Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Размышления о жизни в бедности



 

93

Материальные затруднения не должны мешать нам пре­даваться достойным мыслям. Действительно, размышле­ния о путях собственного духовного совершенствования более важны, чем обладание богатством. Вот почему необ­ходимо осознать, что с того самого момента, как сформи­ровался человеческий мозг и человеческое тело, даже живя в бедности, мы являемся обладателями главного. Поэтому нет никаких оснований для отчаяния или недовольства собой.

 

94

В Индии я неустанно говорю людям, принадлежащим к низшей касте, вынужденным постоянно отстаивать свои права, что мы все являемся представителями рода челове­ческого, что нам от природы даны равные возможности. Поэтому им не следует отчаиваться из-за осознания своей бедности и чувства ущемленности по сравнению с пред­ставителями других, высших каст.

 

95

Бесполезно озлобляться или ожесточенно противостоять богатым. Конечно, богатые должны считаться с бедными и бедняки имеют право защитить себя, если почувствуют свою ущемленность. Но сознательное воспитание в себе ревности или зависти не приведет ни к чему. Если мы сами хотим обладать богатством, то лучше в меру своих воз­можностей посвятить себя духовному совершенствова­нию, чем, будучи одержимым нетерпимостью, испыты­вать чувство зависти, не в силах что-либо предпринять. Прежде всего необходимо обрести возможность самому крепко держаться на ногах.

 

96

Я постоянно думаю о тысячах тибетцев, нашедших свое прибежище в Индии после моего изгнания. Они потеря­ли все, даже свою родину, оказавшись в большинстве сво­ем без средств к существованию, лишив себя элементар­ных удобств и медицинской помощи. Им пришлось на­чать и обустраивать свою жизнь «с нуля», в чрезвычайно сложных условиях, не имея в своем распоряжении ничего, кроме палаток, чтобы укрыться от жары и ветра Они бы­ли вынуждены осваивать единственные оставшиеся им для жизни районы джунглей, и сотнями умирали от бо­лезней, неизвестных в Тибете. Тем не менее лишь едини­цы впали в уныние, а в целом им удалось с завидной стре­мительностью преодолеть трудности и вновь обрести ра­дость жизни. Это говорит о том, что, сохраняя положи­тельное отношение к жизни, можно быть счастливым даже в самых неблагоприятных условиях. Напротив, если нас одолевают внутренние терзания, то мы льстим себе, думая, что удобства и богатство способны принести нам счастье.

 

97

Конечно, каждый волен объяснять свои материальные затруднения духовной бедностью. Но тем не менее предпочтительнее поддерживать в себе положительное начало. В очередной раз повторю, что стремление к духов­ному совершенствованию не означает, что не нужно при­лагать усилий для преодоления собственной бедности. Ес­ли вы считаете себя жертвой общественной несправедли­вости, то в ваших силах бороться за ваши права и торже­ство истины. Это очень важно. В демократических обществах придается немаловажное значение тому, что все мы подчиняемся единым законам. Тем не менее всег­да стремитесь сохранять объективность и искренность суждений.

 

Размышления о болезни

 

98

Медицина в наше время достигает больших успехов. Но, как и в процессе выздоровления, в предупреждении бо­лезни определяющую роль играет духовный настрой. Это очевидно.

Наше тело и наш разум тесно взаимосвязаны и сущест­венно влияют друг на друга. Поэтому никогда не теряйте надежды, как бы серьезна ни была ваша болезнь. Уверяйте себя, что против любой болезни обязательно есть средст­во, что у вас есть все возможности для выздоровления.

 

99

В каком бы состоянии вы ни находились, помните, что нравственные терзания не приводят ни к чему хороше­му, лишь добавляя страдания к страданию. Я часто приво­жу очень полезное высказывание индийского мудреца Шантидевы, который в общих чертах говорил о том, что если есть лекарство, то вам не о чем беспокоиться. Вам достаточно принять его. Если же лекарства нет, то к чему беспокойство? Беспокойство лишь усугубляет страдания.

 

100

Предупреждение болезни является лучшим лечением. Болезнь чаще всего коренится в питании и повседневных привычках. Многие склонны к злоупотреблению алко­гольными напитками и табаком. Ради получения ничтож­ного и временного удовольствия от их вкуса и крепости приносится в жертву собственное здоровье. Некоторые заболевают от переедания. Я знаю приверженцев буддиз­ма, придерживающихся принципа умеренности, кото­рым удается сохранить отличное здоровье во время уеди­нения в горах. Как только они возвращаются, спускаясь с гор для встречи с членами своей семьи или друзьями на Новый год или по случаю других праздников, они тут же теряют контроль над своим аппетитом и от этого заболе­вают. (Шутка.)

 

101

Будда говорил своим последователям, что, если они не бу­дут достаточно питаться, они доведут свое тело до измож­дения, а значит — совершат грех. Но Будда также говорил, что, ведя неумеренный образ жизни, можно обесценить собственные заслуги1. Таким образом, он настоятельно со­ветовал нам смирять наши желания, довольствоваться тем, что имеем, посвящать свою жизнь духовному совер­шенствованию, — и в то же время оставаться в добром здравии. Предаваясь чревоугодию или доводя себя до полного истощения, мы, в конце концов, неизбежно при­обретаем болезнь. Так будем же стараться в нашей по­вседневной жизни избегать крайностей.

Под заслугами в буддизме понимаются благостные поступки и положительная энергетика, с помощью которой они воздейст­вуют на поток нашего сознания. Эта энергетика, в свою оче­редь, непосредственно или опосредованно, в зависимости от того, сопряжена ли она с отрицательными или положительны­ми переживаниями, порождает духовный настрой, способст­вующий ощущению счастья, а также, благодаря системе взаи­мозависимостей, материальные блага здоровье, богатство и прочее.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-29; Просмотров: 250; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь