Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Часть 5: Человеческая природа — дух



Мы уже увидели, что Ветхий Завет определяет человеческую природу как единое целое, как человека, который есть душа (живое существо) с одной стороны, плоть (физическое существо) с другой стороны и сердце (рациональное существо) с третьей стороны. Существует еще один, более важный аспект, который нам необходимо рассмотреть, а именно человек как дух. Термин «дух» является переводом древнееврейского ruach и его новозаветного эквивалента pneuma, которого мы будем изучать в главе 3, где пойдет речь о новозаветном взгляде на человеческую природу.

Исследование присутствия Божьего Духа в людях имеет большую важность, поскольку дуалисты зачастую отождествляют Божий Дух в человеке с душой, данной Богом каждому индивидууму и возвращающейся к Нему в момент смерти. Посему наша задача — установить, во-первых, природу Божьего Духа в человеке, а во-вторых, что собой представляет дух в человеческих существах — отдельный и обособленный компонент человеческой природы или ее неотъемлемый аспект.

Простые статистические подсчеты, связанные с употреблением термина «дух-ruach» в Ветхом Завете, показывают, что этот термин, встречающийся 389 раз, характеризуется по крайней мере двумя особенностями. Во-первых, не менее чем в 113 случаях ruach-дух обозначает естественную силу ветра. Таким образом, это термин, связанный с проявлением силы. Во-вторых, в 35 процентах случаев употребления (136 раз) ruach-Дух относится к Богу. Лишь в 33 процентах случаев (129 раз) он связан людьми, животными и ложными богами. Данный расклад вызывает удивление в свете того, что «плоть-bashar» никогда не употребляется по отношению к Богу, а «душа-nephesh» относится к Богу лишь в 3 процентах случаев употребления (21 раз)52.

На основании этих статистических данных Ханс Вальтер Вольфф делает справедливый вывод, что «ruach [дух] должен с самого начала именоваться тео-антропологическим термином»53, то есть термином, связанным как с Божеством, так и с человеком. Библия употребляет ruach-дух и по отношению к Богу, и по отношению к человеку. Она говорит о Духе Божьем и о духе человеческом. Чтобы понять библейскую концепцию человеческого духа, необходимо понять библейское значение Духа Божьего. Мы постараемся сделать это, изучив в частности, как Божий Дух действует в человеческой природе.

Значение «Духа-ruach». Древнееврейским термином, обычно переводимым как «дух», является ruach, что буквально означает «воздух в движении, ветер». Так в Быт. 1:2 Дух-ruach Божий носится над водою, а в Ис. 7:2 сказано: «…как колеблются от ветра [ruach] дерева в лесу». Вольфф указывает, что ruach означает не спокойный , а «движущийся воздух»54, который обладает значительной силой. Нет ничего удивительного в том, что огромная сила ветра [ruach] зачастую рассматривается как проявление силы Божьей. Восточный ветер [ruach] приносит саранчу (Исх. 10:13). Сильный ветер [ruach] осушает Чермное море (Исх. 14:21). Огромной силы ветер [ruach] обдувает землю и заставляет потопные воды остановиться (Быт. 8:1).

Сила, проявляемая ветром, увязывается в Писании с дыханием Божьим, которое есть Его созидательная и подкрепляющая сила. Впервые употребление этого термина в данном смысле мы встречаем в Быт. 2:7: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание [neshamah] жизни, и стал человек душою живою».

Ранее мы уже исследовали этот замечательный текст, чтобы установить связь между «дыханием жизни» и «душою живою». В данный же момент нам необходимо в более полной мере понять, что такое «дыхание жизни», сделавшее человека живой душой. Используемое здесь древнееврейское слово — это не ruach-дух, но более редкое neshamah-дыхание. Значение обоих терминов примерно совпадает, на что указывает их параллельное употребление в пяти отрывках (Ис. 42:5; Иов. 27:3; 32:8; 33:4; 34:14, 15). В Иов. 33:4 говорится: «Дух [ruach] Божий создал меня, и дыхание [neshamah] Вседержителя дало мне жизнь». И еще: «Если бы Он обратил сердце Свое к Себе и взял к Себе дух [ruach] ее и дыхание [neshamah] ее, вдруг погибла бы всякая плоть и человек возвратился бы в прах» (Иов. 34:14, 15).

В этих стихах neshamah и ruach используются в качестве синонимов, и всех же между ними, видимо, существует небольшая разница. Neshamah означает тихое, спокойное физическое дыхание, в то время как словом ruach описывается его более активная и динамичная форма. Ruach, по-видимому, представляет собой еще и средство, благодаря которому дыхание становится возможным. «Доколе еще дыхание [neshamah] мое во мне и дух [ruach] Божий в ноздрях моих» (Иов. 27:3). В данном случае дыхание-neshamah пребывает в человеке, а дух-ruach – в дыхании через ноздри. «Так говорит Господь Бог,… дающий дыхание [neshamah] народу на ней и дух [ruach] ходящим по ней» (Ис. 42:5). Здесь дух-ruach означает более, нежели просто дыхание, поскольку он дается только «ходящим по ней». Можно предположить, что дыхание-neshamah служит одним из проявлений Божьего Духа-ruach. Последний имеет более широкий смысл и функции. Одно из предназначений Божьего Духа — давать и поддерживать жизнь посредством дыхательного процесса. «Дыхание человека — это дар Божий; он дышит по милости Божьего Духа»55.

Интересно отметить, что в Быт. 7:22 мы встречаем выражение «дыхание духа жизни». Этот буквальный перевод с древнееврейского языка передает идею происхождения дыхания жизни [neshamah] от Духа [ruach], который дает жизнь. Комментируя этот текст, Бэзил Аткинсон пишет: «Neshamah [дыхание], похоже, представляет собой свойство или часть ruach [Духа] и связано с тем, что мы сегодня называем физическим существованием. Ruach, будучи еще и первоосновой жизни, имеет более широкий смысл. Он порождает и поддерживает внутреннюю и внешнюю жизнь человека, его интеллект, абстрактное мышление, эмоции и желания, а также контролирует весь процесс neshamah, свойственный физической жизни»56.

Дух как первооснова жизни. Параллельное использование «neshamah-дыхания жизни» и «ruach-Духа» в процитированных текстах показывает, что «дыхание жизни» — это дающий жизнь Дух Божий, явленный в сотворении человеческой жизни и Вселенной в целом. «Как многочисленны дела Твои, Господи!… Земля полна произведений Твоих… Скроешь лицо Твое — мятутся, отнимешь дух [ruach] их — умирают и в персть свою возвращаются; пошлешь дух [ruach] Твой — созидаются, и Ты обновляешь лицо земли» (Пс. 103:24, 29, 30). Этот стих свидетельствует о том, что дух творений Божьих, то есть «дыхание жизни», приравнивается к дающему жизнь Духу Божьему, Который творит и обновляет «лицо земли».

В Ветхом Завете есть очень много текстов, в которых дух-ruach относится к первооснове жизни, присутствующей в людях. В Ис. 38:16 мы находим следующее высказывание Езекии: «Во всем этом [то есть в милостях Божьих] жизнь моего духа [ruach]». Выражение «жизнь моего духа» скорее всего относится к выздоровлению Езекии, поскольку далее он говорит: «Ты исцелишь меня, даруешь мне жизнь» (Ис. 38:16). Здесь дух-ruach явным образом отождествляется с жизнью. Нет никаких указаний на то, что дух в человеке представляет собой независимую и бессмертную составляющую человеческой природы. Скорее это первооснова жизни, проявляющаяся посредством дыхания.

Об идолах, не имеющих жизни, говорится, что они без «дыхания-ruach». «Срамит себя всякий плавильщик истуканом своим, ибо выплавленное им есть ложь, и нет в нем духа [ruach]» (Иер. 10:14). «Вот, он обложен золотом и серебром, но дыхания [ruach] в нем нет» (Авв. 2:19). В этом тексте ruach переведено как «дыхание», поскольку этот процесс служит проявлением Божьего Духа в человеческой природе. Идолы явно безжизненны, ибо в них нет ruach, первоосновы жизни, наделяющей человека способностью дышать.

Описывая участь царя Седекии, оказавшегося в руках Навуходоносора, Иеремия использует интересную и доступную для понимания его современников риторическую фигуру: «Дыхание [ruach] жизни нашей, помазанник Господень пойман в ямы их [вавилонян]» (Пл. Иер. 4:20). В данном тексте Седекия представлен как сама жизнь-ruach народа, которая была отнята, когда царя увели в плен. Это очевидный пример ruach, обозначающего первооснову жизни.

О Самсоне в Суд. 15:19 говорится: «Он напился, и возвратился дух [ruach] его, и он ожил». Самсон не был мертв, но сильно истощен. Подобным же образом это слово употреблено в 1 Цар. 30:12 и Дан. 10:17. Во всех этих случаях дух-ruach обозначает физическое обновление жизни. Будучи животворным средством, дух-ruach вполне может обозначать физическое обновление жизни. Связь между духом-ruach и жизнью очевидна.

В своем знаменитом видении о поле, усеянном высохшими костями, Иезекииль дает самый яркий пример животворной силы Божьего Духа-ruach: «Так говорит Господь Бог костям сим: вот, Я введу в вас дух [ruach], и оживете, и узнаете, что Я — Господь… От четырех ветров приди, дух [ruach], и дохни на этих убитых, и они оживут. И я изрек пророчество, как Он повелел мне, и вошел в них дух [ruach], и они ожили, и стали на ноги свои» (Иез. 37:5, 6, 9, 10). Здесь дыхание Божье — это Его животворный Дух, как и при сотворении человека. Животворный Дух отождествляется с Божьим дыханием, поскольку его проявление привело к тому, что мертвые тела ожили и задышали. Дыхание является видимым проявлением жизни и тем самым служит подходящей метафорой для живительной первоосновы духа.

Дух как Слово Божье. В Пс. 32:6 мы находим интересный параллелизм между Божьим дыханием и Его Словом: «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его — все воинство их». В данном случае Божье дыхание-ruach выступает синонимом Божьего Слова, поскольку и то, и другое исходит из Его уст. Этот параллелизм предполагает, что Божье дыхание — не просто движение воздуха. Это созидательная жизненная сила, проявляющаяся через изреченное слово Божье.

Еще один пример связи Божьего слова с ruach-духом можно найти в Пс. 147:7: «Пошлет слово Свое, и все растает; подует ветром [ruach] Своим, потекут воды». Здесь Божье слово связано с ruach-дыханием или ветром вероятно потому, что речь производится дыханием и исходит из уст. В описании Бога проводится аналогия с человеческим процессом изречения слов с помощью дыхания.

Мы ни в коем случае не должны забывать, что древние евреи описывали вещи так, как они их видели — конкретно, а не абстрактно. Они видели, что речь производится дыханием, поэтому для них было естественно увязать Божье дыхание с Его словом. Таким образом, Божье дыхание следует понимать не как движущийся воздух, но как живительную силу, явленную в Его изреченном слове. Когда Бог говорит, Его слова не остаются без плода, поскольку они не просто речь, но животворная сила.

Дух как нравственное обновление. Обновление или пересотворение, совершаемое Божьим Духом, может быть не только физическим, но и нравственным. Давид молился: «Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух [ruach] правый обнови внутри меня. Не отвергни меня от лица Твоего и Духа [ruach] Твоего Святого не отними от меня» (Пс. 50:12, 13). «Обновленный и правый дух» — это верное отношение человека к Богу, которое становится возможным благодаря Божьему Святому Духу [ruach]. Таким образом, дух-ruach — это и Божий Дух, и дух человека. Бог дает Духа для сотворения и поддержания жизни. Человек получает Духа для того, чтобы жить в согласии с Божьей волей. Фридрих Баумгартель пишет: «Дух Божий представляет Собой созидательную, преобразующую силу, цель которой создавать религиозную и нравственную среду»57.

В Книге Иезекииля есть три текста, в которых дух-ruach употребляется в значении новой, возрождающей жизненной основы, закладываемой Богом в верующего при его обращении (Иез. 11:19; 18:31; 36:26). «И дам вам сердце новое, и дух [ruach] новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное» (Иез. 36:26). Здесь «новый дух-ruach» взаимосвязан с «новым сердцем», поскольку мы выяснили, что сердце — это разум, мыслительный центр человека. «Новый дух-ruach» — это стремление к добровольному послушанию Божьим заповедям, источник которого — обновление ума (Рим. 12:2). Данное значение становится очевидным в свете стиха, следующего непосредственно за уже процитированным: «Вложу внутрь вас дух [ruach] Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять» (Иез. 36:27). Именно вдохновляющей силой Божьего духа обновляется наш разум, дабы мы могли жить в согласии с моральными принципами, открытыми Богом для нашего же блага.

Дух как Божья вдохновляющая сила. Дух Божий проявляется не только в сотворении и поддержании жизни, но и в наделении отдельных людей способностями к выполнению определенных задач. Когда Бог поручил Гедеону избавить израильтян от тирании мадианитян, «Дух [ruach] Господень объял Гедеона…» (Суд. 6:34) и дал ему силы вести израильтян к победе. Именно Дух Господень наделил его способностью для осуществления этой цели, поскольку сам он не был уверен в своих силах: «Господи! как спасу я Израиля? вот, и племя мое в колене Манассиином самое бедное, и я в доме отца моего младший» (Суд. 6:15).

То же самое произошло и с Иеффаем: «И был на Иеффае Дух [ruach] Господень… И пришел Иеффай к Аммонитянам — сразиться с ними, и предал их Господь в руки его» (Суд. 11:29, 32). Эти примеры показывают, что в критические моменты Божий Дух наделял определенных израильских вождей сверхчеловеческой силой для героических свершений.

Бог давал Свой Дух народным вождям и для осуществления Божьих намерений в отношении Израиля. Когда «Дух Господень» сходил на Саула, он становился «иным человеком» (1 Цар. 10:6). Подобным же образом, когда Самуил помазал Давида в цари, «почивал Дух [ruach] Господень на Давиде с того дня и после» (1 Цар. 16:13). Обратите внимание: когда Давид был помазан царем, «от Саула отступил Дух [ruach] Господень» (1 Цар. 16:14). Дух, отошедший от Саула, едва ли мог быть его душой, вознесшейся к Богу, ведь он оставался в живых. Удаление Духа лишило Саула способности быть израильским царем, в то время как наделение Божьим Духом Давида делало его пригодным для правления над Израилем.

Очевидно, что Дух, данный Богом Гедеону и Иеффаю, чтобы судить, а Давиду — чтобы управлять народом, и «дыхание жизни», присутствующее в каждом живом человеке, далеко не одно и то же. «Дыхание жизни» — это первооснова, дающая жизнь каждому человеку, в то время как Дух, покоившийся на Гедеоне, Иеффае и Давиде, — это Дух Божий, даруемый избранным для выполнения особой задачи. В случае с Веселеилом, к примеру, Божий Дух наделил его особым умением для возведения святилища. «И Я исполнил его Духом [ruach] Божиим, мудростью, разумением, ведением и всяким искусством, работать из золота, серебра и меди, резать камни для вставливания и резать дерево для всякого дела» (Исх. 31:3-5).

Божий Дух поручал пророкам передавать народу особые вести. Иезекииль говорит: «И когда Он говорил мне, вошел в меня дух [ruach] и поставил меня на ноги мои, и я слышал Говорящего мне» (Иез. 2:2). Пророки постоянно повторяют, что на них сошел Дух Господень. Захария говорит о законе и словах, «которые посылал Господь Саваоф Духом [ruach] Своим через прежних пророков» (Зах. 7:12).

Дарование Божьего Духа рассматривается как наделение высшими официальными полномочиями. В Ис. 61 Раб Господень, Мессия, принимает помазание Духом для осуществления Своей миссии: «Дух [ruach] Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы» (Ис. 61:1). Иоиль пророчествовал о мессианском времени, когда Дух Божий будет излит на каждого верующего: «И будет после того, излию от Духа [ruach] Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения» (Иоил. 2:28). В этих примерах Божий Дух действует не как первоисточник физической жизни, но как Сила, делающая верующих способными для служения.

Дух как предрасположенность человека. Представление о силе, проявляемой духом-ruach, тесно взаимосвязано с тем, что мы могли бы назвать предрасположенностью или доминирующим побуждением человека. Личность характеризуется внутренними тенденциями или импульсами, которые властвуют или, по крайней мере, пытаются властвовать над ним и которые ему необходимо преодолевать. Это явление часто отображается в Ветхом Завете термином «дух-ruach» и характеризует человеческий дух как противящийся Богу. Осия сетует, что «дух [ruach] блуда» увел священников с пути истинного (Ос. 4:12). Иезекииль осуждает «безумных пророков, которые водятся своим духом [ruach] и ничего не видели» (Иез. 13:3). В Пс. 77:8 говорится о поколении израильтян, блуждавшем сорок лет в пустыне и «неверном Богу духом [ruach] своим». В Пр. 25:28 человек, «не владеющий духом [ruach] своим», уподобляется городу без стен. Екклесиаст говорит, что «терпеливый [духом-ruach] лучше высокомерного» (Еккл. 7:8). Во всех этих примерах дух обозначает побуждение к послушанию или непослушанию Богу. И потому его не следует путать с животворной функцией Божьего Духа.

Иногда дух-ruach служит средоточием скорби, которая на древнееврейском языке как правило передается выражением «горесть духа». Мы читаем, что сыны Израилевы «не послушали Моисея по малодушию [ruach] и тяжести работ» (Исх. 6:9). Анна сказала священнику: «Я — жена, скорбящая духом [ruach], вина и сикера я не пила, но изливаю душу мою перед Господом» (1 Цар. 1:15). Здесь скорбный дух сравнивается с излитием души перед Богом.

Дух и душа упомянуты вместе, потому что и то, и другое понятие представляют жизненную силу, пораженную скорбью. В Пр. 15:13 мы читаем, что «при сердечной скорби дух [ruach] унывает». В данном случае средоточием скорби является сердце, но скорбь поражает дух или внутреннюю жизнь личности. Взаимодействие между духом и душой, или сердцем и духом, напоминает нам о библейском холистическом взгляде на человеческую природу, ее различные аспекты, являющиеся частями единого, неразделимого человеческого существа.

Есть примеры, где дух-ruach служит средоточием эмоций. В Пр. 16:32 говорится: «Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою [своим духом-ruach] лучше завоевателя города». Владеть своим духом значит сдерживать свой нрав или гнев. В нескольких примерах ruach переводится как «гнев», «раздражение» (Иез. 3:14; Пр. 14:29; Еккл. 7:9; 10:4). В других текстах ruach означает мужество: «Когда мы услышали об этом, ослабело сердце наше и ни в ком из нас не стало духа [ruach] против вас [народа израильского]» (Ис. Нав. 2:11).

Есть также отрывки, где дух-ruach употребляется с целью подчеркнуть печаль человека: «Ибо как жену, оставленную и скорбящую духом [ruach], призывает тебя Господь» (Ис. 54:6)58. Дух-ruach может означать также раскаяние и смирение. У нас есть прекрасный отрывок из Книги Исайи: «Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом [ruach], чтобы оживлять дух [ruach] смиренных и оживлять сердца сокрушенных» (Ис. 57:15). И еще: «А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом [ruach]» (Ис. 66:2).

Этот краткий обзор различных способов употребления термина «дух-ruach» в Ветхом Завете показывает, что дух — это первооснова жизни, исходящая от Бога и поддерживающая человеческую жизнь. Дух-ruach используется метафорически для обозначения внутреннего нравственного обновления, добрых и злых побуждений, доминирующих импульсов, скорби, мужества, печали, раскаяния и смирения. Ни один из изученных нами случаев употребления не предполагает, что дух сохраняет сознание или личностные качества, когда оставляет человека в момент смерти. Функционирование духа как жизнетворной и поддерживающей жизнь основы прекращается, когда человек умирает.

Отшествие духа в момент смерти. Об отшествии духа в момент смерти говорят одиннадцать ветхозаветных текстов59. Четыре из них заслуживают особого внимания, поскольку их довольно часто используют для обоснования веры в то, что после смерти дух отправляется к Богу, являясь при этом носителем индивидуальных качеств и сознания покойного человека.

Предвосхищая смерть Господа на кресте, Пс. 30:6 говорит: «В Твою руку предаю дух [ruach] мой». «Дух», преданный Христом в руки Его Отца, был ничем иным как Его человеческой жизнью, которую Он оставлял в руках Своего Отца до ее возобновления в воскресении. Когда живительная первооснова Его жизни покинула Господа, Он умер и погрузился в бессознательное состояние.

О морских животных псалмопевец говорит: «Отнимешь дух [ruach] их — умирают и в персть свою возвращаются» (Пс. 103:29). Вряд ли кто-то станет утверждать, что дух-ruach, который Бог отнимает у рыбы в момент смерти, заключает в себе сознание или личностные качества. У нас есть основания полагать, что то же происходит и с человеческими существами, поскольку и для тех, и для других используется одно выражение. И действительно, в следующем стихе сотворение животных описывается с помощью Божьего, дающего жизнь Духа, как и в случае с человеком: «Пошлешь дух Твой — созидаются» (Пс. 103:30).

Подобно тому как творение жизни метафорически представлено посылаемым Божьим Духом, так прекращение жизни, смерть, описывается как отнятие, или отшествие, Божьего дыхания. Возьмем, к примеру, Книгу Иова 34:14, 15: «Если бы Он… взял к Себе дух [ruach] ее и дыхание [neshamah] ее, вдруг погибла бы всякая плоть и человек возвратился бы в прах». Та же мысль выражена в хорошо известном отрывке Еккл. 12:7: «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его».

Эти два последних текста очень важны, поскольку их обычно приводят в обоснование веры в то, что «дух-ruach», возвращающийся к Богу, и есть та самая душа, которая оставляет тело в момент смерти, заключая в себе сознание и личностные качества человека. У этого толкования нет библейского основания по четырем главным причинам. Во-первых, нигде в Библии Божье дыхание или Дух не отождествляются с человеческой душой. Бытие души зависит от присутствия Божьего сообщающего жизнь дыхания [neshamah] или духа [ruach]. А когда дающий жизнь дух отнимается, человек перестает быть живой душой и становится душой мертвой. Так и псалмопевец говорит: «Выходит дух [ruach] его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его» (Пс. 145:4).

Во-вторых, нигде в Библии нет и намека на то, что дающий жизнь дух, возвращающийся к Богу, продолжает существование в виде нематериальной души умершего тела. Напротив, Библия учит, что когда Бог отнимает дыхание жизни или дух жизни, итогом служит отнюдь не продолжение существования души, а смерть всей человеческой личности. «Исчезают все помышления его» (Пс. 145:4), поскольку сознательное бытие прекращается. Смерть наступает и для тела, и для души, поскольку, как мы уже увидели, эти два понятия неразделимы. Тело — это внешняя форма души, а душа — внутренняя форма тела.

В-третьих, когда речь идет о духе, возвращающемся к Богу, эти слова относятся ко всем людям («всякой плоти»), а не только к благочестивым. Те, кто утверждает, будто дух всех людей, спасенных и неспасенных, отправляется к Богу на суд, игнорируют ясное библейское учение о том, что суд происходит не сразу по смерти, а при возвращении Господа в конце дней.

В-четвертых, в Библии нет никаких указаний на то, что дыхание жизни делает его обладателя бессмертным. Во всех 389 случаях употребления ruach-духа в Ветхом Завете нет и намека на то, что ruach-дух является разумной сущностью, имеющей человеческую природу и способной существовать отдельно от физической тела. Напротив, Библия говорит о смерти тех, кто обладает дыханием жизни: «И вот, Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух [ruach] жизни, под небесами; все, что есть на земле, лишится жизни [gava – прекратит дышать]» (Быт. 6:17). «И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле… все, что имело дыхание духа [ruach] жизни в ноздрях своих на суше, умерло [gava – прекратило дышать]» (Быт. 7:21, 22).

Из этих и подобных им текстов видно, что обладать дыханием жизни или духом жизни вовсе не значит иметь бессмертную душу. Дыхание жизни — это лишь дар жизни, данный людям и животным на период их существования на земле. Дух или дыхание жизни, возвращающееся к Богу, — это первооснова жизни, которой Бог наделяет и людей, и животных. Об этом ясно говорится в Еккл. 3:19: «Потому что участь сынов человеческих и участь животных — участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание [ruach] у всех, и нет у человека преимущества перед скотом». Те, кто утверждает, будто животные не имеют духа (ruach) жизни, а только дыхание (neshamah) жизни, игнорируют тот факт, что и в Еккл. 3:21, и в Быт. 7:15, 22 определенно указывается, что животные обладают тем же духом-ruach, какой дается людям.

Библия не дает никаких оснований предполагать, будто дух жизни, данный человеку при творении, был до того момента некой сознательной сущностью. Поэтому мы можем с полным правом считать, что дух жизни не обладает сознанием и индивидуальностью, когда возвращается к Богу. Дух, возвращающийся к Богу, представляет собой жизненную первооснову, которой Бог наделяет и людей, и животных на период их земного бытия.

Заключение. Мы завершили наше исследование четырех важных терминов, используемых в Ветхом Завете для описания человеческой природы, а именно: душа, тело, сердце и дух. Мы выяснили, что эти термины обозначают не различные сущности, каждая со своим набором функций, а скорее различные функции, взаимосвязанные и объединенные в рамках одного организма. Ветхий Завет рассматривает человеческую природу как единое целое, а не как дихотомию. Между телом и душой нет противопоставления, на мысль о котором могут наводить эти термины.

Душа — это не бесплотная, бессмертная часть человеческой природы, отделяющаяся от тела. Она обозначает первооснову жизни, действующую в человеческой природе. Последняя представляет собой форму, состоящую из праха земного и первоосновы жизни, иногда называемую дыханием (neshamah), а чаще духом (ruach), который вдохнул в человека Бог. Тело и Божественное дыхание вместе составляют живую, активную душу-nephesh. Местонахождением души служит кровь, поскольку она рассматривается как видимое проявление жизненной силы.

Термин «душа-nephesh», в начале обозначавший первооснову жизни, стал охватывать чувства, страсти, волю и личные качества человека. Затем его стали использовать как синоним самого понятия «человек». Люди исчисляются душами (Быт. 12:5; 46:27). Смерть поражает как душу-nephesh (Чис. 23:10), так и тело.

Дух-ruach, буквально означающий «воздух в движении, ветер», нередко используется по отношению к Богу. Божий дух-ruach — это Его дыхание, то есть Его сила, проявляемая в сотворении и поддержании жизни (Пс. 32:6; 103, 29, 30). Человеческое дыхание-ruach происходит от Божьего дыхания-ruach (Ис. 42:5; Иов. 27:3). В фигуральном смысле значение «духа-ruach» простирается на внутреннее нравственное обновление, добрые и злые намерения, эмоциональную и волевую жизнь, тем самым пересекаясь с душой-nephesh. Различие между душой-nephesh и духом-ruach состоит в том, что первая в основном обозначает живого человека по отношению к другим людям, в то время как ruach относится к человеку в его связи с Богом. Как бы то ни было, мы выяснили, что ни душа, ни дух не рассматриваются как составляющие человеческой природы, способные пережить смерть тела.

Упоминания в Ветхом Завете плоти или тела не содержат в себе намеков на то, что телесные функции имеют чисто биологическую сущность и независимы от психологических функций души. В Ветхом Завете нет разделения между физическими и духовными органами, поскольку весь набор высших видов человеческой деятельности, таких, как чувство, мышление, знание, любовь, соблюдение Божьих заповедей, хвала и молитва, в равной степени приписывают как «духовным» органам (душе или духу), так и «физическим» (сердцу, а иногда почкам или прочим внутренностям).

Телесные органы осуществляют психические функции. Таким образом, сердце размышляет, почки радуются, печень печалится, а кишки сочувствуют. Это возможно потому, что, согласно холистическому взгляду на человеческую природу, определенная часть человека может порой представлять весь организм.

Упоминания об отшествии (Быт. 35:18) и возвращении (3 Цар. 17:21, 22) души нельзя на законных основаниях использовать для подкрепления взгляда, согласно которому в момент смерти душа оставляет тело и возвращается в него при воскресении. Мы выяснили, что отшествие души служит метафорой смерти, указывая на то, что человек перестает дышать. Подобным же образом и возвращение души служит метафорой восстановления жизни, указывающей на то, что человек снова начинает дышать. Что верно для души, то верно и для дыхания жизни или духа, который возвращается к Богу в момент смерти. К Богу возвращается не бессмертная душа, а лишь первооснова жизни, которой Бог наделяет и людей, и животных на период их земного существования.

Ральф Вальтер Доерманн приходит в основном к такому же заключению в своей докторской диссертации «Sheol в Ветхом Завете», представленной в 1961 году в Университете Дюк. Он пишет: «Древнееврейский взгляд на психосоматическое единство человека не оставляет места для веры в “бессмертие души”. Либо весь человек живет, либо весь человек нисходит в могилу. И речи быть не может ни о каком независимом существовании ruach [духа] или nephesh [души] вне тела. Со смертью тела обезличенный ruach [дух] “возвратится к Богу, Который дал его” (Еккл. 12:7), а nephesh погибает, хотя и присутствует в весьма незначительной степени в костях и крови. Когда их погребают или покрывают, оставшаяся малая жизненная сила сходит на нет»60.

Подводя итог, мы можем сказать, что ветхозаветный холистический взгляд на человеческую природу исключает разделение между телом и душой как двумя совершенно отличными сферами реальности. Более того, он лишает основания веру в бытие души после смерти тела. В следующей главе мы постараемся установить, поддерживает ли Новый Завет ветхозаветный холистический взгляд на человеческую природу или видоизменяет его.

 

Примечания

1. P. E. Hughes, Hope for a Despairing World (Grand Rapids, 1997), p. 50.

2. Обзор различных толкований образа Божьего в человеке можно найти в H. D. McDonald, The Christian View of Man (Westchester, Illinois, 1981), pp. 33-41.

3. Например, Ч. Райдер Смит (C. Ryder Smith) заявляет, что древнееврейские термины и их древнегреческие эквиваленты допускают некоторое физическое подобие между Богом и человеком ( The Bible Doctrine of Man [London, 1951], pp. 29-30). Ему вторит Х. Ганкел (H. Gunkel), утверждая, что в ветхозаветном описании Бога просматриваются явные антропоморфические черты ( The Legend of Genesis [Chicago, 1901], pp. 8-10).

4. R. Laird-Harris, ManGod's Eternal Creation: A Study of Old Testament Culture (Chicago, 1971), p. 24.

5. John Calvin, Institutes of the Christian Religion I, XV, 3 (London, 1949), Vol. 1, pp. 162, 165.

6. Этого взгляда придерживается Пол Джуетт (Paul Jewett), который вслед за Карлом Эртом (Karl Earth) полагает, что образ Божий в человеке выражается именно в мужском и женском началах. Он заявляет: «Бытие 1:27b (“мужчину и женщину сотворил их”) служит толкованием для Бытие l:27a (“по образу Божию сотворил его”)» ( Man : Male and Female [Grand Rapids, 1975], p. 33).

7. Webster's New Collegiate Dictionary, 1974 ed., s.v. «Soul».

8. Claude Tresmontant, A Study in Hebrew Thought (New York, 1960), p. 94. В этой книге дается весьма толковое объяснение различий между древнееврейским и древнегреческим типами мышления.

9. Aubrey Johnson, The Vitality of the Individual in the Thought of Ancient Israel (Cardiff, Wales, 1964), p. 19.

10. Johannes Pedersen, Israel: Its Life and Culture (London, 1926). Vol. l, p. 99.

11. Там же, с. 99-100.

12. Hans Walter Wolff, Anthropology of the Old Testament (Phila­delphia,1974), p.10.

13. Dom Wulstan Mork, The Biblical Meaning of Man (Milwaukee, Wisconsin, 1967), p. 34.

14. Johannes Pedersen (note 10), p. 171.

15. H. Wheeler Robinson, The Christian Doctrine of Man (Edinburg, 1952), p. 27.

16. Dom Wulstan Mork (note 13), p. 34.

17. Basil F. C. Atkinson, Life and Immortality (London, n. d.), p. 2.

18. Там же.

19. Tory Hoff, «Nephesh and the Fulfillment It Receives as Psyche», in Toward a Biblical View of Man: Some Readings, eds. Arnold H. De Graaff and James H. Olthuis (Toronto, 1978), p. 103.

20. Basil F. C. Atkinson (note 17), p. 17.

21. Данные взяты из Basil F. C. Atkinson (note 17), p. 3.

22. Hans Walter Wolff (note 12), p. 10.

23. Tory Hoff (note 19), p. 98.

24. Там же.

25. Там же.

26. Hans Walter Wolff (note 12), p. 25.

27. Dom Wulstan Mork (note 13), p. 40.

28. Там же.

29.W. David Stacey, The Pauline View of Man (London, 1956), p. 87.

30. Dom Wulstan Mork (note 13), p. 41.

31. Johannes Pedersen (note 10), p. 179.

32. Там же, с. 180.

33. Edmund Jacob, «Nephesh», Theological Dictionary of the New Testament, ed. Gerhard Friedrich (Grand Rapids, 1974), Vol. 9, p. 621.

34. Johannes Pedersen (note 10), p. 171.

35. Robert A. Morey, Death and the Afterlife (Minneapolis, 1984), p. 49.

36. Hans Walter Wolff (note 12), p. 20.

37. Edmund Jacob (note 33), p. 619.

38. Tory Hoff (note 19), p. 101.

39. Edmund Jacob (note 33), p. 618.

40. Basil F. C. Atkinson (note 17), p. 10.

41. Правила монашеской жизни ясно показывают, какое значение придавалось умерщвлению плоти, когда попечение о теле сводилось лишь к самому необходимому в стремлении обеспечить благополучие души. Бенедиктинцы, например, допускают мытье в бане для больных, ограничивая при этом ее использование для здоровых: «Занемогший может пользоваться баней сколь необходимо; здоровый же, особенно если он молод, — не столь часто» (Henry Bettenson, Documents of the Christian Church [Oxford, 1967], p. 121).

42. D. R. G. Owen, Body and Soul (Philadelphia, 1956), p. 167.

43. Там же, с. 169.

44. Hans Walter Wolff (note 12), pp. 26—31.

45. Johannes Pedersen (note 10), p. 178.

46. Данные взяты из Hans Walter Wolff (note 22), p. 40.

47. Walther Eichrodt, Theology of the Old Testament (Philadelphia, 1967), Vol. 2, p. 143.

48. R. C. Dentan, «Heart», The Interpreter's Dictionary of the Bible (Nashville, 1962), Vol. 2, p. 549.

49. Hans Walter Wolff (note 22), p. 66.

50. Данные взяты из Hans Walter Wolff (note 22), p. 40.

51. Johannes Pedersen (note 10), p. 104.

52. Данные взяты из Hans Walter Wolff (note 22), p. 32.

53. Там же.

54. Там же.

55. Dom Wulstan Mork (note 13), p. 73.

56. Basil F. C. Atkinson (note 17), p. 18.

57. Friedrich Baumgartel, «Spirit of God», Bible Key Words (New York, 1961), p. 1.

58. См. также Иез. 21:12; Исх. 6:9; Ис. 61:3; 65:14; Дан. 7:15.

59. Отшествие или отнятие духа в момент смерти упоминается в следующих ветхозаветных текстах: Пс. 30:6; 75:13; 103:29; 145:4; Иов 34:14—15; Еккл. 3:19—21; 8:8; 12:7.

60. Ralph Walter Doermann, "Sheol in the Old Testament" (Ph. D. dissertation, Duke University, 1961), p. 205.

ГЛАВА 3


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 332; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.121 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь