Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Повествование трудно поддается сокращению
Сокращение — это процесс, в ходе которого проповедник берет большой и подробный отрывок текста и резюмирует его, возможно, в одном простом предложении, фразе или слове. Следует задать вопрос, мудро ли сводить библейское повествование к пунктам и утверждениям проповеди. В конце концов, если бы автор книги хотел передать послание в форме утверждения, зачем ему использовать повествование? Возможно, дело в том, что повествование лучше отражает это конкретное послание. Это не значит, что проповедник никогда не должен кратко формулировать пункты, утверждения или абстрактные богословские понятия. Каким-то образом послание повествования должно быть сокращено, проповедником или слушателем, чтобы его можно было применить к современности. В конце концов, этого требует ограниченное время. Поэтому процесс обобщения требует некоторого сокращения. Даже с точки зрения педагогики, несмотря на то что некоторые могут оспаривать назидательный характер повествования, лучше всего сохранить форму рассказа. Это урок, который дает нам сам Ветхий Завет. Многое из ветхозаветной религиозной символики, из перечисленных там ритуалов, памятников, праздников и т. д., побуждает детей задавать вопросы типа: «Что это за служение?» (Исх. 12:26) или «К чему у вас эти камни?» (Нав. 4:6). Ответом учителя должен быть почти всегда рассказ. Остается без ответа вопрос: «Как лучше проповедовать библейское повествование?» В большинстве случаев представление повествования как Henry H. Mitchell, «Preaching on the Patriarchs», Biblical Preaching: An Expositor's Treasury, ed. by James W. Cox (Philadelphia: Westminster, 1983), 37. Однако ведется много споров по поводу того, к чему повествование призывает читателей. Должно ли собрание искать в рассказе этические наставления, богословские истины или и то и другое? Мы не можем отрицать, что учение повествования иногда вызывает некий этический отклик (Carl G. Kromminga, «Remember Lot's Wife: Preaching Old Testament Narrative Texts», Calvin Theological Journal 18, no. 1 [1983]: 33). Историческую хронику о дебатах — этическое значение библейского повествования в сравнении с богословским — см. Sidney Greidanus, Sola Scriptura: Problems and Principles in Preaching Historical Texts (Toronto: Wedge, 1970). Голдингей сочетает богословие и этику, когда утверждает, что задачами повествования являются: (1) рассказ об обязанностях верующих; (2) об опыте, к которому может привести вера, и (3) о событиях, на которых она основывается (Goldingay, «Preaching», 106-9). рассказа — путь самый простой с точки зрения техники, самый безопасный с точки зрения экзегетики, самый эффективный в смысле риторики и самый применимый практически. «Более того, оформление проповеди таким же образом, каким оформлен текст, позволит собранию с легкостью следить за разъяснением по тексту и запомнить проповедь».508 Попытки передать повествовательные фрагменты в любой другой форме могут сбить с толку проповедников, которые пытаются проповедовать повествование. ПОИСК ОБЩЕГО БОГОСЛОВСКОГО ПОСЛАНИЯ Другой совет по части проповеди на основании библейского повествовательного текста обусловлен тремя возможными способами неправильного с ним обращения, и надо предпринимать особые меры предосторожности, чтобы не проглядеть основные богословские моменты. Замена унифицирующего плана Писания концептуальным планом проповедника Библейское повествование — это завершенные рассказы. Даже история Иосифа (Быт. 37—50),509 несмотря на то что она является частью более широкого повествования, имеет свое вступление и заключение. Чтобы составить рассказ, надо унифицировать образцы, соединить вместе части рассказа и придать ему последовательность. Иногда проповедник игнорирует свойственное повествованию единство, сосредоточиваясь на некоторых особо красочных деталях. Greidanus, Modern Preacher, 225. Дополнительное преимущество проповеди повествования в форме рассказа — она хороша для верующих, которым трудно воспринимать информацию, если она сюжетна не оформлена, — она проста в изложении, конкретна, имеет понятное начало, середину и завершение. Такие люди лучше поймут повествовательные проповеди, чем абстрактные (Augusta Baker and Ellin Greene, Sforytelling : Art and Technique [New York: R. R. Bowker, 1977], 77). Существует искушение вывести этические примеры из истории Иосифа. Некоторые считают, что автор рассказывает о поведении Иосифа как о нравственном образце, потому что они рассматривают текст как книгу премудрости. По сути своей литература мудрости идеально подходит для описания примеров, с помощью которых верующим предписываются этические нормы жизни в страхе Божьем. В словах Иосифа: «Вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро» (Быт. 50:20а), — Фон Рад видит параллель с Пр. 16:9: «Сердце человека обдумывает свой путь, но ГОСПОДЬ управляет шествием его» (James L. Crenshaw, Gerhard Van Rad [Waco, Texas: Word, 1978], 122-26). Однако надо заметить, что Креншоу убедительно возражал Фон Раду, который причислял данный текст к литературе мудрости (James L. Crenshaw, «Method in Determining Wisdom Influence upon 'Historical' Literature», Journal of Biblical Literature 88 [1969]: 129-42). Другая важная проблема в определении, имеет ли история Иосифа этическое или богословское значение или оба сразу, заключается в том, что много подобных повествований входит в более широкий литературный контекст истории искупления. Какой отрывок в таком случае нужно выбрать для проповеди при таких больших единицах повествования? Так как история Иосифа вводится формулой m'?in (toledot, «вот родословие», см. Быт. 5:1; 6:9; 10:1; 11:10, 27; 25:12, 19 и 36:1,9), можно спокойно считать Быт. 37:2 —ее началом, и конец книги Бытия—ее завершением Однако не всегда бывает так просто определить границы фрагмента для проповеди. Может ли приведенный ниже план служить образцом названия, учения и строения повествовательной проповеди? Заголовок: Христианин Иосиф Тема: БУДЬ КАК ИОСИФ: реагируй правильно ' А. Избегай аморальности: жена Потифара домогалась Иосифа. Б. Усердно трудись: начальник темницы и фараон доверили Иосифу труд. В. Прощай других: братья плохо обошлись с Иосифом. Строение в общем правильно. Заголовок, тема и план касаются качеств и поведения Иосифа. Все три пункта плана могут быть подтверждены ясными, дидактическими отрывками из разных мест Писания. Они не противоречат Библии. Но и не очень глубоки.510 Проповеди, которые в первую очередь сосредоточены на поведении или характере героя повествования (иногда такие проповеди называют «биографическими»), могут не затрагивать более широкое богословское учение отрывка. Некоторые повествования действительно предписывают определенный тип поведения, но история Иосифа не обязательно является лишь примером того, как должны вести себя молодые люди. Если проповедник ищет пример и останавливается на истории Иосифа, он заменяет объединяющее строение рассказа своей собственной концептуальной структурой. Он избирает повествование только ради некоторых его деталей. Поведение Иосифа может быть частью послания, но проповедник превращает его в целое. Это неизбежно приводит к слепому подражанию. Чтобы этого не произошло, надо обращать внимание на послание в целом, что оно значило для изначальной аудитории, а не просить собрание отождествить себя с отдельными героями. Поиск в повествовании примеров к другим отрывкам Нового или Ветхого Завета Другой ошибочный подход к проповеди ветхозаветного повествования — это применение его лишь для иллюстрации новозаветных или других ветхозаветных принципов. Разумно выбранные примеры играют важную роль в ситуации проповеди или обучения. Нет ничего плохого в ис- Мы не хотим сказать, что разделы повествования не могут быть использованы в тематических, биографических и других концептуальных проповедях, построенных в форме, выбранной проповедником или автором других библейских книг. Меньшие единицы рассказа подтверждают различные истины, но в совокупности с общим повествованием, частью которого они являются. Надо иметь в виду, что подобные уроки являются вспомогательными по отношению к основному посланию полного рассказа. Это единственный способ обеспечить, чтобы толкование отрывка и разъяснительная проповедь, на нем основанная, передала намерения божественного и земного авторов. пользовании историй Ветхого Завета в качестве примеров хорошего или дурного поведения. Поведения Иосифа по отношению к Богу, жене Потифара и его десяти братьям можно считать образцовым.511 Однако если использовать ветхозаветное повествование только в качестве примеров к новозаветному учению, это приведет к игнорированию многих наставлений Ветхого Завета, которые могут служить основой новозаветного богословия, или же являются учением, не повторяющимся в Новом Завете. Понятия сотворения, закона и завета входят в ветхозаветное повествование, поэтому, если его игнорировать или использовать только примеры, это нарушит равновесие. Адекватное богословское освещение должно затрагивать весь Ветхий Завет (см. 2 Тим. 3:16: «все Писание...»). Авторы Нового Завета используют персонажей, события и явления Ветхого Завета в качестве примеров (например, Евр. 11 и т. д.). Тем не менее, это не значит, что проповедь по ветхозаветному повествованию может сводиться к использованию примеров из него. Ветхозаветное повествование как единица текста было представлено изначальной аудитории как законченное богословское послание. С помощью богословских абстракций оно призывало к нравственным изменениям, прямо или косвенно. Или же оно рассказывало о развитии истории искупления, показывая, как работают в мире искупительные замыслы Бога. Почему этого не может происходить в сегодняшних проповедях? Чтобы проповедовать послание повествовательного отрывка, надо брать его в целом, а не обращаться только к характеристикам/чертам поведения отдельных героев предания. Проповедник должен быть очень осторожен при доказательстве богословских или этических принципов с помощью ветхозаветного повествования. Он должен найти ясные наставления типа «делайте так или верьте этому» или «не делайте так и не верьте этому» где-либо еще в Писании, и только потом извлекать примеры из повествования для развития этой темы. Например, неразумно будет некритически принимать богословие советчиков Иова. Подобным образом, не рекомендуется слепо следовать этическому примеру повествовательных разделов Писания. Другими словами, проповедник должен удостовериться, что Библия поддерживает определенную доктрину, отношение или поведение, прежде чем приводить в пример повествование из Ветхого Завета. Опытные христиане часто оправдывали неправильные богословские взгляды или аморальные поступки на том основании, что «так мол и так, праведный герой Библии говорил/поступал подобным образом».512 1 Коатс считает, что отношение Иосифа к снам и обращение его с братьями после их прибытия в Египет заставляет задуматься, насколько образцовым было его поведение (G. W. Coats, «From Canaan to Egypt: Structural and Theological Context for the Joseph Story», Catholic Quarterly Monograph Series 4 [Washington: Catholic Biblical Association of America, 1976]: 82-86). |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-30; Просмотров: 261; Нарушение авторского права страницы