Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Часть 3: Концепция ада как полного уничтожения грешников
«Сектантская вера». Концепция ада как полного уничтожения грешников ассоциируется, главным образом, с «сектами» вроде адвентистов седьмого дня, Свидетелей Иеговы и более мелких субботствующих церквей (Церковь Божья седьмого дня, Всемирная церковь Бога, Объединенная церковь Бога, Глобальная церковь Бога, Международная церковь Бога). По этой причине многие евангельские христиане и католики отвергают концепцию уничтожения априори — просто потому, что это «сектантское», а не традиционно протестантское или католическое учение. Подобное верование считается «нелепостью»66 и продуктом мирской сентиментальности67. По большому счету, все мы выросли на традиции. Вера, которую мы получили, была передана нам христианской традицией в форме проповедей, книг, христианского воспитания в семье, школе и церкви. Мы воспринимаем прочитанное в Библии в свете того, что уже узнали из этих разнообразных источников. И потому мы зачастую даже представить себе не можем, насколько глубоко то влияние, которое оказала традиция на наше понимание Священного Писания. Однако, как христианам, нам ни в коем случае нельзя становиться рабами человеческой традиции, будь то «католическая», «евангелическая» или даже наша собственная «конфессиональная» традиция. Нельзя считать наши верования абсолютно истинными только потому, что они освящены традицией. Наше право и наш долг — испытывать наши убеждения и по необходимости реформировать их в свете Библии. «Тактика изматывания противника». Стратегия отвержения той или иной доктрины априори — по той причине, что она ассоциируется с «сектантскими» церквами, — выливается в «тактику изматывания противника», направленную против тех современных евангелических богословов, которые отказываются от традиционного взгляда на ад как место вечных мук в пользу концепции полного уничтожения нечестивых. Эта тактика, как уже отмечалось в 1й главе, состоит в дискредитации таких богословов, когда их имена связываются с либеральными христианскими течениями или с сектантами вроде адвентистов. Известный канадский богослов Кларк Пиннок пишет: «Похоже, открыт новый критерий истины, который гласит, что если адвентисты или либералы придерживаются какого-либо взгляда, значит, этот взгляд определенно неверен. Как будто об истинности того или иного мнения можно судить по тому, кто его высказывает, и потому необходимость в открытом обсуждении отпадает сама собой. Подобный аргумент, будучи бесполезным в разумной дискуссии, может оказать нужное воздействие на невежд, введенных в заблуждение такой риторикой»68. Несмотря на подобную тактику, концепция ада как полного уничтожения нечестивых завоевывает все большее признание среди евангельских христиан. Публичная поддержка этого взгляда со стороны Джона Р. У. Стотта, весьма уважаемого британского богослова и популярного проповедника, еще более подкрепляет эту тенденцию. «Как ни странно», пишет Пиннок, «в данном случае возникает определенного рода “ассоциативное признание” вопреки той тактике, которая используется против этой концепции. Сейчас уже практически невозможно увязывать ее только с еретиками или почти еретиками [вроде адвентистов седьмого дня], хотя я уверен, что найдутся люди, которые откажут Стотту в правоверности именно на этом основании»69. Джон Стотт высказывает опасение, что его новые взгляды могут вызвать разделение в евангелическом сообществе, где он является признанным лидером. Он пишет: «Меня не оставляют сомнения, стоит ли выражать свои взгляды по этому поводу в письменной форме, с одной стороны потому, что я испытываю огромное уважение к давно устоявшейся традиции, претендующей на верное истолкование Священного Писания, и не отбрасываю ее как таковую; а с другой стороны потому, что для меня всегда имело большое значение единство всемирного евангелического сообщества. Но поднятый вопрос слишком важен, чтобы им пренебречь, и я благодарен Дэвиду Эдвардсу за то, что он побудил меня высказаться. Я не выдаю за догму свою позицию, которой я ныне придерживаюсь. Скажем так: это рабочая гипотеза. Но я хотел бы призвать евангельских христиан к откровенной дискуссии, которая основывалась бы на Священном Писании»70. Причины эмоционального и библейского плана побудили Джона Стотта отказаться от традиционного взгляда на ад и принять концепцию полного уничтожения нечестивых. Стотт пишет: «Если говорить об эмоциях, то я нахожу концепцию вечных мук неприемлемой и не понимаю, как люди могут мириться с ней и не черстветь при этом сердцем и душой. Впрочем, наши чувства — изменчивый и ненадежный путеводитель к истине, и в ее поиске ни в коем случае нельзя полагаться на них как на высший авторитет. Как посвященный евангельский христианин я должен прислушиваться не к своему сердцу, а к тому, что говорит Божье Слово. Нам необходимо исследовать библейский материал заново и открыть разумение наше (а не только сердце) и признать вполне возможным, что Библия указывает в сторону концепции полного уничтожения, а “вечные муки” есть традиция, которая должна отступить пред лицом высшего авторитета Писания»71. В ответ на призыв Стотта окинуть свежим взглядом библейское учение об окончательном наказании, мы вкратце рассмотрим свидетельство Ветхого и Нового Заветов относительно следующих вопросов: 1) смерть как наказание за грех, 2) терминология, связанная с уничтожением грешников, 3) нравственная подоплека вечных мучений, 4) юридическая подоплека вечных мучений и 5) космологическая подоплека вечных мучений.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 290; Нарушение авторского права страницы