Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Часть 1: Традиционное представление об аде



За некоторым исключением традиционная концепция ада преобладала в христианской мысли со времен Августина и вплоть до девятнадцатого столетия. В общих чертах традиционный взгляд гласит, что после смерти развоплощенные души нераскаявшихся грешников низвергаются в ад, где они претерпевают наказание буквальным вечным огнем. При воскресении тело воссоединяется с душой, после чего адские муки для нечестивцев усугубляются, впрочем, как и райское блаженство для спасенных.

Красочные представления об аде. Не удовлетворившись образами пламени и дыма, описанными в Новом Завете, некоторые творчески мыслящие средневековые деятели рисовали ад как некую причудливую «комнату страха», где наказывают по принципу «глаз за глаз». Другими словами, какой член тела согрешил больше, тот и претерпит в аду большее наказание.

«В христианской литературе, — пишет Уильям Крокет, — мы находим богохульников, подвешенных за языки; распутные женщины, заплетавшие косы, чтобы соблазнить мужчин, раскачиваются над кипящим зельем, подвешенные за волосы или шею; клеветники пережевывают собственные языки, их глаза выжжены раскаленным железом. Прочие злодеи страдают в не менее живописных муках. Убийц бросают в ямы, полные ядовитых гадов, а их тела кишат червями. Женщины, сделавшие аборт, по шею погружены в испражнения. Те, кто болтал на богослужении, стоят в чане с горящей серой и смолой. Бесы затаскивают прелюбодеев на высокие скалы и бросают их вниз — туда, где торчат острые камни, а затем сызнова влекут на утес. Грешников, отвернувшихся от Бога, медленно поджаривают на адском пламени»5.

Эти присущие раннему Средневековью образы ада облагородил и обессмертил знаменитый итальянский поэт четырнадцатого века Данте Алигьери. В своей Божественной комедии (Divina Commedia) он изобразил место, где царит абсолютный ужас и осужденные корчатся и кричат от боли, в то время как святые купаются в лучах райской славы. В его аду одни грешники истошно вопят, варясь в кипящей крови, другим горячий дым обжигает ноздри, третьи мучаются от укусов ядовитых змей.

Более осторожный подход Лютера и Кальвина не остановил наследовавших им проповедников и богословов, и те по-прежнему рисовали ад как море огня, в котором на протяжении всей вечности горят нечестивые. Известный американский богослов восемнадцатого века Джонатан Эдвардс изображал ад в виде печи, где бушует жидкий огонь, наполняющий и тело, и душу нечестивца: «Тело будет преисполнено нестерпимой мукой, она будет наполнять каждый член его. Грешники будут испытывать жесточайшую боль, каждый сустав их, каждый нерв будет пылать невыразимыми мучениями. Они будут мучимы даже до кончиков пальцев. Все тело их будет исполнено Божьего гнева. Их сердце и чрево и голова, их глаза и язык, их руки и ноги наполнятся яростью Божьего гнева. Об этом мы читаем во многих Писаниях…»6.

Подобная же картина участи нечестивых была предложена известным британским проповедником девятнадцатого века Чарльзом Спердженом: «В том же огне, что столь привычен для нас на земле, возлежит ваше тело, подобное асбесту, несгораемое; все ваши вены станут дорогами, по которым будет ступать Боль; каждый ваш нерв станет струной, на которой дьявол будет беспрерывно наигрывать свою жестокую мелодию невыразимых адских стенаний»7. Возникает вопрос: как дьявол может мучить грешников там, где ему самому предстоит претерпеть наказание.

Сегодня те, кто верит в буквальное, вечное адское пламя, более сдержаны в описании страданий, испытываемых нечестивыми. Например, Роберт А. Петерсон в своей книге Ад под пристальным взглядом: доводы в пользу вечного наказания приходит к следующему выводу: «Судья и Повелитель ада — Сам Бог. Он присутствует в аду, но не в благословении, а в гневе. Ад влечет за собой вечное наказание, совершенную гибель, отвержение, ужасные страдания и невыразимую скорбь и боль. Ад не имеет временных рамок. И хотя существуют определенные степени наказания, ад ужасен для всех, кто в нем оказался. В нем обитают дьявол, бесы и нечестивцы»8.

Отстаивая эту точку зрения на ад, Петерсон привлекает на свою сторону немало свидетелей: Ветхий Завет, Христа, апостолов и церковную историю (раннее христианство, Реформацию и современный период). Он посвящает по главе каждому из них. Схожий подход используется и прочими богословами, поддерживающими традиционный взгляд на адские муки9. Исчерпывающий ответ по поводу всех этих мнимых свидетельств в пользу вечного наказания нечестивых не поместится в рамках нашего исследования. Заинтересованные читатели смогут найти такой ответ в книге Эдварда Фаджа Огнь поядающий (1982). Эта книга, с предисловием Ф.Ф.Брюса, заслужила похвалу многих исследователей за сбалансированный и честный подход к библейским и историческим данным. Наше же исследование будет сведено к нескольким наиболее важным наблюдениям.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 297; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь