Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


А.В. ВОРОНЦОВ, Д.А. ГОЛОВУШКИН, А.М. ПРИЛУЦКИЙ



Социс 2017.

А.В. ВОРОНЦОВ, Д.А. ГОЛОВУШКИН, А.М. ПРИЛУЦКИЙ

СОЦИОСЕМИОТИЧЕСКАЯ СПЕЦИФИКА СОВРЕМЕННОГО МИФА ОБ ИВАНЕ ГРОЗНОМ

ПВОРОНЦОВ Алексей Васильевич — доктор философских наук, профессор, заведующий ка-

Федрой социологии и религиоведения Российского государственного педагогического универси-

тета им. А.И. Герцена (Vorontsov@herzen.spb.ru, socis-2007@yandex.ru); ГОЛОВУШКИН Дмитрий

Александрович — кандидат исторических наук, доцент той же кафедры того же университета

(golovushkinda@mail.ru); ПРИЛУЦКИЙ Александр Михайлович — доктор философских наук, про-

фессор той же кафедры того же университета (alpril@mail.ru). Все — Санкт-Петербург, Россия

Аннотация. Культ Ивана Грозного в последнее время набирает популярность

В неканоническом русском православии и у маргинальных православных верующих.

Будучи продуктом мифологической культуры, он способен формировать свое дискурс-

Ное социокультурное пространство. Его особенность — взаимодействие конспирологи-

Ческого , ностальгического и героического мифов. Задействуется мифологема “оклеве-

Танный святой”, позволяющая конспирологически объяснить конфликт “исторического”

И “агиографического” образов Ивана Грозного. С этой мифологемой связана мифоло-

Гема ритуального убийства, позволяющая утверждать, что Иван Грозный является му-

Чеником . Обе эти мифологемы представлены в акафистах и молитвах Ивану Грозному,

Они обладают выраженной перформативностью, придавая тестам особую социальную

Актуальность и значимость. Социополитическая актуализация текстов осуществляется

Благодаря метафорам и аллегориям, противопоставляющим святой Восток порочному

Западу, борьба с которым имеет религиозное значение

Постановка проблемы. Семиосфера современного маргинального православия

(о нем — чуть ниже) отличается высокой степенью мифологизации, что объясняется

Взаимодействием мифологем, восходящих к мифам народной религиозности и специ-

Фическим мифам, выражающим альтернативный религиозный опыт. Первая катего-

Рия мифов роднит маргинальное православие и православный мейнстрим — на уров-

Не народной религиозности данные явления семиотически близки. В них фиксируются

Практически тождественные символические и метафорические конструкции, повто-

Ряющиеся в дискурсах повседневности, а мифологемы обретают практически тожде-

ственное выражение в ритуалосфере [Прилуцкий, Светлов, 2016]. Что касается второй

Категории мифов, то они выступают инструментом формирования собственного семио-

Тического пространства, обособленного и противопоставляемого православной семио-

Сфере в ее доминантных формах.

Маргинальное православие — не тождественно неканоническим православным

Юрисдикциям, его элементы могут проявляться и в каноническом пространстве Рус-

Ской Православной Церкви в виде ритуальных практик отдельных священнослужи-

Телей и канонических институтов (приходов, монастырей), которые, разделяя уста-

Новки маргинального православия, его стилистику и мифологемы, не стремятся

К изменению собственного канонического статуса. Понятие маргинального правосла-

Вия следует признать относящимся не столько к сфере каноники, сколько к религиоз-

Ной субкультуре, и, как каждой субкультуре, ему свойственны семиотические маркеры,

Представленные в ритуалосфере, теологических дискурсах, мифологической среде.

DOI: 10.7868/S0132162517080025

Ключевые слова: социальная история • религиозная ситуация • народная рели-

гия • Иван Грозный • мифология • агиография • религиозный культ • конспирология

Аннотация. Культ Ивана Грозного в последнее время набирает популярность

В неканоническом русском православии и у маргинальных православных верующих.

Будучи продуктом мифологической культуры, он способен формировать свое дискурс-

Ми моральными качествами,

• конспирологический миф апеллирует к мифологемам заговора могущественных

Врагов.

Всем миром.

“Царь милостью Божией” выступает не только и не столько как носитель абсолют-

Влияли на имидж власти.

Их клеветнических акций.

Емое Церковью.

И мученической.

Властителя.

Щения : 21.01.2017).

Ной форме.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Мысль. 2016. № 1. С. 111–155.

С. 87–97.

СПб.: Алетейя, 2010.

21.01.17).

Лигиоведение . 2016. Т. 18. С. 156–164.

Ки . 2016. № 2. С. 87–95.

Социс 2017.

А.В. ВОРОНЦОВ, Д.А. ГОЛОВУШКИН, А.М. ПРИЛУЦКИЙ


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-30; Просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь