Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Часть 3: Человеческая природа — тело и плоть
Наше исследование ветхозаветного взгляда на душу уже показало, что тело и душа составляют неразделимое единство, а именно человека, рассматриваемого в двух различных аспектах. Тело — это физическая сущность человеческого бытия, а душа — жизненная сила и личность, осуществляющая человеческое бытие. К сожалению, большую часть истории христианства физический аспект человеческой природы уничижается и даже очерняется как носитель зла. Слово «плоть» ассоциируется с безнравственностью. Если человек потворствует своим греховным желаниям, значит, он совершает «грехи плоти». Причина столь негативного взгляда на плоть кроется в том, что она является синонимом тела, а тело, согласно классическому дуализму, оказывающему огромное влияние на христианскую мысль на протяжении многих веков, представляет собой вместилище порока, или, по крайней мере, воспринимается как таковое. Действительно, в Библии «плоть» не числится среди самых возвышенных и благородных аспектов человеческой природы. Павел делает особое ударение на вражде, существующей между плотью и духом. Но это не значит, что Павел и другие библейские авторы осуждают плоть или тело само по себе как этическое зло. Скорее плоть используется метафорически для обозначения всей невозрожденной личности, поступающей по своим естественным греховным желаниям и наклонностям. Христианская духовность и благочестие испокон веков находятся под сильным влиянием негативного взгляда на тело как на средоточие греха. Умерщвление плоти в виде лишения тела пищи, теплой одежды или даже теплой ванны рассматривается как необходимое условие духовной жизни41. Таким образом, для укрепления нашей христианской духовности совершенно необходимо восстановить библейский холистический взгляд на человеческую природу, и особенно позитивное отношение к физическому аспекту нашего бытия. Тело, сотворенное Богом. Повествование о творении дает логическую отправную точку для исследования библейского отношения к физическому аспекту человеческой природы. Библия говорит нам, что материя, включая человеческое тело, была сотворена Богом. Материя — это не вечное злое начало, противоборствующее Богу, как у Платона в Тимее, но часть Божьего благого творения, осуществляющая Его вечный замысел. Весь физический мир, включая и человеческое тело, был сотворен Богом согласно Его вечному замыслу. На протяжении всего повествования о творении неоднократно повторяется мысль о том, что Бог, взирая на сотворенное Им, видел, что «это хорошо» (Быт. 1:10, 12, 18, 21, 25). После сотворения человека по Своему образу Бог осмотрел все, что Он сотворил, и все было «хорошо весьма» (Быт. 1:31). На основании библейского рассказа о творении мы можем утверждать, что этот материальный мир является Божьим благим творением и занимает надлежащее место в Божьем вечном замысле. Следует отметить также, что Бог создал человека не из какой-то Божественной духовной субстанции, а «из праха земного» (Быт. 2:7) и «по образу Божию» (Быт. 1:27). «В человеке нет ничего, что имело бы Божественное происхождение и сходило свыше для временного жительства в чуждом “теле”. Человек не имеет никакой части в Божественной природе. Он сотворен из праха земного, и он соотносится с Богом не так, как искра с огнем или капля воды с океаном, а скорее как образ с оригиналом. Таким образом, в человеке нет ничего, что устанавливало бы тождество или даже целостность между ним и Богом, как это делает рациональная “душа” в “религиозном [дуалистическом]” воззрении. Не тождество, а простое подобие; не целостность, а радикальное различие как между творением и Творцом»42. Физическое тело не является злом. Тот факт, что человеческое тело было сотворено из физического вещества, составляющего землю, вовсе не означает, что материя служит источником зла в человеческой жизни. Исходя же из платоновского дуализма, материя является источником и корнем зла. Зло отождествляется с материей, которая представляет собой вечное начало, независимое от благого Бога и противостоящее Ему. Отождествление зла с материей породило пессимистический взгляд на тело и физическое существование. К сожалению, этот пессимистический взгляд на тело сильно повлиял на христианскую мысль и опыт. В повествовании о сотворении Адама и Евы нет ни малейшего намека на то, что ответственность за непослушание и грехопадение несет физическое тело. Одно популярное христианское предание истолковывает первый грех как недозволенные половые сношения. Подобная интерпретация совершенно лишена библейского основания. Искушение, которому поддались Адам и Ева, заключалось не в сексуальном желании, но в стремлении поступать так, как если бы они были богами. Секс является благим Божьим творением, как и все остальные физиологические функции человеческого организма. Искушение было озвучено так: «Вы будете, как боги» (Быт. 3:5). Происхождение греха в человеческой жизни не имеет никакого отношения к половым сношениям и любым другим физическим функциям организма. Первый грех заключался в том, что человек поддался искушению попробовать стать как Бог, вместо того, чтобы отражать Божий образ. Именно таково основополагающее проявление греха — ставить себя, а не Бога, в центре мироздания. Согласно Библии происхождение греха обусловлено не каким-то изъяном в физическом строении человеческого тела, а неверным, эгоистичным выбором, сделанным свободными человеческими существами. Современное человечество пребывает в узах греха, потому что помыслы людей сосредоточены на собственном «я», а не на Боге. Из-за этой зацикленности на собственном «я», огромные возможности, присущие нашей человеческой природе, сотворенной по образу Божьему, реализуются совершенно недопустимым образом. «То, что было богоподобными возможностями, становится демонической действительностью»43. Библейский рассказ о сотворении и грехопадении человечества свидетельствует о том, что грех зародился не в теле, а в разуме человека — он был порожден желанием действовать как Бог и думать о себе как о Боге. Грех — это волевой акт, а не биологическое состояние организма. Библия придерживается здорового взгляда на тело как на объект Божьего творения и искупления. Этот вопрос станет яснее, когда мы рассмотрим ветхозаветное значение и употребление термина «плоть-bashar». Плоть как вещество, составляющее тело. Точным древнееврейским термином, обозначающим все тело, служит geviyyah, и термин этот довольно редок. Он используется около десятка раз применительно к живому или мертвому телу (Быт. 47:18; 3 Цар. 31:10, 12; Езд. 1:11, 23; 1 Цар. 31:10, 12; Дан. 10:6). Как правило, для обозначения тела в древнееврейском тексте Библии употребляется термин bashar, который формально означает «плоть». Bashar встречается в древнееврейском Ветхом Завете 266 раз. Чаще всего он обозначает «плоть», составляющую тело. В качестве примера такого словоупотребления можно привести Быт. 2:21-23: «И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребер его, и закрыл то место плотию [bashar]. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти [bashar] моей». Bashar обозначает телесную субстанцию, которой наделены как люди, так и животные. И человек, и зверь — все это плоть. Это отчетливо видно в повествовании о потопе: «И вот, Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть [bashar], в которой есть дух жизни, под небесами» (Быт. 6:17; ср. 6:19; 9:17). «Выведи с собою всех животных, которые с тобою, от всякой плоти [bashar], из птиц, и скотов, и всех гадов, пресмыкающихся по земле» (Быт. 8:17). Вышеприведенные примеры свидетельствуют о том, что «плоть-bashar» означает вещество, из которого состоит тело человека и живых существ более низкого порядка. Плоть сотворена Богом, Который может уничтожать ее, впрочем, как и исцелять и восстанавливать. Плоть как человек в целом. В Ветхом Завете есть тексты, в которых плоть-bashar обозначает всего человека — не только как телесную субстанцию, но и как рациональное и эмоциональное существо. «Боже! Ты Бог мой, Тебя от ранней зари ищу я; Тебя жаждет душа моя, по Тебе томится плоть [bashar] моя» (Пс. 62:2). «Истомилась душа моя, желая во дворы Господни; сердце мое и плоть [bashar] моя восторгаются к Богу живому» (Пс. 83:3). Иов говорит о том, кто лежит на своем одре болезни: «Плоть [bashar] его на нем болит, и душа его в нем страдает» (Иов. 14:22). Параллелизм в этих текстах между душой и плотью указывает на то, что плоть, как и душа, может функционировать как местонахождение эмоций. Плоть и душа — это не две различные формы существования, но два проявления одной и той же личности. Библейский холистический взгляд делает возможным взаимозаменяемое употребление плоти и души, потому что они представляют собой часть одного организма. Плоть используется также для обозначения родственных связей, соединяющих людей как кровных родственников или как членов человеческой семьи. Так Иуда советует своим братьям не убивать Иосифа, «ибо он брат наш, плоть [bashar] наша» (Быт. 37:27). Очень часто для обозначения кровного родства служит формула: «кость моя и плоть моя» (Быт. 29:14; Суд. 9:2; 4 Цар. 5:1; 19:12). В истории о потопе «всякая плоть» (Быт. 6:17, 19) указывает на узы, связывающие человеческую семью в целом. Плоть как природа человека в его немощи. Плоть-bashar употребляется в Библии и для описания слабости и хрупкости человеческой природы. Ханс Вальтер Вольфф назвал главу, посвященную «плоти-bashar», — «Человек в своей немощи»44. Это название отражает частое использование «плоти» в Ветхом Завете для обозначения человеческой «ничтожности» в глазах Бога. В Иов. 34:14, 15 мы читаем: «Если бы Он обратил сердце Свое к Себе и взял к Себе дух [вселенной] и дыхание ее, вдруг погибла бы всякая плоть [bashar] и человек возвратился бы в прах». Поскольку люди есть плоть (слабая и хрупкая), Бог помнит о них: «Он, Милостивый, прощал грех… Он помнил, что они плоть [bashar], дыхание, которое уходит и не возвращается» (Пс. 77:38, 39). По отношению к Богу человек есть плоть, творение, продолжение бытия которого зависит от Него. «Всякая плоть [bashar] — трава, и вся красота ее как цвет полевой» (Ис. 40:6). Поскольку люди — всего лишь плоть, они беспомощны перед Богом. «На Бога уповаю, не боюсь; что сделает мне плоть [bashar] ?» (Пс. 55:5; ср. Ис. 31:3). Следовательно, людям необходимо верить в Бога, а не в свою «плоть» (человеческие силы). «Проклят человек, который надеется на человека и плоть [bashar] делает своею опорою» (Иер. 17:5). В этом тексте «плоть-bashar» означает человеческое противостояние Богу. Плоть не является этически порочной в существе своем. Она может быть немощной, но не грешной сама по себе. Когда «сердце каменное» превращается в «сердце плотяное», оно становится сердцем, послушным Богу (Иез. 11:19). Из-за своих естественных свойств плоть может возгордиться, обольститься, и, следовательно, воспротивиться Богу. В последнем значении она перешла и в Новый Завет, где эту тему, более прочих авторов, развивает апостол Павел. Заключение. Наше исследование значения и словоупотребления «плоти-bashar» показывает, что данное слово используется, главным образом, для описания конкретной реальности человеческого существования с точки зрения его хрупкости и немощи. Вопреки классическому дуализму Ветхий Завет не рассматривает плоть и душу как две различных формы бытия. Скорее они являются проявлениями одной и той же личности, и, соответственно, нередко используются взаимозаменяемо. Хороший тому пример Пс. 83:3, где душа, сердце и плоть выражают одно стремление к Богу: «Истомилась душа моя, желая во дворы Господни; сердце мое и плоть [bashar] моя восторгаются к Богу живому». В ветхозаветном взгляде на человеческую природу нет ничего, что имело бы лишь физический аспект. Любая физическая часть человеческого тела может выражать и психологические функции. Холистический взгляд на человеческую природу дал библейским авторам возможность рассматривать тело и душу как проявления одного и того же организма. Педерсен справедливо отмечает: «Утверждение, что душа есть плоть, неразрывно связано с обратным, то есть что плоть есть душа»45. Они неразрывно связаны потому, что тело — это внешность души, а душа — это внутренняя жизнь тела.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 309; Нарушение авторского права страницы