Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Якоже из кладязя бездны, клеветы тьмочисленные и нелепые, ядовитым гадам: зми-
Ям, жабам и скорпиям во злобе своей подобные. И растекошася по всему лицу земли, Сердца человеков ложью уязвляя”3. Использование апокалипсического визионерского образа “кладезь бездны” уси- Ливает иллокутивную силу высказывания, поскольку согласно патристическим толко- Ваниям данный образ соотносится с геенной; клеветники оказываются включенными В мрачный зловещий эсхатологический контекст, а сторонники почитания Ивана Гроз- Ного соотносятся с праведниками, которые “имеют печать Божию на челах своих” (Откр, 9). Текст можно интерпретировать как имплицитный призыв к почитанию Ива- На Грозного и избавлению от эсхатологических наказаний. Обращает на себя внимание и противопоставление “темного запада” “свету вос- Тока”. Оно, с одной стороны, актуализирует в контексте конспирологического мифа Идеологему “иностранные враги”. С другой — способствует сакрализации институ- Та русской монархии и личности монарха, так как синтагма “свете востока” облада- Ет религиозными ассоциативными коннотациями, позволяющими включить русского Царя в квази-новозаветный контекст (см.: Мф. 2:1). Это созвучно русской доктрине са- Модержавия , сформировавшейся к XVI в., согласно которой московский великий князь Интерпретировался в эсхатологическо-мессианском контексте как воплощение Бога, спасителя народа, своего рода мессия [Трунова, 2007: 118]. Тема заговора “темного запада” получает в паралитургическом дискурсе развитие, Трансформируясь в мифологическую идеологему религиозной войны: католики (“Пер- Вый Рим”), не потерпев “дерзкого неповиновения” русского православного царя, на- Чинают войну. Противопоставление “Первого Рима” и “Третьего Рима” представляет Акафист благоверному царю-мученику Иоанну Грозному, за веру православную со срод- никами убиенному и оклеветанному. URL: http://www.ruskmir.ru/akafisty-o-spasenii-rossii/akafist- Blagovernomu-caryu-ioannu-groznomu / (дата обращения: 21.01.2017). Социологические исследования № 8, 2017 Собой отсылку к семиотике знаменитой “Повести о белом клобуке” и шире — поли- Тическим аллегориям инока Филофея, утверждавшего промыслительно-эсхатологиче- Ское значение Москвы (“Третий Рим” таким образом из аллегории трансформируется В символ): “Токмо ты, Грозный Царю Всея Руси, главы своея не преклониша, союзом С врагами Православной веры гнушахуся. Сия дерзости не потерпеша и яростью пали- Мый , восташа Первый Рим, грехом растленный, со всею силой адовою, супротив Треть- Его Рима, в истине Христовой стоящего”4. Греховной клевете врагов, боровшихся с Иваном Грозным, противопоставляет- Ся почитание царя “святыми”, которые неким мистическим образом его “прослави- Ли”: “Радуйся, от грешных оклеветанный, от святых прославленный”5. По их мнению, Иван Грозный, оклеветанный врагами-грешниками, в действительности является свя- Тым . Клевете противопоставляется прославление, как грешникам противопоставляют- Ся святые, а востоку — запад. Перед нами образец бинарных оппозиций мифологиче- Ского мышления, проанализированных К. Леви-Строссом. При этом данная сентенция, В силу своей многозначности, не может быть интерпретирована однозначно. “Просла- Вление ”: очевидно, в данном случае речь идет о канонизации, — действие, соверша- Емое Церковью. Кто же эти “святые”, прославившие Ивана Грозного и тем самым заявившие пре- Тензии на действие, канонически осуществляемое лишь собором поместной церкви? Это могут быть адепты альтернативного православия (тогда грешниками-клеветника- Ми оказываются ненавистные им иерархи РПЦ Московского Патриархата, отказавшие- Ся канонизировать Ивана Грозного), “отдельные праведники”, разного рода “старцы”, Почитающие Ивана Грозного независимо от юрисдикционной принадлежности. Кро- Ме того, здесь можно увидеть и отсылку к легенде о прославлении Николая Второго |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-30; Просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы