Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Св. Серафимом Саровским, популярной среди современных монархистов.
Мифологема ритуального убийства, вторая основная мифологема конспирологиче- Ского мифа, в семантическом отношении представляет собой сложное, плохо структу- рированное взаимодействие нескольких смысловых концептов, а именно: • убийство имеет мистико-магическое значение, оно осуществлено по особому ри- Туалу , имеющему антихристианское и антигосударственное значение. • убийцами являются тайные, могущественные противники, враги христианства И Руси / России как оплота христианской веры и цивилизации, • кажущаяся естественной смерть героя в реальности является насильственной И мученической. Первый концепт, раскрывающий мистико-магический характер убийства, являет- Ся интегрирующим, два других — факультативными и производными от первого. Так, например, в знаменитом деле об убийстве подростка А. Ющинского в 1911 г. насиль- Ственный характер его смерти не вызывал сомнений, а обвиненный в убийстве за- Водской служащий М. Бейлис совершенно не похож на тайного и могущественного Властителя. Как отмечено выше, почитание Ивана Грозного как мученика, “за веру право- Славную со сродниками убиенному и оклеветанному”, имплицитно содержит от- Сылку к мифологеме ритуального убийства. Насильственная смерть Ивана Грозного В паралитургических текстах объявляется совершенно бесспорной: “Поюще мучени- Ческую кончину твою, Венценосче святый, хвалим тя вси, яко одушевленный храм Духа Акафист благоверному царю-мученику Иоанну Грозному, за веру православную со срод- никами убиенному и оклеветанному. URL: http://www.ruskmir.ru/akafisty-o-spasenii-rossii/akafist- Blagovernomu-caryu-ioannu-groznomu / (дата обращения: 21.01.2017). 5 Акафист святому благоверному царю Иоану Васильевичу Грозному. URL: http://www.iskupitel. Info /node/320 (дата обращения: 21.01.2017). Афим огоннемервос акифицепс яаксечитоимесоицоС .рд и .В.А воцнороВ17 Божия”6. Царь-мученик объявляется подобным Христу, а его страдания “от отравле- Ния ” уподоблены крестным мукам Спасителя: “Радуйся, злокозненное ядом отравле- Ние многие лета, яко крестные муки, терпевый” (там же). Некоторые выводы. Мученичество Ивана Грозного — одна из ключевых тем мар- Гинальной агиографической традиции, поскольку именно оно обосновывает правомоч- Ность культа. Почитание Ивана Грозного как мученика оказывается более успешной Апологетической стратегией обоснования его святости, так как мученику прощает- Ся то, что применительно к иным рангам святости оказалось бы неустранимым препят- Ствием . Прославление в чине благоверного человека, бывшего только женатым не ме- Нее шести раз, сталкивается с крайне серьезной проблемой канонического характера (что подтверждает справедливость тезиса об амбивалентности религиозного фунда- ментализма и религиозного модернизма [Головушкин, 2015]), а объявить прекрасно за- Документированные “царские свадьбы” коварным вымыслом врагов возможно только В расчете на исключительно доверчивого читателя, который в наше время — экзоти- Ческая редкость. Мученичество же является столь значительным подвигом, что на его Фоне меркнут, отходя в тень различные канонические и агиологические препятствия. Так, именно апелляцией к мученичеству пытались обосновать некоторые православ- Ные активисты предпринятую в РПЦ канонизацию убитых приближенных Николая II — Римского католика Алоизия Егоровича Труппа и лютеранки гофлектриссы Екатерины Адольфовны Шнейдер. В докладе митрополита Ювеналия на юбилейном Архиерей- Ском соборе 2000 г. высказано общеправославное представление о том, что “древ- Ние мученики почитались как святые уже по самому факту пролития ими крови в сви- Детельство своей веры в распятого и воскресшего Спасителя”7. Если мифологема ритуального убийства в агиографии Николая II раскрывает- |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-30; Просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы