Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
СОЦИОСЕМИОТИЧЕСКАЯ СПЕЦИФИКА СОВРЕМЕННОГО МИФА ОБ ИВАНЕ ГРОЗНОМ
ПВОРОНЦОВ Алексей Васильевич — доктор философских наук, профессор, заведующий ка- Федрой социологии и религиоведения Российского государственного педагогического универси- тета им. А.И. Герцена (Vorontsov@herzen.spb.ru, socis-2007@yandex.ru); ГОЛОВУШКИН Дмитрий Александрович — кандидат исторических наук, доцент той же кафедры того же университета (golovushkinda@mail.ru); ПРИЛУЦКИЙ Александр Михайлович — доктор философских наук, про- фессор той же кафедры того же университета (alpril@mail.ru). Все — Санкт-Петербург, Россия Аннотация. Культ Ивана Грозного в последнее время набирает популярность В неканоническом русском православии и у маргинальных православных верующих. Будучи продуктом мифологической культуры, он способен формировать свое дискурс- Ное социокультурное пространство. Его особенность — взаимодействие конспирологи- Ческого , ностальгического и героического мифов. Задействуется мифологема “оклеве- Танный святой”, позволяющая конспирологически объяснить конфликт “исторического” И “агиографического” образов Ивана Грозного. С этой мифологемой связана мифоло- Гема ритуального убийства, позволяющая утверждать, что Иван Грозный является му- Чеником . Обе эти мифологемы представлены в акафистах и молитвах Ивану Грозному, Они обладают выраженной перформативностью, придавая тестам особую социальную Актуальность и значимость. Социополитическая актуализация текстов осуществляется Благодаря метафорам и аллегориям, противопоставляющим святой Восток порочному Западу, борьба с которым имеет религиозное значение Постановка проблемы. Семиосфера современного маргинального православия (о нем — чуть ниже) отличается высокой степенью мифологизации, что объясняется Взаимодействием мифологем, восходящих к мифам народной религиозности и специ- Фическим мифам, выражающим альтернативный религиозный опыт. Первая катего- Рия мифов роднит маргинальное православие и православный мейнстрим — на уров- Не народной религиозности данные явления семиотически близки. В них фиксируются Практически тождественные символические и метафорические конструкции, повто- Ряющиеся в дискурсах повседневности, а мифологемы обретают практически тожде- ственное выражение в ритуалосфере [Прилуцкий, Светлов, 2016]. Что касается второй Категории мифов, то они выступают инструментом формирования собственного семио- Тического пространства, обособленного и противопоставляемого православной семио- Сфере в ее доминантных формах. Маргинальное православие — не тождественно неканоническим православным Юрисдикциям, его элементы могут проявляться и в каноническом пространстве Рус- Ской Православной Церкви в виде ритуальных практик отдельных священнослужи- Телей и канонических институтов (приходов, монастырей), которые, разделяя уста- Новки маргинального православия, его стилистику и мифологемы, не стремятся К изменению собственного канонического статуса. Понятие маргинального правосла- Вия следует признать относящимся не столько к сфере каноники, сколько к религиоз- Ной субкультуре, и, как каждой субкультуре, ему свойственны семиотические маркеры, Представленные в ритуалосфере, теологических дискурсах, мифологической среде. DOI: 10.7868/S0132162517080025 Ключевые слова: социальная история • религиозная ситуация • народная рели- гия • Иван Грозный • мифология • агиография • религиозный культ • конспирология Аннотация. Культ Ивана Грозного в последнее время набирает популярность В неканоническом русском православии и у маргинальных православных верующих. Будучи продуктом мифологической культуры, он способен формировать свое дискурс- Ное социокультурное пространство. Его особенность — взаимодействие конспирологи- |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-30; Просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы