Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Вступления, иллюстрации и заключения



Ричард Л. Мэйхью

Три момента подготовки к разъяснительной проповеди, кото­рые обычно недооценивают, — это вступления, иллюстрации и заключения. Так как служение пастора вообще и подготовка послания в частности — задача сложная, пасторы обычно не обращают внимания на эти три момента. Однако собрание с нетерпением ждет, как пастор преподнесет эти части посла­ния. Эта статья, призванная помочь проповедникам поднять­ся на качественно новый уровень, посвящена целям, источни­кам, вариантам, построению и подготовке этих трех компо­нентов разъяснительной проповеди.

Вступления, иллюстрации и заключения в проповеди подобны при­правам и соусам в кулинарии, это — для гурманов. Второстепенные мо­менты не должны перебивать значение основного блюда, то есть посла­ния; но подобные приправы способны придать дополнительные нюансы посланию, правильно приготовленному во всех прочих отношениях.

Ничто из указанного не может подменить работу Святого Духа, вну­шающего людям силу Слова Божьего. Однако игнорирование этих ком­понентов хорошего послания или пренебрежение ими будет означать не­брежность со стороны проповедника при выполнении своих обязанно­стей.

Обычно то, насколько усердно готовился пастор, можно определить по его вступлению, иллюстрациям и заключению; если он готовился ли­хорадочно, время, потраченное на них, будет минимально. Хотя и кажет­

ся, что эти моменты не столь важны для проповеди, и на них уходит слишком много времени или труда по сравнению с их значимостью, — легкомысленное отношение к ним в значительной мере уменьшает влия­ние послания. Робинсон напоминает нам: «Значение вступления и за­ключения в проповеди прямо пропорционально их длине»."7 Пренебре­гать их значением — заблуждение, которого следует избегать.

Если проповеднику не удается привлечь внимание аудитории во всту­плении, он вряд ли привлечет его последующим посланием. Если основ­ные мысли не объяснены и не подкреплены хорошими иллюстрациями, эффект послания будет кратковременным. Если проповедник не завер­шает свое послание кратким обзором или увещеванием, цель проповеди вряд ли будет достигнута. В этой статье мы покажем вам, как избежать подобных промахов.

Вступления448

«Вступление», по определению, должно знакомить нас с темой и «на­чинать игру». Вступление к проповеди подобно первому удару по мячу в футбольном матче, первым залпам орудий в сражении и выходу корабля из гавани. Это период акклиматизации, время привыкания к ситуации, которая развивается в заданном направлении.

Кто-то сказал, что вступление к проповеди — как прелюдия к музыкальному произведению, предисловие книги, портик здания или преамбула к заседа­нию суда. Прелюдия вводит нас в тему, рассказывает о методе и значении по­слания. Предисловие книги тоже отвечает этой цели... Вступление, таким об­разом, должно вводить в курс дела."9

Задачи

Характер и качество вступления заметно влияют на отношение ауди­тории, то есть их веру в то, что говорит проповедник.450 Это особенно отно­сится к тем случаям, когда аудитория видит проповедника впервые. Как говорит старая поговорка, «первое впечатление всегда верное». Общее впечатление от вступления может повлиять на конечный результат про­поведи.

Ниже мы перечисляем некоторые из основных причин, которые обос­новывают вступления, и то, чего проповедник может добиться с его помо-

447 Haddon Robinson, Biblical Preaching (Grand Rapids: Baker, 1980), 159.

Дополнительный материал по вступлениям можно найти в: J. Daniel Baumann, An Introduction to Contemporary Preaching (Grand Rapids: Baker, 1972), 135-42; John Broadus, On the Preparation and Delivery of Sermons (reprint. Grand Rapids: Associated Publishers and Authors, n. d.), 99-103; Robinson, Biblical Preaching, 159-67; Warren and David Wiersbe, The Elements of Preaching (Wheaton, 111.: Tyndale, 1986), 75-78.

''" G. Campbell Morgan, Preaching (reprint. Grand Rapids: Baker, 1974), 81.

450 Donald R. Sunukjian, «The Credibility of the Preacher», Bibliotheca Sacra 139, no. 555 (July — September 1982): 255-66.

щью. Не обязательно каждое вступление должно содержать все это. Оп­тимальное сочетание этих задач определяется условиями, отношениями проповедника и аудитории и типом послания. Короче говоря, вступление призвано интеллектуально объединить проповедника и слушателей и на­строить их на одну волну. Задачи вступления.

1. Привлечь и направить внимание аудитории на проповедника и посла­ние.

2. Вызвать у аудитории доброжелательное отношение к проповеднику.

3. Вызвать у аудитории интерес к основной части послания.

4. Показать важность библейского послания.

5. Ответить на невыраженный вопрос каждого слушателя: «Зачем мне слу­шать эту проповедь? »

6. Настроить слушателей на одну волну с проповедником.

7. Прояснить то, о чем проповедник собирается говорить, чтобы аудитория могла следить за его мыслью и не потеряться.

Варианты

Количество вариантов эффективных вступлений неограниченно, оно зависит только от воображения и творческих способностей проповедни­ка. Однако вступление должно соответствовать отношениям проповедни­ка и аудитории, конкретному случаю и предполагаемому результату по­слания.

Рассмотрите следующие примеры эффективных вступлений.4" Пред­лагаемые варианты требуют, чтобы проповедник постоянно читал, искал новые идеи как в библейском тексте, так и в самой жизни.

1. Современная статистика, отражающая проблемы, о которых пойдет речь в послании.

2. Исторические примеры для ознакомления слушателей с темой посла­ния.

3. Юмор.

4. Текущие события, связанные с посланием.

5. Внимательное чтение библейского текста, на основании которого изла­гается послание.

6. Истории из жизни.

7. Примеры из биографий.

8. Запоминающиеся цитаты.

Более конкретный материал по вступлениям, иллюстрациям и заключениям можно найти в моих кни­гах, основанных на материалах моего служения как учителя и проповедника: Divine Healing Today (Winona Lake, Ind.: BMH, 1983); How to Interpret the Bible for Yourself (Winoma Lake, Ind.: BMH, 1986);

A C/iristian'sSurixya; Guide (Wheaton, 111.: Victor, 1987); Unmasking Satan (Wheaton, 111.: Victor, 1988);

Spiritual Intimacy (Wheaton, 111.: Victor, 1990).

9. Риторические вопросы, обращенные к аудитории. Ю. Личный опыт проповедника.

11. Ссылки на известные современные книги.

12. Жизненные проблемы, которые можно разрешить с помощью библей­ского послания.

13. Современные заблуждения, касающиеся учения Библии, которые про­поведник хочет поправить и прояснить.

14. Особо интересные места личной переписки.

15. Выдуманные истории.

17. Современные притчи.

18. Личное свидетельство.

19. Гимны, связанные с посланием.

20. Просьба к аудитории найти решение гипотетической проблемы.

Основные советы

Каждое вступление должно отвечать конкретной цели — как для про­поведника, так и для собрания. Его нельзя готовить в спешке или небре­жно добавлять к посланию. Воспользуйтесь следующими вопросами, чтобы оценить уместность и эффективность вашего вступления.

1. Подходит ли оно к этому случаю? Например, вступление к проповеди на празднике должно быть не таким, как на молитвенном собрании.

2. Связано ли оно с темой вашего послания, то есть действительно ли оно является вступлением?

3. Говорите ли вы в послании о том, что обещаете во вступлении?

4. Достаточно ли оно кратко, подобно закуске перед основным блюдом (не более пяти минут)?

5. Избегаете ли вы шуток ради шуток?

6. Достаточно ли оно интересно, чтобы привлечь внимание аудитории?

7. Обладает ли оно остротой, запоминается ли?

Подготовка

Общее правило: за составление вступления надо браться в самом кон­це подготовки проповеди. Тогда оно будет отражать послание и будет ма­ксимально связано с основной темой разъяснения.

Когда я пишу эту главу, передо мной лежат три проповеди, которые я собираюсь произнести. Позвольте мне воспользоваться ими, чтобы про­иллюстрировать сказанное выше. Для составления вступления к расска­зу о борьбе Давида со своим «я» в 1 Пар. 21:1-7 я выбрал записку, полу­ченную мной от члена церкви, — «Брат, даже не пытайся быть великим проповедником. Проповедуй великого Спасителя» — и потрясающую ци­тату К. С. Льюиса о гордости.

Рассказ о том, как сатана «попутал» Петра в Лк. 22:31-34, я открыл чтением трогательного письма от друга-пастора, пережившего жестокое разочарование.

Сейчас я ищу вторую работу, потому что церковь, возможно, будет не в состо­янии выплачивать мне жалование в ближайшем будущем. Это самая утоми­тельная и разрушающая душу деятельность, какой я кДгда-либо занимался. Но она дала мне прекрасное понимание материальных проблем и разочарова­ний людей, которые не могут найти работу.

Пожалуйста, помолись о церкви и ее росте. Пожалуйста, молись за меня; са­тана постоянно подступает ко мне со страхами и разочарованием. И, если не думать о Боге, эти страхи и разочарование очень логичны. Я уже не помню, когда мне удавалось проспать ночь, не просыпаясь от этих сатанинских напа­док. Однако все к лучшему, теперь я узнал ценность постоянной мольбы пе­ред престолом Бога, хоть большая часть этой мольбы и приходит на время, когда мне следовало бы спать.

А мое послание на тему «Как контролировать свой гнев» по Иак. 1:19-20 начинается с потрясающих слов из книги психолога Кэрол " Тэврис под названием «Гнев: неправильно понятое чувство» (Carol Tavris, Anger : The Misunderstood Emotion ). В ее книге гнев толкуется не­традиционно для психологии, и ее трактовка по сути соответствует тому, что говорит Писание. Я использовал эту цитату не для доказательства правдивости Библии, но скорее чтобы показать, что и психологи могут иначе смотреть на чувство гнева. Я хотел опровергнуть ошибочное мне­ние,,что у психологов есть ответы на все вопросы и они придерживаются единого мнения обо всем.

Иллюстрации482

С помощью иллюстраций мы освещаем или проясняем вопрос. Лучше всех говорит о ценности примеров Сперджен.

Мистер Пэкстон Худ сказал однажды в одной из лекций, которые я слушал:

«Некоторые проповедники слишком много ожидают от слушателей; они вы­таскивают на кафедру ворох истин, как коробку болтов; затем, если предпо­ложить, что слушатели — гнезда, они достают болты и ждут, что они воткнут­ся в гнезда сами. Но так это не делается. Надо взять болт, приложить его к от­верстию, ударить по нему молотком и закрепить с другой стороны; а затем вы должны ждать великого Мастера сборки, чтобы он закрепил болты намерт­во» . Мы должны стараться дать людям истину, потому что сама она до них не дойдет; мы должны помнить, что сердца слушателей не обязательно откры­ты, как дверь храма, чтобы истина вошла, заняла свое место и уселась на пре­столе принимать поклонение. Нет, надо взломать эти двери, приложив ог-

06 иллюстрациях см. интервью Робинсона с разными проповедниками в Haddon Robinson, ed.. Biblical Sermons (Grand Rapids: Baker, 1989); William E. Sangster, The Craft of the Sermon (London: Epworth, 1954), 201-98; С. Н. Spurgeon, Lectures to My Students, third series (reprint. Grand Rapids: Baker, 1977), 1-200; Paris Whitesell, Power in Expository Preaching (Old Tappan, N. J.: Revell, 1963), 75-89

ромное усилие; надо загонять истину туда, где ее никогда раньше не прини­мали, но затем, чем больше ее будут знать, тем больше полюбят.

Примеры и анекдоты могут очень помочь, когда мы прокладываем путь исти­не, они могут привлечь беспечных и невнимательных. Мы должны пытаться подражать мистеру Уайтфилду, о котором один кораблестроитель сказал:

«Слушая других проповедников, я всегда был способен построить целый ко­рабль, а когда слушаю мистера Уайтфилда, даже начать постройку не могу». Другой, ткач, сказал: «Часто, слушая проповедь в церкви, я считал, сколько станков поместится в комнате, а когда я слушаю этого человека, то вообще за­бываю о ткачестве». Вы должны стараться, братья, заставить своих людей за­быть о мирском, чтобы божественная истина преобладала над преходящими будничными вещами, и для этого вам надо разумно использовать анекдоты и примеры.453

Внимание, которое уделяли примерам авторы Писания, должно пре­жде всего побудить нас следовать по их стопам. Мы наслаждаемся обра­зами и примерами в книгах пророков Ветхого Завета, например Ис. 20, Ам. 5 и Иез. 1. Иисус тоже привлекал внимание слушателей примерами из жизни и притчами. Откровение особенно запоминается из-за многочи­сленных иллюстраций и использования ветхозаветных образов. Совре­менный проповедник поступит мудро, если будет подражать своим древ­ним предшественникам, не говоря уже об использовании их материалов как основного источника примеров.

Цели

Здесь приведены основные задачи использования примеров."4

1. Заинтересовать аудиторию и удержать ее внимание.

2. Сделать проповедь объемной и жизненной.

3. Объяснить христианское учение и обязанности христиан ясно и понятно.

4. Убедительно изложить факты для тех, кто лучше воспринимает образы, чем факты.

5. Сделать так, чтобы послание не было быстро забыто.

6. Задействовать все пять чувств человека.

7. Привлечь внимание тех, кому неинтересно.

Источники455

Иллюстрации можно искать где угодно. Чтобы находить хорошие примеры, надо постоянно искать их, постоянно собирать и систематизи­ровать, чтобы их можно было легко найти, и тщательно подбирать подхо­дящую иллюстрацию.

Из серьезных источников иллюстраций можно назвать следующие:

Spurgeon, Lectures , 52. Разработаны на основании материала Сперджена, Lectures , 31-53.

1. ьаш опыт пастора ^использовать очень сдержанное

2. Жизнь других людей — автобиографии, биографии или свидетельства личных знакомых.

3. Газеты и журналы.

4. Сборники примеров.

5. Книги, христианские и светские.

«

6. Писание.

7. Сборники цитат.

8. Альманахи.

9. Специальные издания, такие как «Книга рекордов Гиннеса».

10. Сборники гимнов с историями написания отдельных гимнов.

11. Проповеди других, услышанные лично, в записи или прочитанные.

12. Изучение еврейских, арамейских или греческих слов.

13. Журналы для пасторов, такие как Leadership или Pulpit Help .

14. Книги по библейской археологии, истории или обычаях.

15. Примеры, которые вам подскажут ваши прихожане.

16. Словари и энциклопедии.

17. Наука.

18. Молитвенные путеводители, такие как «Хлеб наш насущный» (Our Daily Bread ).

19. Книги по библейской географии.

20. Ваша личная и семейная жизнь (использовать в меру).         |

Основные советы

Прежде всего обратите внимание на то, что вы не должны делать: не используйте затертые, старые и всем известные примеры. Не пользуй­тесь примером только потому, что он хорош; удостоверьтесь, что он под­ходит к библейскому тексту. Не пренебрегайте доверием, оказанным вам членами церкви, которые рассказали вам как пастору случаи из своей жизни. Не используйте примеры только для того, чтобы растрогать соб­рание. Будьте честны и, рассказывая о своем личном опыте, не преувели­чивайте и ничего не прибавляйте. Не повторяйтесь, даже если очень лю­бите этот пример.

Теперь что вы должны делать: будьте прилежны, отбирайте лучшее. Используйте пример, который лучше всего подходит к вашей теме. Пом­ните о собрании; например, примеры из американской жизни не подой-

466 Мы рекомендуем также следующие собрания иллюстраций — это источники, которые я сам использую как наиболее плодотворные: Michael P. Green, Illustrations for Biblical Preaching (Grand Rapids: Baker, 1989); Charles Little, 10,000 Illustrations from the Bible (reprint. Grand Rapids: Baker, 1981); Paul Lee Tan, Encyclopedia of 7700 Illustrations (Rockville. Md.: Assurance Publishers, 1979); The Treasury of Scripture Knowledge (reprint. Old Tappan, N. J.: Revell, n. d.).

^y Л . |4''"- "^"-——-—~r-l—— — - —--"". ^^.^^^ им . м ^^ j ^ ^ ^ ^^/..a^v/

лейского текста. Не ограничивайтесь одним источником примеров. Ищи­те примеры в разных источниках.

Подготовка

Поиск и систематизация примеров принесут свои плоды только в том случае, если вы будете способны найти их быстро даже через месяц или через несколько лет. Не существует единого метода систематизации. Ка­ждый сам должен разработать подходящую систему.

Вот несколько способов организации материала.

1. В алфавитном порядке по темам.

2. По порядку стихов Библии.

3. Неупорядоченно в общем файле примеров.

Исходя из опыта каждый проповедник может решить, какой метод или сочетание методов больше ему подходит. Помните основное: вы дол­жны быть способны найти быстро нужный пример, когда он вам понадо­бится. Вообще вступления и заключения рекомендуется составлять на последнем этапе подготовки к проповеди. Примеры, напротив, надо соби­рать за месяцы или годы до использования.

В качестве примеров к отрывку о гордости Давида в 1 Пар. 21:1 - 7 я ис­пользовал:

1. Историю моего друга о том, как он служил на флоте во Вьетнаме.

2. Цитату о сатане из «Фауста» Гете.

3. Мой личный опыт, когда я участвовал в библейской телепередаче.

4. Цитату из известного ученого, исследователя Ветхого Завета.

5. Многочисленные библейские тексты со сходным содержанием или рас­сказом о подобном опыте, для подтверждения выводов.

В качестве примеров к Лк. 22:31-34 я использовал:

1. Список известных людей, которые при жизни считались неудачниками.

2. Рассказ о бесславной политической карьере Авраама Линкольна.

3. Историю британского военного капитана, корабль которого столкнулся с другим.

4. Цитаты из сборника «Когда умные люди терпят поражение» ( When Smart People Fail ).

5. Многочисленные библейские цитаты, аналогичные по содержанию. Для освещения того, что говорится о гневе в Иак. 1:19-20, я выбрал:

1. Газетную статью о медицинском исследовании, которое рассматривает гнев как болезнь.

2. Китайскую пословицу о гневе.

3. Цитату из Томаса Джефферсона о гневе.

4. Параллельный материал о гневе из Притчей.

5. Ветхозаветные характеристики того, кто злоупотребляет гневом.

6. Цитату неверующего врача о разрушительной природе гнева.

7. Цитаты о гневе из древней литературы.

8. Историю из Reader ' s Digest о невыдержанном человеке, который в поры­ве гнева убил четверых.

9. Многочисленные схожие отрывки из Писания.              ^

ЗАКЛЮЧЕНИЯ456

Заключение должно содержать выводы. Многие студенты-проповед­ники считают, что этим аспектом послания можно пренебречь. Однако как спортсмен должен напрячь все силы перед последним рывком, так и проповедник должен как можно лучше провести последние минуты.

Заключение должно действительно завершать проповедь. А чтобы завершать ее, оно должно содержать нечто. Чтобы хорошо заключать, оно должно также исключать. Когда мы завершаем, мы доводим все до завершения. Заключе­ние должно включать в себя моменты, о которых уже было сказано, каса­ющиеся их духовного и нравственного воздействия; и слушатели должны уловить послание, насколько это возможно.457

Цели

Заключение тесно связано с конечным результатом воздействия биб­лейского текста на аудиторию. Заключение должно преследовать множе­ство целей, потому что у слушателей могут быть разные нужды.

Обычно для составления заключения полезно иметь в виду хотя бы од­ну из следующих целей.

1. Обзор или резюме содержания послания.

2. Объяснение применения проповеди.458

3. Призыв к аудитории следовать учению проповеди.

4. Призыв принять определенное решение, которое станет началом требуе­мого повиновения (это должно быть частью каждого послания).

5. Ободрение, утешение или другой способ воздействия на паству. Обычно этих целей можно добиться прямо. В других случаях они будут строиться на использовании историй из жизни или молитве. Надо вдум­чиво выбрать наиболее эффективное средство.

456

456 О заключениях см. также: Baumann, Introduction, 142-45; Н. С. Brown, H. Gordon Clinard, and Jesse J.

Northcutt, Steps to the Sermon (Nashville: Broadman, 1963), 121-25; David L. Larsen, The Anatomy of

Preaching (Grand Rapids: Baker, 1989), 119-30; Sangster, Craft, 128-43. '"'Morgan, Preaching, 87. 458 Подробнее об этом см. в Jack Kuhatschek, Taking the Guessbook Out of Applying the Bible (Downres Grove,

111.: InterVarsity, 1990). Синклер Фергюсон предлагает свежие идеи, как использовать 2 Тим. 3:16-17

как стимул, в сборнике Richard Alien Bodey, ed.. Inside the Sermon (Grand Rapids: Baker, 1990), 80. См.

также: Jay E. Adams, Truth Applied (Grand Rapids: Zondervan, 1990).

Если проповедник хочет увидеть, кто из слушателей решился после­довать призыву, у него есть несколько возможностей завершить посла­ние. Люди могут заполнить карточки о своем решении на скамьях или можно попросить их откликнуться на призыв от алтаря. Опытные на­ставники также могут после каждой проповеди принимать желающих в молитвенной комнате, чтобы люди могли приходить в ответ на призыв.

Основные советы

Частое пренебрежение заключением сравнивается с ситуацией в игре в гольф. «Первый удар (вступление) прямой и точный, проход (основная часть проповеди) умелый, но в лунку проповедник не попадает (заключе­ние) ».4" Вот несколько советов, которые помогут вам «попадать в лунку».

1. Не добавляйте в заключении ничего нового.

2. Пусть заключение будет ясным и четким.

3. Пусть заключение отражает требования отрывка, который вы пропове­довали.

4. Заключение не должно быть длинным — особенно призыв принять ре­шение, — не узурпируйте роль Духа Святого.

5. Говорите прямо и кратко (и не больше пяти минут, это общее правило).

6. Если вы приступили к заключению, не возвращайтесь к посланию, — за­канчивайте.

7. Стройте заключение так, чтобы побудить людей изменить их верования и/или поведение.

8. Старайтесь, чтобы заключение что-то сказало каждому из них — верую­щим и неверующим, молодым и зрелым христианам.

Подготовка

Надо помнить о заключении в течение всего процесса подготовки. Ва­жный вопрос: «Какие изменения в результате этого послания Бог захочет произвести в моей жизни и жизни тех, кто будет его слушать?» Когда вы подойдете к концу разработки текста, заключение уже должно начинать вырисовываться в вашем сознании. Составляя послание, продолжайте заострять и конкретизировать заключение.

Моя проповедь о гордости Давида (1 Пар. 21:1-7) завершилась следующим образом.

Подлинная кротость — это когда ты:

• Больше хочешь служить, чем быть господином (Мф. 20:26-27).

• Спокоен, хоть ты последний, а не первый (Мф. 20:16).

Baumann, Introduction , 142.

• Доволен тем, что унижен, а не возвышен (Флп. 4:11-12).

• Больше радуешься, когда отдаешь, чем когда получаешь (Деян. 20:35).

• Скорее склонен прощать, чем наказывать (Мф. 18:21-35).

• Ждешь похвалы только от Бога (Мф. 23:12). *

Эти качества отличали Того, Кто пришел на землю как образец кротости, — Господа Иисуса Христа. Давайте будем такими, как Он. «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Мф. 5:5).

Признание Давида в Пс. 31:1-7, личный пример из моего служения и цитата из Теодора Рузвельта завершают послание о падении Петра в Лк. 22:31-34. Послание о гневе из Иак. 1:19-20 завершается ключевым воп­росом и практическим ответом на него: «Если я, гневаясь, согрешаю, как мне от этого избавиться?»

ПРИЗЫВ К СОВЕРШЕНСТВУ

Джон Стотт напоминает нам:

Великая привилегия — быть призванным проповедовать в современном мире и разъяснять Библию! Потому что такой человек стоит на кафедре со Словом Божьим в руках. Духом Божьим в сердце, людьми Божьими перед глазами и ждет с нетерпением гласа Божьего, чтобы услышать его и подчиниться."0

Это огромная привилегия, но и громадная ответственность. Мы все должны выполнять священную обязанность разъяснения и доводить ее до высшего уровня совершенства, совершенства, которое должно распро­страняться также на вступления, примеры и заключения.

490 John R. W. Stott, «Christian Preaching in the Contemporary World», Bibliotheca Sacra 145, no. 580 (October — December 1988): 370.

14


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-30; Просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.079 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь