Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Последствия библейского холистического взгляда



Позитивный взгляд на физический и духовный аспекты. Как и классический дуализм, библейский холистический взгляд на человеческую природу влияет на наше понимание самих себя, этого мира, искупления и нашей конечной участи. Поскольку по ходу нашего исследования мы уже затрагивали различные доктринальные и практические последствия библейского холистического взгляда, то здесь я не стану останавливаться на них подробно.

Библейский холистический взгляд на человеческую природу, согласно которому наше тело и душа представляют собой неразделимое целое, созданное и искупленное Богом, побуждает нас рассматривать и физический, и духовный аспекты жизни в позитивном свете. Мы прославляем Бога не только нашим разумом, но также и телом, поскольку наше тело «суть храм… Святого Духа» (1 Кор. 6:19). Писание увещевает нас представить наши «тела… в жертву живую» (Рим. 12:1). Это означает, что наше отношение к собственному телу отражает наше же духовное состояние. Если мы оскверняем наши тела табаком, наркотиками или нездоровой пищей, мы совершаем не только физическое осквернение наших тел, но и духовное осквернение наших душ.

Хенли Х. Барнетт отмечает, что «поступки людей по отношению к ближним и окружающей среде зависят главным образом от того, что они думают о Боге, о природе, о себе и о собственной участи»17. Если христиане будут рассматривать себя и этот мир с холистической точки зрения как продукт Божьего благого творения и искупления, они придут к убеждению и будут вынуждены поступать как Божьи управляющие, которым вверены их тела и сотворенный порядок вещей.

Забота о личности в целом. Библейский холистический взгляд побуждает нас заботиться о всех аспектах человеческой личности. В своей проповеди и учении церковь должна восполнять не только духовные, но и физические нужды человека, то есть учить людей, как сохранять эмоциональное и физическое здоровье. Это значит, что церковные программы должны отводить должное место потребностям тела. Правильное питание, физические упражнения и труд на свежем воздухе должны пропагандироваться как важная составляющая христианского бытия.

Принимать библейский холистический взгляд на человеческую природу значит придерживаться холистического подхода в евангельской и миссионерской работе. Этот подход подразумевает не только спасение людских «душ», но и улучшение условий их жизни посредством развития таких сфер, как здоровый образ жизни, питание и образование. Цель этой работы должна состоять в служении миру, а не в бегстве от него. Вопросы социальной справедливости, войны, расизма, нищеты и экономического неравенства должны быть в центре внимания тех, кто верит, что Бог трудится ради восстановления всей человеческой личности и всего мира.

Христианское образование должно стремиться к развитию всего человека. Это значит, что школьные программы должны быть нацелены на развитие интеллектуальных, физических и духовных аспектов жизни. Добротной программе по физическому развитию учащихся необходимо придавать не меньшее значение, чем академическим и духовным программам. Родители и учителя должны прививать детям правильные привычки в питании, учить их заботиться о своем теле и регулярно заниматься физическими упражнениями.

Библейская концепция целостной человеческой личности имеет определенные последствия и для медицины. В медицинской науке в последнее время получила развитие так называемая холистическая медицина. Приверженцы этого направления «подчеркивают необходимость принимать во внимание человека в целом: его физическое, эмоциональное и духовное состояние, питание, образ жизни и окружающую среду»18. В 1975 году на торжестве, посвященном очередному выпуску медицинского факультета Университета Джонса Хопкинса, доктор Джером Д. Франк наставлял выпускников: «Лечение, не связанное со служением человеческому духу, по сути своей ущербно»19. Исцеление и сохранение физического здоровья должно обязательно затрагивать всего человека.

Всеобъемлющее искупление. Библейский холистический взгляд на человеческую природу включает в себя и всеобъемлющий взгляд на искупление, которое охватывает тело и душу, материальный и духовный миры. Разделение между телом и душой, или духом, нередко сопутствует разобщению сфер творения и искупления. Католичество и протестантизм связывают искупление главным образом со спасением каждой души в отдельности в ущерб физическим и всеобъемлющим аспектам искупления. Святые зачастую изображаются как странники, живущие на земле, но оторванные от мира, чьи души в момент смерти сразу же покидают материальные тела и возносятся в абстрактное место, называемое «небесами». Этот взгляд отражает классический дуализм, при этом он не способен, как мы увидим далее по ходу нашего исследования, представить холистический библейский взгляд на творение человека и остального мира.

Прежде мы уже отмечали, что традиционный дуализм порождает определенного рода презрение к телу и естественному миру. Эта отрешенность от мира проявляется в таких гимнах, как «В мире сем нет дома у меня» и «Здесь я странник, мой дом — небеса». Подобное пренебрежение по отношению к нашей планете отнюдь не прослеживается в Псалмах, еврейском сборнике песнопений, где центральной темой служит прославление Бога за Его дивные дела. В Пс. 138:14 Давид говорит: «Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это». В данном случае псалмопевец восхваляет Бога за свое чудесное тело, о чем хорошо осведомлена его душа (разум). Это хороший пример холистического мышления, согласно которому тело и душа составляют часть Божьего дивного творения.

В 91-м псалме псалмопевец призывает славить Бога на музыкальных инструментах, потому что «Ты возвеселил меня, Господи, творением Твоим: я восхищаюсь делами рук Твоих. Как велики дела Твои, Господи!» (Пс. 91:5, 6). Ликование псалмопевца по поводу своего дивно устроенного тела и чудного творения основывается на его холистической концепции сотворенного мира как неотъемлемой части всеохватывающей картины творения и искупления.

Библейский реализм. Библейский холистический взгляд на человеческую природу влияет также и на наше представление о грядущем мире. В 7-й главе мы узнáем, что Библия вовсе не рассматривает грядущий мир как эфемерный рай, где прославленные души будут проводить вечность, облачившись в белые одежды, воспевая гимны, играя на гуслях, молясь, катаясь на облаках и наслаждаясь амброзией. Наоборот, Библия говорит о воскресших святых, которые будут населять нашу планету Земля, очищенную, преображенную и усовершенную благодаря пришествию Господа (2 Петр. 3:11-13; Рим. 8:19-25; Откр. 21:1). «Новое небо и новая земля» (Ис. 65:17) — это не удаленное духовное убежище где-то в космосе; это нынешние небо и земля, обновленные и преображенные до своего изначального совершенства.

Верующие войдут в новый мир не бесплотными душами, но воскрешенными, наделенными плотью личностями (Откр. 20:4; Ин. 5:28, 29; 1 Фес. 4:14-17). И хотя ничто нечистое не войдет в Новый Иерусалим, Библия, тем не менее, говорит, что «цари земные принесут в него славу и честь свою… Принесут в него славу и честь народов» (Откр. 21:24, 26). Исходя из этих текстов можно сделать вывод, что все, имеющее подлинную ценность на ветхой земле, включая творческие, художественные и интеллектуальные достижения человека, найдет свое место в небесном укладе жизни. Сам образ «града» отображает идею активной творческой деятельности и реальных взаимоотношений.

Достоит сожаления тот факт, что этот чрезвычайно конкретный, «приземленный» взгляд на Божий новый мир, изложенный в Писании, был, в основном, утрачен и подменен в сознании верующих концепцией эфемерных, духовных небес, которая была навязана платоновским дуализмом, а не библейским реализмом.

Заключение. Люди испокон веков придерживаются двух основных, радикально отличных взглядов на человеческую природу. Один обозначается как классический дуализм, а другой — как библейский холизм. Согласно дуализму, природа человека состоит из материального, смертного тела и духовной, бессмертной души. Душа продолжает существование после смерти тела и переносится либо на небеса, либо в чистилище, либо в ад. При воскресении душа, якобы, воссоединяется с телом. Эта дуалистическая концепция оказала огромное влияние на христианскую жизнь и мышление, на представления людей о человеческой жизни, об этом мире, об искуплении и мире грядущем.

