Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Размышления об одиночестве и отчуждении



 

220

Прочитав результаты опроса, я узнал, что большинство американцев считают себя одинокими. Четверть взросло­го населения признались в том, что в последние две недели ощущали по отношению к себе крайнее отчуждение. Это явление представляется сегодня распространенным. На улицах городов — тысячи людей, не удосуживающие­ся удостоить друг друга взглядом. Даже встречаясь взгля­дами, они не улыбнутся друг другу, разве что случайно увидят знакомое лицо. В поезде люди могут часами нахо­диться рядом, но при этом даже не обменяются словом. Разве это не кажется странным?

 

221

У меня складывается впечатление, что чувство одиноче­ства проистекает из двух основных причин. Первая за­ключается в том, что население стало слишком многочис­ленным. Когда численность населения в мире была мень­ше, то наше осознание принадлежности к единой семье человечества было острее, у нас была потребность лучше узнать друг друга и помогать друг другу. В наши дни в /ма­леньких деревеньках люди еще связаны близкой друж­бой, сообща распоряжаются орудиями труда, машина­ми, выполняют тяжелые работы. Раньше эти люди часто встречались, вместе посещали храмы и молились. У лю­дей было гораздо больше возможностей общаться. Сегодня, когда наша планета перенаселена, миллионы людей вынуждены скученно жить в больших городах. Присмотревшись к этим людям, можно подумать, что их единственные занятия — это работа и получение зара­ботка. Создается впечатление, что каждый из них живет сам по себе. Современные машины предоставляют нам большую самостоятельность, и у нас возникает ощуще­ние, — разумеется, ложное, — что окружающие нас люди играют в нашей жизни все более и более второстепенную роль. Такая ситуация лишь усугубляет безразличие и ощущение отчужденности.

 

222

Вторая причина одиночества, на мой взгляд, кроется в том, что в современном обществе мы испытываем посто­янную крайнюю загруженность. Если мы решим обра­титься к кому-то даже для тою, чтобы просто поинтере­соваться у него: «Как дела? », у нас непременно возникнет ощущение, что мы при этом потеряем две драгоценных секунды нашей жизни. Едва управившись с работой, мы уже погружены в чтение газет: «Что новенького? » Пого­ворить с другом — значит попусту убивать время.

 

223

В городе мы часто сталкиваемся с другими людьми. Нуж­но приветствовать друг друга. Избегая завязывать разго­вор со случайными прохожими, мы поступаем неосмот­рительно. Мы стараемся избегать общения и считаем вмешательством в нашу жизнь желание кого-либо заго­ворить с нами.

 

224

Причина одиночества жителей больших городов заклю­чается не в отсутствии людей, способных на снисхожде­ние, а в отсутствии человеческой привязанности. Это от­рицательно сказывается на нашем духовном здравии. В то же время разум и чувства тех, кто с детства был окружен заботой и нежностью, развиваются более гармонично.

 

225

В современном обществе отношения людей друг с дру­гом все более и более теряют в своей гуманности, посте­пенно приобретая формальный характер. Утром мы ухо­дим на работу. После работы, вечером, позволяем себе расслабиться в ночном кабачке или на улице. Мы развле­каемся, возвращаемся домой поздно, оставляя для сна не­сколько часов. На следующий день, еще не пробудившись от сна, с затуманенной головой снова приступаем к рабо­те. Разве не так городские жители проводят значитель­ную часть жизни? Каждый становится похожим на де­таль некоего огромного механизма, каждый волей-нево­лей должен подчиняться работе всей системы. По про­шествии некоторого времени это становится невыноси­мым, и мы замыкаемся в полном безразличии.

 

226

Не предавайтесь излишнему веселью вечером. По окон­чании рабочего дня лучше вернуться домой. Не спеша поужинайте, выпейте чашку чаю или чего-либо еще, по­читайте книгу, расслабьтесь и в таком состоянии прият­ной расслабленности отходите ко сну. Утром вставайте пораньше. Если вы отправитесь на работу бодрым и со свежей головой, то я думаю, что вы вскоре ощутите в ва­шей жизни перемены к лучшему.

 

227

Всем известно, что чувство одиночества ни благотворно, ни приятно. Мы должны побеждать его сообща. Но, учи­тывая, что оно проистекает из огромного количества причин и условий, включиться в эту борьбу нам следует как можно раньше. Именно семья, как основная ячейка общества, призвана стать местом, где можно ощутить се­бя счастливым, где можно самосовершенствоваться в ат­мосфере любви и нежности.

 

228

Если вы одержимы ненавистью и злобой к окружающим, то вполне возможно, что они по отношению к вам испы­тывают те же чувства. Подозрение и страх создадут пре­пятствие между вами, и вы ощутите себя одиноким и по­кинутым. Конечно, не все люди вашего круга разделят эти пагубные чувства по отношению к вам, но некоторые будут смотреть на вас с негативной стороны, учитывая ваши чувства по отношению к себе.

 

229

Если доброжелательная обстановка окружает детей не только дома, но и в школе, то, вступив во взрослую общест­венную жизнь, у них возникнет потребность помогать другим Встречая кого-нибудь впервые, они не будут испы­тывать смущения и смогут обратиться к прохожему без страха. Они будут способствовать созданию нового обще­ства, в котором ощущение одиночества не будет столь распространено.

 

Размышления о гневе

 

230

Когда нас обуревает гнев или ненависть, мы ощущаем се­бя скверно — как морально, так и физически. Все это осознают, и ни у кого не возникает желания быть рядом с нами. Нас избегают даже животные — за исключением разве что блох и комаров, которые только и желают, что напиться нашей крови. Мы теряем аппетит и сон, иногда приобретаем язвы, и если мы постоянно находимся в та­ком состоянии, мы наверняка сокращаем число лет, еще отпущенных нам для жизни. Зачем все это? Даже если мы вконец взбешены, нам ни­когда не удастся избавиться от всех наших врагов. Знаете ли вы кого-либо, кому бы это удалось? До тех пор, пока мы скрываем в себе наших внутренних врагов, какими являются гнев или ненависть, мы не сможем победить наших внешних врагов, которых завтра будет еще больше.

 

231

Наши истинные враги — яды, отравляющие наше созна­ние: невежество, ненависть, похоть, зависть, гордыня... Они способны разрушить наше счастье. В частности, гнев или ненависть способны стать причиной многих бед в этом мире, начиная с семейных распрей и кончая серьез­ными конфликтами. Они сводят на нет преимущества любой благоприятной ситуации. Ни одна религия не обо­жествляет их наравне с добродетелями. Все религии по­строены на любви и благоденствии. Достаточно прочитать многочисленные описания рая для того, чтобы понять, что речь идет о прославлении мира, красоты, великолепных садов, цветов, — но, насколько мне известно, никогда — о воспевании войн и вражды. Иными словами, гнев не мо­жет считаться достоинством.

 

232

Как относиться к проявлениям гнева? Для некоторых они не могут считаться недостатком. Те, кто не слишком задумывается о ходе своих мыслей, думают, что склон­ность к проявлению гнева является неотъемлемой чер­той их характера, от которой не нужно избавляться, а ко­торую необходимо, напротив, всячески поощрять. Если бы это соответствовало истине, то нужно было бы при­знать, что невежество или неграмотность тоже представ­ляют собой врожденную неотъемлемую черту нашего ха­рактера, ибо, появляясь на свет, мы ничего не знаем. Тем не менее мы делаем все для того, чтобы побороть наше не­вежество или безграмотность, но при этом никто не оспа­ривает тот факт, что это естественные проявления, в кото­рых нам не дано что-либо изменить. Почему бы тогда не поступить так же с ненавистью или гневом — проявле­ниями куда более губительными? Стоит попытаться это сделать.

 

233

Овладение любым навыком требует времени, а все знать невозможно. Тем не менее было бы неплохо стать чуть более сведущим. Не менее трудно и навсегда изжить гнев, но если вам удалось в этом хоть немного преуспеть, — результат того стоит. Вы, конечно, можете мне возразить, что все это меня не касается, что это — исключительно ваша проблема! (Шутка.)

 

234

Быть может, психологи и скажут вам, что вместо того, чтобы скрывать такое эмоциональное проявление, как гнев, его нужно выпустить наружу. Во всяком случае, они не скажут вам, что нужно попытаться найти его источник или усилить его. Научитесь распознавать отрицательные стороны негодования, и, даже если вы продолжаете счи­тать, что гнев является чертой вашего характера, вы в конце концов без труда придете к выводу, что от гнева лучше воздерживаться.

 

235

По мере возможности старайтесь избегать ситуаций, провоцирующих вас на проявление негодования. Если же, несмотря ни на что, они все же возникают, попытай­тесь не поддаваться возмущению. Если вы встретили кого-нибудь, кто способен разозлить вас, попытайтесь за­быть об этом досадном недоразумении и взглянуть на че­ловека с другой точки зрения.

 

236

Те, кого мы считаем нашими недоброжелателями, не яв­ляются таковыми с самого рождения. Они становятся враждебны нам вследствие определенных манер поведе­ния или способов мышления. Тогда за такими людьми за­крепляется понятие «недруги». Если же их отношение к нам вдруг резко изменяется на противоположное, — то­гда они тут же становятся нашими друзьями. Таким об­разом, один и тот же человек может быть для нас сегодня врагом, назавтра — другом. Это кажется нелепым.

 

237

Отличайте личностные качества от сиюминутной мане­ры поведения. Никогда не проявляйте враждебности по отношению к кому-либо, а лишь по отношению к мане­ре поведения или поступку. Не желайте зла самому чело­веку. Попытайтесь помочь ему исправиться, делайте ему как можно больше добра. Если вам удастся разубедить человека в правильности его поступков лишь благодаря проявлениям любви, то есть надежда, что этот человек в скором времени перестанет вызывать у вас враждебные чувства. Может быть, он даже станет вам другом.

 

238

Вы не должны терпимо относиться к проявлениям зла по отношению к себе и окружающим. Старайтесь побороть это зло, но не направляйте ваше негодование против то­го, кто причиняет вам страдание, не стремитесь ему мстить. Тогда ваше поведение не будет попыткой отыг­раться, ответив негодованием на негодование. В этом за­ключается истинное терпение. Невозможно дать спра­ведливую отповедь под влиянием обуревающего неис­товства. Так постарайтесь забыть о вашем неистовстве.

 

239

Не так давно, когда я был в Иерусалиме, мне пришлось стать свидетелем спора между израильскими и пале­стинскими студентами. В конце один палестинец попро­сил слова для того, чтобы сказать, что теперь, во время бе­седы, между ними разногласий нет, в то время как на ули­це все было совершенно иначе. Когда их задержала изра­ильская полиция, они бесчинствовали и видели в израильтянах врагов. Он не знал, что делать. Они обсуди­ли это и пришли к мысли о необходимости увидеть в про­тивнике «образ Божий». Один из студентов объявил: «Ка­ждый раз, когда вы сталкиваетесь лицом к лицу с челове­ком, причиняющим вам зло, каков бы он ни был, думайте о том, что этот человек воплощает образ Божий, и тогда ваш гнев утихнет сам собой». Не правда ли, хорошая мысль? Что касается меня, я нахожу ее прекрасной.

 

240

Кто-то написал мне, что каждый раз во время медитаций ему является образ Далай-Ламы, и что это приносит зна­чительное умиротворение. Теперь в минуты гнева этот человек думает обо мне и его гнев утихает. Я не знаю, дей­ствительно ли мое фото обладает способностью усмирять гнев. (Шутка.) Я скорее склонен считать, что, если бы в моменты, когда нас внезапно охватывает ярость, мы вме­сто того, чтобы сосредотачивать все внимание на ком-то или на чем-то, что провоцирует наш гнев, думали о ком-то или о чем-то любимом, то наш разум обрел бы успокое­ние, по меньшей мере некоторое. Подумайте, например, о вашем возлюбленном или возлюбленной. Ваш разум об­ретет умиротворение, ибо, как говорят, «две мысли не могут возникнуть в одно мгновение». Ход наших мыслей спонтанно направляется по пути рассуждений о новом образе, — важно лишь, чтобы этот образ вызывал более сильный эмоциональный отклик. Тогда то, что составля­ло предмет наших прежних рассуждений, сотрется из нашей памяти.

 

241

Я часто повторяю, что, поддаваясь гневу, мы не только не можем убедить нашего противника в его неправоте, но, напротив, зачастую неизменно выставляем сами себя в неблагоприятном свете. Мы лишаемся душевного покоя, способности правильно оценивать собственные поступ­ки, наш процесс пищеварения ухудшается, мы лишаемся сна, выгоняем посетителей, бросаем полные ненависти взгляды на любого, кто попадается нам на пути. Если у нас есть какое-нибудь домашнее животное, то мы забываем его покормить. Мы делаем невыносимой жизнь тех, кто находится рядом с нами, мы отдаляемся от наших самых близких друзей. Так как тех, кто сочувствует нам, стано­вится все меньше и меньше, мы ощущаем себя все более и более одинокими. Что же касается нашего предполагаемого врага, то он может спокойно сидеть дома. Если в один прекрасный день соседи расскажут ему все, что им довелось увидеть или услышать, он от этого лишь развеселится. Если ему скажут: «Он по-настоящему несчастен, он потерял ап­петит, на нем лица нет, его волосы всклокочены, он ли­шился сна, он вынужден принимать успокоительные средства. С ним никто не общается, даже его собака бес­престанно воет, не осмеливаясь к нему приблизить­ся», — он будет в восторге. Но если он узнает, что нас пришлось отвезти в больницу, — то его радости просто конца не будет!

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-29; Просмотров: 324; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь