Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Размышления о гомосексуализме
130 Многие спрашивают меня, что я думаю о гомосексуализме. Если вы — человек верующий, то необходимо решать, как вам следует или как вам не следует поступать, исходя из канонов вашей веры. Некоторые христиане считают гомосексуализм страшным грехом, другие — нет. Некоторые из приверженцев буддизма относятся к нему терпимо, тогда как некоторые считают, что приверженность нетрадиционной сексуальной ориентации, по сути, несовместима с исповеданием буддизма. Согласно каноническим буддистским текстам, существует десять предосудительных поступков, от совершения которых следует воздерживаться, среди которых и склонность к беспорядочной половой жизни1. Последняя, по сути, означает вступление в сексуальную связь на стороне, но может включать также и склонность к гомосексуализму, оральному или анальному сексу и мастурбации. Это не означает, что подобные поступки противоречат канонам буддизма. Кроме предвзятости — то есть представления, ставящего под сомнение существование Будды или законов предопределенности, — больше ни один из десяти предосудительных поступков не может помешать нам исповедовать буддизм.
[1] Девять других суть: убийство, кража, разбой, дожь, сквернословие, несоответствие слова и дела, похоть, пренебрежение и предвзятость.
131 Я не осужу вас, если вы, не придерживаясь религиозных взглядов, склонны вступать в сексуальные отношения с партнером того же пола на основе взаимного согласия, непричинения друг другу зла или страдания, испытывая при этом полноценное сексуальное удовлетворение. Мне представляется важным отметить, что враждебное отношение общества к сторонникам однополой любви, лишение их рабочего места или какие-либо иные санкции по отношению к ним необоснованны. Таких людей нельзя считать преступниками и обращаться с ними, как с представителями преступного сообщества.
132 Я полагаю, что, согласно буддистской традиции, по отношению к некоторым духовным наставникам, склонность к гомосексуализму можно рассматривать скорее как заблуждение, ибо она сама по себе не опасна, по сравнению со склонностью к изнасилованию, убийству или другим аморальным поступкам, являющимся источником страдания другого. То же самое касается и мастурбации. Поэтому нет никакой причины для враждебного или пренебрежительного отношения к сторонникам гомосексуализма. Добавлю, что не в меньшей степени несправедливо постоянно стремиться дискредитировать религии, которые отрицательно относятся к проявлениям сексуальной несдержанности лишь потому, что такое поведение противоречит нашему образу мышления или нашим способам ее проявления. Прежде чем критиковать тот или иной устой, нелишне было бы попытаться понять истинные причины его возникновения.
III. Размышление об общественной жизни Размышления о политике
133 Стремясь снискать уважение и поддержку избирателей, политические деятели часто склонны давать многочисленные обещания. «Я обязуюсь сделать это и это, вот увидите». Но если они действительно стремятся заслужить авторитет и доверие, то для них наиболее важно, как мне представляется, быть порядочными людьми и открыто выражать свои убеждения.
134 Если мы говорим то одно, то другое в зависимости от меняющихся обстоятельств, то люди осознают это и помнят об этом. «Один раз он сказал так, а теперь он говорит иначе. Так где же истина? » Искренность — вот основное качество политического деятеля. В наши дни, особенно в условиях, когда средства массовой информации все более и более падки на обращение к словам и поступкам известных людей, — еще большее значение, чем когда-либо прежде, приобретает стремление придерживаться своих искренних убеждений и открыто выражать их вне зависимости от внешних обстоятельств.
135 Если мы всегда говорим то, что думаем, те, кто разделяет наши убеждения, оценят нашу искренность и разделят наши взгляды. Если, напротив, мы настроены оппортунистически, произносим множество обещаний перед средствами массовой информации — а, будучи избранными, больше не придаем никакого значения тому, что сами говорили, — то это плохой способ действий. Это не только безнравственно, но и опрометчиво с чисто практической точки зрения. В рамках следующей избирательной кампании такое наше поведение обернется против нас. Так зачем же затрачивать столько усилий ради того, чтобы быть избранным один-единственный раз?
136 Оказавшись у власти, необходимо с предельным вниманием относиться не только к собственным поступкам, но и к собственному образу мышления. Если мы занимаем пост президента, министра или другую должность среди властей предержащих, то нам льстят постоянное ощущение себя в центре внимания, бесчисленные оказываемые нам почести, знаки внимания, осознание безграничной силы нашего влияния. Именно тогда, если мы не хотим упустить из поля зрения наше истинное предназначение, от нас и требуется наивысшая сознательность в строе нашего мышления и последовательность убеждений. Чем многочисленнее армия телохранителей вокруг нас, тем в большей степени надо заботиться об охране свободы собственного духа.
137 Есть люди, которые в период предвыборной кампании руководствуются вполне благими намерениями. Но, едва добившись избрания на заветную должность, они словно становятся одержимыми идеей собственной значимости, подчас совершенно забывая о заявленной цели своего прихода к власти. Они полны сознания собственной непогрешимости, защищая интересы избирателей, отдавая себе отчет в крайней значимости возложенной на них миссии. Они считают, что взамен они могут позволить себе некоторые слабости, полную свободу действий, в надежде на вседозволенность и полную безнаказанность. Даже совершая предосудительные поступки, они оправдываются тем, что совершенный единичный проступок не так уж серьезен, учитывая их преданность возложенному на них долгу. Таким образом, они легко позволяют подкупить себя. Обладая силой влияния и властью, нам необходимо удвоить собственную бдительность.
138 В наши дни людям свойственно испытывать недоверие к политикам. Это печально. Они утверждают, что политика — грязное дело. В действительности же в самой по себе политике нет никакой грязи. Грязным делом политика становится по вине людей. Также ошибочным было бы утверждать, что религия изначально порочна. Ее делают таковой некоторые недобросовестные священнослужители, искажая истинное предназначение религии и злоупотребляя доверием других. Политика становится грязной тогда, когда политические деятели ведут себя безнравственно. При этом проигрывают все, так как без политиков не обойтись. В частности, в демократических обществах важно обеспечить функционирование многопартийной системы, основанной на противоборстве правящих и оппозиционных партий. А для этого необходимы политические деятели и партии, достойные уважения.
139 В оправдание политических деятелей было бы справедливым заметить, что они являются необходимым порождением любого общества. Если общество озабочено лишь стремлением к обладанию денежными богатствами и властью, пренебрегая нравственностью, то не стоит удивляться продажности правящих им государственных мужей, а тем более пытаться целиком возложить на них ответственность за создавшееся положение в обществе.
Размышления о правосудии
140 Любое общество неизбежно диктует каждому его члену необходимость подчинения некоторым правилам. Те, кто совершает преступления или другие опасные деяния, должны нести наказание, а те, которые ведут себя достойно, — вправе рассчитывать на поощрения. Наладить правильное функционирование системы возможно лишь с помощью законодательных актов и людей, ответственных за их исполнение. Если последние, на которых возложены обязанности хранителей справедливости и общественных благ, сами по себе непорядочны, легко соглашаются на подкуп, — то и общественная система будет несправедливой. Не слишком ли часто в некоторых странах мы сталкиваемся с безнаказанностью богатых и наделенных силой влияния людей, легко выигрывающих любые тяжбы, в то время как менее обеспеченные вынуждены терпеть незаслуженные наказания? Это не может не вызывать опасений!
141 Вчера мне кто-то сказал, что в Соединенных Штатах судьи склонны однозначно выносить решение либо в пользу, либо против легализации абортов, не приемля какой-либо промежуточной позиции. Однако существует ощутимая разница между абортом, для которого есть серьезные показания, — например, в случае, когда матери угрожает смерть и приходится выбирать между возможностью спасения либо ее жизни, либо жизни младенца, — и абортом, связанным с тем, что рождение ребенка может расстроить планы на отпуск или помешать осуществлению запланированной покупки новой мебели. Но, с точки зрения этих судей, особой разницы между этими двумя мотивациями абортов, по всей видимости, не существует. Хорошо было бы подробно изучить эту проблему, дабы определить конкретные случаи, позволяющие с ясностью сказать — в таком-то случае аборт запрещен, а в таком-то — он является настоятельным показанием.
142 Не так давно, во время моего пребывания в Аргентине, судья спросил меня, как я отношусь к смертной казни в качестве способа восстановления справедливости. Моя позиция заключается в том, что я считаю смертную казнь неприменимой в силу множества причин и искренне хотел бы, чтобы однажды она была запрещена во всем мире раз и навсегда. В частности, потому, что это — чрезвычайно серьезная мера, исключающая для осужденного любую возможность искупить свою вину. Ведь преступник — такой же человек, как и все остальные, он может, сообразуясь с благоприятными обстоятельствами, стать лучше, так же, впрочем, как вы и я в некоторых ситуациях способны показать себя хуже, чем мы есть. Дадим ему еще одну возможность. Не будем рассматривать его как существо, приносящее исключительно вред, как изгоя, от которого необходимо избавиться любой ценой.
143 Когда наш организм одержим болезнью, — мы не уничтожаем его, мы стремимся его излечить. Так зачем же стремиться к уничтожению больных органов общества вместо того, чтобы попытаться найти способ их излечения?
144 Я в свою очередь задал судье вопрос: «Представьте себе, что два человека совершили одно и то же преступление и оба были приговорены к пожизненному тюремному заключению. Один из них холост, а у другого — несколько детей, мать которых умерла, и для которых он остался единственным родителем. Если вы решите заключить в тюрьму второго, то больше некому будет позаботиться о детях. Как вы поступите в этом случае? » Судья мне ответил, что закон требует для обоих применения одинаковой меры наказания. Забота о воспитании детей ляжет на плечи общества. Я не мог отделаться от мысли, что, с точки зрения проступка, вменяемого им в вину, было бы вполне логично, если бы обоим был вынесен одинаковый приговор. Но с точки зрения обстоятельств, при которых применяется эта мера наказания, разница огромна. Наказывая отца, судья также самым жестоким образом наказывал ни в чем не повинных детей, не совершивших никакого зла. Судья мне ответил, что решение подобной проблемы в законе не предусмотрено.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-29; Просмотров: 318; Нарушение авторского права страницы