Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Часть 3: Человеческая природа — тело
Значение слов «тело-soma» и «плоть-sarx» в Новом Завете примерно совпадает со значением соответствующих ветхозаветных слов («тело-geviyyah» и «плоть-bashar»), исследованных в предыдущей главе. В его буквальном употреблении термин «тело» служит для описания конкретной реальности человеческой жизни, состоящей из плоти и крови. Однако в Новом Завете «тело-soma» употребляется в основном образно, для обозначения человека в целом (Рим. 6:12; Евр. 10:5), растленной человеческой природы (Рим. 6:12; 8:11; 2 Кор. 4:11), Церкви как тела Христова (Еф. 1:23; Кол. 1:24), воскрешенного тела искупленных (1 Кор. 15:44) и духовного присутствия Христа, представленного хлебом и вином (1 Кор. 11:27). В нашем исследовании мы сосредоточимся главным образом на новозаветном взгляде на человеческое тело в соотношении его (тела) с человеком в целом. Христос и человеческое тело. Чтобы понять позитивную оценку, которую дает человеческому телу Новый Завет, нам необходимо проанализировать его центральную доктрину о воплощении. К примеру, Евангелие от Иоанна в первых же строках провозглашает, что вечное Слово Божье «стало плотию и обитало с нами» (Ин. 1:14). Сама идея о том, что вечный Сын Божий оказался в нашем времени и пространстве и принял в полном смысле слова человеческую природу, включая и тело, была непостижима для греческого сознания. Даже гностицизм, влиятельное сектантское христианское движение, находившееся под сильным влиянием греческого дуализма, открыто отвергал воплощение Христа. Этот факт ярко иллюстрирует различие между библейским холистическим взглядом на человеческую природу, который придает телу определенную ценность, и греческим дуалистическим взглядом, который рассматривает тело как темницу души, разрывающей узы в момент смерти. Всякий, кто полностью принимает новозаветное учение о воплощении, никогда не обвинит авторов Нового Завета в нападках на человеческое тело или физический порядок вещей. Сам факт, что Сын Божий облекся в человеческое тело, дабы жить на этой земле, придает значимости и важности телу и всей физической реальности. Следует отметить также: то самое вечное Слово, чрез Которое «все… начало быть» (Ин. 1:3) при творении, пришло в наш мир ради искупления и восстановления не только «души», но всего человека и всего мира. «В этом вся значимость этой странной доктрины о воскресении тела, которая более чем что-либо иное ужасала и отталкивала греческий мир. Эта доктрина подчеркивала самым причудливым образом новозаветный взгляд, согласно которому вечная участь уготована не какой-то части человека (его рациональной “душе”), но всему человеку»40. Согласно учению о воскресении тела, которое будет исследовано в 7й главе данной книги, наша физическая природа и материальный мир, играющий жизненно важную роль в формировании нашего земного бытия, имеют непреходящее значение в Божественном порядке вещей. Как справедливо отмечает Роберт Холл, «даже в жизни будущей тело будет не просто украшением духа, но важным элементом существа человека. Если бы Павел думал иначе, он не стал бы строить свои убеждения на вере в воскресение. Если бы он полагал, к примеру, что спасена будет только развоплощенная душа, высвободившаяся из тела, он не стал бы так упирать на воскресение тела; он довольствовался бы греческими представлениями о бессмертной душе»41. Вера в воскресение тела основывается на телесном воскресении Христа. «А если Христос не воскрес, — восклицает Павел, — то вера ваша тщетна.… Поэтому и умершие во Христе погибли» (1 Кор. 15:17, 18). Воплощение Христа и Его воскресение в прославленном теле (Ин. 20:27) говорят нам о том, что тело имеет непреходящую значимость в Божьем замысле, связанном с нашим миром. Значит, тело — это не временное узилище и не испытательный полигон для «душ», обреченных на окончательное уничтожение. Скорее, это совокупность нашей личности, которую Бог считает Своим долгом сохранить и вернуть к жизни в день воскресения. Воскресение тела необходимо для жизни в грядущем мире, ибо Новый Завет ни коим образом не признает бессмертие души. Жизнь без тела немыслима. Поскольку тело составляет сущность нашего человеческого бытия, без его воскресения невозможно полноценное существование на новой земле. Христианская вера «материалистична». Здесь будет нелишне напомнить, что ветхозаветное упование на грядущий мир крайне «материалистично». В то время как древние греки ожидали вознесения души с этой земли и бытия на небесах, ветхозаветные верующие уповали на установление Божьего царства на этой земле (Дан. 2:44; 7:27). Согласно Божьему творческому замыслу, мессианское царство должно положить конец человеческой истории на нашей планете. Та же вера просматривается и в Новом Завете. Христос сошел на эту землю ради избавления не только человека, но и прочего творения (Рим. 8:22, 23), и Он вернется сюда ради установления нового физического порядка. «И увидел я новое небо и новую землю» (Откр. 21:1). Вся земля, включая и человеческое тело, будет не уничтожена, но усовершена. «И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр. 21:4). «И я, Иоанн, увидел святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба» (Откр. 21:2). Окончательное обновление нашей земли служит космологическим аналогом доктрины о воскресении тела. Подобно тому, как каждый верующий в отдельности в конце времени не избавится от тела, но получит тело нетленное (1 Кор. 15:53), так и все искупленные не будут взяты с земли на небеса навечно, но утвердятся на ней, когда она будет восстановлена в первоначальном совершенстве как местонахождение славного и вечного Божьего царства. «Здесь нет и намека, — пишет Д. Р. Г. Оуэн, — на развоплощенные “души”, с трудом прокладывающие себе дорогу на небеса, чтобы существовать там всю вечность в виде чистых “духов”. Как раз наоборот: Бог нисходит к человеку; Слово становится плотью; небеса спускаются на землю; святой город сходит от Бога с неба… Таким образом, в конце Библии, в ее учении о последних днях, как и о днях первых, провозглашается безусловная значимость всей физической реальности»42. Оуэн приходит к выводу, что «значение данного библейского материализма для библейской антропологии, подчеркнутое доктриной о воскресении тела в противовес доктрине о бессмертии души, заключается в следующем: во-первых, “тело” является существенно важным аспектом личности человека, а не отделяющейся ее частью, которая в конечном счете отбрасывается; и во-вторых, весь человек, а не развоплощенная “душа”, предназначен к вечной жизни»43. Тело как человек в целом. В Новом Завете тело-soma — это не какая-то внешняя оболочка, существующая в качестве приложения к реально существующему «я» человека (душе); этим термином обозначается весь человек. Поэтому у Рудольфа Бальтмана были основания для следующего утверждения: «У человека нет soma [тела]; он сам есть soma [тело]»44. И хотя есть несколько отрывков, где тело, или плоть, противопоставляется душе, или духу, подобные противопоставления предназначены не для расчленения человеческой природы на разные сущности. Скорее, они служат для описания различных аспектов человека как единого целого. Тело-soma может обозначать человека в целом. Например, когда Павел говорит: «Если я… отдам тело мое на сожжение» (1 Кор. 13:3), он, очевидно, имеет в виду все свое существо. Подобным же образом, когда он говорит: «Усмиряю и порабощаю тело мое» (1 Кор. 9:27), речь идет о том, что он смиряет собственное «я». Принести тело в жертву живую (Рим. 12:1) значит покорить свое «я» Богу. Когда Павел говорит о своем желании, чтобы в его теле возвеличился Христос (Флп. 1:20), он имеет в виду прославление Христа во всем своем существе. В подобных примерах «тело» означает всего человека как личность, ответственную за определенные поступки. Телесное существование является нормальной и удобной формой существования. Таким образом, тело служит важным элементом человеческого бытия. Жизнь тела не противопоставлена жизни души или духа, как если бы оно было препятствием для полной реализации высших устремлений души или духа. Тело может стать препятствием, когда используется как орудие греха, но оно не таково само по себе. Тело вовсе не обязательно должно быть злом, ибо оно составляет часть Божьего благого творения. Об этом говорит и тот факт, что во Христе не было найдено никакого зла, хотя Он и был причастником нашей человеческой природы. Тело как орудие греха. Будучи подверженным тлению и смерти (см. Рим. 6:12; 8:11; 2 Кор. 4:11), тело может стать орудием греха. Вот почему Павел говорит о «теле смерти». «Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим. 7:24). В данном случае апостол рисует в сознании своем картину не физическую, но этическую. Смерть есть господство греха в физической жизни, от которого человек освобождается благодаря новому рождению, верой во Христа. Поскольку грех может царствовать в нашем смертном теле (Рим. 6:12), то тело, рассматриваемое как орудие греха, можно назвать «телом греховным» (Рим. 6:6) и «телом смерти» (7:24). Поэтому верующему необходимо «умерщвлять дела плотские» (Рим. 8:13), живя по Духу. Это не умерщвление самого тела, но отречение от греховных дел. Поскольку тело может стать орудием греха, цель христианской жизни заключается в развитии самоконтроля, чтобы не дать ему господствовать в духовной жизни человека. Павел ясно излагает эту истину в 1 Кор. 9, где он сравнивает себя с атлетом, который придерживается строгой дисциплины, чтобы помешать телу возобладать на своей духовной жизнью. «Но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (1 Кор. 9:27). Подчинить свое тело можно, посвятив его Богу в жертву живую (Рим. 12:1). Для этого не нужно предаваться аскетизму или умерщвлять само тело. Надо сделать его восприимчивым к руководству Слова Божьего. Христианин осознает, что тело его — место обитания Святого Духа (1 Кор. 6:19). Способствовать пребыванию Духа в теле значит подчинить все наши физические удовольствия и занятия духовным целям. Заключение. Тело в Новом Завете обозначает человека в целом, и буквально, как конкретную реальность человеческого существования, и образно, в его подверженности либо влиянию греха, либо силе Святого Духа. Новый Завет рассматривает тело как жизненно важный аспект человека, который неотделим от души и не может быть отброшен. Значение тела в Новом Завете расширено благодаря воплощению Христа, Который облекся в человеческое тело, чтобы совершить Свою искупительную миссию на земле. Воплощение Христа и Его воскресение в прославленном теле (Ин. 20:27) указывают на то, что тело имеет непреходящее значение в творческом и искупительном замысле Бога. Воскресение тела говорит нам о том, что даже на новой земле тело будет составлять важную часть человеческого бытия. Слово «тело» используется в Новом Завете двояким образом. С одной стороны, оно может стать «телом греховным» (Рим. 6:6) и «телом смерти» (Рим. 7:24) и, следовательно, орудием греха. С другой стороны, оно может стать храмом Святого Духа (1 Кор. 6:19) и прославлять Бога (1 Кор. 6:20), тем самым служа орудием Христа. Смысл спасения заключается не в удалении души из тела, но в обновлении тела (то есть всего человека) в этой земной жизни и в воскресении тела (то есть всего человека) в мире грядущем.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 287; Нарушение авторского права страницы