Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Часть 4: Человеческая природа — сердце



В библейской концепции человеческой природы сердце является центральным органом в жизни человека. Словом «сердце» переведены два древнееврейских слова — leb и lebab, встречающихся вместе 858 раз46. Таким образом, сердце представляет собой самый распространенный термин, используемый для описания человеческой природы. Вальтер Ейхродт отмечает, что «едва ли какой-либо духовный процесс может проходить вне связи с сердцем. Поэтому сердце — это в равной степени орган чувств, интеллектуальной деятельности и волеизъявления»47.

Сердце в Библии служит источником жизни каждого человека, первоисточником физической, интеллектуальной, эмоциональной и волевой энергии и, следовательно, той составляющей личности, которая обычно имеет связь с Богом. В тайниках сердца сокрыты помыслы, чувства, страхи и надежды, которые определяют личность или характер человека. Многие функции сердца соответствуют функциям души, поскольку, согласно библейскому взгляду на человеческую природу, между разными аспектами индивидуума нет радикальных отличий.

Сердце как местонахождение эмоций. Все эмоции, на которые способен человек, приписываются сердцу. «Сердце может радоваться (Пр. 27:11; Деян. 14:17), печалиться (Неем. 2:2), тревожиться (4 Цар. 6:11), быть храбрым (2 Цар. 17:10), отвращаться (Чис. 32:7), завидовать (Пр. 23:17), быть уверенным (Пр. 31:11), щедрым (2 Пар. 29:31), руководствоваться ненавистью (Лев. 19:17) или любовью (Втор. 13:3)»48.

Сердечные эмоции изображены живо и конкретно. В Библии говорится, что сердце способно смущаться (Быт. 42:28; 45:26); трепетать (Пс. 37:11); дрогнуть (1 Цар. 28:5); горячиться (Втор. 19:6); томиться (Пр. 13:12). Состоянием сердца определяется всякое проявление жизни. «Веселое сердце делает лицо веселым, а при сердечной скорби дух унывает» (Пр. 15:13). Даже здоровье зависит от того, каково сердце человека. «Веселое сердце благотворно, как врачество, а унылый дух сушит кости» (Пр. 17:22).

Внутренности как местонахождение эмоций. Справедливости ради следует добавить, что в Библии местонахождением эмоций служит не только сердце, но и внутренности человека, которые на древнееврейском языке обозначаются словом qereb, «кишки». Как ни странно, Ветхий Завет рассматривает некоторые органы тела как месторасположение или источник высших человеческих способностей. Как отмечает Ханс Вальтер Вольфф, «внутренние органы человека служат в то же время и носителями его духовных и этических импульсов»49.

Эту тенденцию можно проиллюстрировать несколькими примерами. Иеремия вопрошает народ Иерусалима: «Доколе будут гнездиться в тебе [qereb-кишки] злочестивые мысли?» (Иер. 4:14). В данном случае «кишки» служат местонахождением злых мыслей. В Пр. 23:16 говорится: «И внутренности [kelayot-почки] мои будут радоваться, когда уста твои будут говорить правое». Псалмопевец благодарит Бога за вразумление и за то, что «даже и ночью учит меня внутренность [kelayot-почки] моя» (Пс. 15:7).

В другом псалме псалмопевец проводит связь между почками и сердцем как самыми чувствительными органами: «Когда кипело сердце мое и терзалась внутренность [kelayot-почки] моя» (Пс. 72:21). Здесь почки действуют в качестве совести человека. Печень также может служить для выражения глубокой скорби. Иеремия горько сетует: «Истощились от слез глаза мои, волнуется во мне внутренность моя, изливается на землю печень [kabed] моя от гибели дщери народа моего» (Пл. Иер. 2:11). Мы сделали это краткое отступление, посвященное роли внутренностей человека в Библии, для того, чтобы показать, что порой они могут служить местонахождением эмоций, точно также как и сердце. Это возможно благодаря тому, что в библейской холистической концепции одна часть человека может иногда представлять весь организм.

Сердце как местонахождение интеллекта. Во многих случаях сердце в Библии обозначает центр интеллектуальной жизни, то есть именно той деятельности, которую мы привыкли относить на счет головы или мозга. В отличие от нашей западной культуры, где сердце ассоциируется главным образом с эмоциями и чувствами, в Библии сердце служит средоточием рассудка, от которого зависит сущность человека: «Потому что, каковы мысли в душе [сердце — букв. пер.] человека, таков и он» (Пр. 23:7).

В Пр. 15:14 дано описание существенно важной деятельности сердца в библейском смысле: «Сердце разумного ищет знания». Сердце ищет знания не просто ради самого знания, но для того, чтобы сделать человека способным принимать нравственные, ответственные решения. Следует особо подчеркнуть, что термин «сердце-leb» чаще всего встречается именно в литературе мудрости (99 раз в одной лишь Книге Притчей, 42 раза в Книге Екклесиаста и 51 раз в весьма нравоучительной Книге Второзаконие)50.

Великая мудрость Соломона заключалась в том, что он попросил не о долгой жизни и не о богатстве, но о разумном сердце: «Даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, что добро и что зло; ибо кто может управлять этим многочисленным народом Твоим?» (3 Цар. 3:9). Разумное сердце, о котором просил Соломон, соответствует в нашем понимании проницательному уму. По причине своей конкретности, древнееврейский язык может отобразить понятие «думать» не иначе как посредством фразы «говорить в сердце» (Быт. 27:41; Пс. 9:27). Именно с помощью сердца человек строит планы (Пр. 16:9), ищет знания, постигает (Еккл. 8:16) и размышляет о глубоком (Пс. 4:5).

Помимо прочего, сердце еще и средоточие воли, а следовательно и центр нравственной жизни. Сердце можно замышлять злое (Пр. 6:18) и стать коварным (Пр. 11:20). Оно может вознестись в гордыне (Втор. 8:14), окаменеть (Зах. 7:12), быть упорным (Иер. 3:17) или уклониться от Бога (3 Цар. 11:2). С другой стороны, доброе сердце может быть предано Богу (3 Цар. 8:61), быть непорочным (Пс. 118:80), чистым (Пс. 50:12) и правым (Пс. 31:11). Сердце можно очистить (Пс. 72:13) или обновить (Иез. 18:31). Новое сердце способно принимать волю Божью, явленную в Его законе (Иез. 11:19; 36:26).

Сердце общается с Богом. Как центр рассудка человеческой личности, сердце способно к общению с Богом. Сердце обращается к Богу (Пс. 26:8), получает Его слово (Втор. 30:14) и уповает на Него (Пс. 27:7). Бог может даровать человеку разумное сердце (3 Цар. 3:9) или отнять у него ум (Иов. 12:24). В Своих непостижимых целях Он может ожесточить сердце (Исх. 4:21) или смягчить его (Езд. 6:22).

Поскольку со времени грехопадения в сердце человеческом появилась наклонность ко злу, оно может преобразоваться только Божественной благодатью. Бог обещает написать Свой закон на сердцах людей (Иер. 31:33) и сотворить в них новое сердце (Пс. 50:12). Он возьмет ожесточившееся сердце, а вместо него даст сердце восприимчивое (Иез. 36:26). Новый Завет говорит нам, что Бог излил Свою любовь в человеческие сердца (Рим. 5:5). Христос пребывает в сердце человека (Еф. 3:17) и мир Его владычествует в нем (Кол. 3:15).

Заключение. Этот краткий обзор функций, приписываемых сердцу в Ветхом Завете, показывает, что сердце служит центром и источником всякой религиозной, интеллектуальной и нравственной деятельности. Этот ветхозаветный термин более, нежели любой другой, означает глубинный очаг человеческого существования, подлинную сущность человека. Как сказано в 1 Цар. 16:7: «Человек смотрит на лицо, а Господь смотрит на сердце».

Сердце служит объединяющим ядром всей личности, души и тела. Некоторые функции сердца совпадают с функциями души, но в этом нет ничего удивительного, поскольку с библейской холистической точки зрения нет никакого радикального различия между душой и сердцем. Иисус сказал: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим» (Мф. 22:37).

«Сердце, — пишет Педерсен, — это совокупность души как характера и действующей силы… nephesh – это душа во всей ее совокупности, как она есть; сердце — это душа в ее сокровенном значении»51. То, что говорится о душе, можно зачастую отнести и к сердцу. Функциональное единство, существующее между телом, душой и сердцем, опровергает дуалистический взгляд на человеческую природу, который отделяет душу от тела. Тот факт, что духовные и нравственные функции человеческой природы, рассматриваемые дуалистами как прерогатива души, чаще всего приписываются сердцу, показывает, что в Библии душа не существует и не действует как обособленная от тела, нематериальная субстанция.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 293; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь