Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Часть 2: Человеческая природа — душа



Мы изучили ветхозаветный взгляд на человеческую природу в свете сотворения человека по образу Божьему, в результате которого он стал живой душой. Мы выяснили, что два основополагающих текста, повествующих о творении человечества, Быт. 1:26, 27 и 2:7, не дают повода для дуалистической интерпретации человеческой природы, согласно которой она якобы состоит из смертного тела и бессмертной души. Наоборот, тело, дыхание жизни и душа наличествуют при сотворении человека не как отдельные сущности, но как свойства одной и той же личности. Тело — это человек как таковой; душа — это человек как живой индивидуум; дыхание жизни или дух — это человек как имеющий источник жизни в Боге. Чтобы проверить обоснованность данного начального вывода, мы постараемся тщательнее рассмотреть употребление в Ветхом Завете четырех ключевых слов, отражающих разные аспекты человеческой природы: душа, тело, сердце и дух.

Наше первоначальное исследование значения nephesh-души в контексте творения показало, что это слово используется для обозначения жизненной силы, присутствующей и в человеке, и в животных. В данный момент мы рассмотрим более широкое употребление nephesh в Ветхом Завете. Поскольку nephesh встречается в Ветхом Завете 754 раза и переводится 45 различными способами21, мы сосредоточимся на трех основных случаях употребления этого слова, которые непосредственным образом связаны с нашим исследованием.

Душа как нуждающийся человек. В книге Ханса Вальтера Вольффа Антропология Ветхого Завета, которая пользуется практически неоспоримым авторитетом у исследователей, принадлежащих к различным богословским направлениям, глава, посвященная душе, называется так: «Nephesh – нуждающийся человек»22. Причина, по которой nephesh характеризуется как «нуждающийся человек», станет очевидной, если прочитать множество текстов, изображающих nephesh-душу в опасных ситуациях, когда речь идет о жизни или смерти.

Поскольку именно Бог сотворил человека «душою живою» и подкрепляет человеческую душу, древние евреи, оказавшись в опасности, взывали к Богу об избавлении своей души, то есть жизни. Давид молился: «Избавь душу [nephesh] мою от нечестивого» (Пс. 16:13); «Ради правды Твоей выведи из напасти душу [nephesh] мою» (Пс. 142:11). Господь достоин хвалы, «ибо Он спасает душу [nephesh] бедного от руки злодеев» (Иер. 20:13).

Люди крайне опасались за свои души [nephesh] (Ис.Нав. 9:24), когда другие искали души [nephesh] их (Исх. 4:19; 1 Цар. 23:15). Им приходилось бегством спасать свои души [nephesh] (4 Цар. 7:7) или защищать свои души [nephesh] (Есф. 8:11); в противном случае их души [nephesh] подвергались истреблению (Ис.Нав. 10:28, 30, 32, 35, 37, 39). «Душа согрешающая, та умрет» (Иез. 18:4, 20). Раав просила двух израильских соглядатаев спасти ее семью и избавить «души [nephesh] наши от смерти» (Ис.Нав. 2:13). Эти примеры ясно показывают, что душа, оказавшаяся в опасности и нуждавшаяся в избавлении, была ни чем иным как жизнью человека.

Опасность для души исходила не только от врагов, но и от недостатка пищи. Оплакивая Иерусалим, Иеремия говорит: «Весь народ его вздыхает, ища хлеба, отдает драгоценности свои за пищу, чтобы подкрепить душу [nephesh]» (Плач Иер. 1:11). Израильтяне возроптали в пустыне, потому что у них не было мяса, как в Египте. «А ныне душа [nephesh] наша изнывает; ничего нет, только манна в глазах наших» (Чис. 11:6).

Пост имел последствия для души, поскольку прекращалось питание, в котором она нуждалась. В день очищения израильтянам было велено смирять свои души (Лев. 16:29) постом. Они воздерживались от пищи, чтобы продемонстрировать, что их душа зависима от Бога как в физическом питании, так и в духовном спасении. «Повеление поститься в день очищения», пишет Тори Хофф, «было вполне оправданным, поскольку именно их душа очищалась пролитием крови [невинной души] и именно Бог подкреплял душу, несмотря на ее грехи»23.

Тема опасности и избавления от нее, связанная с душой [nephesh], позволяет нам увидеть, что душа в Ветхом Завете рассматривалась не как бессмертная составляющая человеческой природы, а как неопределенное, ненадежное положение жизни, в котором порой ей угрожала гибель. Подобные ситуации, связанные с крайней опасностью, напоминали израильтянам, что они всего лишь нуждающиеся души [nephesh], живые люди, чья жизнь постоянно зависит от Божьей защиты.

Душа как местонахождение эмоций. Будучи жизненным началом человеческого существования, душа функционирует также и как центр эмоциональной деятельности человека. О сонамитянке в 4 Цар. 4:27 говорится: «Душа [nephesh] у нее огорчена». Давид, взывая к Господу об избавлении от врагов, умоляет: «Душа [nephesh] моя сильно потрясена… Обратись, Господи, избавь душу [nephesh] мою» (Пс. 6:4, 5).

Пока люди ожидали избавления Божьего, их душа теряла жизненную силу. Тори Хофф отмечает, что «поскольку псалмопевец зачастую писал, находясь в опасности, в Псалтире нередко встречаются такие фразы, как “душа их истаевала в них” (Пс. 106:5), “душа моя истаевает от скорби” (Пс. 118:28), “истаевает душа моя о спасении Твоем” (Пс. 118:81), “истомилась душа моя, желая во дворы Господни” (Пс. 83:3), “душа их истаевает в бедствии” (Пс. 106:26). Иов задает вопрос: “Доколе будете мучить душу мою?” Именно душа ожидает избавления. “Только в Боге успокаивается душа моя” (Пс. 61:2). “Надеюсь на Господа, надеется душа моя; на слово Его уповаю” (Пс. 129:5). Поскольку древний еврей знал, что всякое избавление приходит от Господа, его душа ищет укрыться “в тени крыл” Его (Пс. 56:2) и жаждет Его (Пс. 62:2). Когда опасность минует, душа начинает прославлять Бога за дарованное избавление. “Господом будет хвалиться душа моя; услышат кроткие и возвеселятся” (Пс. 33:3). “А душа моя будет радоваться о Господе, будет веселиться о спасении от Него” (Пс. 34:9)»24.

Эти отрывки, в которых говорится о душе как о местонахождении эмоций, могут служить подтверждением, по мнению некоторых дуалистов, толкования души как нематериальной сущности, соединенной с телом и отвечающей за эмоциональную и интеллектуальную жизнь индивидуума. Данная интерпретация сталкивается с рядом проблем, одна из которых, как указывает Тори Хофф, заключается в том, что «душа является “местонахождением эмоций” не более, чем любой другой древнееврейский антропологический термин»25. Мы увидим, что душа — это только один из центров эмоциональной жизни, поскольку тело, сердце, внутренности и прочие части тела также функционируют как эмоциональные центры. С библейской холистической точки зрения на человеческую природу, одна часть тела может зачастую представлять всю человеческую личность в целом.

Вольфф справедливо замечает, что эмоциональное содержание души приравнивается собственному «я» человека, или его личности, и не является независимой сущностью. Он цитирует, к примеру, Псалтирь 41:6, 12 и 42:5, где повторяется жалобная песнь и псалмопевец увещевает сам себя: «Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его». «Здесь, — пишет Вольфф, — nephesh [душа] представляет собой собственное “я” оказавшегося в нужде человека, исполненного жаркого желания»26. Эти тексты не дают никакого основания предполагать, что душа представляет собой бессмертную составляющую человеческой природы, наделенную личностными качествами и сознанием и способную пережить смерть тела. Мы увидим, что когда умирает тело, умирает и душа.

Душа как средоточие личностных качеств. Душа [nephesh] рассматривается в Ветхом Завете не только как местонахождение эмоций, но и как средоточие личностных качеств. Душа — это личность, т.е. отвечающий за свои действия индивидуум. В Мих. 6:7 мы читаем: «Разве дам Ему первенца моего за преступление мое и плод чрева моего — за грех души [nephesh] моей?». Речь здесь не идет о контрасте между телом (чревом) и душой. Комментируя этот текст, Дом Вульстан Морк пишет: «Это вовсе не значит, что душа совершает грех, а тело при этом служит ей орудием. Здесь употреблено слово nephesh, человек как единое живое целое, и именно он совершает грех. Следовательно, в данном стихе ответственность за грех возлагается на nephesh как на личность»27.

Ту же самую идею можно найти еще в нескольких текстах, где обсуждается грех и вина. «Если какая душа [nephesh] согрешит по ошибке…» (Лев. 4:2); «Если же кто [nephesh] … сделает что дерзкою рукою, то он хулит Господа: истребится душа [nephesh] та из народа своего» (Чис. 15:30); «Ибо вот, все души [nephesh] — Мои… душа [nephesh] согрешающая, та умрет» (Иез. 18:4). Нет сомнения в том, что в подобных текстах душой названа отвечающая за свои поступки личность, которая мыслит и изъявляет свою волю.

Любая физическая или психическая деятельность, в понимании древних евреев, осуществлялась душой, потому что такая деятельность подразумевала живую, мыслящую и действующую личность. «Евреи не разделяли и не отводили разные виды человеческой деятельности различным составляющим человеческой личности. Любой поступок совершался всей nephesh, а значит человеческой личностью в целом»28. Как остроумно подметил У.Д. Стэйси, «nephesh скорбела, испытывала голод и размышляла, поскольку осуществление каждой из этих функций требует участия всей личности, и евреи не делали разделения между эмоциональным, физическим и умственным аспектами»29.

В Ветхом Завете душа и тело являются двумя проявлениями одной и той же личности. Душа включает и предполагает тело. «Древние евреи, — пишет Морк, — просто не могли представить себе одно без другого. Не было и речи о греческой дихотомии души и тела, двух противоборствующих субстанций. Человек был всегда един, будучи bashar [тело] в одном аспекте и nephesh [душа] в другом. Bashar, таким образом, — это физическая сущность человеческого бытия, а nepheshличность, осуществляющая человеческое бытие»30.

Душа и смерть. Жизнь души в Ветхом Завете тесно взаимосвязана с жизнью тела, поскольку тело является внешним проявлением души. Именно по этой причине смерть человека зачастую описывается как смерть души. «Когда наступает смерть, — пишет Йоханнес Педерсен, — именно душа лишается жизни. Смерть не может поразить тело или любую другую составляющую души, не поразив при этом души в целом. Поэтому и говорится “убить душу” или “поразить душу” (Чис. 31:19; 35:15, 30; Ис. Нав. 20:3, 9); есть также и выражение «поразить кого-то, затронув при этом душу», т.е. поразить так, чтобы была убита душа (Быт. 37:21; Втор. 19:6, 11; Иер. 40:14, 15). Вне всяких сомнений умирает именно душа, а все теории, пытающиеся отрицать этот факт, далеки от истины. Библейские авторы вполне осознанно писали, что душа умирает (Суд. 16:30; Чис. 23:10 и др.), что ее губят или съедают (Иез. 22:25, 27) и истребляют (Иов. 11:20)»31.

Читатели большинства переводов Библии могут усомниться в обоснованности утверждений Педерсена относительно смерти души, потому что слово «душа» не встречается в приведенных им текстах. Например, о городах-убежищах в Чис. 35:15 сказано: «Чтобы убегать туда всякому, убившему человека [nephesh] неумышленно». Поскольку слово «душа-nephesh» не встречается в большинстве переводов, некоторые могут заявить, что здесь речь идет об убийстве тела, а не души. Однако именно nephesh употреблено в древнееврейском тексте, тогда как переводчики обычно используют слово «человек», видимо в силу своей веры в то, что душа бессмертна и не может быть убита.

В некоторых случаях переводчики передают слово «nephesh-душа» личными местоимениями. И читателям никак не догадаться, что под тем или иным местоимением скрывается «душа-nephesh». Например, один из текстов, приведенных Педерсеном, Втор. 19:11, гласит: «Но если кто будет врагом ближнему своему, и будет подстерегать его, и восстанет на него, и убьет его [nephesh] до смерти…». Фраза «убьет его до смерти» на древнееврейском звучит как «убьет душу-nephesh до смерти». Педерсен цитирует тексты из древнееврейской Библии, а не из переводов. Таким образом, его утверждение, что «душа умирает», точно отражает содержание древнееврейского текста. Более того, даже и в переводах есть тексты, которые ясно говорят о смерти души. Например, Иез. 18:20 переводится так: «Душа согрешающая, она умрет» (см. также Иез. 18:4).

Смерть рассматривается в Ветхом Завете как лишение души всей ее жизнеспособности и силы. «[Он] предал душу Свою на смерть» (Ис. 53:12). «Предал» — это перевод древнееврейского arah, что значит «опустошать, лишать или оголять». То есть Страдающий Раб лишил Себя всякой жизненной силы. В смерти душа более не функционирует как жизненное начало, но покоится в могиле.

«Умерший, — пишет Педерсен, — это душа, лишенная силы. Поэтому мертвых называют “бессильными” (rephaim). “И ты сделался бессильным” — так приветствуют нечестивого вавилонского царя в царстве мертвых (Ис. 14:10»32. Мертвое тело остается душой, но душой безжизненной. Назареям было запрещено приближаться к «мертвому телу» (Чис. 6:6), или как сказано в древнееврейском тексте: к «душе мертвеца». Подобным же образом и священники не должны были осквернять себя и приближаться к мертвым душам своих родственников (Лев. 21:1, 11; Чис. 5:2; 9:6, 7, 10).

Участь души неразрывно связана с участью тела. При описании завоевания Иисусом Навином различных городов за Иорданом, постоянно повторяется фраза: «и поразил все дышащее [nephesh]» (Ис. Нав. 10:28, 30, 31, 34, 37, 38). Уничтожение тела рассматривается как уничтожение души. «В Библии, — пишет Эдмунд Якоб, — nephesh относится только к трупу до его окончательного разложения, когда еще можно различить какие-то его черты»33. Когда тело разрушается, так что его черты более нельзя распознать, тогда и душа прекращает свое существование, потому что «тело — это внешность души»34. С другой стороны, когда тело находит покой в могиле с праотцами, упокаивается и душа, оставаясь непотревоженной (Быт. 15:15; 25:8; Суд. 8:32; 1 Пар. 29:28).

Ветхозаветный взгляд на душу, согласно которому в момент смерти она прекращает свое функционирование как жизненная сила тела, поднимает некоторые интересные вопросы относительно высказывания Иисуса: «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф. 10:28). Этот текст как бы подразумевает, что смерть тела вовсе не обязательно влечет за собой смерть души. Его мы исследуем в следующей главе, где речь пойдет о новозаветном взгляде на человеческую природу.

Выход души из тела. Помимо вышеуказанных отрывков, где идет речь о душе-nephesh и смерти, по крайней мере, еще два текста заслуживают особого рассмотрения, поскольку в них говорится о том, что душа может выйти из тела и вернуться в него. Во-первых, это Быт. 35:18, который гласит, что душа Рахили «выходила» из нее, когда она умирала. Второй текст — 3 Цар. 17:21, 22, в котором говорится о том, что душа сына вдовы вернулась в него. Эти два текста приводятся в поддержку концепции, согласно которой в момент смерти душа якобы покидает тело и возвращается в него при воскресении.

В своей книге Смерть и загробная жизнь Роберт А. Морэй обращается к этим текстам в поисках опоры для своей веры в существование души после смерти тела. Он пишет: «Если бы авторы Писания не верили в то, что душа покидает тело по смерти и возвращается в него при воскресении, то они не использовали бы подобную фразеологию [выход и возвращение души]. Их манера выражаться показывает, что они верили в продолжение существования человека после смерти тела»35.

Правомочно ли на основании этих двух текстов делать такое заключение? Давайте рассмотрим каждый из них более внимательно. Описывая мучения Рахили, Быт. 35:18 говорит: «И когда выходила из нее душа, ибо она умирала, то нарекла ему имя: Бенони. Но отец его назвал его Вениамином». Толкование, согласно которому выражение «выходила из нее душа» означает, что бессмертная душа Рахили покидала ее тело, когда она была при смерти, противоречит последовательному ветхозаветному учению о том, что душа умирает вместе с телом. Как верно подметил Ханс Вальтер Вольфф: «Нельзя забывать, что nephesh [душе] никогда не придается значение неуничтожимой сущности бытия, противопоставляемой физической жизни и способной жить помимо этой жизни. Когда упоминается “выход” (Быт. 35:18) nephesh из человека, либо ее “возвращение” (Плач. Иер. 1:11), основная идея заключается в конкретном понятии прекращения и восстановления дыхания»36.

Выражение «выходила из нее душа» скорее всего означает, что «ее дыхание прекращалось», или, как еще можно сказать, «она испускала последний вздох». Следует отметить, что существительное «душа-nephesh» происходит от глагола с тем же корнем, который означает «дышать», «вдыхать», «перевести дыхание». Когда Бог вдохнул в человека дыхание жизни, тот стал живой душой, дышащим организмом. Когда из человека выходит дыхание жизни, он становится мертвой душой («ибо она умирала»). Таким образом, как поясняет Эдмунд Якоб, «выход nephesh — это метафора смерти; мертвец — это человек, переставший дышать»37.

Тори Хофф говорит о том же: «Посредством конкретного образа — из Рахили выходит дыхание — этот текст сообщает, что она была при смерти, когда давала имя своему новорожденному сыну. Она еще не была мертва в современном смысле этого слова, но угасала с каждым мгновением. Она утрачивала жизнеспособность nephesh, которую поддерживало ruach [дыхание], пока ее nephesh не прекратила свое существование»38. Мы приходим к выводу, что выход души — это метафора смерти, скорее всего связанная с прекращением процесса дыхания. Это заключение подтверждается вторым текстом, 3 Цар. 17:21, 22, который мы исследуем далее.

Возвращение души. Относительно возвращения жизни сыну вдовы из Сарепты Илией-пророком в 3 Цар. 17:21, 22 сказано: «И простершись над отроком трижды, он воззвал к Господу и сказал: Господи Боже мой! да возвратится душа отрока сего в него! И услышал Господь голос Илии, и возвратилась душа отрока сего в него, и он ожил». Разумеется, если брать этот эпизод в отрыве от контекста, в нем можно усмотреть явное указание на то, что душа покидает тело в момент смерти и в данном случае была возвращена туда по молитве Илии. Этот вывод мог бы служить подтверждением веры в бессмертие души и ее существование после смерти тела.

Мы должны отвергнуть данное толкование по трем основным причинам. Во-первых, ни в данном отрывке, ни в любом другом месте Библии нет никаких указаний на то, что человеческая душа бессмертна. Напротив, мы выяснили, что душа представляет собой жизненное начало, проявляющееся в теле до тех пор, пока тело живет.

Во-вторых, в стихе 17 смерть мальчика описывается как остановка дыхания: «Не осталось в нем дыхания». Можно сказать, что как прекращение дыхание повлекло за собой выход из тела души-nephesh, так и возобновление дыхания привело к ее возвращению. Как выразился Эдмунд Якоб: «В 3 Цар. 17:17 отсутствие neshamah [дыхания] приводит к выходу nephesh, которая возвращается, когда пророк вновь дает ребенку дыхание, ибо только nephesh делает творение живым организмом»39. Поскольку дыхание является внешним проявлением души, прекращение или восстановление дыхания влечет за собой выход или возвращение души.

В-третьих, на древнееврейском языке стих 21 буквально звучит следующим образом: «Пусть душа ребенка сего снова войдет во внутренние части его». Такое прочтение меняет конструкцию этого отрывка. Именно во внутренности возвращается дыхание. Душа как таковая никогда не увязывается с какими бы то ни было внутренними органами тела. Возвращение дыхания во внутренности приводит к оживлению тела, или, говоря иначе, к тому, что тело вновь становится живой душой.

Бэзил Аткинсон проницательно замечает, что «автор не думал о душе как о реальном ребенке или как о некоей сущности, несущей его личностные качества. Ребенок лежал мертвый на постели и душа вернулась к ребенку. В помыслах или в устах Илии не было таких слов, какие мы порой слышим на современных похоронах: “Он уже не здесь, не с нами”»40.

В свете вышесказанного мы можем сделать вывод: утверждение «возвратилась душа отрока сего в него» означает лишь, что ребенок вернулся к жизни и снова начал дышать. Это совершенно ясное толкование данного текста, которое согласуется с остальным ветхозаветным учением.

Заключение. Наше исследование значения nephesh-души в Ветхом Завете показало, что это слово ни разу не используется для передачи идеи бесплотной, бессмертной сущности, способной существовать вне тела. Напротив, мы выяснили, что душа-nephesh — это жизненное начало, дыхание жизни, которое присутствует и в людях, и в животных. Душа отождествляется с кровью, поскольку последняя рассматривается как вещественное проявление жизненной энергии. В момент смерти душа прекращает свою деятельность как жизненная сила тела. Участь души неразрывно связана с участью тела, поскольку тело — это внешнее проявление души.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 310; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.026 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь