Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Свидетельство межзаветной литературы



 

В литературе, появившейся в течение 400-летнего периода между Малахией и Матфеем, нет никакого единодушия в отношении участи нечестивых. Одни тексты описывают нескончаемые муки погибших грешников, другие отражают ветхозаветный взгляд, согласно которому нечестивые полностью прекращают свое существование. Подобное противоречие во взглядах появилось, скорее всего, по причине эллинистического культурного давления, которое испытывали иудеи в эту эпоху, когда они были широко рассеяны по всему древнему Ближнему Востоку.

К сожалению, большинство людей не знают об этих разногласиях, поскольку традиционалисты утверждают, что иудеи повсеместно верили в окончательное возмездие в виде вечных мучений. Поскольку Иисус и апостолы не развенчали подобный взгляд, то считается, что они поддерживали его. Подобное предположение основывается на фантазиях, а не фактах.

Вечные муки. Во 2-й Книге Ездры, апокрифической книге, которую Католическая церковь причисляет к канону, задается вопрос: когда души грешников подвергнутся истязаниям — сразу после смерти или только после нового творения (2 Езд. 7:15). Бог отвечает: «Когда дух оставляет тело… если это один из тех, кто презрел и не соблюл пути Всевышнего… такого духа сразу же постигнут мучения, и будет он всегда в скорби и горести» (2 Езд. 7:78—80)16.

Тот же самый взгляд изложен и в Книге Иудифь (150—125 до Р.Х.), апокрифе, также включенном в католический канон. В своей победной песне главная героиня этой книги провозглашает: «Горе народам, восстающим на род мой: Господь Вседержитель отмстит им в день суда, пошлет огонь и червей на их тела, — и они будут корчиться от боли и рыдать вечно» Иудиф. 16:17). Упоминание об огне и червях, возможно, восходит к Ис. 66:24, однако Исаия видел мертвые тела, пожираемые огнем и червями, а Иудифь говорит, что «огонь и черви» причинят богопротивникам вечную, нескончаемую боль. В данном случае мы имеем изложение явно традиционного взгляда на ад.

Подобное же описание участи нечестивых содержится и в 4й Книге Маккавейской, написанной иудеем, видимо, отличавшимся склонностью к стоицизму. Автор описывает, как праведники восходят в рай сразу после смерти (10:15; 13:17; 17:18; 18:23), а нечестивые нисходят в муки (9:8, 32; 10:11, 15; 12:19; 13:15; 18:5, 22). В 9й главе он рассказывает историю о верной матери и семи ее сыновьях, которые были замучены до смерти во время тирании Антиоха Эпифана (см. 2 Мак. 7:1—42). Эти семеро сыновей неоднократно предостерегали своих нечестивых мучителей о вечном огне, их ожидающем: «Божественное отмщение ожидает вас, вечный огонь и муки не отступят от вас вовеки» (4 Мак. 12:12; ср. 9:9; 10:12, 15). «Вечные муки грозят всякому, кто преступает заповеди Божьи» (4 Мак. 13:15).

Полное уничтожение. Впрочем, в других апокрифических книгах говорится о полном уничтожении грешников. Товит (около 200 до Р.Х.), к примеру, так описывает последнее время: «Все дети Израилевы, избавленные в те дни, в памятовании Бога в истине, будут собраны воедино и придут в Иерусалим и будут обитать в земле Авраамовой в безопасности… а те, кто делал грех и неправду, исчезнут со всего лица земли» (Тов. 14:6—8). Та же идея нашла свое выражение и в Книге Премудрости Иисуса сына Сирахова (около 195—171 до Р.Х.), где говорится о «ярости огня», в котором будут «истреблены» и «найдут погибель» нечестивые (36:7—10).

В Сивиллиных оракулах, сборнике, часть которого вышла из-под пера некоего иудейского автора, жившего, вероятно, во 2 веке до Р.Х., дано описание того, как Бог совершит полное истребление нечестивых: «И сожжет Он всю землю огнем, который пожрет весь род человеческий… и будет зола и прах» (Сив. Ор. 4:76). В Псалмах Соломона, составленных, скорее всего, иудеем-хасидом в середине 1 века до Р.Х., предвкушается время, когда нечестивые исчезнут с земли и никогда не будут воспомянуты: «Истреблен будет грешник навечно, и не будет он воспомянут при посещении праведных. Таков удел грешников навеки» (Пс. Сол. 3:11, 12).

Иосиф Флавий и свитки Мертвого моря. Традиционалисты нередко приводят представления ессеев о бессмертии души и вечном наказании, описанные Иосифом Флавием, в качестве обоснования своей точки зрения, будто подобные убеждение были общеприняты в новозаветные времена. Прежде чем прокомментировать это утверждение, давайте внимательно рассмотрим вышеуказанные записи. Иосиф говорит нам, что ессеи восприняли от греков не только понятие о том, что «души бессмертны и существуют вечно», но также и веру в то, что «благие души обитают за морями», где нет холодов и бурь, а «злые души [низвержены] в бурную мглу, где не прекращаются муки»17. Далее Иосиф поясняет, что подобные верования происходят от греческих «басен» и основываются «на предположении, что души бессмертны» и что «худые люди… после смерти претерпевают вечные мучения»18. Он называет эти верования «неизбежным соблазном для вкусивших некогда их [греческой] философии»19.

Необходимо отметить, что Иосиф относит веру в бессмертие души и вечные муки не к учениям Ветхого Завета, а к греческим «басням», которые оказались непреодолимыми для иудейских сектантов вроде ессеев. Подобное замечание предполагает, что далеко не все иудеи приняли эти убеждения. По некоторым признакам даже среди ессеев не все разделяли подобную веру. Например, свитки Мертвого моря, которые обычно связывают с общиной ессеев, ясно указывают на полное уничтожение грешников.

Дамасский документ, занимающий важное место среди рукописей Мертвого моря, описывает конец грешников, сравнивая их участь с участью людей, погибших в водах всемирного потопа, и неверных израильтян, павших в пустыне. После Божьего наказания не будет «остатка и спасшихся у них» (CD 2, 6, 7). Они станут, «как бы их и не было» (CD 2, 20). Тот же самый взгляд отображен и в другом свитке, Уставе общины, где говорится об «истреблении» людей Велиала (сатаны) посредством «огня вечного» (1 QS 2, 4—8)20.

Нужно отметить, что Устав общины описывает наказание тех, кто последовал духу блуждения, а не Духу истины, на первый взгляд, несколько противоречиво, а именно — как непрекращающуюся кару, которая влечет за собой полное уничтожение. Его текст гласит: «И наказание всем, поступающим [нечестиво], множеством ударов от руки всех ангелов-губителей в вечной преисподней, в яром гневе Бога мщения, на вечный трепет и нескончаемый стыд, с позорной гибелью в адском пламени. И все их сроки по их поколениям — в печали, горести и горьком зле, в мрачных напастях до истребления их без остатка и без спасения для них» (1 QS 4.11—14)21.

По словам автора этого документа, «вечный трепет и нескончаемый стыд» длятся лишь «до истребления их». Отсюда можно сделать вывод, что в новозаветные времена такие термины, как «нескончаемый», «без конца» или «вечный», использовались иначе, чем принято сегодня. Для нас «нескончаемое наказание» означает «наказание без конца», а не до тех пор, пока нечестивые не будут уничтожены. Осознание этого факта играет важную роль в интерпретации высказываний Иисуса о вечном пламени и в разрешении кажущегося противоречия, которое мы встречаем в Новом Завете, между «мукой вечной» (Мф. 25:46) и «вечной погибелью» (2 Фес. 1:9). Когда речь идет о наказании нечестивых, «нескончаемый» означает «пока не будут истреблены».

Вышеизложенные примеры межзаветной литературы показывают, что в этот период не существовало устойчивой «иудейской точки зрения» по вопросу об участи нечестивых. Большинство документов отражают ветхозаветный взгляд, согласно которому грешникам уготовано полное истребление, однако некоторые из них недвусмысленно говорят о нескончаемых муках. Словом, читая слова Иисуса или новозаветных авторов, мы не можем исходить из предпосылки, что они отражают бытовавшую среди иудеев того времени веру в вечные мучения. Мы должны исследовать учения Нового Завета на основании того, что говорит он сам.

 

Свидетельство Иисуса

Учил ли Иисус о вечных муках? Традиционалисты считают, что Иисус дает им в руки самое сильное свидетельство в пользу вечного наказания нечестивых. Кеннет Кантцер, один из виднейших евангелических лидеров современности, утверждает: «Всякий признающий Иисуса Христа Господом не может игнорировать ясный, недвусмысленный язык, которым Он провозглашает ужасную истину о вечном возмездии»22.

Австралийский богослов Леон Моррис соглашается с Кантцером и категорически заявляет: «Почему в этот просвещенный век люди верят в ад? Потому что о его существовании учил Иисус. Об аде Он говорил чаще, чем о небесах. Мы не можем закрывать глаза на этот факт. Нет ничего удивительного в том, что есть люди, которым претит идея об аде. Мне тоже она не нравится. Но если мы серьезно относимся к познанию Иисуса как воплотившегося Сына Божьего, мы должны считаться с Его словами о том, что некоторые люди проведут вечность в аду»23.

Моррис не сомневается в том, что Иисус учил о существовании ада. Иисус действительно использует термин gehenna семь раз из восьми случаев его употребления в Новом Завете. Единственное упоминание этого слова вне Евангелий содержится в Иак. 3:6. Но вопрос вовсе не в факте существования ада как места окончательного наказания нераскаявшихся грешников. Здесь большинство христиан согласны друг с другом. Главный вопрос — природа ада. Учил ли Иисус о том, что ад-gehenna есть место, где грешники будут претерпевать вечные муки? Или Он говорил об окончательном истреблении? Чтобы найти ответ на этот вопрос, исследуем то, что Иисус на самом деле говорил об аде.

Что такое ад- gehenna? Прежде чем мы обратимся к словам Христа об аде-gehenna, будет полезно рассмотреть происхождение самого этого термина. Греческое слово gehenna представляет собой транслитерацию древнееврейского выражения «долина сыновей Енномовых». Эта долина располагалась к югу от Иерусалима. В древности с ней был связан обычай приносить детей в жертву богу Молоху (4 Цар. 16:3; 21:6; 23:10). И потому она заслужила имя «Тофет» — место, куда плюют24. Эта долина, по всей видимости, стала гигантским погребальным костром для 185-тысячной армии ассирийцев, которую поразил Господь во дни Езекии (Ис. 30:31—33; 37:36).

Иеремия предсказывал, что это место будет названо «долиною убийства», потому что оно наполнится трупами израильтян, когда Бог будет судить их за грехи их. «Вот, приходят дни, говорит Господь, когда не будут более называть место сие Тофетом и долиною сыновей Енномовых, но долиною убийства, и в Тофете будут хоронить по недостатку места. И будут трупы народа сего пищею птицам небесным и зверям земным, и некому будет отгонять их» (Иер. 7:32, 33).

Иосиф Флавий сообщает нам, что эта долина была завалена мертвыми телами евреев после осады Иерусалима в 70 г. от Р.Х.25 Исаия наблюдает ту же сцену после истребления грешников, которое совершит Господь в конце времен (Ис. 66:24). В межзаветный период эта долина превратилась в место последнего наказания и была названа «проклятой долиной» (1 Енох. 27:2, 3), «юдолью возмездия» и «будущих мук» (2 Вар. 59:10, 11), «печью геенны» и «бездной мучения» (4 Езд. 7:36).