В последнее время классический дуализм попал под огонь критики со стороны библейских исследователей, историков Церкви, философов и ученых. Библейские исследователи изучили антропологические термины и тексты и пришли к выводу, что библейский взгляд на человеческую природу далек от дуализма; он явно холистический. В наше время раздается множество голосов, высказывающихся против дуализма и в пользу холистического взгляда.

Приведенный выше обзор продолжающейся полемики по поводу библейского взгляда на человеческую природу свидетельствует о чрезвычайной значимости данного вопроса для всей структуры христианских верований и обрядов. Поэтому нам необходимо тщательно исследовать, что же на самом деле Библия говорит об этом жизненно важном предмете. В главах 2 и 3 мы продолжим изучение библейского взгляда на человеческую природу, а в главах 4-7 перейдем к библейскому учению о конечной участи человека.

 

Примечания

1.John A. T. Robinson, The Body (London, 1952), p. 16.

2.Reinhold Niebuhr, The Nature and Destiny of Man (New York, 1941), pp. 4-17.

3.George E. Ladd, A Theology of the New Testament (Grand Rapids, 1974), p. 457.

4. John W. Cooper, Body, Soul and Life Everlasting. Biblical Anthropology and the Monism-Dualism Debate (Grand Rapids, 1989), p. 3.

5. Там же, с. 1.

6. Там же, с. 4.

7. Oscar Cullmann, Immortality of the Soul or Resurrection of the Dead? The Witness of the New Testament (New York, 1958), p. 5.

8. Clark H. Pinnock, «The Conditional View», in Four Views on Hell, William Crockett, ed., (Grand Rapids, 1992), p. 161.

9. Там же, с. 162.

10. John R. W. Stott and David Edwards, Essentials, A Liberal-Evangelical Dialogue (London, 1988), pp. 319-320.

11. См. Christianity Today (June 16, 1989), pp. 60-62. Джон Анкерберг, один из участников конференции, заявил, что отвергать традиционную концепцию бессмертия души и вечных мучений в аду — это все равно что отвергать Божественность Христа. (См. K. S. Kantzer and Carl F. Henry, eds,, Evangelical Affirmations (Grand Rapids, 1990)).

12. Цитируется по G. C. Berkouwer, The Return of Christ (Grand Rapids, 1972), p. 34. Тот же взгляд изложен у Russell Foster Aldwinckle, Death in the Secular City (London, 1972), p. 82.

13. Conrad Bergendoff, «Body and Spirit in Christian Thought», The Lutheran Quarterly 6 (August 1954), pp. 188-189.

14. Брайан Уолш (Brian Walsh) и Ричард Мидлтон (Richard Middleton) в своей книге The Transforming Vision (Downers Grove, Illinois, 1984) в главе 7 «Развитие дуализма» (The Development of Dualism) изложили свою, довольно убедительную версию того, как дуализм повлиял на возникновение современного секуляризма и на разграничение светской жизни и жизни духовной (религиозной).

15. Процитировано по D. R. G. Owen, Body and Soul. A Study on the Christian View of Man (Philadelphia, 1957), p. 28.

16. Из стихотворения Джона Донне (John Donne) «The Anniversary».

17. Henlee H. Barnette, The Church and the Ecological Crisis (New York, 1972), p. 65.

18. Encyclopedia Americana, 1983 ed.,s.v. "Holistic Medicine," p. 294.

19. Процитировано по Norman Cousins, Anatomy of an Illness (New York, 1979), p. 133. Среди прочих книг по холистической медицине можно отметить следующие: David Allen et al., Whole Person Medicine (Downers Grove, Illinois, 1980);Ed Gaedwag, ed., Inner Balance: The Power of Holistic Healing (Englewood Cliffs, NJ, 1979); Morton Walker, Total Health: The Holistic Alternative to Traditional Medicine (New York, 1979); Jack La Patra, Healing the Coming Revolution in Holistic Medicine (New York, 1978).

ГЛАВА 2


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 279; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.026 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь