Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Ветхозаветный взгляд на человеческую природу
Вопрос, поставленный псалмопевцем: «Что есть человек, что Ты помнишь его?» (Пс. 8:5), является одним из самых фундаментальных вопросов, над которыми задумывается человек. Он фундаментален по той причине, что ответ на него определяет наши взгляды на самих себя, на этот мир, на искупление и на нашу конечную участь. Ни один век не может сравниться с нашим по количеству накопленных знаний о человеческой природе, и однако же именно наше поколение, как ни какое другое до него, так мало знает о том, что есть человек на самом деле. Утратив познание о Боге, множество людей сегодня озабочено, главным образом, своими насущными проблемами. Из-за утраты познания о Боге многие люди не могут осознать смысл жизни, поскольку природу и участь человека можно правильно понять только в свете Божьего откровения. Вопрос о человеческой природе был всегда в центре внимания западной мысли. В 1й главе мы уже отмечали, что в исторической перспективе большинство христиан понимают человеческую природу дуалистически, то есть, в их представлении она состоит из материального, смертного тела и нематериальной, бессмертной души, которая продолжает свое существование после смерти человека. Еще со времен Просвещения (философское движение 18 века) делаются постоянные попытки представить человека как механизм, составляющий часть гигантской космической машины. Человеческие существа якобы заключены в детерминистической вселенной и их поведение определяется такими обезличенными и независящими от воли человека силами, как генетический фактор, химическая секреция, образование, воспитание и социальная среда. У людей нет нематериальной, бессмертной души, а лишь смертное, материальное тело, которое обусловлено детерминизмом космической машины. Этот приводящий в уныние материалистический взгляд, низводящий человека до уровня механизма или животного, отвергает библейское представление о человеке, сотворенном по образу Божьему. Вместо «подобия Божьего», человек получает «звероподобие». Возможно, в качестве реакции на этот пессимистический взгляд различные современные псевдоязыческие культы и идеологии (вроде Нового Века) стали обожествлять людей. Человек — ни «звероподобие», ни «Божье подобие», он сам есть бог. Он наделен внутренней божественной силой и ресурсами, которые всего лишь нужно высвободить. Это новое гуманистическое евангелие весьма популярно в наше время, поскольку оно побуждает людей искать спасение в самих себе, открывая и высвобождая дремлющие внутри них силы. В настоящее время мы являемся свидетелями резкого изменения в сознании людей от крайне материалистического понимания человеческой природы к крайне мистическому взгляду, наделяющему человека божественными свойствами. В этом контексте люди встают перед выбором: либо человеческие существа — это лишь запрограммированные механизмы, либо они божества, наделенные неограниченным потенциалом. Христианский ответ на эту дилемму следует искать в Священном Писании, которое предоставляет основание для наших верований и обрядов. Наше исследование показывает, что по библейскому учению мы не запрограммированные механизмы и не божественные существа с неограниченным потенциалом. Мы творения, созданные по образу Божьему и зависящие от Него в нашем бытии в этом мире и в мире грядущем. Цели этой главы. В этой главе мы постараемся понять ветхозаветный взгляд на человеческую природу путем исследования четырех всем известных антропологических терминов, а именно души, тела, сердца и духа. Мы будем анализировать различные значения и способы употребления данных терминов, дабы определить, используется ли какой-либо из них для обозначения нематериальной субстанции, функционирующей независимо от тела. В нашем исследовании мы увидим, что Ветхий Завет не проводит различия между физическими и духовными органами, поскольку обширный ряд человеческих функций, таких, как чувства, мышление, познание, любовь, соблюдение Божьих заповедей, хвала и молитва, приписывается не только «духовным» органам — душе и духу, но и физическим органам человека, таким, как сердце и изредка почки и внутренности. Душа (nephesh) и дух (ruach) употребляются в Ветхом Завете для обозначения отнюдь не бесплотных субстанций, способных продолжать существование после смерти тела, а по отношению ко всему спектру физических и психологических функций. Предпринимая данное исследование, мы должны помнить, что библейские авторы не были знакомы с современной психологией или физиологией. Едва ли они имели представление о том, что, к примеру, ощущения, возникающие у нас при прикосновении к тому или иному предмету, обусловлены деятельностью нервов, передающих информацию в мозг. Слово «мозг» не встречается в английском переводе Библии. Библейские авторы не имели познаний ни о нервной, ни о дыхательной системах человеческого организма. По большей части они описывали человеческую природу в свете того, что видели и чувствовали. Эта глава поделена на пять основных частей. В первой части мы будем исследовать то, что говорит нам история творения об изначальном составе человеческой природы. Последующие части посвящены изучению четырех фундаментальных терминов, связанных с человеческой природой и встречающихся в Ветхом Завете, а именно души, тела, сердца и духа. Наше исследование покажет, что все эти термины служат не для описания совершенно различных субстанций, каждая из которых обладает своими собственными отличными функциями, но для обозначения взаимосвязанных способностей и функций одной и той же личности. Тот факт, что личность состоит из различных частей, которые взаимосвязаны и функционально объединены, не дает основания для разделения души и тела и тем самым делает беспочвенной веру в существование души после смерти тела.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 317; Нарушение авторского права страницы