Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Ческого , ностальгического и героического мифов. Задействуется мифологема “оклеве-
Танный святой”, позволяющая конспирологически объяснить конфликт “исторического” И “агиографического” образов Ивана Грозного. С этой мифологемой связана мифоло- Гема ритуального убийства, позволяющая утверждать, что Иван Грозный является му- Чеником . Обе эти мифологемы представлены в акафистах и молитвах Ивану Грозному, Они обладают выраженной перформативностью, придавая тестам особую социальную Актуальность и значимость. Социополитическая актуализация текстов осуществляется Благодаря метафорам и аллегориям, противопоставляющим святой Восток порочному Западу, борьба с которым имеет религиозное значение. ВОРОНЦОВ Алексей Васильевич — доктор философских наук, профессор, заведующий ка- Федрой социологии и религиоведения Российского государственного педагогического универси- тета им. А.И. Герцена (Vorontsov@herzen.spb.ru, socis-2007@yandex.ru); ГОЛОВУШКИН Дмитрий Александрович — кандидат исторических наук, доцент той же кафедры того же университета (golovushkinda@mail.ru); ПРИЛУЦКИЙ Александр Михайлович — доктор философских наук, про- фессор той же кафедры того же университета (alpril@mail.ru). Все — Санкт-Петербург, Россия. СОЦИОСЕМИОТИЧЕСКАЯ СПЕЦИФИКА СОВРЕМЕННОГО МИФА ОБ ИВАНЕ ГРОЗНОМ А.В. ВОРОНЦОВ, Д.А. ГОЛОВУШКИН, А.М. ПРИЛУЦКИЙ ©...афим огоннемервос акифицепс яаксечитоимесоицоС .рд и .В.А воцнороВ13 О типологии мифов. Результаты контент-анализа литургических и пара-литурги- Ческих текстов маргинального православия, данные их герменевтического анализа по- Зволяют сделать вывод о том, что мифологический комплекс маргинального право- славия , особенно в части радикально-консервативного сегмента [Головушкин, 2016], Образуется взаимодействием трех мифов, а именно — ностальгического, героического и конспирологического. При этом: • ностальгический миф идеализирует монархическое прошлое Руси/России в поня- Тиях “симфонии властей” и формирует псевдоисторический образ дореволюци- Онной России как победоносного царства всеобщего благополучия, процветания И справедливости, страны с чудесно развивающейся экономикой и растущим на- родным благосостоянием; • героический миф идеализирует личности — прежде всего государственных, ре- Лигиозных деятелей и полководцев, равно как весь народ, наделяя его высоки- Ми моральными качествами, • конспирологический миф апеллирует к мифологемам заговора могущественных Врагов. Конспирологический миф выполняет этиологическую функцию, объясняя причи- Ну, по которой “золотое время” прошло и наступила эпоха, оцениваемая носителями Соответствующих мифологических установок, как “время упадка”: “подлый заговор”, “измена”. Концепт золотого века всегда представляет собой продукт ретроспектив- Ной оценки прошлого, при этом он несет в себе черты как идеологемы, так и мифо- Логемы , “в политических идеологиях, как и в мифе, вся история предстает как про- Межуток между двумя точками: изначальный, древний золотой век, не выдержавший испытания временем, и восстановленный, обновленный золотой век будущего” [Фи-липпович, 2015: 104]. При этом концепт золотого века семантически не определен; О нем известно только то, что это было “лучшее время”, и оно прошло. В анализируемом дискурсе конспирологический миф выполняет, в том числе, и ин- Тегративную функцию, объединяя ностальгические и героические мифологемы в еди- Ный мифологический нарратив: “подлый заговор предателей и мировой закулисы” Привел к тому, что “идеализированное прошлое” сменилось “демонизируемым насто- Ящим ”, а благородные герои побеждены коварными заговорщиками и их агентами. Дискурс-анализ литурических, паралитургических и агиографических текстов мар- Гинального православия, связанных с почитанием четырех культовых фигур — “Ца- |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-30; Просмотров: 252; Нарушение авторского права страницы