Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
И косвенно — в квазиновозаветный контекст, поскольку эталоном оклеветанной свято-
Сти является Христос Спаситель. Апелляция к конспирологическому мифу, необходи- Мая для апологетики образа “исторического Ивана Грозного”, содержится уже в тек- Сте жития митрополита Филиппа, в котором “сам Иван явился жертвой коллективного заговора” слуг [Каравашкин, 2006]. Как отмечено выше, Иван IV Грозный вошел в число немногих правите- Лей Руси — России, чей образ получил отражение в народном эпосе. В отличие от дру- Гого царя-реформатора, Петра I, зачастую интерпретируемого в пространстве народ- Ной культуры как прообраз грядущего антихриста, Иван Грозный является, безусловно, Персонажем положительным. В народной культуре он интерпретируется преимуще- Ственно как могущественный защитник Руси, искоренитель крамолы, защитник просто- Го народа от боярского произвола. Отчасти это связано с тем, что во время правления Ивана Грозного происходит формирование социологемы “Москва — Третий Рим”, ко- Торая включала Русь в эсхатологический контекст мировой истории, развивала пред- Ставления об ответственности высшей власти перед Богом, а опосредованно и перед Всем миром. “Царь милостью Божией” выступает не только и не столько как носитель абсолют- Ной самодержавной власти, но как орудие промысла. Царь и государство оказываются Связанными мистическими отношениями: венчание на царство не только обеспечивает Легитимацию власти, но и обуславливает взаимную ответственность перед высшим су- Дом. Знаменитый Стоглавый собор, проведенный иерархией русской церкви от имени 2 Царь Николай II Александрович — Искупитель Святой Руси. С. 130. URL: http://www. logoslovo.ru /forum/all/topic_9797/ (дата обращения: 22.01.2017). Афим огоннемервос акифицепс яаксечитоимесоицоС .рд и .В.А воцнороВ15 Царя и при его непосредственном участии, способствовал идеализации образа Ива- На Грозного старообрядческими богословами, которые использовали деяния Стогла- Ва в полемике с никонианами. Учитывая близость старообрядческих субкультур се- Миотическому пространству русской народной традиционной культуры, мы полагаем, Что это еще больше способствовало популяризации образа Ивана Грозного в семио- Сфере русской народной традиционной культуры. Взятие Казани и Астрахани, свое- Го рода триумф русского государства, надолго осталось в народной памяти как свиде- Тельство возросшей мощи русского государства. Поражения в Ливонской войне не по- Влияли на имидж власти. В итоге Иван Грозный интерпретируется в пространстве народной религиозной се- Миосферы как своего рода “царь-символ”: наказывающий бояр-изменников и шире — “врагов”, он сам готов пострадать за государство и подданных, стать “жертвой” за них. Отсылка к мифологеме “оклеветанный святой” содержится в названии одного Из Акафистов — “Акафист благоверному царю-мученику Иоанну Грозному, за веру пра- Вославную со сродниками убиенному и оклеветанному”. Это привносит маркер конспи- Рологического мифа в состав агионима, где он имплицитно соотносится с маркером Второй базовой мифологемы конспирологического мифа — “ритуальное убийство”. Убитый и оклеветанный царь обретает основания для канонизации. Дискурсное раскрытие мифологемы “оклеветанный святой” приводит к формиро- Ванию относительно автономного нарративного конструкта, отличительными черта- Ми которого являются: насыщенность текста метафорами и аллегориями, обозначе- Ние врагов, указание на клеветнический характер их действий, описание последствий Их клеветнических акций. В качестве образца подобного нарративного конструкта рассмотрим фрагмент вы- Шеупомянутого акафиста: “Ветии многовещаннии от темнаго запада отверзоша на тя, Свете востока святый Царю Православный, лукавая уста своя. И извергошася отонуду, |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-30; Просмотров: 232; Нарушение авторского права страницы