Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Составление разъяснительного послания
12. Основные мысли, планы и заглавия 13. Вступления, иллюстрации и заключения 14. Тематические, богословские, исторические и биографические разъяснительные проповеди 15. Разъяснительные проповеди по повествовательным отрывкам Ветхого Завета 16. Переход от экзегетики к проповеди Основные мысли, планы и заглавия Дональд Дж. Мак-Дугал Для подготовки разъяснительной проповеди необходимо усердно потрудиться, особенно чтобы определить основную мысль и план фрагмента. Это нельзя сделать только на основании значений слов. Только детальный анализ грамматической структуры отрывка наряду с лексической информацией позволит вам прочувствовать течение мысли. Отдельное утверждение, более широкий контекст или встречающиеся в нем мысли — все может стать ключом к обнаружению основной мысли отрывка. Разные фрагменты тяготеют к разным планам: некоторые — к основному контекстуальному плану, другие — к схеме «нитка жемчуга», некоторые — к схеме «морские волны». Заголовки в проповеди должны точно отражать ее содержание; хотя они и не так важны, как основные мысли и построение, тем не менее, они имеют значение для результата проповеди, так как создают определенную «атмосферу». «Мне хотелось бы уметь читать разъяснительные проповеди. Что мне Для этого надо делать?» Это сказал один пастор после библейской конференции в его церкви. Эти слова отражают чаяния многих, но путь от мечты к реальности неблизкий и нелегкий. Я участвовал как бегун в Бостонском марафоне. Для того чтобы принять в нем участие, надо было иметь определенную подготовку. Большая часть тех, кто ее проходит, не «спортсмены от природы». Это обыкновенные, но очень дисциплинированные люди, которые много тренируются и стремятся добиться поставленной цели. Примерно то же самое можно сказать и об авторах хороших разъяснительных проповедей. Они дисциплинированны и трудятся много и упорно. При определении главной мысли и структуры отрывка дисциплина и трудолюбие очень ценятся и вознаграждаются больше, чем где-либо. В этом кратком очерке можно рассмотреть лишь несколько основных идей но, если следовать им, вы сможете разработать проповедь так, чтобы она соответствовала сути фрагмента, и это будет по-настоящему разъяснительная проповедь. Один пастор недавно сказал, что уроки экзегетики в семинарии должны уделять больше внимания изучению лексики,442 а не синтаксиса,443 так как, по его мнению, «большинство проповедников в наше время сосредоточены на изучении слов». Эта философия ведет к заключению, что учение, основанное только на этимологическом исследовании главных слов, и является разъяснительной проповедью. Это не так. Синтаксис и строение отрывка должны занимать существенное место в подлинной разъяснительной проповеди. Значение и суть данных слов можно понять только при ясном понимании контекста. Это должно быть очевидно каждому, кто задумается над использованием слов родного языка. Необходима величайшая осторожность, так как значения одного и того же слова в разных книгах или у разных авторов могут не совпадать. Строение и план каждого фрагмента, напротив, имеет громадное значение при составлении подлинно разъяснительного или экзегетического послания. Понимание темы отрывка или целой книги необходимо, если человек хочет понять, что имеет в виду автор. ИЗУЧЕНИЕ КОНТЕКСТА Поэтому первым шагом при подготовке проповеди, посвященной конкретному отрывку, должно быть определение параметров контекста. Неспособность определить эти параметры обычно приводит к неправильному пониманию и неправильному толкованию значения отрывка. Единственный способ определить эти границы — изучить синтаксис отрывка и определить, где он начинается и где заканчивается. Стандартное разделение на главы и стихи, которое по-разному выглядит в греческой, еврейской и английской Библии, не может быть для этого использовано, потому что оно ненадежно. Во многих случаях неудачное разделение на главы и параграфы приводит к тому, что неопытный читатель не понимает сути отрывка, и то, То есть изучению отдельных слов. То есть изучению взаимодействия между словами, фразами и предложениями. что имеет в виду автор, ускользает от него. Например, разделение на главы 2 Кор. 7:1 часто мешает видеть связь между 6:11-13 и 7:2-4. Более того, многим не удается заметить более широкое контекстуальное значение призыва «не преклоняться под чужое ярмо с неверными» в 6:14-7:1. Другой пример неудачного разделения на абзацы — Иак. 1:12 как в английском, так и в греческом тексте (например, 26-е издание Нестл-Аланда [Nestle-Aland] и 3-е издание «Объединенного Библейского общества» [United Bible Society]). Это часто вело к непониманию связи между Иак. 1:9-11 и более широким контекстом стихов 2-12, а также мешало увидеть, что 1:12 является выводом из предыдущего обсуждения (Иак. 1:2-11). Главный момент в определении основных мыслей, планов и заголовков разъяснительной проповеди — это понимание структуры отрывка, которому она будет посвящена. Проповедник должен рассказывать не о своей собственной основной мысли, план и заголовок тоже не должны быть придуманы им. Он должен преподать главную мысль, план и тему автора. Неспособность отразить их — означает уход от подлинной разъяснительной проповеди. Запись и тщательное изучение лексического и синтаксического материала, относящегося к отрывку, — задача трудная и длительная. Но этот процесс по продолжительности своей не.идет ни в какое сравнение со временем, необходимым для полного усвоения значения собранного материала. Затем понадобится дополнительное время и внимание, чтобы проникнуться материалом и обнаружить его практическое значение для частной жизни человека. Подчеркиваем: проповедник не должен «сделать» из отрывка послание. Напротив, он взаимодействует с контекстуальным материалом, пока послание автора не «проклюнется» из него. Первый шаг — запись материала — может занять день или два. Последующие шаги — осмысление материала и его влияния на жизнь — могут занять несколько дней или недель, а иногда и всю жизнь. В течение многих лет я имею обыкновение изучать книгу Библии по меньшей мере несколько месяцев, прежде чем проповедовать по ней. Я изучаю ее для себя, не спеша. В ходе этого длительного процесса я собираю множество заметок, так что, когда приближается время проповедовать Данный отрывок, основная работа уже сделана. Я начинаю обдумывать проповеди будущих недель задолго до того, как работаю над вступлениями. Затем, в неделю проповеди, мне требуется потратить понедельник, а иногда и часть вторника, чтобы записать основную часть информации. Следующие несколько дней уходят на пересмотр данных, без попыток составить план или заголовки проповеди; я уделяю много внимания более полному восприятию основной истины и строения отрывка. Последующее обсуждение и примеры показывают, что значит обнаружить и передать основную идею, строение и тему отрывка. Эти три важных элемента полезно помнить во время всего процесса. Всегда помните, что мы должны проповедовать отрывок от всего сердца и для того, чтобы изменять жизни людей. Проповедовать отрывок Многие из последующих предложений наглядно покажут, насколько важно проповедовать именно на основании конкретного отрывка. Много лет назад мы были в походе, сбились с пути, и нам пришлось пробираться через высокую траву под дождем. Это было трудно, потому что мы сами прокладывали себе дорогу в лесу. На обратной дороге все было иначе, потому что мы шли по проторенной тропе. Мы даже разрешили детям бежать впереди. Мы знали, что, пока они не сойдут с тропы, они не потеряются. Важно помнить это, когда вы будете готовиться к проповеди. Цель проповедника — следовать тропой, проторенной библейским автором, а не прокладывать свой путь. Многие проповедники с трудом вспоминают, о чем дальше говорить, — и поэтому привязаны к своим заметкам — именно потому, что они прокладывают свой собственный путь, а не следуют по хорошо заметной дороге, проложенной автором. По этой же причине возникают проблемы и у слушателей, когда они потом пытаются самостоятельно проследовать по стопам проповедника. • |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-30; Просмотров: 270; Нарушение авторского права страницы