Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Размышления о самопожертвовании
176 Я беспредельно восхищаюсь всеми теми, кто посвящает себя другому в медицине, образовании, в духовной жизни, в жизни семейной, общественной или в любой другой сфере человеческой деятельности. Жизнь во всяком человеческом сообществе немыслима без преодоления целого ряда проблем при неизбежном столкновении со всевозможными отрицательными проявлениями. Стремление каждого сделать все, от него зависящее, для преодоления этих проблем, достойно похвалы. С точки зрения канонов буддизма, важно не просто помогать ближнему из чувства долга или удовлетворения — подобно тому, как некоторые люди занимаются садоводством, руководствуясь потребностью в удовольствии. Если мы помогаем ближнему из чувства любви и сострадания, с улыбкой и приветливыми словами, то мы дарим ему частичку счастья. Сам поступок, может быть, ничем не отличается от того, который мы совершаем из чувства долга, — но моральное удовлетворение от первого несравненно ощутимее.
177 Если вы врач, то при оказании помощи больным никогда не относитесь к этому как к совершенно привычному, рутинному занятию или тяжелой обязанности. У пациентов может сложиться впечатление, что их страдания не воспринимаются всерьез, что им не уделяется достаточного внимания, что с ними обращаются, как с подопытными морскими свинками. В самом деле, некоторые хирурги во время операции относятся к пациенту как к поломанному механизму, подчас не отдавая себе отчета в том, что имеют дело с живыми людьми. Забывая о человеке, нуждающемся в доброте и заботе, они безжалостно кромсают, зашивают человеческое тело, заменяют жизненно важные органы так, словно речь идет о запасных частях к автомобилю или деревянных поленьях.
178 Очень важно в своих отношениях с другими людьми руководствоваться чувством любви к своим близким. Такой духовный настрой благоприятен не только для того, кто получает блага, но и для того, кто отдает.
179 Чем в большей степени мы одержимы потребностью дарить счастье другим, тем больше в то же время наш вклад в созидание нашего собственного счастья. Но никогда не думайте об этом, делая людям добро. Не ожидайте ничего взамен, а стремитесь отдавать себя для блага ближнего.
180 Никогда не стремитесь показать свое превосходство над теми, кому вы решили прийти на помощь. Даже если вы помогаете им деньгами, отдаете свое время и силы, — всегда делайте это без высокомерия и пренебрежения, которое испытывают по отношению к облаченному в рубище, нечистоплотному, тщедушному попрошайке без царя в голове. Лично я, встречая на своем пути нищего, стараюсь относиться к нему не как к существу ущербному, а как к человеческому существу, ничем не отличающемуся от меня.
181 Когда вы предлагаете другому свою помощь, не следует довольствоваться лишь решением сиюминутных проблем, например, стремиться помочь человеку, предложив ему денег. Дайте ему также возможность самому найти выход из его затруднительной ситуации.
IV. Размышления о житейских трудностях Размышления о счастье
182 Я думаю, что каждому человеческому существу присуще врожденное осознание собственного «я». Объяснить, откуда к нам пришло чувство этого осознания, мы не можем, — но тем не менее оно существует. Именно оно порождает наше стремление быть счастливыми и преодолевать страдание. Это представляется совершенно закономерным: в нас от природы заложено осознание нашего права на счастье, мы от природы наделены правом избавления себя от страданий. Вся история человечества вдохновлена именно этим осознанием. Впрочем, оно свойственно не только людям; с точки зрения буддистских верований, даже ничтожное насекомое способно чувствовать и, по мере возможного, стремится избежать неблагоприятных ситуаций и обрести счастье.
183 Есть несколько представлений о том, что значит быть счастливым. Те, чей рассудок помутнен, испытывают чувство беспричинного счастья. Им постоянно кажется, что все хорошо. Но нас не интересует такое представление о счастье. Есть те, чье представление о счастье основано на стремлении к обладанию материальными благами и чувственным удовольствиям. Мы уже говорили о заблуждениях, которыми чревато такое восприятие счастья. Но если вы, ощущая себя действительно счастливым, тем не менее не склонны принимать ваше счастье как дар, ниспосланный свыше, то вы, при неблагоприятных обстоятельствах, обречены на двойное страдание. Есть еще и те, кто счастлив от того, что мыслит и ведет себя, сообразуясь с нравственными нормами. К достижению счастья именно в таком понимании и следует стремиться, ибо оно в высшей степени оправданно и не зависит от обстоятельств.
184 Если ваша совесть нечиста, то вы не сможете быть счастливым, даже если вы живете в благоприятной обстановке, в окружении верных друзей. Вот почему нравственные устои важнее внешних обстоятельств. Несмотря на это, у меня складывается впечатление, что некоторые больше озабочены собственным материальным достатком, не уделяя достаточного внимания духовному совершенствованию. Я советую уделять больше внимания совершенствованию наших душевных качеств.
185 Чтобы быть по-настоящему счастливым возможно дольше, вначале необходимо познать сущность страдания. Поначалу такой путь может показаться ущербным, но в конце концов мы от этого только выигрываем. Те, кто предпочитает уходить от реальности при помощи наркотического дурмана, впадая в притворное невежество ложной набожности, или в погоне за возможностью жить на широкую ногу, не утруждая свой разум мыслительной деятельностью, в конце концов обеспечивают себе лишь короткую отсрочку. Когда трудности наваливаются с новой силой, они оказываются полностью неспособными им противостоять и, как говорят жители Тибета, вынуждены «обрести свое пристанище в стране плача». Людьми овладевают гнев и отчаяние, усугубляющие изначальный груз бед еще и напрасным страданием.
186 Попытаемся же понять причину наших страданий. Как и любое другое явление, они обязаны своим возникновением неисчислимому количеству причин и условий. Если наши ощущения, по сути, зависели бы лишь от одной-единственной причины, то нам было бы достаточно лишь одной-единственной причины для сиюминутного счастья, дабы постоянно чувствовать себя счастливым. Но мы-то знаем, что это далеко не так. Так не будем же думать, что за все есть ответственные и что для того, чтобы навсегда избавиться от страданий, достаточно лишь возложить на них ответственность за наши всевозможные беды.
187 Необходимо признать, что страдание составляет неотъемлемую часть нашей жизни, или, согласно постулатам буддизма, сансары, то есть предопределенного цикла перерождений на протяжении всей жизни. Если мы рассматриваем страдание как некое отрицательное, противоестественное явление, жертвой которого мы являемся, то мы обречены влачить жалкое существование. Проблема заключается в нашем отношении к страданию. Счастье возможно лишь тогда, когда даже то, что мы привычно считаем проявлениями страдания, неспособно сделать нас несчастными.
188 Согласно буддистской традиции, размышление о природе страдания никогда не ограничивается рассуждениями о пессимизме или отчаянии. Это размышление приводит нас к осознанию необходимости раскрытия первопричин нашего страдания — одержимость желаниями, ненависть, невежество, — и необходимости побороть их в своей собственной природе. Под невежеством в данном случае понимается неспособность понять истинную суть живых существ и вещей. Невежество лежит в основе двух остальных зол, отравляющих нашу душу. Когда исчезает невежество, одержимость желаниями и ненависть лишаются почвы, — и источник нашего страдания иссякает. Результатом этого является внезапное ощущение необходимости поделиться своим счастьем с другими — и человек обретает силу, позволяющую сбросить гнет отрицательных переживаний.
Размышления о несчастье
189 Даже в промышленно развитых странах можно встретить множество несчастных людей. Они ни в чем не нуждаются, не отказывают себе в пользовании всевозможными жизненными благами — и тем не менее считают себя достойными лучшей участи. Они ощущают себя несчастными из зависти или по множеству других причин. Некоторые постоянно живут в ожидании какого-нибудь вселенского катаклизма, другие не могут отделаться от мысли о близком конце света. Отсутствие у таких людей способности к здравомыслию является причиной того, что они создают свои беды собственными руками. Стоит лишь изменить свой взгляд на вещи — и все тревоги развеются сами собой.
190 Есть и такие, у которых имеются все основания для того, чтобы ощущать себя несчастными, — те, кто действительно немощен, прозябает в крайней нищете, жертвы катастроф, люди, несправедливо обделенные обществом. Но, повторяю, они часто имеют все возможное для того, чтобы помочь разрешению своих жизненных трудностей. С материальной точки зрения им следует уделять должное внимание собственному здоровью, предъявлять справедливые претензии притесняющим их, при необходимости настаивать на справедливом правосудии, работать не покладая рук, если отсутствие или недостаток средств не позволяет обеспечить себя пищей или одеждой. С точки зрения духовной в их силах обеспечить себе положительный внутренний настрой.
191 Степень нашего несчастья определяется нашим духовным настроем. Например, если мы ощущаем себя нездоровыми, то нашим единственным разумным побуждением- будет стремление использовать все возможные способы исцеления — обращение к врачу, следование его рекомендациям, прием предписанных лекарственных средств, выполнение определенных упражнений... Но чаще всего мы сами усугубляем собственные страдания, жалуясь на судьбу, таким образом лишь добавляя к физическому страданию страдание душевное.
192 Если наша болезнь серьезна, то мы чаще всего склонны рассматривать ее с самой неблагоприятной точки зрения. Жалуясь на головную боль, мы думаем' «Это самое худшее из несчастий, которое только могло со мной приключиться! По меньшей мере, было бы несравненно лучше, если бы у меня отнялись ноги». Вместо того чтобы убедить себя в том, что в мире есть ещё множество людей, страдающих, по меньшей мере, в одинаковой степени с нами, мы жалуемся так, словно на нас свет клином сошелся. Между тем вполне возможно отнестись к нашим страданиям совершенно по-другому, например, убедить себя, если наши руки парализованы: «Пусть я лишен возможности пользоваться руками, но я еще могу держаться на ногах». Или, если парализованы наши ноги: «Пусть я не держусь на ногах, но тем не менее я могу передвигаться с помощью инвалидной коляски и, кроме того, у меня есть руки, которыми я могу пользоваться при письме». Таких простых рассуждений вполне достаточно для того, чтобы помочь себе обрести душевное равновесие.
193 В каком бы положении мы ни оказались, его всегда возможно оценить с благоприятной точки зрения, в частности в наше время, когда благодаря современным технологиям у нас появились дополнительные основания для надежды. Представляется немыслимым не суметь найти никакого разумного способа облегчения страдания, виной которому — обстоятельства реальной жизни. Случаи, когда мы волей не зависящих от нас обстоятельств обречены на страдание, не имея реальной возможности помочь себе, крайне редки. Чтобы помочь себе справиться с телесным недугом, думайте о благоприятном исходе, сосредоточьте на этом все ваши мысли, и это, несомненно, поможет вам облегчить ваши страдания.
194 Даже если наша болезнь продолжительна и серьезна, несомненно, есть способ, помогающий нам не впадать в отчаяние. Если вы исповедуете буддизм, скажите себе: «Да поможет мне мое страдание очиститься от греха моих неблаговидных деяний в прошлом! Пусть мои страдания усугубятся страданиями других и помогут мне оказаться на их месте! » Подумайте и о том, что многочисленные живые существа страдают подобно вам, и молитесь о том, чтобы ваши страдания смогли облегчить их муки. Если у вас не хватает духовных сил рассуждать так, то далее осознание того, что вы не одни в своем несчастье, что многие другие тоже претерпевают страдания вместе с вами, поможет вам преодолеть вашу болезнь. Если вы исповедуете христианство и верите в Бога — творца Вселенной, то утешайте себя мыслью: «Я не желал себе этого страдания, но оно, должно быть, имеет свои причины, ибо Бог в своем сострадании ниспослал мне жизнь». Если вы не придерживаетесь никакой веры, то подумайте о том, что ваше страдание, каким бы страшным оно ни было, не является исключительно вашим уделом. Даже если вы ни во что не верите, попытайтесь вообразить себе над частью тела, причиняющей вам страдание, проникающий свет, в котором словно растворяется ваша боль, и убедитесь, что это приносит вам облегчение.
195 Существуют внезапные лишения, неотвратимые беды — такие, как, например, смерть близкого человека. Конечно, речь не идет о том, чтобы устранить причину. Но в самом деле, если уже ничего нельзя поделать подумайте о том, что отчаяние бесплодно и способно лишь усугубить вашу боль. Я думаю прежде всего о тех, кто не исповедует никакой веры.
196 Важно изучить природу вашего страдания, выяснить его причину и, если возможно, устранить ее. Как правило, мы полагаем, что в наших страданиях нет доли нашей ответственности. Мы страдаем по чьей-то вине или по каким-либо иным причинам, не зависящим от нас. Но я сомневаюсь, что дело обстоит на самом деле всегда именно так. Мы немного похожи на студентов, которые, провалившись на экзамене, и слышать не желают о том, что они могли бы сдать экзамен блестяще, если бы прилагали больше усилий к учебе. Мы направляем наш гнев на кого-то, мы провозглашаем, что обстоятельства словно ополчились против нас. И что может быть хуже, если это второе зло, душевное страдание, усугубляет первое?
197 Многочисленные распри в человеческом сообществе вообще и в наших собственных семьях, не говоря рк о вражде государств и народов, даже внутренние конфликты каждой отдельной личности... все конфликты и противоречия происходят от несогласованности идей и мнений, внушаемых нам нашей разумностью. Таким образом, наша разумность, к несчастью для нас самих, может ввергнуть нас в дурное состояние духа. В этом случае разумность становится для человека лишь дополнительным источником страдания. И все же мне кажется, что наша разумность в то же время — единственное средство, которым мы располагаем, позволяющее нам преодолевать всевозможные трудности и разногласия.
198 Даже теряя близкого вам человека, например, отца или мать, вы должны уметь держать себя в руках. Подумайте о том, что по достижении определенного возраста жизнь неизбежно подходит к концу. Когда вы были ребенком, ваши родители сделали все возможное для того, чтобы воспитать вас. Сегодня вам не о чем жалеть. Разумеется, если они ушли из жизни в расцвете сил, если причиной их смерти стал несчастный случай, например, происшествие на дороге, то это гораздо трагичнее.
Размышления о пессимизме
199 Я хочу сказать всем пессимистично настроенным и недовольным собой людям: «До чего же вы глупы! » Однажды в Соединенных Штатах Америки я встретил женщину, ощущавшую себя несчастной без видимых на то причин. Я сказал ей: «Не будьте несчастной! Вы молоды, вам в жизни отпущено еще немало лет, вам совершенно не о чем печалиться! » Она спросила меня, по какому праву я вмешиваюсь в ее дела. Я был опечален. Я ответил ей, что ее слова лишены всякого смысла. Я взял ее за руку, дружески похлопал ее по плечу, и ее настроение переменилось. Таким людям можно помочь, лишь проявляя по отношению к ним любовь и внимание. Не показную любовь, выраженную в напыщенных фразах, а нечто, идущее от сердца. Когда мы ссоримся, мы взываем к разуму, но когда мы хотим проявить по отношению к кому-то истинную любовь и нежность, мы искренне говорим то, что у нас на душе. В конце концов настроение этой женщины переменилось. И она от всей души рассмеялась.
200 Если вы не верите в возможность изменений к лучшему, то подумайте о том, что вы живете в обществе людей, которым, по сути, свойственно чувство взаимной любви. Вы всегда найдете среди людей того, с кем вам бы хотелось связать свои надежды на будущее, кого-либо достойного стать примером для подражания. Ваши терзания не могут вам помочь.
201 Направьте ход ваших мыслей в положительное русло. Попытка убедить себя в том, что мир несовершенен, — заблуждение. Конечно, есть непорядочные люди. Но есть и огромное число людей благочестивых и щедрых.
202 Есть люди с определенным типом мировосприятия, которые никому не доверяют и ощущают себя одинокими. По существу их чувство одиночества проистекает из того, что они недостаточно думают о других. Когда мы в достаточной мере не задумываемся о других, мы судим о них по себе и считаем, что они воспринимают нас такими же, какими их воспринимают остальные. В этом случае чувство одиночества неизбежно.
203 Однажды в Дхарамсалу приехал человек, поддерживающий хорошие связи с коммунистическим Китаем. Многие здесь, узнав о его прибытии, заранее постарались сообщить о нем и очернить образ этого человека. В результате во время встречи в воздухе словно витало ощущение безнадежности. Лично я ничего не имел против этого человека, считая его представителем рода человеческого, и думал о том, что если он доверяет китайцам, то это лишь результат его недостаточной осведомленности. С первой же встречи он обращался ко мне полемическим тоном, но я рассматривал его подобным себе и дружески беседовал с ним о Тибете. На второй день его отношение полностью изменилось. Если бы я тоже вел себя возбужденно, то мы бы проявляли все большее и большее упорство в отстаивании наших позиций. Я бы не слушал его доводы, и он не придавал бы никакого значения моим словам Рассматривая его как представителя человечества, убеждая себя в том, что все люди равны, что они все иногда испытывают недостаток информации, проявляя дружелюбие, мне наконец удалось вызвать моего противника на откровенность.
204 Есть люди, которые способны видеть во всем лишь дурную сторону. Это удивительно. В общине выходцев из Тибета, например, мы все ощущаем себя беженцами, мы все находимся в одинаковом положении. Но среди нас есть такие, кто полностью доволен жизнью и постоянно рассказывает забавные истории, поддерживая наш дух, а есть другие, которые, напротив, ни в чем не видят чего-либо положительною. Они плохо отзываются обо всем и постоянно предаются внутренним терзаниям.
205 Как написано в буддистских текстах, мир может являться другом или врагом, полным недостатков или полным достоинств, — все зависит от нашего способа мышления. В общем, ничего не существует такого, у чего не было бы своих недостатков или достоинств. Все, что мы используем, — пища, которую мы едим, одежды, в которые одеваемся, наши дома — у всех, с кем рядом мы живем — членов наших семей, друзей, наших наставников и наших подчиненных, наших учителей и наших учеников есть одновременно свои достоинства и свои недостатки. Это так. Чтобы грамотно оценить реальное положение вещей, нужно признать природу этих достоинств и этих недостатков.
206 С определенной точки зрения возможно все воспринимать в радужных тонах. Даже страдание может быть благоприятным. Замечу, что те, кто по жизни сталкивался с многочисленными трудностями, обычно ни на что не жалуются и не испытывают ни малейших затруднений. Лишения, которые претерпевали эти люди, закалили их характер, расширили их кругозор, сделали их более уравновешенными, более приближенными к реальности, доведя до совершенства свое умение беспристрастно смотреть на вещи. Те, кто не сталкивается с трудностями, проводят жизнь в довольстве — отдаляются от реальности. Сталкиваясь с любыми, даже самыми незначительными трудностями, такие люди способны лишь «обрести пристанище в стране сожалений».
207 Я лишился своей родины, я провел большую часть жизни в изгнании, на долю моего народа выпали жестокие лишения и гонения, наши храмы были разрушены, наша культура была уничтожена, страна — разорена и разграблена, ее богатства — расхищены. Не было ни малейшего повода для радости. Тем не менее я сумел значительно духовно обогатиться за счет общения с представителями других народностей, других религиозных конфессий, других культур, другого научного мировоззрения. Я смог познать доселе неизвестные мне проявления свободы и приобщиться к ранее незнакомым мне формам мировоззрения.
208 Среди наиболее жизнерадостных и внутренне непоколебимых в своей целеустремленности членов обреченной на изгнание тибетской общины часто можно найти людей, на долю которых выпали самые жестокие испытания. Проведя двадцать лет в ужасающих условиях тюремного заключения, эти люди говорили мне, что с точки зрения духовного возмужания это были лучшие годы их жизни. Одного монаха из монастыря, в котором мне довелось служить настоятелем, в течение многих лет тюремного заключения подвергали жестоким пыткам, дабы принудить его отречься от своей веры. Когда этому послушнику наконец удалось бежать в Индию, я спросил у него, не испытывал ли он чувство страха. Он мне ответил со всей искренностью, что он больше всего опасался утратить чувство сострадания к своим палачам.
209 Те жители Франции, Германии, Англии и других стран, которым довелось познать ужасы Второй мировой войны и последующий трудный период крайней нищеты, не покорились малым потрясениям. Они довольны своей участью, потому что они были свидетелями худшего. Напротив, те, кого жизнь не столкнула с лишениями этой войны, те, кто жил беззаботно, словно в детском саду, содрогаются и почти теряют самообладание перед трудностями. Когда счастье близко, они не могут его распознать.
210 Некоторые из числа представителей нынешних поколений, будучи не в силах справиться с требованиями, навязываемыми постоянно развивающимся миром материальных ценностей, стремятся обратить свои взоры в область духовной жизни. Это стремление мне кажется положительным. Как бы то ни было, постарайтесь осознать, что мир создан из хорошею и плохою, и то, что мы часто принимаем за истину, чаще всею оказывается лишь порождением нашего рассудка.
Размышления о страхе
211 Есть некоторые люди, которые с самого момента пробуждения ощущают себя объятыми чувством необъяснимой тревоги. Это ощущение может возникнуть в силу целого ряда причин. Некоторые из таких людей в раннем детстве испытали недоброжелательное отношение к себе со стороны родителей, братьев и сестер. Другие стали жертвами сексуального насилия. Они терпели надругательства, но не смели об этом говорить. Мало-помалу в душе зарождается страх, который и является причиной страданий. Когда этим людям, в конце концов, удается выразить то, что они пережили, если рядом с ними найдется кто-либо, способный им внушить, что все эти отрицательные переживания остались в прошлом, то таким людям удается поставить конечную точку в этой главе их жизни. В Тибете говорят, что нужно раскрывать раковину, подув внутрь.
212 Когда я был юным, я всегда боялся темных комнат. С тех пор прошли годы, и этот страх исчез. То же самое касается и общения с людьми: чем в большей степени ваш разум будет закрыт, тем в большей степени вы будете бояться и тем в меньшей степени будете ощущать себя в безопасности. Чем более открытыми вы будете, тем непринужденнее будете ощущать себя. Это — плод моего личного опыта. Когда я встречаю кого-нибудь, для меня не важно, идет ли речь о великом человеке, о нищем или о совершенно заурядной личности. Самое главное — с открытым и добрым лицом просто улыбнуться этому человеку.
213 Если вы испытываете угнетение из-за того, что утратили веру в себя, и считаете, что все ваши начинания обречены на неудачу, — поразмыслите немного. Попытайтесь понять, что вас повело с самого начала по неправильному пути. Вы не найдете никакого веского основания. Ведь сложность заключается в вашем способе мышления, а не в действительной неспособности что-либо изменить.
214 Истинное сострадание неотделимо от осознания того, что и другие так же, как и мы, имеют право на счастье. Из такого осознания чувства сострадания рождается наше чувство ответственности. Рассуждая подобным образом, мы тем самым повышаем степень доверия к себе. Это, в свою очередь, поможет избавиться от страха и обрести веру в себя. Если вы с самого начала приняли твердое решение выполнить какую-либо трудную задачу, то для вас не будет иметь значения ваша неудача в первый, второй, третий раз. Ваша цель ясна, и вы будете прилагать все усилия для ее достижения.
215 Действенный способ побороть уныние — уделять больше внимания другим, нежели себе самому. Когда мы ясно осознаем трудности, с которыми приходится сталкиваться окружающим, наши собственные проблемы отходят на второй план. Когда мы предлагаем кому-нибудь нашу помощь, возрастает наше самоуважение, а наши тревоги уходят. Разумеется, необходимо, чтобы ваше желание помочь другому было искренним. Если мы таким образом преследуем цель лишь избавить себя от страданий, то наши тревоги и сомнения лишь лягут на нас тяжким грузом.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-29; Просмотров: 330; Нарушение авторского права страницы