастными мы себя ощущаем в моменты одержимости гневом или ненавистью.
30 Наши помыслы и поступки, вдохновленные чувством любви, чрезвычайно благоприятны для нашего здоровья — как нравственного, так и телесного. Они являются неотъемлемой частью нашей истинной природы. Поступки же, вдохновленные жестокостью, презрением, ненавистью, напротив, противны нашей природе. Именно поэтому мы испытываем постоянную насущную потребность говорить об этом, именно поэтому об этом говорят на страницах газет. Проблема заключается в том, что постепенно мы исподволь приходим к мысли о том, что человеческая природа несовершенна. И, может быть, однажды мы будем вынуждены признать, что человек в этом мире обречен.
31 Я считаю необходимым сказать молодым: уважайте и развивайте лучшие человеческие качества, заложенные в вас природой. Именно на них пусть основывается ваша непоколебимая вера в себя, позволяющая вам обрести себя в жизни!
32 Некоторые молодые часто вступают во взрослую жизнь, сами не зная, чего они стремятся в этой жизни достичь. Они выбирают профессию наугад, потом, понимая, что к избранному жизненному пути душа не лежит, выбирают другую, снова бросают ее — и, в конце концов, бросают все, оправдываясь отсутствием интереса. Если вы относитесь к их числу, то поймите: жизнь нелегка. Не надейтесь, что у вас все сразу получится и что все жизненные трудности чудесным образом разрешатся сами собой.
33 Выбирая по окончании учебы область действенного приложения полученных знаний, принимайте в расчет ваши природные склонности, уровень ваших знаний, развития ваших способностей; полагайтесь на ваши собственные интересы и, может быть, интересы вашей семьи, ваших друзей и знакомых. Может быть, представляется разумным выбирать профессию, уже освоенную до вас другими. Тогда вы сможете воспользоваться их советами и положиться на их жизненный опыт. Примите в расчет все вышеназванные критерии, оцените предоставляющиеся вам возможности с точки зрения наиболее полного соответствия вашим потребностям и на основании этого делайте свой выбор. Сделав выбор, неукоснительно следуйте ему. Даже если вы сталкиваетесь с трудностями, будьте готовы их преодолеть. Верьте в себя и сосредоточьте все свои силы на противостоянии жизненным трудностям.
34 Если вы разрываетесь между возможностями овладения сразу несколькими профессиями, возможности овладения которыми предоставляются вам подобно подаваемым к столу блюдам, от каждого из которых вы можете взять кусочек, дабы попробовать кушанье и оценить ваши кулинарные предпочтения, — в таком случае вам вряд ли удастся преуспеть в жизни. Убедите себя в том, что в один прекрасный момент вы неизбежно столкнетесь с необходимостью выбора. Но нет в мире совершенства.
35 Мне иногда кажется, что мы все ведем себя подобно избалованным детям. В детстве мы полностью зависим от родителей. Потом мы идем в школу, где нам дают образование, где нас обеспечивают пропитанием, одеждой, а весь груз наших проблем как и прежде несут на своих плечах другие. Когда же наконец со временем мы обретаем способность самостоятельно заботиться о своем существовании, нести возложенную на нас ношу, — мы представляем себе, что это очень легко! И такое наше представление вступает в противоречие с реальностью. Все без исключения существа в этом мире неизбежно сталкиваются с трудностями.
Размышления о зрелости
36 Ремесло, которому мы посвящаем себя, — это не только способ заработать себе на жизнь, но и возможность оплатить наш долг перед обществом, частью которого мы являемся. Впрочем, отношения между нами и обществом основаны на принципе обратной связи. Мы пользуемся благами, которые предоставляет нам процветающее общество, во времена неблагополучия мы наживаемся на общественных бедах. Сообщество, к которому мы принадлежим, в свою очередь, оказывает влияние на другие общественные группы, а посредством этих групп — на человечество в целом.
37 Если местность, где вы живете, экономически благополучна, то это благополучие непременно положительно скажется на процветании всего края. Экономическое развитие Франции, в свою очередь, существенно влияет на европейскую экономику, а развитие европейской экономики оказывает влияние на мировой экономический прогресс. Сегодня европейская общественность представляет собой единый организм, и общественная позиция каждого в отдельности непосредственно влияет на социальное развитие в целом. Я думаю, нам необходимо задуматься над этим.
38 Утверждая, что благосостояние общества непосредственно отражается на благополучии каждого из нас, я ни в коем случае не хочу призывать принести свое личное благоденствие в жертву во имя общественного процветания. Я лишь хочу сказать, что благополучие отдельной личности и благосостояние общества в целом тесно взаимосвязаны. В наши дни мы склонны противопоставлять судьбу отдельного человека судьбе общества. Важна отдельная личность, а не общество в целом. Но если мы немного расширим наше поле зрения, то мы увидим, что, в конечном счете, такая позиция не имеет под собой никакой почвы.
39 Все людские радости и страдания основаны не только на внешней удовлетворенности или неудовлетворенности. Прежде всего важна их духовная сущность. Не будем об этом забывать. Если у вас есть добротный, хорошо обставленный дом, роскошная машина в гараже, счет в банке, престижное положение в обществе и уважение окружающих, — это еще ни в коей мере не означает, что вы счастливы. Даже если вы в один миг разбогатеете и станете миллиардером, — значит ли это, что в тот же миг счастье само выйдет вам навстречу? Есть все основания усомниться в этом.
40 Духовное наслаждение, которое получают люди от созерцания живописных полотен или от прослушивания музыки, показывает, что внутреннее эстетическое удовлетворение играет в развитии личности первостепенную роль по сравнению с низменными телесными удовольствиями или неудержимым стремлением к обладанию материальными благами. В то же время это удовлетворение большей частью достигается с помощью слуховых или зрительных ощущений, а значит, может доставить лишь временное удовольствие, в принципе ничем не отличающееся от эйфории, которую дарит наркотик. Как только мы выходим из музея после посещения художественной выставки или из концертного зала, эстетическое наслаждение перерастает в неодолимое стремление вновь испытать его. Поэтому мы никогда не достигнем истинного духовного удовлетворения.
41 Получение внутреннего удовлетворения является главной потребностью человека. Не отказывайте себе в удовлетворении ваших даже самых малых потребностей. Мы все имеем право на минимально необходимое. Мы должны быть уверены, что это минимально необходимое нам доступно. Даже если нам приходится оспаривать наше право на обладание минимально необходимым — мы имеем на это право. Даже если для получения минимально необходимого приходится протестовать — мы имеем право на протест. Но не будем впадать в крайности. Если мы постоянно испытываем внутреннее неудовлетворение и постоянно стремимся к обладанию большим, то мы никогда не будем счастливы, ибо постоянно будем ощущать нехватку чего-то, необходимого нам для полного счастья.
42 Внутреннее удовлетворение не зависит ни от внешних материальных обстоятельств, ни от чувственного удовольствия. Оно коренится в нашем собственном индивидуальном сознании. Очень важно признать основополагающую роль стремления к получению внутреннего, духовного удовлетворения.
Размышления о старости
43 Если мы не исповедуем никакой веры, то в старости важно признать, что основные моменты нашего бытия, сопряженные со страданием, — рождение, болезнь, старость, смерть — составляют неотъемлемую часть нашего жизненного пути. С самого момента появления на свет в нас уже заложено осознание неизбежности старости и смерти. Это так. Поэтому не имеет смысла уверять себя в том, что это несправедливо, в том, что все могло бы быть иначе.
44 Согласно заповедям буддизма, возможность жить долго зависит от наших прошлых заслуг. Даже если вы не исповедуете буддизм, подумайте о всех тех, кто умирает в молодости, и радуйтесь тому, что вам выпало счастье прожить долгую жизнь.
45 Если первая половина вашей жизни была наполненной, помните, что на протяжении этого времени вы служили тому, чтобы принести пользу обществу, что вы с искренним желанием трудились ради общего благоденствия. А это значит, что на сегодняшний день вам не о чем жалеть. 46 Если вы исповедуете какую-либо религию, то молитесь или предавайтесь медитации в зависимости от канонов вашей веры. Если вы пребываете в здравом рассудке, то предайтесь размышлениям о том, что рождение, болезнь, старость, смерть неизбежны и составляют неотъемлемую часть человеческой жизни. Признание и принятие этой неоспоримой истины помогут наполнить вашу старость светом.
47 Скоро мне исполнится шестьдесят семь лет. Если бы у меня не хватало смелости время от времени признаваться себе в том, что на протяжении этих лет мое тело неуклонно стареет, мне было бы трудно примириться с моим сегодняшним состоянием. В старости вам необходимо, не поддаваясь самообману, осознать, что для вас значит эта пора вашей жизни, дабы попытаться извлечь для себя из преклонных лет возможно больше пользы.
48 Спросите себя, чем вы могли бы еще послужить обществу, в котором вы пока живете. Ваши знания могли бы принести обществу больше пользы, чем знания тех, кто прожил на свете меньше вас Расскажите историю вашей жизни вашим домочадцам и близким, поделитесь с ними жизненным опытом Если вы любите предаваться общению с внуками, заниматься с ними, постарайтесь передать им свои знания и научить их тому, чем овладели сами. Поощряйте их стремление к самосовершенствованию. Не уподобляйтесь старикам, целыми днями ворчащим и жалующимся на судьбу. Не растрачивайте понапрасну ваши жизненные силы. Так вы станете неприятным в общении, и тогда ваша старость превратится для вас в подлинное испытание.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-29; Просмотров: 1009; Нарушение авторского права страницы