И хотя образный ряд слова gehenna имеет общие черты во всей еврейской литературе того периода, описания того, что там происходит, весьма противоречивы. Эдвард Фадж завершает свое исследование данной литературы следующими словами: «Мы увидели несколько отрывков в псевдоапокрифах и один — в апокрифах, где говорится о вечных муках плоти и/или души. В то же время в межзаветной литературе очень много примеров, когда авторы описывают истребление нечестивых огнем — тем самым ветхозаветным огнем, всепожирающим и неугасимым, не оставляющим после себя ничего, кроме дыма. Мы не погрешим против истины, если скажем, что у тех, кому довелось лично слышать слова Господа, слово gehenna вызывало ужас и отвращение. Однако говорить что-то сверх того нужно с величайшей осторожностью»26.

Иисус и адский огонь. Помня об этом предостережении, рассмотрим семь упоминаний об адском огне-gehenna, которые мы находим в Евангелиях. В Нагорной проповеди Иисус утверждает, что всякий, кто скажет своему брату: «безумный», подлежит «геенне [gehenna] огненной» (Мф. 5:22). Далее Он говорит, что лучше вырвать себе глаз или отсечь руку, соблазняющие ко греху, чем если «все тело твое [будет] ввержено в геенну» (Мф. 5:29, 30). Эта же мысль выражена и в следующих главах Евангелия от Матфея: лучше отсечь руку или ногу или вырвать глаз, соблазняющие ко греху, чем «быть ввержену с огонь вечный… быть ввержену в геенну огненную» (Мф. 18:8, 9). Здесь огонь ада описывается как «вечный». То же выражение употреблено и у Марка, где Иисус трижды говорит, что лучше лишиться той или иной части своего тела, чем «идти в геенну, в огонь неугасимый… быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает» (Мк. 9:43—48). Еще одно упоминание о gehenna содержится в Мф. 23:15, где Иисус упрекает фарисеев в том, что они обходят море и сушу, чтобы обратить хотя бы одного человека, а когда это происходит, делают его «сыном геенны, вдвое худшим вас». Наконец, в той же главе Он предостерегает фарисеев, что им не избежать «осуждения в геенну» (Мф. 23:33).

Рассматривая упоминания Христа о gehenna, мы должны, прежде всего, отметить, что Он нигде не говорит о том, что gehenna есть место непрекращающихся мук. Вечен и неугасим огонь, а не наказание. Ранее мы уже говорили, что в Ветхом Завете этот огонь вечен и неугасим в том смысле, что он полностью уничтожает мертвые тела. Этот вывод находит подтверждение в предостережении Христа о том, что мы должны бояться не тех, кто может нанести вред нашему телу, а Того, «кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф. 10:28). Смыл этих слов ясен. Геенна (ад) — это место последнего наказания, заключающегося в полном уничтожении всего человеческого существа — его тела и души.

Роберт Петерсон заявляет, что «Иисус не говорит здесь о буквальном уничтожении», поскольку в параллельном тексте в Лк. 12:5 слово «погубить» не используется. Там говорится: «Бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну». На этом основании Петерсон делает вывод: «Таким образом, выражение “погубить”, упомянутое в Мф. 10:28, равнозначно выражению “ввергнуть в геенну”»27, то есть — в вечные муки. В его аргументации есть очень серьезный изъян. Сначала он выдвигает тезис, что «ввергнуть в геенну» значит «предать вечным мукам». А затем использует свой субъективный тезис для отрицания очевидного смысла глагола appolumi — «погубить, уничтожить». Петерсон пренебрегает основным принципом толкования Библии, который требует, чтобы тексты, неясные по смыслу, толковались с помощью текстов, чей смысл определен, а не наоборот. Иисус ясно говорит о том, что Бог уничтожит в аду и душу, и тело, а это значит, что ад — это место, где грешники претерпят полное уничтожение, а не вечные муки.

«Огонь вечный». Традиционалисты могут поставить под сомнение этот вывод, поскольку Христос говорил и об «огне вечном», и о «муках вечных». Например, в Мф. 18:8, 9 Он повторяет то, что уже говорил прежде (Мф. 5:29, 30), — об отсечении части тела ради спасения от «огня вечного», или «геенны». Еще более определенная ссылка на «огонь вечный» содержится в притче об овцах и козлах, где Христос говорит об отделении спасенных от неспасенных, которое произойдет при Его пришествии. Он пригласит верных в Свое царство, а нечестивых отвергнет: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его… И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25:41, 46)28.

Традиционалисты придают огромное значение последнему отрывку, поскольку в нем совмещены две концепции — «огня вечного» и «муки вечной». Данному сочетанию придается следующий смысл: если огонь, причиняющий муку, вечен, значит, и сами муки должны быть вечными. Петерсон пошел еще дальше. По его словам, «если бы Мф. 25:41 и 46 были единственным библейским отрывком, где описывается участь нечестивых, то и тогда библейское учение о вечном осуждении было бы достаточно ясным и обязывающим нас верить в него и провозглашать его на основании авторитета Сына Божьего»29.

Интерпретация этих двух наиважнейших текстов, выдвинутая Петерсоном, неверна по четырем основным причинам. Во-первых, Христос, рассказывая эту притчу, не ставил перед Собой цель дать определение природе вечной жизни или вечной смерти, а лишь подтвердил, что человека может постигнуть та или иная участь. Сущность же этих двух состояний в данной притче не обсуждается.

Во-вторых, как верно указывает Джон Стотт, «сам огонь назван здесь “вечным” и “неугасимым”, но было бы очень странно, если бы брошенный в него человек оказался неуязвимым. По идее должно быть наоборот: он должен быть навечно уничтожен, а не истязаем. Отсюда и дым (как свидетельство того, что огонь сделал свое дело), который “будет восходить во веки веков” (Откр. 14:11; ср. 19:3)»30.

В-третьих, огонь «вечен-aionos» не потому, что будет гореть вечно, а потому, что полностью сожжет и уничтожит нечестивых. На это ясно указывает тот факт, что огненное озеро, в которое будут брошены грешники, названо «второй смертью» (Откр. 20:14; 21:8), поскольку оно совершит окончательное и бесповоротное уничтожение жизни.

Вечная погибель. Определение «вечный» нередко означает неизменность результата, а не продолжительность процесса. Например, в Иуд. 7 сказано, что Содом и Гоморра подверглись «казни огня вечного [aionios]». Совершенно очевидно, что огонь, испепеливший эти два города, вечен не по своей продолжительности, но по неизменности результатов его воздействия.

Подобные примеры можно найти и в иудейской межзаветной литературе. Ранее мы отмечали, что в Уставе общины из свитков Мертвого моря Бог провозглашает «истребление» нечестивых с помощью «огня вечного» (1QS 2.4—8). «Ангелы смерти» наведут «нескончаемый ужас и посрамление без конца, и бесчестие погибелью в огне преисподней… пока не будут истреблены до последнего» (1QS 4.11—14). В данном тексте посрамляющий и губительный огонь «нескончаем… без конца», но будет длится лишь до тех пор, пока «не будут истреблены». Для современного критического мышления подобное утверждение звучит противоречиво, однако в библейские времена люди мыслили немного иначе. Чтобы правильно понять этот текст, необходимо установить, как его понимали его первые читатели.

Вышеприведенных примеров вполне достаточно, чтобы показать, что огонь, совершающий последнюю кару, «вечен» не потому, что будет гореть вечно, а потому, что, как и в случае с Содомом и Гоморрой, произведет полное и необратимое истребление нечестивых, и это их состояние не изменится вовеки. В своем комментарии на Евангелие от Матфея Р.В.Г. Таскер высказывает то же мнение: «Нет никаких указаний на продолжительность этого наказания. Можно с большой долей уверенности сказать, что метафора “огня вечного” в стихе 41 указывает на окончательное уничтожение»31.

В-четвертых, Иисус предлагал сделать выбор между уничтожением и жизнью: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7:13, 14)32. Здесь Иисус противопоставляет удобный путь, ведущий к погибели (уничтожению) в аду, и тернистый путь, ведущий к жизни в Небесном Царстве. Противопоставление погибели и жизни предполагает, что «огонь вечный» влечет за собой окончательное уничтожение грешников, а не их вечные мучения.

Вечное наказание. Слова Христа: «И пойдут сии в наказание вечное, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25:46 — др. пер.), считаются многими наиболее ясным свидетельством в пользу того, что страдания нечестивых будут длиться всю вечность. Неужели это единственно верное толкование данного текста? Джон Стотт отвечает: «Нет, это значит придавать тексту значение, которого у него нет. Иисус действительно сказал, что и жизнь, и наказание будут вечными, однако в этом отрывке Он не дает природе этих понятий никакого определения. Если о вечной жизни Иисус говорил как о блаженном бытии в тесном общении с Богом (Ин. 17:3), то из этого вовсе не следует, что вечное наказание есть нескончаемая боль от руки Божьей. Наоборот, хотя обе эти участи названы вечными, Иисус их противопоставляет: чем больше они отличаются, тем лучше»33.

Традиционалисты считают «вечное наказание» процессом, но не в этом смысл данного словосочетания. Как остроумно замечает Бэзил Аткинсон: «Когда прилагательное aionios в значении “вечный” употребляется в греческом языке вместе с существительными, обозначающими действие, оно относится к результату действия, а не к процессу. Таким образом, выражение “вечное наказание” сравнимо с выражениями “вечное искупление” и “вечное спасение”. Никто не говорит, что нас искупают или спасают вечно. Мы были искуплены и спасены Христом раз и навсегда. Точно так же и грешники не будут проходить через процесс наказания вечно, но будут наказаны раз и навсегда. С другой стороны, существительное “жизнь” выражает не действие, а состояние. И потому жизнь сама по себе вечна»34.

Подходящий пример в подтверждение этого вывода можно найти во 2 Фес. 1:9, где Павел говорит о тех, кто отвергает Благую весть: «Которые подвергнутся наказанию вечной погибелью, от лица Господа и от славы могущества Его»35 (др. пер.). Совершенно очевидно, что уничтожение (погибель) нечестивых не может продолжаться вечно. Трудно представить себе вечный, незавершающийся процесс уничтожения. Погибель нечестивых вечна-aionios не потому, что процесс уничтожения длится вечно, а потому, что результаты его неизменны. Подобным же образом и «вечное наказание» в Мф. 25:46 названо вечным по причине неизменности его результатов. Это наказание, которое будет иметь результатом вечную гибель, или уничтожение.

Значение слова «вечный». Некоторые рассуждают так: «Если слово “вечный” означает “без конца” в применении к будущему блаженству верующих, то из этого вытекает, при отсутствии ясных свидетельств в пользу обратного, что данное слово имеет то же значение и в применении к будущему наказанию грешников»36. Гарри Бьюис высказывается по этому поводу еще более определенно: «Если aionion служит для описания жизни, не имеющей конца, то это слово должно описывать и бесконечное наказание. В данном случае доктрина о небесах и доктрина об аде неразрывно связаны»37.

Рассуждающие подобным образом исследователи не учитывают, что значение слова «вечный» определяется объектом, который оно характеризует. Если объектом является жизнь, даруемая Богом Его последователям (Ин. 3:16), то слово «вечный» определенно означает «бесконечный, непрекращающийся», поскольку Писание говорит нам, что смертная природа верующих облачится «в бессмертие» при Христовом пришествии (1 Кор. 15:53).

С другой стороны, если определяемым объектом служит «наказание» или «погибель» нечестивых, то «вечный» может означать лишь «неизменный, полный, окончательный», поскольку в Писании нет ни единого слова о том, что нечестивые будут воскрешены бессмертными, чтобы затем их можно было предать вечным мучениям. Вечное наказание требует либо наличия бессмертной природы от рождения, либо Божественного ниспослания этого дара в момент наложения наказания. Однако Библия ничего не говорит о существовании подобных явлений.

Наказание нечестивых имеет вечный характер и качественно, и количественно. Оно «вечное» качественно, поскольку относится к Грядущему Веку. Оно «вечное» количественно, поскольку его последствия не имеют конца. Подобно «суду вечному» (Евр. 6:2), «вечному искуплению» (Евр. 9:12) и «спасению вечному» (Евр. 5:9) — вечный характер которых определяется результатами некогда совершенных деяний — «вечное наказание» названо «вечным» исходя из его результатов: полного и необратимого уничтожения нечестивых.

Нужно отметить, что греческое слово aionios, переводимое как «вечный» или «бесконечный», буквально означает «длящийся определенное время». Древнегреческие папирусы содержат многочисленные упоминания о римских императорах, названных aionios. Это означает, что они правили до конца жизни. К сожалению, слово «вечный» или «бесконечный» неточно передают смысл термина aionios, буквально означающего «длящийся век».

Значение слова «наказание». Теперь обратимся к слову «наказание» («мука»), которое используется для передачи греческого kolasis. Если заглянуть в Словарь греческого Нового Завета, изданный Молтоном и Миллиганом, то мы увидим, что это слово в те времена использовалось в значении «обрезки» или «отсечения» высохших ветвей. Таким образом, оно отражает часто встречающееся в Ветхом Завете выражение «истребится [будет отсечен] из народа своего» (Быт. 17:14; Исх. 30:33, 38; Лев. 7:20, 21, 25, 27; Чис. 9:13). То есть, «вечное наказание» нечестивых состоит в их полном и необратимом «отсечении» от человечества.

Наконец, нельзя забывать, что вечное наказание может быть наложено на нечестивых только в том случае, если Бог воскресит их к бессмертию, дабы их жизнь стала неуязвимой. Но, согласно Писанию, только Бог обладает бессмертием Сам в Себе (1 Тим. 1:17; 6:16). Он дает бессмертие как евангельский дар (2 Тим. 1:10). В самом известном библейском стихе говорится, что неверующие в Него «погибнут [apoletai]» и не получат «жизнь вечную» (Ин. 3:16). Участь грешников — уничтожение в вечном огне, а не наказание вечными мучениями. Понятие о вечных муках нечестивых можно отстаивать только на основании греческих представлений о бессмертии и неуязвимости души, однако, как мы уже выяснили, эта концепция чужда Библии.

«Плач и скрежет зубов». В Евангелии от Матфея мы четырежды встречаем утверждение, что в день суда «будет плач и скрежет зубов» (Мф. 8:12; 22:13; 24:51; 25:30). Люди, верящие в буквальный, вечный адский огонь полагают, что выражением «плач и скрежет зубов» описывается агония, которую будут испытывать грешники на протяжении всей вечности. Однако, рассмотрев контекст каждого из этих отрывков, мы увидим, что «плач и скрежет зубов» относятся к разделению всех людей на две категории, которое произойдет в судный день.

Это выражение скорее всего ведет происхождение от плача и зубовного скрежета, ассоциировавшегося с днем Господним в Ветхом Завете. Например, Софония описывает день Господень следующими словами: «Близок великий день Господа, близок, и очень поспешает: уже слышен голос дня Господня; горько возопиет тогда и самый храбрый» (Соф. 1:14)38. В том же духе высказывается и псалмопевец: «Нечестивый увидит и будет досадовать, заскрежещет зубами своими и истает. Желание нечестивых погибнет» (Пс. 111:10)39. Здесь псалмопевец ясно указывает, что скрежет зубов есть следствие суда над нечестивыми, исход которого — их истребление.

Эдвард Фадж делает следующее проницательное наблюдение: «Выражение “плач и скрежет зубов”, по всей видимости, указывает на два различных действия. Плач отражает ужас осужденных, когда они начинают осознавать, что Бог отверг их как никчемный прах и им грозит исполнение Его приговора. Скрежет зубов, видимо, выражает нестерпимую ярость и злобу, которые они испытывают к Богу, осудившему их, и к искупленным, которых Он наделил вечным блаженством»40.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 263; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.038 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь