Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тематические, богословские, исторические и биографические разъяснительные проповеди



Ирвин А. Бу зениц

Чтобы, быть истинно библейской, проповедь должна быть разъ­яснительной, даже если она является тематической, богослов­ской, исторической или биографической. Разъяснительные про­поведи такого типа должны точно соответствовать Библии, как в передаваемых истинах, так и в построении. Эффектив­ность послания и его сила зависят от внимания к Слову, пред­ставленному с грамматической, исторической, литературной и концептуальной точностью. Для составления этих особых разъяснительных проповедей надо использовать и особые мето­ды, существует множество инструментов, которые помога­ют в исследовании. Но если вы хотите, чтобы влияние пропове­ди было сильным, ничто не может заменить внимание к Слову.

Как проповедь, которая движется от стиха к стиху, не обязательно яв­ляется разъяснительной, так и проповедь, которая не рассматривает стих за стихом, не обязательно таковой не является. Конечно, некоторые тематические проповеди не могут считаться разъяснительными, но они эдесь и не рассматриваются. Не стоит писать книги о проповедях, которые больше отражают будничную жизнь, чем Библию. Таким образом, чтобы быть эффективной, любая тематическая проповедь и доктрина:! собственно тематическая, богословская, историческая или биографичес-1 кая, — должна разъяснять Слово Божье,                     j

Иисус прекрасно разъяснял Писание (Мк. 1:22), но не всегда стих за| стихом. Разъясняя, Он иногда говорил на какую-то тему, используя раз-| ные отрывки из Ветхого Завета для обоснования Своего учения. Иногда Он затрагивал специфическую тему или аспект богословия, такой как природа Царства Небесного (Мф. 13), развод (Мф. 19) или молитва (Мф. 6 и Лк. 11). В другой раз Он говорил об историческом событии (Лк. 13:4 и последующие стихи) или персонаже (Мф. 12:41 и далее). Тем не менее, Слово всегда было основанием и фундаментом Его наставления. Основы­ваясь на примере Иисуса, можно с уверенностью утверждать, что любая подлинно библейская проповедь также является разъяснительной, и не­обязательно она должна сводиться к объяснению стиха за стихом. Она может принимать также альтернативные формы.

У тематической проповеди много преимуществ. Во-первых, она мо­жет разнообразить исследование после изучения одной книги и перед на­чалом изучения другой. Переход к другому типу проповеди часто способ­ствует свежести восприятия и привлекает внимание. Проповедь, посвя­щенная конкретной теме или здравой доктрине, может помочь людям лучше понять какой-либо вопрос и оказать влияние на их жизнь. Ларсен замечает:

Тематическая проповедь занимает почетное место в истории проповедничес­кого искусства. Ее правомочность явствует из ценности библейского и систе­матического богословия. Хотя она и не должна быть первым выбором пасто­ра-наставника, иногда каждый пастор должен произносить тематические проповеди... Так как тематические проповеди обладают большим единством, мы можем обнаружить, что любой список из десяти проповедей, наиболее сильно повлиявших на культуру мира и общества, состоит почти целиком из проповедей тематических.461

Во-вторых, сведение проповеди исключительно к методу толкования стиха за стихом, без дидактической обработки основных библейских тем, доктрин и этических учений, может привести к небиблейскому разделе­нию проповеди и наставления, которое лишило бы собрание значитель­ных перспектив, связанных со Словом. Стивенсон спрашивает:

Есть ли причина, по которой проповедник должен встречаться с людьми не­делю за неделей и оставлять их в неведении относительно значения доктри­ны...? Дидактическая и керигматическая стороны Евангелия не могут быть разделены, одна — для кафедры, другая — для церковной школы. Отделять одну от другой значит убивать их обе."2

161 David L. Larsen, The Anatomy of Preaching (Grand Rapids: Baker, 1989), 31. ""Dwight E. Stevenson, In the Biblical Preacher's Workshop (New York: Abingdon, 1967), 196.

ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ

Вопреки распространенному взгляду (который вследствие его преоб­ладания воспринимается как доктрина), тематическая проповедь вовсе не самая легкая. Во многих отношениях она самая сложная, если гото­вится аккуратно и тщательно. Подумайте вот о чем. Во-первых, библей­ский текст, который часто используется для тематического наставления, является лишь трамплином для избранной темы и не имеет неотъемле­мой связи с темой послания. Когда это происходит, проповедник развива­ет тему на основании собственного мировоззрения, идей, принципов и взглядов. Это не разъяснительная проповедь. Задача хорошего проповед­ника — передавать идеи, а не фабриковать их. Он — официант, а не по­вар. Следовательно, источником истин, из которого он будет постоянно их черпать, чтобы напиться самому и утолить жажду остальных, должен стать библейский текст. Таким образом, контролировать тематическую проповедь — тяжелая работа.

Во-вторых, Писание, которое должно поддержать основную мысль проповеди, часто бывает вырвано из контекста и использовано для учения о том, чего в нем нет. Запоминание избранных стихов Библии, само по себе полезное, часто усугубляет эту проблему. Например, как часто Мф. 18:20 («ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них») исполь­зуется, чтобы утешить немногочисленных верных во время малопосещае­мых молитвенных собраний, вместо того чтобы уверять в божественном присутствии и божественных дарах при требовании церковной дисцип­лины? Обращая внимание на эту опасность, Стивенсон утверждает: «Если в такой проповеди и используется Библия, ее эксплуатируют и перераба­тывают, вместо того чтобы прислушиваться к ней, подчиняться ей и быть ведомым ею» .463 В таких случаях пасторы «используют текст, как его хозя­ева, а не как его служители» ."< Чтобы избежать этой опасности, нужно по­тратить очень много времени. Независимо от того, тематическая пропо­ведь или богословская, каждый фрагмент Писания должен быть тщатель­но изучен, чтобы воздать должное его историческому и литературному контексту.

В-третьих, хотя проповеди, посвященные «проблемам» или «жизнен­ным ситуациям», придают актуальности выступлениям с кафедры и пользуются преимуществами этого, часто такие проповеди больше под­черкивают наличие проблемы, чем ее решение. Это может иногда вы­звать к проповеднику отношение типа: «Да что он меня учит?» Бродас предупреждает против сужения темы проповеди до насущных проблем.

Ibid., 13. 'Ibid., 155-56.

Тематическая проповедь — это ораторский метод в чистом виде. Она тяготеет к завершенности. Но в ней есть свои опасности. Проповедник легко увлекает­ся поиском интересных тем и может уделять больше внимания красоте речи, чем христианским и библейским основаниям или нуждам людей. Он может поддаться искушению больше думать о своих идеях и своей проповеди, чем о «верном преподавании слова истины» и о том, как вести людей к царству Божьему. Существует также опасность проповедовать.в слишком узкой обла­сти истин и человеческих потребностей, так как его неизбежно привлекут те­мы, интересующие лично его или уже ему знакомые. Следовательно, если он не будет постоянно расширять свой кругозор, усердно занимаясь, его ресурсы скоро иссякнут.465

Итак, нужно быть очень внимательным, чтобы избежать ориентации «только на проблемы» при использовании этого метода. При разумно ши­роком использовании Библии в проповеди можно спокойно и деликатно коснуться множества проблем и жизненных ситуаций, не нарушая гра­ниц разъяснения при применении «тематического» подхода.

Проповедуя на конкретную тему, о богословской доктрине, историче­ском событии или персонаже, проповедник должен стараться использо­вать Писание как можно более полно. Его задача — изложить Писание, а не вложить его в рамки заданной темы. Он должен не согнуть Слово так, чтобы оно вместилось в точку зрения проповедника, а приспособить свою точку зрения к Слову. Это важно, потому что Слово «живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого» (Евр. 4:12). Писание свидетельству­ет о Христе (Ин. 5:39). Евангелие — «сила Божия ко спасению» (Рим. 1:16). Стремление к актуальности не должно превалировать над автори­тетом Библии. Дух Божий убеждает, наставляет и укрепляет христиан через знание Слова.

Следовательно, если Писание не будет составлять основу всех струк­турных элементов проповеди, если проповедник не будет усердно тру­диться над контекстом каждого из цитируемых им текстов, проповедь не сможет адекватно передать силу Слова Истины и слушатели будет сбиты с толку как в сути учения, так и в примере методов изучения Библии. Как справедливо заметил Коллер: «Проповедник должен вводить людей в текст, а не уводить от него».466

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ

Проповеди классифицируются по-разному, и не всегда очевидно, к какой категории относится проповедь. Некоторые делят их на категории на основании содержания, другие — по стилю гомилетики. Большая часть классификаций рассматривает всего лишь скелет, черновые набро­

465 John A. Broadus, On the Preparation and Delivery of Sermons (reprint. New York: Harper, 1944), 136-37.

466 Charles W. Roller, Expository Preaching Without Notes (Grand Rapids: Baker, 1962), 22.

ски, на которых художник строит свое исследование. Следовательно, вы­бираемый тип проповеди зависит от послания, которое вы хотите доне­сти. Тип проповеди должен быть вспомогательным, а не доминирующим. Поэтому основное внимание надо уделять не типу проповеди, a sine qua поп, определенному библейской герменевтикой и процессом подготовки проповеди. Как заметил уважаемый авторитет, умелец должен руково­дствоваться следующими соображениями.

[Структура проповеди] всегда второстепенна по отношению к цели и утили­тарности. Это инструмент, а для придания формы и умения обращаться с ин­струментами желательны опыт и изобретательность. Но они требуют ума и преданности основным принципам.467

Некоторые основные принципы очень конкретны и специфичны и от­носятся более к одним типам структуры проповеди, чем к другим. Дру­гие — более общие и относятся в равной мере ко всем типам. Общие прин­ципы будут рассмотрены далее, а затем будут очерчены специфические принципы.

Когда?

Проповедник может пожелать преподнести разъяснительную пропо­ведь, построенную как тематическая, богословская, историческая или биографическая, в любое время и по разным случаям. Наиболее эффек­тивно и, вероятно, наиболее легко это сделать тогда, когда проповедник разъясняет книгу и подходит к теме, требующей более глубокого объяс­нения. Например, проповедуя Евангелие Иоанна, он может остановиться на Ин. 1:1 и прочитать дополнительную проповедь (или несколько пропо­ведей) о божественности Христа, включая обсуждение ошибок Свидете­лей Иеговы; наИн. 1:12-13 поговорить о теме божественного избранниче­ства; на Ин. 1:14 — о воплощении Христа; а на Ин. 4:24 — о поклонении Богу.

Однако пастор должен быть осторожен, чтобы не увлекаться каждой темой, возникающей в тексте. Если тематических проповедей будет слишком много, слушатели могут потерять нить рассуждения, когда он вернется к последующему постепенному разъяснению. При возвращении к разъяснению книги после тематического исследования необходимо по­вторить ее структурное и тематическое построение.

Другие возможности для тематических проповедей — важные собы­тия в жизни церкви, общества или мира. Смерть кого-то из близких чле­на церкви или некая общественная трагедия — подходящий случай для тематического послания. Войны (в особенности, на Среднем Востоке) мо­гут послужить прекрасным поводом для послания на эсхатологические темы, о втором пришествии Господа, о всемогуществе Бога. Крупные зем-

7 Broadus, Preparation, 133.

летрясения могут послужить предлогом для рассказа о землетрясениях в Библии и о значении подобных событий с библейской точки зрения.

Особые даты, такие как Рождество, Пасха, День матери или День отца тоже, очевидно, требуют тематических проповедей. В такие особые дни церковь часто посещает больше людей и к учению Слова относятся более внимательно. Эти моменты могут быть очень результативными со страте­гической точки зрения. Однако необязательно составлять особую пропо­ведь по каждому поводу, хотя и не надо упускать удобного случая. Жела­ние сотворить что-то новое каждый раз может привести к тому, что эйзе-гетика468 заменит экзегетику. Унгер предупреждает:

Тематические проповеди лучше подходят к особым датам и событиям года. Но хороший проповедник должен осознавать, что внимание к особым датам и событиям не должно уводить его от подлинного библейского разъяснения. [Особые события] имеют тенденцию вытеснять основательное разъяснение Библии и заменять его поверхностной проповедью, которой не хватает биб­лейского содержания и призыва.469

Особые дни и события могут оказать значительное благотворное влия­ние как на процесс подготовки проповеди, так и на слушателей. Люди ча­сто бывают увлечены значимостью дня или момента и позволяют пастору построить проповедь на уже готовом основании. Радость по поводу Дня матери или восторженное отношение к Рождеству часто придает посла­нию дополнительное воздействие.

Ksyc ?

Несколько самых основных принципов относятся ко всем проповедям Слова Божьего. Так как это Его Слово, его надо изучать и представлять внимательно и точно. Надо постоянно иметь в виду предупреждение Иак. 3:1, им нельзя пренебрегать или недооценивать его! Основные принципы во многом одинаковы для всех проповедей, независимо от гомилетичес-кой структуры или текстового оформления. Однако проповеди, которые сосредоточены вокруг конкретных тем или вопросов, по самой своей сути чрезвычайно уязвимы. Следовательно, основные принципы подготовки этих проповедей заслуживают особого внимания.

Первый из этих принципов — контекстуальный анализ. Является ли проповедь тематической, богословской, исторической или биографи­ческой, проповедник должен уделять внимание контексту каждого стиха или фразы, которые использует. Это особенно необходимо, если он ис­пользует для развития темы много фрагментов или перекрестных ссы­лок. При составлении такого послания очень легко соскользнуть в «по­иск доказательств в тексте».470 Приведение стихов для подкрепления те­

То есть, поиск некоего значения в тексте вместо выведения его из него. ""Merrill F. Unger, Principles of Expository Preaching (Grand Rapids: Zondervan, 1955), 52.

мы проповеди может оказаться хорошим ораторским приемом, но для разъяснительной проповеди это не подходит!

Контекстуальный анализ требует внимания как к непосредственно­му, так и к более широкому контексту. Более широкий контекст требует изучения всей книги. Например, понимание 1 Ин. как рассказа о различ­ных испытаниях, которым должны подвергнуться люди, чтобы доказать свою веру, по мнению Роберта Ло,471 окажет значительное влияние на тол­кование каждого отдельного стиха внутри послания.

Изучение непосредственного контекста не менее важно. Например, Евр. 13:5Ь («НЕ ОСТАВЛЮ ТЕБЯ И НЕ ПОКИНУ ТЕБЯ») часто цитиру­ется не там и применяется неточно, так как используется без учета содер­жания стиха 5а («Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть»). Об этом принципе много говорится, но его практическое примене­ние гораздо более сложно и слишком редко встречается. Исследование контекста повествовательных и биографических отрывков, особенно в Ветхом Завете, может требовать дополнительных усилий, потому что они довольно длинны.

Второй принцип — это исторический анализ. Часто на него не обра­щают внимания или относятся к нему легкомысленно, однако этот тип исследования может помочь более точному пониманию отрывка и в ре­зультате прояснить понимание всего текста. Например, историческое ис­следование праздника кущей и ритуального воспроизведения того, как Бог дал воду из скалы в пустыне, поможет конкретнее понять слова Ин. 7:37-38: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой ». Если вы пропове­дуете по Мф. 19:1-12, текст заиграет, когда вы обнаружите, чтораспросы фарисеев о разводе происходят в Перее, том самом месте, где Ирод Анти-па обезглавил Иоанна Крестителя после того, как тот воспротивился его разводу (Мф. 14:1 и далее). Очевидно, что фарисеи пытались заманить в ту же ловушку Иисуса, чтобы Ирод казнил и Его.

Третий общий принцип — литературный анализ, исследование ли­тературного жанра, на котором основан текст. Это биография, история, письмо, притча, поговорка — что это? Аун обращает внимание на важ­ность внимательного изучения литературной формы отрывка.

Литературные формы и жанры — не коробки для упаковки разных письмен­ных сообщений. Это общественно обусловленные единицы, которые сообща­ют контекстуальное значение входящим в них меньшим единицам языка и текста. Оригинальное значение, которое имел текст для его автора и читате-

Нельзя недооценивать серьезность этой ошибки. Стивенсон ( Preacher ' s Workshop , 157) определяет это как «использование текста для того, чтобы заставить замолчать оппозицию и вызвать согласие... В та­кой проповеди Библия используется не как «луч света во тьме», а как «дубинка для завоевания господ­ства».

' Robert Law, The Tests of Life (reprint. Grand Rapids: Baker, 1982).

ля, связано с жанровой формой, поэтому значение этой части зависит от зна­чения целого.472

Разные жанры обладают разными отличительными чертами; следова­тельно, каждый из них требует внимания к своим собственным уникаль­ным средствам интерпретации. Например, учение Иисуса о молитве в Лк. 18:2 предваряется словами: «Сказал также им притчу» (18:1). Толко­вателю сообщается, что учение построено в соответствии с принципами герменевтики притчи. Следовательно, стратегия толкования должна, очевидно, отличаться от применяемой в случае с Исх. 20:15: «Не кради». Определение и понимание жанра данного отрывка помогает выбрать ме­тод его прочтения, избавиться от ложных ожиданий и получить доступ к значению текста.473

В конечном счете, поместить текст, которому посвящена проповедь, в более широкие контекстуальные, исторические и литературные рамки — значит обращаться с Библией не менее почтительно, чем мы обращаемся с утренней газетой. Только когда мы сделаем это, мы поймем намерения автора и ощутим силу правильно преподанного Слова. Соблюдение этих.:

принципов потребует времени и энергии, и результаты обычно проявля­ются не сразу. Однако плод сладок, и награда велика.

ОСОБЫЕ ПРИНЦИПЫ

Тематическая проповедь

Основные советы. Чтобы не выбрать текст, который не полностью со­ответствует изучаемой теме, первый принцип тематической проповеди требует рассмотрения выбираемого отрывка в его контексте, то есть тща­тельного размышления над значением фрагмента в его собственном окру­жении. Слишком часто при подготовке тематической проповеди опира­ются исключительно на фундамент темы, а текст выбирается как некий «девиз», чтобы озвучить тему и благословить идеи проповедника.

К сожалению, это — эксплуатация библейского текста. Текст «просто выступает в роли катализатора; собственно содержание проповеди извле­кается из других источников, часто этот текст можно было бы с таким же успехом вложить в булочку с предсказанием судьбы».474 Вместо точного изложения Писания так называемый проповедник выступает глашатаем своих личных или общественных ценностей, приправленных случайно выбранными библейскими стихами.

472 David E. Aune, The New Testament in Its Literary Environment (Philadelphia: Westminster, 1987), 13. ""Tremper Longman III, Literary Approaches to Biblical Interpretation (Grand Rapids: Zondervan, 1987), 83.

474 Leander E. Keck, The Bible in the Pulpit: The Renewal of Biblical Preaching (Nashville: Abingdon, 1978), 101.

Проповедники призваны быть служителями слова Божьего. Это значит, что проповедь должна быть не просто «мнением одного человека»; проповедь должна быть словом Бога... Проповедь — это слово Бога только до тех пор, по­ка она верно провозглашает слово Бога, запечатленное в Библии.475

Слово Божье, правильно разграниченное, придает проповеди автори­тетности, предохраняет проповедника от ереси и в то же время предостав­ляет аудитории средство для оценки и защиты данного наставления.

Второй принцип тематической проповеди — сосредоточиться на биб­лейском слове (или короткой фразе) и исследовать его. В особенности это относится к словам, вокруг которых строится тема. Например, пропове­дуя по 1 Фее. 5:16 («всегда радуйтесь»), можно исследовать значение и использование в Библии слов «радоваться», «радость» и вообще призы­вов к радости в Писании. В ходе этого изучения вы обнаружите множест­во связанных с радостью аспектов, таких как ее источник(и), препятст­вия, награда и так далее. Этот метод включает в себя важный момент не­посредственного использования Писания для наставления и подготовки проповеди, таким образом, вы избегаете опасности сбиться с пути и углу­биться в философские абстракции. Если проповедник обладает большим количеством библейского материала по конкретной теме, он должен про­сеять его и выделить наиболее устойчивые моменты. В то же время не на­до приносить в жертву тщательность.

Третий принцип тематической проповеди требует выбора темы соот­ветствующего объема. Чем шире тема, тем труднее точно и сознательно охватить весь материал, тем сложнее наставить людей, преодолеть их со­противление и вызвать понимание. Александер замечает:

Чем более конкретна тема, тем больше вы сможете сказать о ней. Возьмите это за общее правило: чем уже тема, тем больше мыслей у вас будет по ее пово­ду... Чтобы рассматривать общую тему, вроде добродетели или чести, нужно обладать очень обширными знаниями и зрелостью ума, поэтому лучше начи­нать с более конкретных моментов.476

Иногда бывает предпочтительнее проповедовать на широкую тему, например разъяснять целую библейскую книгу в одной проповеди. Преи­мущество такой проповеди состоит в том, что она позволяет людям ухва­тить содержание и значение книги целиком, прежде чем оно будет разби­то на части.

Такой «макроподход», однако, требует от проповедника усиленной подготовки, потому что, если он не понимает все составные части, он не сможет точно представить целое. Кроме того, у занятого пастора возник­нет искушение представить очевидные, часто повторяемые факты и дета­ли, которые уже известны его людям, таким образом пожертвовав основ-

Sidney Greidanus, The Modern Preacher and the Ancient Text (Grand Rapids: Eerdmans, 1988), 123. James W. Alexander, Thoughts on Preaching (reprint, Carlisle, Penna.: Banner of Truth, 1975), 512.

ной задачей разъяснения, — рассказать аудитории больше, чем она мо­жет узнать из поверхностного чтения. В результате проповедник лишит себя самого (в процессе подготовки) и свою аудиторию содержательного взаимодействия со Словом, оставив таким образом без наставления, бо­лее глубокого понимания и возможности духовного роста.

Сужение темы позволит вам провести более глубокое исследование и дать более точное наставление. Бродас добавляет: «Обычно лучше выби­рать тему не общую, но частную. Это не только позволяет вам разнообра­зить последующие проповеди, но в самом деле делает каждую тему более плодотворной» .4"

Наконец, такая проповедь может и должна быть разъяснительной — богатой развитием и представлением Слова Божьего. Независимо от спе­цифического гомилетического подхода проповедника, проповедь должна быть основана на Библии, иначе она не разъяснительная. Она должна быть исполнена учения Слова, а не гуманистических идей или филосо­фии культуры.

Инструменты. Автор разъяснительной проповеди располагает множе­ством инструментов для исследования конкретной темы. Мы перечислим лишь несколько основных.

а) Хорошая английская симфония.

б) «Богословский словарь Нового Завета», 10 томов, Герхарда Киттеля и Герхарда Фридриха ( Theological Dictionary of the New Testament , ed . by derhard Kittel and Gerhard Friedrich [Eerdmans]).

в) «Богословский словарь Ветхого Завета», 2 тома, Арчера, Харриса и Уолтке (Theological Wordbook of the Old Testament, ed. by Archer, Harris, and Waltke [Moody]).

г) «Сокровищница знаний Писания» (Treasury of Scripture Knowledge [Revell]).

д) «Разъяснительный словарь Нового Завета» У. Е. Вайна (W. Е. Vine, Expository Dictionary of New Testament Words [Revell]).

e) «Словарь богословия Нового Завета», 3 тома, Колина Брауна (Dictionary of New Testament Theology, ed. by Colin Brown [Zondervan]).

ж) Многочисленные книги о проповедях к конкретным датам, например, «Все святые дни и праздники» Херберта Локиера (Herbert Lockyer, All the Holy Days and Holidays [Zondervan]).

з) Лучше всего иметь свою собственную подборку материала, который вы читаете, вырезаете и храните. Важно иметь хорошо организованную си­стему хранения такого материала, чтобы вы быстро могли найти нуж­ное.

'Broadus, Preparation, 134.

Богословская проповедь

Основные советы. Богословская разъяснительная проповедь очень близ­ка к собственно тематической. Большей частью принципы, относящиеся к первой, относятся и к последней. Тем не менее, есть еще несколько момен­тов, которые касаются непосредственно богословской проповеди и требуют отдельного объяснения.

Богословское наставление постепенно проявляется в разъяснитель­ной проповеди, идущей от стиха к стиху, в кратких экскурсах, абзацах или предложениях. Однако для того чтобы добавить перспективу, расши­рить богословское понимание и дать общую оценку природе и характеру Бога, такое доктринальное учение требует иногда особого унифициро­ванного внимания и проповеди, посвященной исключительно ему. Бого­словской проповедью часто пренебрегают из-за недостаточной подкован­ности пастора в богословии или его нежелания выделять время на ее под­готовку. Но несмотря на то что такая проповедь требует усилий, она нужна. Она необходима для поддержания здоровья церкви.

Доктрина, то есть учение — основная забота пастора. Научить людей истине или освежить знания, которые у них уже есть, — самое доброе дело, какое мо­жет совершить проповедник. Факты и истины, относящиеся к рассказу Писа­ния о грехе. Провидении и искуплении, образуют основу любой библейской проповеди. Но эти истины должны не просто возникать в наших проповедях произвольно и беспорядочно. Полное учение Писания по любой конкретной теме, собранное и систематически организованное, называется «доктриной» Библии по данной теме...; и в этом смысле мы должны проповедовать доктри­ны. Мы все считаем, что сам проповедник должен хорошо понимать доктри­ну; если это так важно, почему бы ему не научить собрание понимать ее?478

Богословская проповедь не должна быть сухой. Бродас замечает, что «...все зависит от того, как она сделана. Сухой проповедник может пре­вратить любую тему в сухую; иногда мы слышим скучные анекдоты и вя­лые призывы».479 Однако богословские проповеди могут быть живыми, волнующими, если отражают ревность самого пастора по Богу, его стрем­ление обнаружить сокрытые глубины Слова Божьего и проповедовать все наставление Бога. Нам нужна не богословская лекция, а личное, страст­ное свидетельство, из которого видно, что тема покорила сердце и жизнь пастора, а теперь стремится проникнуть и в самое сердце слушателей.

Проповедник должен быть осторожен и избегать изложения одной и той же, любимой доктрины. Надо объяснять все Слово Божье в его цело­стности, а не любимые фрагменты. Не надо избегать и тех доктрин, кото­рые могут вызвать противодействие у аудитории. Им тоже надо учить.

""Ibid., 60. "'Ibid.

Есть очень верный принцип: проповедник никогда не должен сходить с пря­мого пути в поиске противоречивых тем, но не должен и старательно избегать их. Тот, кто боится конфликтов, должен развивать в себе преданность; тот, кто обладает воинственным характером, должен воспитывать в себе терпи­мость и вежливость. Если ясно, что текст или тема неизбежно вызовет возра­жения или некоторое противодействие, мы не должны избегать ее, разве что в исключительных случаях. Конечно, прежде всего мы Должны защищать ис­тину; но... часто не так уж легко определить истину, просто сравнивая ее с за­блуждением. А так как заблуждения, которых придерживаются и которым учат хорошие люди, скорее всего, вредны для других, мы обязаны опровер­гать их, когда их защищают дурные люди... Преданное и честное противосто­яние заблуждениям, даже поддерживаемым нашими братьями-христиана­ми, поможет нам избавить от ненужных ран тело нашего общего христианст­ва.480

В другом месте Бродас предупреждает: «Будьте преданны и бесстраш­ны, но при этом умелы и полны любви» .481

Инструменты. Возможные темы богословских проповедей неисчерпае­мы. Среди великих доктрин веры можно перечислить качества Бога, докт­рину церкви. Святой Дух, безошибочность и достоверность Библии и ее передачи нам. Можно прочесть проповеди по каждой из ключевых тем док-тринального устава церкви и т. д.

Для этого типа проповеди можно рекомендовать много разных источ­ников.

а) «Суть божественности» Джона Джилла (John Gill, A Body of Divinity [Sovereign Grace]).

б) Книги Джона Мак-Артура: «Высший приоритет» (The Ultimate Priority [Moody]), «Евангелие от Иисуса» (The Gospel According to Jesus [Zondervan]), «Бог, сатана и ангелы» (God, Satan, and Angels [Moody]), «Бог с нами» (God With Us [Zondervan]), «Небеса» (Heaven [Moody]), «Харизматы» (The Charismatics [Zondervan]), «Харизматический хаос» (Charismatic Chaos [Zondervan]), «План Господа, касающийся церкви» (The Master's Plan for the Church [Moody]).

в) «Суть божественности» Томаса Уотсона (Thomas Watson, A Body of Divinity [Sovereign Grace]).

Однако лучше всего основываться на самом Писании, то есть, по сути, написать свое собственное богословие. Ничто не может быть более вдох­новляющим! Свежесть материала и удовольствие, которое вы получите, вознаградят вас больше, чем чтение богословских книг. Проведя само­стоятельное исследование, можно обратиться к богословским книгам за подтверждением. Как мудро советовал Унгер: «Тщательная работа в этой

'"Ibid., 65-66. 181 Ibid., 61.

области покажет вам, что само Писание открывает больше, чем можно извлечь из книг по богословию».482

Историческая проповедь

История по праву обладает большой привлекательностью для пытли­вого ума. Она также может оказывать влияние на сознание людей и спо­собствовать пониманию. История — лучший учитель, терпеливо жду­щий среди потока жизни, пока люди не откроют дверь, услышав его на­стойчивый стук. К сожалению, старая поговорка гласит: «История может научить нас только тому, что мы ничему не можем у нее научить­ся».

Но это не тот случай. Библейская история, в большей степени, чем светская, вызывает общее тяготение к истине и наделена особой силой вызывать духовную проницательность и оказывать влияние. Больше все­го тут уместны слова Павла из 1 Кор. 10:11: «Все это происходило с ними, [как] образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков ».

В Библии замыслы Провидения записаны не для того, чтобы мы в своей муд­рости судили о них, а в качестве ясного откровения, чтобы показать нам зна­чение непонятных вещей и истинное взаимодействие вещей, кажущихся ан­тагонистичными. Таким образом, истории Библии подобны решениям задач в учебнике алгебры — они учат нас, как решать другие проблемы, которые пе­ред нами ставит история мира. Часто цитируемое изречение древнего писате­ля о том, что «история — это философия, которая учит с помощью примера», более всего относится к вдохновенным записям, с помощью которых учит нас на примере сам Бог.483

Следовательно, имея в распоряжении столько ценного материала, проповедник может исследовать библейский архив и изложить библей­ские истории, начавшиеся по воле Бога и протекавшие согласно Провиде­нию.

Основные советы. Историческая проповедь требует знакомства с матери­альным контекстом происходящего. Проповедник должен знать географию и топографию местности, обычаи и традиции Израиля и соседних стран. Он должен изучить их тщательно, чтобы быть способным зрительно предста­вить сцены и ярко воссоздать их перед слушателями. Проповедуя по исто­рическим книгам, таким как Руфь, Есфирь, Иона или, например. Деяния, надо изложить в проповеди и суть текста, и обстановку, описанную в нем. Обстановка эта, рассматриваемая наряду с содержанием, дает проповедни­ку множество богатой исторической информации об окружающей матери­альной действительности и позволяет сделать проповедь драматичной и Увлекательной, как роман.484

Unger, Principles, 49. Broadus, Preparation, 71.

Инструменты. Обычно в комментариях содержится определенная исто­рическая и географическая информация. Труднее найти топографические и^| археологические материалы. Однако есть ряд превосходных трудов, кото-| рые пригодятся проповеднику, исследующему историю.          »|

а)Меррилл Ч. Тенней, «Художественная библейская энциклопедия» Зон-1 дерван (Merrill С. Tenney, ed.. The Zondervan Piatorial Encyclopedia ом the Bible [Zondervan]).                                      |

б) Джеймс Б. Притчард, «Библейский атлас Харпер» (James В. Pritchard, ed.. The Harper Atlas of the Bible [Harper & Row]).

в) «Основные труды Иосифа Флавия», переводчик и издатель Пол Л. Мэй-ер (Paul L. Maier, trans. & ed., Josephus, The Essential Writings [Kregel]).

г) Альфред Эдерсхейм, «Жизнь и времена Мессии Иисуса» (Alfred Eder-sheim. The Life and Times of Jesus the Messiah [Eerdmans]).      I

д)Дж. Альбёрто Соджин, «История древнего Израиля» (J. Alberto Soggin^ A History of Ancient Israel [Westminster]).                     'I

e) Майкл Грант, «История древнего Израиля» (Michael Grant, The History "' of Ancient Israel [Scribners]).

ж)Ф. Ф. Брюс, «История Нового Завета» (F. F. Bruce, New Testament His-tory [Doubleday]).

з) Ричард Л. Нисуонгер, «История Нового Завета» (Richard L. Niswonger, New Testament History [Zondervan]).

и)Эверетт Фергюсон, «История раннего христианства» (Everett Ferguson, "Backgrounds of Early Christianity [Eerdmans]).

Биографическая проповедь489

Ничто не интересует людей больше, чем истории других людей. Ново­сти (или даже сплетни) о другом человеке привлекают толпу, как пче­лу — мед. При условиях тщательной подготовки и умелой подачи пригла­шение познакомиться с жизнью и характером библейского персонажа может привести к разоблачению греха и указать людям путь к совершен­ствованию. Библейские принципы не абстракты; они применяются в конкретной жизни, что и воплощают герои Библии. Поэтому биографи­ческая проповедь — мощное и жизненное орудие, которое может быть эф­фективно использовано проповедником.

484 Такой тип проповеди позволяет также не открывать основную тему до конца послания. Конечно, ее ну­жно иметь в виду во время всего рассказа, но не произносить до завершения. Таким образом можно удерживать аудиторию в напряжении до самого конца (см. проповедь Петра в Деян. 2). Такую пропо­ведь можно эффективно преподнести даже в том случае, если аудитория враждебно настроена.

485 Мы обсуждаем здесь только проповеди, основанные на биографиях библейских персонажей. История служителей веры, о которых не рассказывается в Библии, могут дать вам прекрасный материал для над ставления и подражания. Но внебиблейскую историю христианства следует оставить для дополнительч ных примеров и лекций.

Основные советы. Вообще говоря, есть два способа построения и подачи биографических проповедей. Один — это рассказать историю человека, а затем вывести из нее уроки. Другой — это извлекать уроки из каждого эта­па/момента жизни библейского персонажа. Урок извлекается и применяет­ся после каждого этапа повествования, перед тем как перейти к рассказу о следующем этапе. Не менее эффективен и обратный ход. Сначала произно­сится урок, а затем рассказывается история из жизни, чтобы проиллюстри­ровать его. «Если история рассказана хорошо, истины, которые вы хотите подчеркнуть, уже будут ясно видны, так что выделить их не составит тру-

486

да».

К биографической проповеди предъявляются те же основные требова­ния, что и к собственно тематической: внимание к контексту. Часто про­поведники хотят с легкостью извлечь занимательную историю для про­поведи и (часто бессознательно) уступают искушению извлечь из жизни библейского персонажа те уроки, которых там нет. Искушение это осо­бенно сильно, когда для примера берется отдельное происшествие или характеристика библейского героя.

Следовательно, безопаснее использовать для примера всю жизнь биб­лейского героя, а не какой-то ее момент. Так как в Библии часто даются только краткие и неполные наброски, надо заполнять пробелы известны­ми или записанными где-то фактами. Библейская .биографическая про­поведь должна прежде всего рассматриваться в контексте библейской те­мы. Биографии составляют неотъемлемую часть священной истории и играют в ней особую роль. По этой причине надо прежде всего обращать внимание на картину в целом.

Некоторые проповедники пренебрегают биографической пропове­дью, потому что не обладают талантом рассказчиков. Другие обращают внимание только на историю персонажа, не делая из нее никакого суще­ственного вывода. Описывать жизнь героев Библии полезно, если в рас­сказе присутствует анализ характера, влияние Бога на его жизнь, дейст­вие провидения в побуждениях и поступках этих людей как хороших, так и плохих. Коллер справедливо заметил:

Надо помнить, что Библия дает нам откровение не о жизни Авраама, Исаака и Иакова, но о руке Божьей в жизни Авраама, Исаака и Иакова; не откровение о Марии, Марфе и Лазаре, но о Спасителе Марии, Марфы и Лазаря.487

Кроме того, биографическая проповедь должна быть более содержа­тельной, чем просто перечитывание текста в манере урока воскресной школы. Она должна показывать действие всемогущей руки Божьей, чего можно добиться только с помощью исследований и усердного труда.

Illon Т. Jones, Principles and Practice ofPraching (New York: Abingdon, 1956). 'Koller, Expository Preaching, 32.

Инструменты. На страницах Писания можно встретить самых разнооб­разных персонажей: царей, нищих, домохозяек, священников и рабов. Су­ществует много библейского материала для подобного рода проповеди. Хотя инструменты подготовки немногочисленны, они доступны. Помимо библейских энциклопедий, в которых обычно содержится важная инфор-,| мация об историческом контексте, вам помогут следующие труды:

а) Джон Мак-Артур-младший, «Люди Господа» (John McArthur, Jr., The Master ' s Men [Moody]).

б) Ричард Мэйхью, «Учебник выживания для христианина» (Richard Mayhue, A Christian's Survival Guide [Victor]).

в)Джен Джетц, «Иосиф» (Gene Getz, Joseph [Regal]).

г) Элмер Таунз, «Вершители истории Ветхого Завета» (Elmer Towns, Histo­ry Makers of the Old Testament [Victor]).

д) Книги Херберта Локиера: «Все апостолы Библии» (Herbert Lockyer, All the Apostles of the Bible [Zondervan]), «Все мужчины Библии» (All the Men of the Bible [Zondervan]), «Все женщины Библии» (All the Women of the Bible [Zondervan]), «Все дети Библии» (All the Children of the Bible [Zondervan]), «Все цари и царицы Библии» (All the Kings and Queens of the Bible [Zondervan]).

е)Дж. Д. Дуглас и Меррилл Ч. Тенней, «Новый международный словарь Библии» (J. D. Douglas & Merrill С. Tenney, The New International Dictionary of the Bible [Zondervan]).

ИТОГИ

Является ли ваша проповедь собственно тематической, богословской, исторической или биографической, главное, чтобы основным источни­ком информации было Писание и уделялось внимание контексту. Писа­ние — основной источник духовного видения проповедника и его учения, источник, к которому он обращается прежде всего. И, используя Писа­ние, проповедник должен стараться сделать это так, чтобы передать на­мерения автора.

15


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-30; Просмотров: 335; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.099 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь