Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Грамматический анализ и разъяснительная проповедь



Джордж Дж. Земек

Автор разъяснительной проповеди призван проповедовать сло­во не просто для того, чтобы наставлять о нем или на его осно­вании. Люди должны быть преображены благодатным и чудес­ным образом, поэтому мы, проповедники, должны предлагать им проповеди, которые объясняли бы слова Писания. Мы. не дол­жны вмешиваться, но должны позволить тексту самому «про­поведовать». Методика, которая здесь обсуждается и поясня­ется примерами, доводит господство и эффективность тек­ста до максимума. Значение любого отрывка, который вы проповедуете, должно быть подано так, чтобы выявить его собственную суть. Следовательно, проповедь будет содержать то, что Дух Святой мощно вдохнул в текст Писания. В резуль­тате Богу будет угодно не только то, что мы привержены Пи­санию, но и наш методологический почерк.

Для подготовки настоящей разъяснительной проповеди недостаточно провести обоснованное исследование слов.3"7 Однако не только слова Биб­лии являются богодухновенными (2 Тим. 3:16), но и связи между этими словами. Следовательно, проповедник должен прилагать усилия для изучения синтаксиса (науки о законах соединения слов и строения пред­ложений) и семантики (учения о значениях слов в контексте) библейско­го текста.

у                 l р—~

Это действительно сложная работа! Однако она совершенно необходи­ма потому что библейское богословие гласит: Дух Святой использует эти слова, фразы, предложения и т. д. Слова Своего, чтобы изменять жизнь людей и поддерживать эти перемены. Пренебрегать всем этим не стоит, если проповедник серьезно намерен сочетать свою экзегетическую и го-милетическую методику с богословием (особенно библиологией, амарти-ологией и сотериологией), которое он исповедует.368

НЕОБХОДИМОСТЬ ПОДЛИННОГО РАЗЪЯСНЕНИЯ ТЕКСТА

Мы приведем краткий обзор необходимости разъяснения текста, что­бы подтвердить и обосновать усилия по его подготовке.

Богословская причина

Можно привести следующие богословские причины гомилетического превосходства хорошо сделанного разъяснения текста:3"

1) человечество по природе своей беспомощно и неспособно самостоятель­но преобразиться или усовершенствоваться духовно (например, Быт. 6:5; 8:21; Иов 4:17; 14:4; 15:14-16; 25:4-6; Пс. 13:1-3; 50:5; Ис. 1; Иер. 13:23; 17:5, 9; Мк. 7:20-23; Рим. 1:18 и далее; 3:9-18; 5:6-10, 12 и далее;

1 Кор. 2:14; 2 Кор. 4:3-4; Еф. 2:1-3; 4:17-19; Кол. 1:21 и т. д.);

2) спасенные грешники страдают от амартиологического (греховного) бре­мени (например. Рим. 7:14; 12:1-2; 1 Ин. 1:8-10 и т. д.);

Необходимо уточнить, что слово «обоснованное» употреблено потому, что очень многие проповедники увлекаются «необоснованным» этимологическими исследованиями (то есть, не существует такого по­нятия, как «оригинальное значение» вне специфического контекста) и семантическими переносами (когда берется значение слова в одном контексте и переносится в другой, причем изменение контекста не учитывается). Несмотря на то что некоторые книги очень полезны (например. Theological Dictionary of the Old Testament; Theological Wordbook of the Old Testament; Theological Dictionary of the New Testament; New International Dictionary of New Testament Theology), содержащиеся в них статьи и их применение надо тщательно проверять во избежание контекстуальных и других герменевтических ошибок. Предостережения на этот счет см. в: James Barr, The Semantics of Biblical Language (Oxford:

Oxford University Press, 1961) и Moses Silva, Biblical Words and Their Meaning: An Introduction to Lexical Semantics (Grand Rapids: Zondervan, 1983). О лексике Нового Завета см. David Hill, Greek Words and Hebrew Meanings (Cambridge: University Press, 1967). Вот недавнее напоминание об этой ответственности: «МЫ ЗАЯВЛЯЕМ, что только один тип проповеди удовлетворительно передает божественное откровение и его соответствующее применение к жизни, — преданное разъяснение Писания как Слова Божьего. МЫ ОТРИЦАЕМ, что проповедник может почерп­нуть какое бы то ни было послание от Бога не из текста Писания» (Article XXV, «Articles of Affirmation and Denial, The Chicago Statement on Biblical Hermeneutics», International Council on Biblical Inerrancy [Chicago, 1982]).

Для того чтобы разъяснение было хорошо оформлено, надо рассмотреть и использовать все текстовые явления. Например, проповедник должен изучить и усвоить семантические, грамматические, синтак­сические, стилистические, концептуальные, богословские, полемические и т. д. особенности текста. Чтобы проповедник и люди понимали и могли применять отрывок, они должны усвоить слова текста и их значение, соотношения между фразами и предложениями, литературные средства изложения, ло­гическое и концептуальное развитие, постепенное изложение темы и т. д.

3) Слово Божье часто ассоциируется с Его силой, особенно в преодолении проблемы греха (например, Пс. 18:8-9; Пс. 118; Иер. 5:14 и 23:29; Рим. 1:16; Еф. 6:17; 1 Фее. 1:5; 2 Тим. 3:15; Евр. 4:12-13 и т. д.);370

4) «христианский проповедник... является глашатаем»371 исполненного

силой Слова Божьего.

_                                                           *

ПОЭТОМУ наиболее правильный и угодный Богу способ нашего слу­жения — это подлинное разъяснение текста всего слова Божьего,372 кото­рому мы кротко подчиняемся под воздействием Духа Святого.

Значение того, о чем говорится во 2 Тим. 4:2, очевидно. Джон Стотт за­метил: «Тимофей должен „проповедовать" Слово, то есть пересказывать то, что сказал сам Бог».373 Содержание его провозглашений обозначено четко: он должен быть глашатаем «слова». Практически это говорит о «чрезвычайной важности разъяснительной проповеди», а разъяснитель­ная проповедь в своем лучшем качестве — это «проповедь текста» ,374 Сле­довательно, если мы верно провозглашаем слова Слова (то есть, правиль­но разъясняем текст), «проповедь становится представлением Слова Божьего».375

Неудивительно, что Петр требовал: «Говорит ли кто, говори как слова Божий» (1 Пет. 4:11). Если нашей целью станет полное соответствие биб­лейскому тексту, станет возможен подход, о котором писал Павел в 1 Фее. 1:5 и 2:13. Как заключает Руния: «Если сегодняшний проповед­ник несет то же послание [то есть зафиксированное в Писании пророчес-ко-апостольское Слово]... Бог также говорит через него. Тогда его [пропо­ведника] слово — больше не человеческое, но само Слово Божье»."6

370 Обсуждение этого см. в: Н. Leo Eddleman, «Word Pictures of the Word», Review and Expositor 49 (October 1952): 412-24; Kenneth L. Barker, «Jeremiah's Ministry and Ours», Bibllotheca Sacra 127 (July — September 1970); 223-31; Carl F. Н. Henry, God, Revelation and Authority (Waco, Texas: Word, 1976-83), 4:36; Robert Preus, «The Power of God's Word», Concordia Theological Monthly 34 (August 1963): 453-65;

Klass Runia, «What Is Preaching according to the New Testament?» Tyndale Bulletin 29 (1978): 3-48;

Kenneth W. dark, «The Meaning of 'ЕМЕРГЕП and КАТАРГЕО in the New Testament», Journal of Biblical Literature 54(1935): 93-101; Donald Bloesch, «The Sword of Spirit», ThemeliosS(May 1980): 14-19; David

Scaer, The Apostolic Scriptures (St. Louis: Concordia, 1971); Jacob A. 0. Preus, /( Is Written (St. Louis:

Concordia, 1971).

371 Victor Paul Furnish, «Prophets, Apostles, and Preachers: A Study of the Biblical Concept of Preaching», Interpretation 17 (January 1963): 55.

Сейчас мы обладаем завершенным пророчески-апостольским Словом. Следовательно, содержание на­шей проповеди должно охватывать «только Слово Божье» и «все Слово Божье» (см. R. В. Kuiper, «Scriptural Preaching», The Infallible Word, ed. by Stonehouse and Wooley [Philadelphia: Presbyterian Guardian, 1946], 209-41). Природа Слова Божьего требует использования текста Писания, а не совре­менных методов заговаривания слушателей (см. Деян. 20:27), и разъяснительная проповедь должна включать в себя все Писание, как Ветхий, так и Новый Завет (Мф. 5:17-20; Лк. 24:27; Деян. 17:2-3;

18:24-28; 1 Кор. 10:11; 2 Тим. 3:15-17, и т. д.).

373 John R. W. Stott, Guard the Gospel (Downers Grove, III.: InterVarsity, 1973), 106.

374 Kuiper, «Scriptural Preaching», 242, 250-54.

375 Henry, God. Revelation, 4:479.

378 Runia, «What Is Preaching?» 32; см. также Baker, «Jeremiah's Ministry», 229.             K^

Нужды современности

Воистину настало время для возвращения к разъяснительной пропо­веди. Кайзер так проницательно говорит о сегодняшней ситуации:

Не секрет, что здоровье Церкви Христовой во многих местах мира оставляет желать лучшего. Она чахла, потому что ее кормили... «нитратной пищей»... Библейский текст часто используется как некий лозунг или припев к пропо­веди... Современные проповедники утратили искусство разъяснения Биб­лии. Больше всего пренебрегают Ветхим Заветом — а это около трех четвер­тей божественного откровения!.. Проповедь с помощью лозунгов может нра­виться народным массам, она полна эпиграмм, поговорок, интересных анекдотов, но без авторитета и ценности Писания это пустые слова... Амери­канские прихожане... часто удостаиваются более или менее одинакового об­ращения: повторяются элементарные истины веры, разглагольствования, популярные у местной аудитории, или остроумные красноречивые выступле­ния на самые разнообразные темы со смешными анекдотами, цель которых привлечь внимание ленивых духом и не желающих ничего, кроме развлече­ний, новых хороших шуток или историй...[ad nauseam].377

То же самое обвинение справедливо и по отношению к духовным вож­дям, которые, несмотря на то что обучены кулинарному искусству и мо­гут готовить блюда для гурманов, работают поварами в заведениях быст­рого обслуживания. Тело Христово не будет здоровым и сильным, если будет питаться только духовными гамбургерами и картошкой фри. Люди Божьи знают об этом и знают, что для изменения ситуации мало на сло­вах признать недостатки в этой жизненно важной области служения.378 Настало время не только «каяться», но и приносить плоды.

ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ РАЗЪЯСНЕНИЯ ТЕКСТА

Разъяснение текста характеризуется двумя основными моментами. Первый относится к объективности проповеди, а второй — к ее примени­мости.

Необходимость проверки

Подлинное разъяснение текста должно быть прежде всего индуктив­ным, то есть сам библейский отрывок должен содержать в себе все состав­ляющие послания. «Мы неправильно делаем, когда берем текст и вкла­дываем в него свое послание»."' Кайзер умело подчеркивает первостепен-

Walter С. Kaiser, Jr.,TowardanExegeticalTheology:BiblicalExegesis for Preaching and Teaching (Grand Rapids: Baker, 1981), 7, 19, 37,191, 20.

Мы не обвиняем тех пасторов-учителей, которые работают одни или почти без поддержки в поместных Церквях. Им не хватит часов в сутках, чтобы сделать все необходимое. Тем не менее, главная задача слу­жения — питать овец Божьих — подтверждается во всем Его откровении. Не уделять ей первостепенно­го внимания непростительно, с точки зрения Библии. James S. Stewart, Heralds of God (reprint. Grand Rapids: Baker, 1971), 110. ную важность библейского текста по сравнению с сопутствующими мо­ментами его организации и подачи индуктивным методом.

Нам так не хватает... того, что надо иметь в виду в отношении к любой пропо­веди, претендующей на то, чтобы быть одновременно библейской и практиче­ской: она должна быть основана на честной экзегетике текста и быть близкой к нему... Пусть первым принципом считается то, чтр подготовка пропове­ди — это всегда движение от текста Писания, целью которого является про­возглашение Слова таким образом, чтобы оно было услышало в своей важно­сти и в связи с современной ситуацией, и ни на йоту не отходило от своего из­начального содержания... Если в центре всего стоит текст Писания, основным требованием является мастерское владение еврейским, арамей­ским и греческим [если быть более реалистичным, постоянное совершенст­вование в них]... Процесс экзегетики непрост, она требует многих трудов, но результат этих усилий прекрасен, если изначальные требования высоки... Предварительные занятия... очень полезны и необходимы для надлежащей подготовки к исследованию библейского текста. Но наконец мы должны об­ратиться к самому тексту.380

Приступая к нему, мы никогда не должны пренебрегать приоритета­ми, установленными Духом. Проповедник должен позволять Ему руко­водить своими богословскими концепциями и творческим подходом к го­милетике, а не наоборот.

Особое значение имеют стилистические, структурные и особенно грамматические и синтаксические черты данного текста.

Мы утверждаем, что языки оригинала помогают больше всего, когда мы раз­бираемся в синтаксисе и грамматике фраз, предложений, частей предложе­ния... Серьезный толкователь должен овладеть основными принципами гре­ческой и еврейской грамматики и синтаксиса... В основе экзегетики должен лежать серьезный синтаксический анализ, включающий в себя: (1) утвер­ждение темы; (2) соответствие... между всеми предложениями, их частями и фразами в абзаце, относящемся к этой теме; (3) связь этого абзаца с другими. Без такого анализа результаты толкования не достигнут до слушателей... Снова и снова толкователь должен избегать опасности субъективных дога­док, расстановки в тексте собственных акцентов, без учета стилистических, грамматических или риторических указаний, которые являются авторитет­ными для выделения принципов текста... Цель... — это позволить Писанию играть основную, если не единственную роль в определении формы и логичес­кой последовательности. Верующие должны почувствовать желание само­стоятельно перечитать библейский текст, после того как услышат послание. Даже если они не запомнят схемы (а скорее всего, они не запомнят — увы1), Слово Писания будет по-прежнему говорить с ними, потому что строение и форма текста помогли им найти Бога.3"

Принимая во внимание богодухновенные особенности фрагмента,382 надо сделать все, чтобы защитить «свободу слова» текста. Голос текста

380 Kaiser, Exegetlcal Theology, 19, 48, 22, 50. '" Ibid., 49, 104, 156, 160.

должен заглушаться нигде — ни в заголовке проповеди, ни в ее вступ­лении, предпосылках, основной части и заключении.

Важнее всего, чтобы основную часть проповеди составляли объектив­ные данные библейского текста. Текст, с его грамматическими и синтак­сическими явлениями, должен лежать на поверхности и проявляться в строении проповеди.383 Индуктивная методика для этого совершенно не­обходима, так как схема проповеди должна постепенно передавать дви­жение мысли Духа.

Необходимость динамики

Не нарушая первоначального намерения или намерений автора тек­ста, его надо подавать так, чтобы он мог быть применен в современной жизни. Пусть текст будет живым! Короче говоря, «преподносите предло­жения, аргументы, рассказы и примеры автора как вневременные непре­ходящие истины, делая особый акцент на применении этих истин к на­сущным нуждам Церкви».384 Этому нелегко научиться, но этого можно добиться (воспринять и развить) на основании опыта и практики. Этот «навык» должен созревать по мере того, как богословские познания про­поведника и его взгляд на жизненные ситуации с точки зрения Писания становится все более глубоким.

МЕТОДЫ РАЗЪЯСНЕНИЯ ТЕКСТА

Следующая методика применима к большей части фрагментов Писа­ния, которые являются синтактико-гомилетическими (например, когда основные части аргумента связаны между собой объективными связка­ми, такими как союзы) или концептуально-гомилетическими (напри­мер, когда части связаны между собой только логически) единицами. Го-милетические единицы или блоки — основные ступени развития аргу­ментации автора. Как один из основных структурных элементов, каждый блок влияет на общее значение книги, послания и т. д. Следова­тельно, каждый блок обладает уникальным значением. Это значение должно учитываться в первую очередь при определении основного тезиса или содержания проповеди.385

Например, контекст, развитие концепции, структурные указания, стилистические средства, грамма-Гока,синтаксис и т. п.

Говоря о методологии в этой главе, мы приведем примеры, как это сделать, и предложим некоторые практические пути решения. Kaiser, Exegetical Theology, 152.

'О приоритете тезисной проповеди см. в: Ferris D. Whitesell and Lloyd Perry, Variety in Your Preaching (Westwood, N. J.: Revell, 1954), 75-94, и Charles W. Roller, Expository Preaching Without Notes (Grand Rapids: Baker, 1962), 52-53.

Основная тема блока обычно развивается поэтапно. Эти этапы, или «ступени», в меньших единицах текста можно легко обнаружить с помо­щью изучения грамматических и синтаксических особенностей текста, в то время как большие единицы обычно отмечены стилистически, логиче­ски и концептуально. Последнее явление почти всегда требует, чтобы ут­верждение содержало имя во множественном числе; но это должно быть определено при индуктивном исследовании данных текста. Сам текст должен браться за основу при определении количества элементов схемы их содержания и их связей в общем значении всей единицы текста.38'

( Общие предложения по составлению схемы

Прежде чем привести пример, мы хотим пояснить используемую ме­тодику с помощью нескольких общих предложений по поводу составле­ния схем как экзегетических, так и гомилетических. Почти всегда ана­лиз следует начинать с составления плана отрывка, на котором будет ос­нована проповедь. Элементы более крупных гомилетических единиц могут быть расположены по-разному, например в виде смысловых ра­мок.3" Часто могут помочь фотокопии оригинального текста и разных его переводов с комментариями. Надо обратить особое внимание на взаимо­связи между разными абзацами и/или концептуальными блоками и на их последовательность. Тем не менее, легче составить хорошее разъясне­ние по более короткому тексту, так как наш метод обычно ориентирован на глубокое, а не широкое освещение текста.

Когда вы ограничили объем текста, обратите внимание, что множест­во текстов содержит в себе разнообразные внутренние указатели, кото­рые тяготеют к разным формам графического представления. Например, для схематического изображения грамматики и синтаксиса текста мож­но воспользоваться линиями,888 отступами (блоками)389 или сочетанием отступов и линий в виде диаграмм. Плоть разъяснительного сообщения должна облегать индуктивно составленный грамматический костяк.

На уровне предложений грамматические соотношения разных частей речи более видны, когда они оформлены схематически. Это позволяет осу­ществлять индуктивный контроль, правильно представлять себе схему и разъяснять даже мельчайшие единицы текста. Синтаксические связи меж-

Тот же приоритет текста должен соблюдаться и при составлении всех подпунктов.

387 Thomas R. Schreiner . InterpretingthePaulineEpistles (Grand Rapids: Baker, 1990), см. особенно «Tracing the Argument» (chapter 6); вам очень поможет перечень трудных взаимосвязей между единицами тек­ста^. 111-12).

388 В составлении английских диаграмм вам поможет Donald W. Emery, Sentence Analysis (Fort Worth:

Holt, Rinehart, and Winston, 1961). По поводу греческого текста см. John D. Grassmick, Principles and Practice of Greek Exegesis (Dallas: Dallas Theological Seminary, 1974); Schreiner, «Diagramming and Conducting a Grammatical Analysis», chapter 5 of Pauline Epistles; Richard P. Belcher, Diagramming the Greek New Testament (Columbia, S. C.: Richbarry, 1985); примеры из греческого и еврейского текста есть у Lee L. Kantenwein, Diagrammatical Analysis (Winona Lake, Ind.: BMH, 1979).

389 См. примеры в Kaiser, Exegetical Theology.

nv предложениями можно изобразить в виде пунктирных линий и разных уоовней расположения блоков. Это позволит проповеднику во время подго­товки понять логические связи главных и подчиненных предложений в тексте. Так как подобное определение роли предложений (например, типов придаточных) и их взаимоотношений в контексте очень важно для анализа более крупных экзегетико-гомилетических единиц,зт этот этап является чрезвычайно важным для вывода послания на макроуровень.3" Следует также помнить, что, помимо грамматических и синтаксических особенно­стей текста, для обрамления темы и/или ее толкования могут учитываться и некоторые стилистические особенности.392

Мы хотим предварить несколько примеров составления схемы двумя советами, которые помогут создавать точные индуктивные и динамичес­ки применимые схемы: (1) придерживайтесь описаний и (2) поддержи­вайте параллелизм фразеологии. Формулировка основных пунктов и подпунктов должна быть графической. Если утверждение основано на се­мантическом наблюдении, оно должно быть описательным с точки зре­ния семантики.393 Аналогично, если оно основано на грамматическом, синтаксическом или стилистическом источнике, его описание должно нести на себе отпечаток этих источников.394 Параллелизм существенен

зж Темы многих отрывков могут завершиться без подобных синтаксических средств. 391 К сожалению, немногие компетентны в этой части толкования. Хотя некоторые основные навыки ис­следования слов и грамматики еще присутствуют, навыки, необходимые для анализа синтаксического скелета отрывка, слишком часто бывают недостаточно развиты. Кроме того, никакие краткие курсы не помогут быстро восстановить (или, возможно, приобрести) подобные навыки в нужной степени. Тем не менее, серьезная попытка преуспеть в этой области может принести плоды, если вы будете постоянно просматривать разные тексты, подготовленные для изложения. Для начала рекомендуется достать учебники по греческой и еврейской грамматике и синтаксису и использовать их при подготовке посла­ний. Вам могут помочь в этом следующие труды; Francis Brown, S. R. Driver, and Charles Briggs, A Hebrew-English Lexicon of the Old Testament (reprint, Oxford: Clarendon Press, 1968), 252-55, об исполь­зовании союза ivaw (см. также A. Ross, A Hebrew Handbook [Dallas: Dallas Theological Seminary, 1976], 37); Lambdin, Introduction to Biblical Hebrew, Waltke and O'Connor, Introduction to Biblical Hebrew Syntax; Williams, Hebrew Syntax: An Outline; Dana and Mantey, A Manual Grammar of the Greek New Testament, особенно параграфы 224-42 о частицах и параграфы, начиная с 243, о предложениях;

Chamberlain, An Exegetical Grammar of the Greek New Testament; Moulton, Howard, and Turner, A Grammar of New Testament Greek, и т. д.

Следует обращать внимание на разные жанры (например, оформление текста в виде диалога, плача, за­вета; см. соответственно Иова и Аввакума, Иеремию и Плач, Второзаконие). О герменевтическом (сле­довательно, и гомилетическом) значении литературного и жанрового анализа см. статьи X, XIII, XIV и XV из «Articles of Affirmation and Denial, The Chicago Statement on Biblical Hermeneutics», International Council on Biblical Inerrancy (Chicago, 1982); также обратите внимание на: Tremper Longman, Literary Approaches to Biblical Interpretation (Grand Rapids: Zondervan, 1987). Кроме того, ис-ВДедование строго литературных приемов очень информативно и может даже помочь обнаружить чер­ты строения текста (например, библейские акростихи, строфические единицы, см. соответственно Пс.

1" и Плач 3, Иер. 17:5-8 и Авв. 2:6-20). Важно понимать основы концептуального параллелизма как принципа еврейской поэзии (краткий обзор этого см. в F. F. Bruce, «The Poetry of the ОТ», in New Bible

ommentary Revised }. Для дополнительной помощи при обнаружении важных стилистических явле­ний во время исследования отрывка используйте традиционные учебники по герменевтике и экзегети-

еские комментарии, посвященные ортодоксальному богословскому литературному анализу.

езультаты исследований греческих и еврейских слов должны быть оформлены в семантически одно­родном виде, чтобы они вписались в более широкую гомилетическую схему. Такое единообразие можно еспечить, если вы будете опираться на тезаурусы и словари синонимов.

для всех уровней схемы, чтобы вы не мешали апельсины с яблоками. Как призывает Кайзер:

Важно удостовериться, что все основные пункты параллельны по строе­нию — если один из них сформулирован как словосочетание, все прочие тоже должны быть словосочетаниями, а не словами или предложениями. Если один из них — в побудительной или вопросительной форме, будет лучше, ес­ли прочие тоже будут следовать этому образцу. Аналогично имена должны соответствовать именам, глаголы — глаголам, предлоги — предлогам. Таким образом, если первый пункт начинается с предлога, так должен начинаться и каждый основной пункт... Подпункты, как и пункты, тоже должны иметь параллельное строение.396

Отдельные примеры схем

В приведенных ниже примерах использованы разные варианты тек­стов для проповедей. Величина отрывков может быть разной, так же как и индуктивные определяющие их строения. Мы начнем с примера из одного стиха, а затем обратимся к более длинным и сложным приме­рам.

Езд. 7:10. Тщательно изучив объяснительное предложение в Езд. 7:10 в контексте его темы и исторической обстановки, чтобы соответствующим об­разом понять утверждение,396 мы обращаем внимание на семантические и грамматические черты. С помощью этих индуктивных особенностей можно составить близкую к тексту схему.

Начать следует с основной грамматической линии, представленной в схеме 9-1. Подлежащее, конечно, Ездра; однако особый интерес вы­зывает каузативный глагол т';п (he kin) и дополнение is?4 (Ie babo). Допо­лнение в этом предложении — слово, которое обычно переводится как «сердце» (здесь, «свое сердце»), — является чрезвычайно важным ан­тропологическим термином. Это центр личности человека, в особенно­сти относящийся к его разуму и воле. Здесь, в сочетании с каузативной формой рэ (kun), означающей «укреплять, готовить, готовый, прямой, настроенный и т. п.», оно делает акцент на сознательных и доброволь­ных наклонностях ума и воли Ездры. Следовательно, стих передает идею настроения ума.397

Здесь главное — функция. Специальные грамматические или синтаксические термины не должны зву­чать с кафедры; тем не менее, функциональное описание необходимо, чтобы аудитория осознала мысль автора.

395 Kaiser, Exegetical Theology, 158, 160.

Это не только предотвращает герменевтическое рассмотрение текста вне его контекста, но и дает нам информацию для вступления к проповеди. Во всех последующих примерах и анализах проповедей при­дается такое же внимание сохранению целостности контекста.

397 С богословской точки зрения было бы полезно показать, насколько часто это сочетание слов, наряду с родственными выражениями, делает акцент на настроении ума.

^i",      потому что Ездра расположил сердце свое к тому

-tit n-nn-rw

чтобы изучать закон Господень

и исполнять [его]

ЗА

и учить в Израиле закону и правде

План Езд. 7:10

Три основных НАМЕРЕНИЯ Ездры, основанные на настроении его ума, достойны

подражания.

1А. Усердно изучать Слово

SA . Усердно практиковать Слово

ЗА. Усердно учить Слову

Схема 9-1 Схема и план Езд. 7:10

Теперь пора переходить от горизонтального уровня к вертикальной структуре. О настрое ума свидетельствует не только грамматическая структура трех подчиненных наречных фраз,398 — используемые здесь инфинитивы цели также свидетельствуют о движении данного настрое­ния в трех конкретных направлениях. Эти придаточные цели зависят от главного предложения и дополняют его. Обратите внимание, как на диа­грамме и плане, который приведен ниже, все эти экзегетические наблю­дения переводят акцент на использование формы множественного числа и на вытекающие отсюда основные пункты повествования.

Ин. 3:6. Изречение Ин. 3:6 составляет ядро знакомого нам утвержде­ния духовной нужды в рождении свыше. Истина стиха передана с помо­щью поэтического параллелизма.399 Этот литературный прием дает нам основание разделить фразу на две части, то есть на два утверждения, свя­занных концептуально и противопоставленных друг другу. Симметрия стиха проявляется не только в общей связи противопоставления первого предложения второму, и наоборот. Например, оба причастия образованы от одного глагола, оба — среднего рода,400 оба в форме пассива,401 оба со­провождаются артиклем,402 оба сопровождаются предложными фразами с ёк ( ek ),'193 оба дополнения ек ( ek ) сопровождаются артиклем, идентичные глаголы в обоих предложениях равноправны и оба предиката — без арти­кля.404 Наряду со всем этим, на семантическом и богословском уровне возникает острое противопоставление «плоти» и «духа».

Если учесть параллелизм основных предложений и внутренние грам­матические и синтаксические особенности каждого из их членов, основ­ные пункты, а также и подпункты, выявить легко. Соответствие формы во всех деталях, равнозначность частей и акцент на богословско-семан-тическом противопоставлении также помогают составить описательную схему, которая взаимосвязана с утверждением имени во множественном числе в соответствующем контексте (см. схему 9-2).

Пр. 28:13. Поэтическая структура Пр. 28:13 очень похожа на Ин. 3:6, так как и здесь используется противопоставление для передачи важной духовной истины. Поэтому стих также тяготеет к двухчастной схеме, Ос-

398 Употребление предлога h (1ё) после сочетания ]" G (kun) и ^ h (Ie bab) является абсолютным подтверждени­ем того, что основная тема стиха — настроение ума. 389 Этот стих — один из немногих стихов греческого Нового Завета, где используется еврейский (концепту

альный) параллелизм.

Что свидетельствует также, что это — максимы, или универсальные истины.

401 Это значит, что люди физически не рождаются сами и не могут сами возродиться в метафизическом плане (см. Ин. 1:12-13, вступление к этому Евангелию). Это делает причастные обороты субстантивными.

<03 Это предлог, обозначающий источник или происхождение.

404 Это подчеркивает их качественный характер, в особенности в сравнении с их соответствующими арти­кулированными употреблениями непосредственно ранее.

1 В  Рожденное 1 С  •уеуеуулцеуоу

ек

от плота

есть

EOTIV

плоть

\ оар^

аKai

1В 1C

рожденное yeyevv'np.evov

то

ек

от Духа

той

есть

eotiv

дух.

\ яуей|1а

Существует СРАВНЕНИЕ жизни со спасением, которые показывает, что спасение,

как и жизнь, рождается от подобного. 1А. Порождение преходящей жизни от подобного 1В. История (человеческая) этого утверждения 1C. Его реальность 2С.Его корни 2В. Гармония этого утверждения 3В. Наследие этого утверждения 2А. Порождение вечной жизни от подобного 1В. История (небесная) этого утверждения 1C. Его реальность 2С.Его корни 2В. Гармония этого утверждения 3В. Наследие этого утверждения

Схема 9-2 Схема Ин. 3:6

новная тема притчи — два радикально отличающихся способа отноше­ния к преступлению (то есть акту духовного бунта).405 Первый способ — поведение человека, который сознательно скрывает свои грехи.406 На­против, второй путь — поведение того, кто не только признается в своих преступлениях, но и отказывается от них.

Предсказывается, что Господь по-разному реагирует на эти два спосо­ба отношения к преступлениям, поэтому основные глаголы передают противоположные вердикты или способы «воздаяния» со стороны Госпо­да. Один субъект будет наказан, а другой будет наслаждаться всеми бла­гами. Приведенный ниже план вытекает из схемы и так организует это изящное двойное противопоставление, что сохраняет форму, отражает суть использованной терминологии и передает общее значение притчи (см. схему 9-3).

Пс. 118:97-100. Первая половина стиха с тет в Пс. 118 (стихи 97-100) яв­ляется примером концептуальной и грамматической связки. Тема юности является одной из частых в этом псалме (например, стих 9). Тем не менее, почти идентичное строение синтаксиса и грамматики в стихах 98, 99 и 100, поддерживает сцепление. Каждый стих содержит утверждение, сопровож­даемое субстантивированными формами (обратите внимание на предложе­ния с 'э (Id). Кроме того, предлог р (min) соответственно встречается в каждом основном утверждении или заявлении (см. схему 9-4). Это явление, хоть и, по-видимому, менее значимое, придает стихам особый акцент на том, что Слово Божье действенно даже в обстоятельствах, когда автор молод ^(см. место предлога в фразе в схеме 9-4).

Стих 97 — это вступление, но он тоже связан с остальным текстом. Он имплицитно намекает на основы последующих утверждений, характери­зуя отношения автора псалма к Слову Божьему (см. подобные выраже­ния отношения во всех 176 стихах Псалма). Перед тем как сравнивать схему и план, читателю следует обратить внимание на тонкое развитие темы ответственности человека в предложениях с ki, стихи 98, 99 и 100.

Евр. 12:1-2. Первые два стиха Евр. 12 в греческом Новом Завете образуют одно сложное предложение. Следовательно, этот отрывок должен быть рас­смотрен с грамматической и синтаксической тщательностью, чтобы осно­ванная на нем проповедь была по сути индуктивной. Следует начать с основания схемы. И ведущий глагол, «бежать» или «участвовать в гонке», и его дополнение, отчаянное (то есть aycov \_ agon \) спортивное соревнование

405 Обратите внимание на влияние еврейского корня VSQ (ps'). Он встречается в первом предложении сразу после причастия, которое говорит о примирении, и является дополнением, используемым после прича­стий, которые предполагают покаяние и отречение во второй части стиха.

т Причастия в обеих частях (одно в первой и два во второй), хоть и без артикля, используются как суб­стантивные, каждое из них обозначает субъект, подвергающийся оценке или суду. Их использование без артикля в сочетании с основным акцентом на причастиях длительного действия привлекает внима­ние к этим действиям, как привычным или характерным.

не будет иметь успеха

ГР^:

скрывающий свои преступления i

а кто сознается

(в них)

тот будет помилован

ОПТ

и оставляет их

План Пр. 28:13

Есть две разные РЕАКЦИИ на бунт против Бога. 1А. Тот, кто сопротивляется, будет наказан 1В. Его уклончивый ответ 2В.Возмездие

2А. Тот, кто раскаивается, будет прощен 1В. Его дополнительный ответ 1C. Признание 2С. Отказ 2В. Его утешительная награда

Схема 9-3 Схема и план Пр. 28:13

ВВЕДЕНИЕ

Как люблю я закон Твой!

весь день размышляю о нем

Заповедью Твоею Ты соделал меня мудрее врагов моих '13a3m

1А wq  
•'уко  

'?

 

 

 

 

 

   

^ ^ s

 

•^

ибо она всегда со мною ''P't^r1

1В 2В  
Q^ll?^ т :  

 

 

   

 

Я стал разумнее всех учителей моих •'rteto

 

-т   2А 1В  
'io^q Т-^8 '?          
       

 

ибо размышляю об откровениях Твоих

Я сведущ более старцев

ибо повеления Твои храню

Схема 9-4 Схема и план Пс. 118:97-100

План Пс. 118:97-100

Той УТВЕРЖДЕНИЯ человека Божьего покажут вам, как Слово Божье может компен­сировать вашу юность. введение (ст. 97): основное для человека — это утверждения Бога

А. (97а) Стремление к Слову Божьему В. (976) Усердие в исполнении Слова Божьего 1А. Первое утверждение (ст. 98): Слово дает молодому человеку мудрость перед его

врагами.

1В. (98а) Суть утверждения

2В. (986) Основания для утверждения: обладание Словом Божьим 2А. Второе утверждение (ст. 99): Слово умножает проницательность молодого челове­ка перед интеллектуалами.

1В. (99а) Суть утверждения

2В. (996) Основания для утверждения: изучение Слова Божьего ЗА. Третье утверждение (ст. 100): Слово увеличивает знания молодого человека перед

более опытными людьми. 1В. (ЮОа) Суть утверждения 2В. (1006) Основание для утверждения: повиновение Слову Божьему

Схема 9-4 (продолжение) Схема и план Пс. 118:97-100

(то есть «гонка»), указывают на контекст греческих олимпийских игр.407 Первый ключевой термин на основной линии — это эмфатическое место­имение T^eiq ( hemeis ), тесно связанное с непосредственно предшествующим контекстом (например, «перечислением выдающихся верующих» в главе 11) с помощью наречного использования ка1 ( kai — «также»). Следователь­но, поняв, насколько существенны эти основные элементы, и сочетая их с живой метафорой, обозначающей основное бремя, можно выделить струк-гуру, состоящую из трех именных частей (см. приведенную ниже схему).

Природа христианской жизни как духовной Олимпиады наиболее по­лно определена в расширенной наречной структуре. Бог, подобно Трене­ру, рассматривает основные упражнения с новой командой. Эти основы сформулированы в виде четырех наречных утверждений, которые соста­вляют неотъемлемую часть подготовки к забегу и прохождения христи­анской дистанции (обратите внимание на разные уровни развития струк­туры и описания, сравнив с приведенным ниже планом). Вдобавок, обра­тите внимание, как параллели в семантике и фразеологии между гонкой христиан и образцовым примером Христа обогащают описание.408

"ту мысль поддерживают также наречные выражения, относящиеся к основному глаголу в форме ^еХйЦЕУ ( trechomen ).

Гак как мы уже объяснили преимущества и методы составления схем и из-за сложности схемы Евр. 1'^1-2, мы приводим здесь только план к этому отрывку.

План к Евр. 12:1-2.

В Евр. 12:1-2 представлены три основных момента духовной олимпиа­ды христиан.

1А. Участники соревнований

2А. Соревнование: кое-что о точке зрения Тренера 1В. Наш стимул 2В. Наша выносливость 3В. Наша подготовка: как мы обретаем форму, сбрасывая с себя:

1C. Всякое бремя 2С. Мешающий нам грех 4В. Наша собранность: как мы подражаем Примеру:

1C. Его Личность ID.Его имя 2D. Представления о Нем 2С. Его свершения

ID. Соревнование 2D. Итог ЗА.Гонка 1В. Ее природа 2В. Ее условия                                    яяй!

Аввакум. Последний пример составления схем и планов сделан на основа­нии целой библейской книги.409 Подобно книге Иова, послание Аввакума развивается как диалог. В данном случае участниками диалога являются только пророк и Бог. Это значит, что основные этапы связаны с переменой говорящего. Обнаружив эти пункты, мы выясняем, что дискуссию можно разделить на пять этапов. Остается обозначить их именными фразами, ох­ватывающими послание книги, провести эту процедуру на каждом последу­ющем уровне развития, убедиться, что все черты текста (стилистические, риторические, грамматические, семантические и т. д.) соответствуют этому делению, и наконец разработать описательный стиль и параллелизм на ка­ждом уровне развития схемы. Последующий план Аввакума следует рас­сматривать вместе с еврейским текстом и переводом.410           %

Не нужно говорить, что, помимо краткой обзорной проповеди, библейская книга заслуживает серии разъяснительных проповедей. Особенно эффективным для обзора книги будет дать одну ключевую про­поведь, освещающую всю книгу, вначале, а затем расширить основные темы в последующих выступле­ниях.

"° Схема, которая использовалась для составления этого плана, здесь не приведена из-за ее длины (он^ включает три главы еврейского текста), а также потому, что принципы и преимущества схем уже был проиллюстрированы здесь. Основные пункты и подпункты могут быть установлены также на ochobi нии риторических и концептуальных черт, которые видны из еврейского текста с хорошим переводе (см. краткие комментарии в разделе «Общие предложения»),

План Аввакума:

Пять этапов развивающегося действия в книге Аввакума раскрывают пенную доктрину практического действия Провидения. Введение (1:1)

1А. (1:2-4) ПЕРВЫЙ ЭТАП — это плач Аввакума по поводу вечной несправедливости.

1В. (1:2-ЗЬ) Его воззвание к божественной справедливости в вопросительной форме

2В. (1:3с-4) Он представляет свой случай божественному суду, аргументируя его:

1 C . (l:3c-d) Свидетельство 2С. (1:4а-Ь) Обвинение ЗС. (l:4c-d) Вывод

2А. (1:5-11) ВТОРОЙ ЭТАП — это решение Бога в пользу устранения вечной несправедливости. 1В. (1:5-6) Заявление о намерении принять решение

1C. (1:5) Невероятность провозглашаемого намерения 2С. (1:6) Приведение в действие провозглашаемого намерения

2В. (1:7-11) Орудие провозглашаемого решения 1C. (1:7) Их репутация вообще 2С. (1:8-11) Их военная слава

ЗА.(1:12-2:1) ТРЕТИЙ ЭТАП — это сомнения Аввакума в божественной справедливости.

1C. В стихах 12-14 он приводит богословские аргументы:

ID. (l:12a-b) Богословский аргумент о Личности

Бога 2D. (1:12с-14) Богословский аргумент о правлении

Бога 2С. В стихах 15-16 он приводит исторические аргументы:

ID. (1:15) Он указывает на высокомерие халдеев 2D. (1:16) В особенности он указывает на то, что

халдеи — богохульники

ЗС. В стихе 17 он приводит этические аргументы 2В. (2:1) Выводы Аввакума

4А. (2:2-20) ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП — это открытие Богом для Аввакума и через него идеи божественного возмездия. 1В. (2:2-3) Важность этого рассказа:

1C. (2:2) С точки зрения откровения 2С. (2:3) С точки зрения текущего момента 2В. (2:4-20) Уроки этого рассказа:

1C. (2:4) Основной урок: неправедный извращен по природе своей. ID. (2:4a-b) Утверждение основного урока

2D. (2:4с) Применение основного урока 2С. (2:5-20) Второй урок: действия неправедного извращены.

ID. (2:5) Бог оценивает эти действия. 2D. (2:6-20) Характер этих действий особенно ярко подтверждается посредством криков жертв:

IE. (2:6b-8) Алчность неправедных      ;;

IF. (2:6b) Опасность подобной алчности 2F. (2:7-8) Возмездие за алчность 1G. (2:7) Возмездие неизбежно 2G. (2:8) Возмездие справедливо 2Е. (2:9-11) Воровство неправедных IF. (2:9) Цель такого воровства 2F. (2:10-11) Изнанка воровства 1G. (2:10) Воровство вредно 2G. (2:11) Воровство будет наказано ЗЕ. (2:12-14) Жестокость неправедных

IF. (2:12) Непочтительность их жестокости 2F. (2:13-14) Ирония их жестокости 4Е. (2:15-17) Эксплуатация других неправедными IF. (2:15) Позор эксплуатации 2F. (2:16-17) Осуждение эксплуатации 5Е. (2:18-10) Идолопоклонничество неправедных IF. (2:18) Тщеславие идолопоклонничества 2F. (2:19-20) Трагедия идолопоклонничества 1G. (2:19) Сатирическая характеристика

трагедии

2 G . (2:20) Выражение трагедии в сравнении

5А. (3:1-19) ПЯТЫЙ и ПОСЛЕДНИЙ ЭТАП — Псалом Аввакума, содержащий публичное свидетельство о господстве Бога над историей. (3:1) Литургическое предисловие + (3:19d) Литургическое послесловие.

1В. (3:2) Молитва Аввакума в присутствии всемогущего Бога истории

1C. (3:2а) Прелюдия к молитве 2С. (3:2b-d) Цель молитвы 2В. (3:3-15) Драматическое видение Аввакумом всемогущего Бога истории

1C. (3:3-4) Трепет, вызываемый Его обликом 2С. (3:5-12) Трепет, вызываемый Его могуществом ID. (3:5-6a) Суть Его господства 2D. (3:6Ь-11) Результаты Его господства

IE. (3:6b) Вступление к рассказу об этих результатах 2Е. (3:7-11) Примеры таких результатов:

IF. (3:7) Исторические примеры

2F. (3:8-11) Метафорические примеры 3D. (3:12) Итоги Его господства ЗС. (3:13-15) Чудесность Его искупления

ID . (3:13 a - b ) Подтверждение Его искупления 2D. (3:13с-15) Запечатление Его искупления

3В. (3:16-19с) Отклик Аввакума на возвышенное понимание Бога как Господа истории

1C. (3:16) Его непосредственная реакция почтения 2С. (3:17-19с) Его готовность покорно принять происходящее ID. (3:17-18) Реальность его готовности

1Е. (3:17) Обстоятельства его готовности 2Е. (3:18) Непоколебимое признание его готовности 2D. (3:19а-с) Источники его готовности.

НАСТАВЛЕНИЕ НА БУДУЩЕЕ

Сообщая истину Божью, пожалуйста, работайте по схеме, приведен­ной во 2 Тим. 4:2, имея в виду не только послание, которое надо пропове­довать, но и методологическую схему, которую надо разработать.

(Вы) keryxon logon

Ton

«Проповедь Слова» — это не просто проповедь о нем или на основании его. Мы должны быть глашатаями его содержания во всей его многогран­ности. Мы надеемся, что метод, очерченный и проиллюстрированный в этой главе, поможет вам в первостепенной задаче передачи авторитетно­го Слова Божьего с большей эффективностью и значимостью.

10

Инструменты для изучения Библии при подготовке разъяснительной проповеди

Джеймс Ф. Ститцингер

Для тщательного разъяснения Слова Божьего необходима боль­шая библиотека богословской литературы. Те, кто хочет по­святить свою жизнь изучению Библии и разъяснению, стара­ются собрать такую библиотеку и считают это очень важ­ным. В этом разделе важно планирование, чтобы, ваши приобретения соответствовали вашим личным потребно­стям и бюджету. В хорошей библиотеке должны быть книги, периодические издания, аудио- и видеопленки, компьютерные программы, должным образом организованные и систематизи­рованные. В данном очерке мы предлагаем вашему вниманию образец инструментария, с помощью которого проповедник мо­жет помочь серьезным исследователям или пасторам, так же как и рядовым членам церкви.

Автор разъяснительной проповеди должен располагать библиотекой серьезных книг и других материалов для подготовки и постоянно попол­нять ее. Иметь такую библиотеку необходимо, чтобы выполнять настав­ление Павла Тимофею: «Старайся представить себя Богу достойным, де­лателем неукоризненным, верно преподающим слово истины» (2 Тим.

9-15). Чтобы стать проповедниками-разъяснителями, сегодняшние пас-поы должны сменить табличку на дверях: это должен быть не «офис слу­жителя», а «кабинет пастора», как в прежние времена."'У проповедника должна быть своя тихая комната, священное место, где он сможет уеди­ниться, чтобы изучать Слово Божье и тщательно готовиться к его изло­жению. В этой комнате должны находиться все инструменты, необходи­мые для исследования.

В этой статье мы попытаемся помочь тем, кто хочет создать такую биб­лиотеку для подготовки к разъяснительной проповеди. Принципы, о ко­торых здесь пойдет речь, и рекомендуемые материалы должны задать правильное направление студентам, желающим посвятить свою жизнь проповеди, пасторам, которые хотят пополнить свою библиотеку, и чле­нам церкви, серьезно интересующимся изучением Писания.

Хорошо подобранная библиотека необходима проповеднику, как про­фессиональный инструментарий дантисту или хирургу. Без них серьез­ное исследование невозможно. Чарлз Сперджен, со свойственной ему прямотой, пишет о необходимости для проповедника иметь разумно по­добранную библиотеку.

Чтобы излагать Писание и быть готовым к выступлениям с кафедры, вам на­до познакомиться с трудами комментаторов: этой славной армии, знакомство с которой принесет вам пользу и наслаждение. Разумеется, вы не считаете се­бя настолько мудрыми, чтобы претендовать на способность разъяснять Писа­ние без помощи трудов ученых и вдохновенных свыше мужей, которые тру­дились в области разъяснения до вас. Если вы придерживаетесь такого мне­ния, молитесь о том, чтобы от него не отступаться, потому что вы не стоите того, чтобы вас обращать, и, подобно тому избранному кругу, разделяющему ваше мнение, воспримете любую попытку обращения как оскорбление вашей непогрешимости. Кажется странным, что некоторые люди, которые так мно­го говорят о том, что Святой Дух открыл им, так мало думают о том, что Он от­крыл другим.412

Автор разъяснения Библии не может быть всегда оригинальным, он должен «довольствоваться тем, чему учится от святых мужей, обучен­ных Богом и сведущих в Писании».413 Хорошо подобранная библиотека послужит основой для вашего обучения у других. Если начинающий толкователь неспособен сразу же приобрести весь набор тщательно подо-°ранных инструментов разъяснения, он может избрать какую-то их часть, пока не соберет свою собственную библиотеку.

' Wlbur M. Smith, The Minister in His Study (Chicago: Moody, 1973), 10.

GharlesH. Spurgeon, Commenting and Commentaries {reprint, Edinburgh: Banner of Truth, 1969), 1. "'Ibid., l.

ЗНАЧЕНИЕ ХОРОШЕЙ БИБЛИОТЕКИ

*,з Хорошо подобранная библиотека важнее всего. Многие считали, что

это не важно, и в результате их служение стало беднее, в нем отсутствует широта, глубина и стимул. Хорошая библиотека должна собираться на основании сознательного поиска, а не случайного'приобретения томов. Такая библиотека для проповедника — неотъемлемая часть его работы на кафедре, поэтому она должна собираться с особым тщанием.414 Указа­ние, что не должна представлять собой библиотека, поможет вам понять, чем она должна быть.

1. Это не собрание случайных книжек, подаренных проповеднику друзья­ми и членами церкви из лучших побуждений.

2. Это не собрание книжек, приобретенных на распродажах по сниженной цене.

3. Это не собрание книг, которые вам рекомендовали или которые вы на­шли в стандартных библиографических списках.

4. Это не собрание обязательных текстов, которые проходят в семинарии.

5. Это не литература о современных религиозных течениях или богослов­ских рассуждениях.

Почти сто лет назад Джон Флетчер Херст описывал плачевное состоя­ние библиотеки среднего проповедника. Его комментарии до сих пор ак­туальны.

Печально, но факт: средняя библиотека христианина или служителя Писа­ния чудовищна бедна. Многие книги настолько плохи, что им вообще не мес­то в доме любого разумного или претендующего на разумность человека. Та­кие книги просочились в библиотеку из-за красивых реалистичных иллюст­раций, великолепных переплетов из телячьей кожи или же были подарены доброжелательными друзьями, или куплены на распродаже из-за потрясаю­ще низкой цены, или же кто-то порекомендовал их как ценные. Если опусто­шить две трети полок домашних библиотек и заменить их содержимое тща­тельно подобранными книгами, во всем цивилизованном мире произошел бы интеллектуальный переворот. Плохая книга всегда дорога, а хорошая — де­шева. Лучшая книга для вас та, в которой говорится о том, в чем вы особенно нуждаетесь, которую вы достаете регулярно, ищете, может быть, чем-то жер­твуете ради нее.

... Это друг на все времена, который остается верным вам и в восемьдесят лет, и потом, если вы еще поживете. Лучше иметь одну полку таких сокровищ, чем целый трюм литературного балласта из мертвых залежей издательств, которые плохо продаются, и авторов, которые быстро забываются.415

'См. Charles H. Spurgeon, Lectures to My Students (reprint. Grand Rapids: Zondervan, 1954), 305-20.

Сперджен страстно убеждает очень ответственно относиться к работе на кафедре. 5 John Fletcher Hurst, Literature of Theology: A Classified Bibliography of Theological and General Religious

Literature (New York: Hunt and Eaton, 1895), v.

Хорошая библиотека всегда состоит из тщательно подобранных мате-пиалов, которые нужны проповеднику в работе. Каждый проповедник гтолзкен потратить время на то, чтобы определить, использовать и приоб-пести те названия, которые непосредственно помогут ему в служении и удовлетворят его особые нужды для разъяснительной проповеди, в то же время не будут «лишним грузом», который он никогда не использует. Как написал один проповедник:

Мои книги — мои инструменты, и я их использую. Я не могу позволить себе коллекционировать книги; мне не позволяет такой роскоши ни бюджет, ни место на полках... Я наслаждаюсь своей библиотекой. Каждая книга — это друг, который общается со мной и учит меня. Лучше иметь несколько самых лучших книг, чем заполнять полки томами, которые не могут служить вам. Прежде всего любите свои книги, используйте их и посвящайте все, что узна­ете, служению Иисусу Христу.416

ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ БИБЛИОТЕКИ ПРОПОВЕДНИКА

Хорошая библиотека должна состоять из пяти частей. Для составле­ния каждой из них необходимо тщательно продумать подбор материалов, определить приоритеты и порядок, в котором они будут приобретаться, и способ их организации. Прежде чем приступить к приобретению матери­алов, исследователь Библии должен определить цели и приоритеты по от­ношению к каждой из перечисленных ниже категорий.

Собрание книг

Книга — это письменное свидетельство о трудах, взглядах или пози­циях данного автора или авторов. Книги имеют самую разную форму и служат разным целям. Качественная книга может помочь вам в изучении Писания, освещая конкретную тему исследования. Она может помочь вам в изучении, если содержит исторический, грамматический или бого­словский материал. Серьезная книга может рассказать вам об изданиях, мнениях и современных исследованиях на интересующую вас тему. Мно­гие книги могут также духовно вдохновить читателей.

Проповедник должен научиться собирать библиотеку из таких книг. Вот несколько советов, как сделать это.

1. Практикуйте «ухаживание перед браксш». Книги надо покупать после того, как вы пользовались ими и решили, нужны ли они вам. Если это возможно, возьмите сначала книгу в библиотеке, чтобы определить, на­сколько она важна для разъяснения. Реже можно покупать новую кни-

6 Warren W. Wiersbe, A Basic Library for Bible Students (Grand Rapids: Baker, 1980), 7-8.

гу, основываясь на репутации автора, важности темы или связи книги с другими трудами.

2. Оценивайте авторов и издателей. Прежде чем покупать книгу, важно составить собственное мнение о точке зрения ее автора. Помимо реко­мендаций или рецензий, многое можно почерпнуть из вступления к книге, примечаний, библиографии, выводов, названия издательства суперобложки и информации об авторе.

3. Установите порядок покупки книг. Книги надо покупать по тщательно составленному списку. При таком подходе ваша библиотека будет каче­ственной и число случайных покупок сократится.

4. Приобретайте сначала «лучшие» книги или книги на конкретную те­му. Помните, в богословии лучшая книга не всегда самая новая или са­мая дорогая.

5. Расставляйте книги по темам или используйте библиотечную систе­му классификации, подобную системе Dewey Decimal .417

Раздел под заглавием «Как организовать вашу библиотеку» содержит много ценной информации. Если книги уже расположены в определен­ном порядке, его надо поддерживать, чтобы избежать длительной пере­становки, которая может затянуться.

обрание периодических изданий

Периодические издания выходят номерами, обычно через регуляр-ые промежутки времени, и, как правило, собираются полностью. Суще-гвует различная периодическая литература: газеты, журналы, толстые :урналы, ежегодные издания и прочие публикации. В библиографичес-ой цепочке периодические издания обычно опережают книги на пять — веять лет, позволяя таким образом читателю узнавать последние ново-гп об интересующем его предмете. Часто такую свежую информацию не-озможно найти ни в каком другом источнике. Если у проповедника нет ос тупа к богословской библиотеке, он должен подписаться на ряд основ-ых периодических изданий, которые информировали бы его о библей-ких и богословских вопросах, давая пищу для размышления. Предлага-м вам несколько советов, касающихся периодических изданий.

1. Выделите основные периодические издания и оформите годовую подпи­ску. Закон Брэдфорда гласит, что большее количество статей на любую конкретную тему появится в меньшем количестве журналов, а осталь­ные статьи на эту тему — в большем количестве журналов. Подписка на несколько периодических изданий окажется вам очень полезной.

См. Cyril J. Barber, The Minister's Library (Chicago: Moody, 1985), 1:3-31.

втору разъяснительных проповедей могут пригодиться следующие периодические издания: Banner »Г 1 ruth . Biblical Archaeology Review, Bibliotheca Sacra, Criswell Theological Journal. Grace Theological 'Imirnal, Interpretation, Journal of Biblical Literature, Journal of the Evangelical Theological Society, hrmew and Expositor, The Master's Seminary Journal и Themelios.

2 Составьте простой указатель статей в ваших журналах с помощью

картотеки или на компьютере. Их можно классифицировать по теме

или стихам Писания. я Читайте выборочно, чтобы не тратить время. Читать следует прежде

всего статьи о текущих событиях и экзегетических исследованиях.

4 Прежде чем подписываться на год, выписывайте отдельные номера. Кроме того, ряд периодических изданий можно приобрести в свободной продаже.

5. Пользуйтесь каталогами периодических изданий и общими каталога­ми религиозной литературы. Наиболее полезны в этом отношении Christian Periodical Index и Religion Index One: Periodicals. Оба можно найти в любой богословской библиотеке. Religion Index One существует в формате CD-ROM и будет доступен каждому серьезному исследователю в ближайшие несколько лет.

Собрание записей

В последнее время стали широко использоваться аудио- и видеозапи­си. Значительное количество ценного материала доступно только в таком виде. Например, существует много разъяснительного материала на кас­сетах. Прослушивание аудиопленок других разъяснителей может быть полезным и вдохновляющим. Другие типы электронных данных могут пригодиться для записи событий и богословских мнений. При составле­нии аудио- или видеотеки рекомендуем вам следующее.

1. Собирайте хорошие пленки из разных источников. При составлении этой подборки надо следовать плану. Разделите пленки на следующие категории:

а) отдельные экзегетические исследования и курсы,

б) выступления компетентных проповедников-разъяснителей,

в) важные встречи и события,

г) вопросы, особо интересующие вас как толкователя.

2. Располагайте материал по темам и именам авторов. Кроме того, было бы весьма полезно завести карточки или компьютерный каталог, пото­му что о пленках как ценном источнике информации часто забывают.

3. Создайте библиотеку материалов, которыми вы могли бы. поделиться с заинтересованными слушателями для поддержки своего служения проповедника.

4. Проповедник может создать библиотеку своих собственных разъясни­тельных проповедей, для себя и других.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-30; Просмотров: 316; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.361 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь