Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Размышления о земледелии и природном равновесии
162 Забота об окружающей среде и об охране здоровья и ответственность за их разрушение в значительной степени лежит на тружениках земледелия. Учитывая загрязненность горизонтов грунтовых вод, избыточное использование удобрений и пестицидов и множество других отрицательных факторов, приобретших в наши дни особенную огласку, мы все более и более сталкиваемся с необходимостью осмысления ответственности людей за разрушение экологической системы и возникновение все новых и новых катаклизмов. Заболевание «коровьим бешенством», передающееся через корма, представляется вопиющим примером следствия губительного вмешательства человека в гармонию природы. Согласно здравому смыслу, виновные должны понести наказание, но их, видимо, ни в чем даже не упрекают. Напротив, мы предпочитаем уничтожать поголовье коров, — безвинных жертв человеческой безответственности...
163 Я думаю, что нам следовало бы значительно ограничить применение химических веществ в сельскохозяйственном производстве, стараясь, по мере возможностей, не нарушать естественную гармонию природных процессов. На первый взгляд, это может способствовать незначительному сокращению получаемых прибылей, но впоследствии принятие такого решения несомненно принесет свои благоприятные плоды. Так же желательно было бы сократить масштабы и объемы промышленного скотоводства, наносящего ущерб окружающей среде. Впрочем, в наши дни уже не вызывает сомнения, что использование искусственных пищевых добавок в рационе скота может быть чревато непредсказуемыми последствиями. Когда мы размышляем о бесполезной трате времени, денег и энергии, нельзя не задуматься о том, что гораздо разумнее использовать другие методы.
164 Все живые существа имеют право на жизнь. Не подлежит сомнению, что все без исключения млекопитающие, птицы, рыбы способны наслаждаться и страдать, и, следовательно, они не любят страдать не в меньшей степени, чем мы. Когда мы насильственно используем животных, превращая их лишь в средство получения выгоды — даже если мы оставим в стороне размышления о канонах буддизма, — мы столкнемся все с тем же несоответствием элементарным нравственным нормам.
165 Что касается конфликтов и разногласий, то из всех разновидностей живых существ на нашей планете люди являются основными провокаторами всех проблем. Это представляется очевидным. Мне кажется, что Земля была бы гораздо более надежным местом обитания, если бы не была заселена людьми. Несомненно, для миллионов рыб, куропаток и других мелких животных это был бы залог подлинного освобождения.
166 Тот, кто способен, не колеблясь, без капли сострадания убить живое существо или причинить ему страдания, несомненно, будет испытывать большие мучения, чем те, которые кто-либо из живущих способен испытать по отношению к себе подобным. Безразличие к страданиям каких бы то ни было живых существ всегда опасно, даже если мы считаем необходимым пожертвовать его жизнью ради благополучия большинства. Очень удобно отрицать это или не задумываться над этим, но такое отношение способно спровоцировать всевозможные злоупотребления, как это происходит во время войн. Такое отношение разрушает даже наше собственное благополучие. Я не устаю повторять, что наше сострадание или сочувствие, в конце концов, всегда непременно благоприятно скажутся на нас самих.
167 Некоторые непременно так или иначе обращают внимание на способность животных к уничтожению себе подобных. Это абсолютно верно, но нельзя отрицать, что животные, пожирающие других, открыто выражают свои намерения: они убивают, когда голодны, когда они не испытывают чувства голода — они никого не убивают. Это поведение не имеет ничего общего с поведением человека, который убивает миллионы коров, овец, кур и других животных и птиц ради единственной сиюминутной выгоды. Однажды судьба свела меня с польским евреем, добрым и интеллигентным человеком. Так как он был вегетарианцем, в то время как жители Тибета не являются сторонниками отказа от животной пищи, этот человек сказал мне: «Я не употребляю животной пищи, но, если бы я питался ею, то, очевидно, у меня хватило бы духу самому убивать животных». Мы, жители Тибета, мы заставляем других убивать животных, а сами затем их едим! (Шутка.)
Размышления о войне
168 В любом человеческом сообществе всегда найдется несколько злоумышленников, являющихся источником неисчислимого количества проблем, и оказание им достойного сопротивления требует эффективных средств. Прибегнуть к использованию военной силы можно лишь в том случае, когда не остается иного выбора. Мне представляется, что нельзя использовать армию для насаждения доктрины или для захвата другой страны. Использование военной силы допустимо лишь в случае крайней необходимости, дабы положить конец преступным деяниям тех, кто посягает на благополучие общества или провоцирует беспорядки. Единственная приемлемая цель военных действий — всеобщее благо, а не личные интересы. Таким образом, военные действия — всегда крайняя мера.
169 Наша История неопровержимо свидетельствует, что жестокость всегда порождает жестокость и очень редко помогает разрешению проблем. Напротив, жестокость лишь является причиной неизмеримых страданий. Очевидно, что даже в случае, когда насильственное решение возникающих конфликтов представляется единственно разумным и логичным, нам никогда не дано знать, не раздуваем ли мы огонь в тлеющих углях, стремясь потушить пожар.
170 Сегодня война становится все более и более жестокой, бесчеловечной. Современное вооружение позволяет уничтожать тысячи людей без ущерба для тех, кто ведет военные действия, невзирая на страдания, причина которых — мы сами. Те, кто отдает приказы хладнокровно убивать, зачастую находятся за тысячи километров от театра военных действий. Гибнут и остаются калеками на всю жизнь чаще всего ни в чем не повинные люди, женщины и дети, одержимые желанием жить. Мы с ужасом вспоминаем о прошлых войнах, когда предводитель войска шагал к победе по головам своих подчиненных. Гибель полководца чаще всею означала прекращение военных действий. Наш долг сегодня — по меньшей мере постараться вернуть военной силе человеческие измерения.
171 С того самого момента, как человек обладает оружием, он одержим желанием во что бы то ни стало испытать его в действии. Моя точка зрения состоит в признании несостоятельности государственных вооруженных сил. Миру необходимо избавляться от запасов вооружений. Единственным источником вооружения должны оставаться международные миротворческие силы, которые вправе вмешаться в ситуацию лишь в случае, когда существует реальная угроза безопасности в том или ином районе земного шара.
172 Все говорят о поддержании мира, но мир на нашей планете невозможен, если мы в глубине души одержимы гневом и ненавистью. Это так же нелепо, как и попытка совместить желание всеобщего спокойствия с развитием гонки вооружений. Применение ядерного оружия рассматривается сегодня как главная сила устрашения, но мне этот способ поддержания мира и спокойствия не кажется разумным для достижения и поддержания долговременного положительного эффекта.
173 Некоторые страны выделяют огромные денежные суммы для развития своего вооружения. Сколько же денег, сил, энергии растрачивается зря, в то время как опасность взрыва способна лишь порождать все новые и новые страхи.
174 Положить конец военным действиям — дело всех нас. Конечно, можно разузнать имена людей, провоцирующих конфликты, но нельзя утверждать, что эти люди внезапно появились из ниоткуда, что эти люди действовали поодиночке. Наравне с нами они являются представителями общества, неся свою долю общей ответственности. Если мы стремимся к поддержанию мира во всем мире, то прежде попытаемся сделать все возможное для того, чтобы сохранить мир в собственной душе.
175 Мир во всем мире может проистекать только из душевного равновесия, а душевное равновесие, в свою очередь, зиждется на осознании того, что все представители рода человеческого суть словно члены одной большой семьи, независимо от вероисповедания, идеологии, политических и экономических систем Последним принадлежит лишь второстепенная роль среди основополагающих факторов, сближающих нас Важнее всего представляется то, что мы все являемся представителями рода человеческого, населяющими одну маленькую планету. Нам крайне необходимо общаться друг с другом и помогать друг другу хотя бы для того, чтобы просто выжить. Это касается как взаимоотношений между отдельными людьми, так и взаимоотношений между государствами.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-29; Просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы