Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Школы дизайна и их роль в формировании проектной культуры и развитии дизайна



 

       Проектная культура формировалась постепенно, её развитие связывается с появлением первых образовательных учебных заведений, в которых не только целенаправленно готовили художников-конструкторов для промышленности, но и искали новые пути методико-педагогической работы, выстраивали теорию дизайн-проектирования. Уже упоминавшиеся Баухауз, ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН, Ульмская высшая школа дизайна, а также ряд других, менее известных дизайн-школ являются самобытными, творчески развитыми и оригинальными образцами профессиональной подготовки профессиональных кадров.

Совпадение творческих взлетов проектной культуры с деятельностью того или другого образовательного центра, имеющего мировое значение, случается не очень часто, но именно оно является высшим критерием для квалификации этих центров как Школ дизайна с большой буквы. Напри­мер, наиболее заметным явлением в мировом дизайне 50-х годов, во многом определившим его главные концеп­туально-стилевые особенности и творческие достижения, была Ульмская школа дизайна, в стенах которой родился «браун-стиль», ставший, как и сама Ульмская школа, меж­дународным символом дизайна. В этом смысле учебное заведение состоялось и заяви­ло о себе всему миру как Школа дизайна.

В нашей стране исторически сложилось несколько школ подготовки дизайнеров высшей квалификации с различной специализацией (московская, ленинградская, сверд­ловская, вильнюсская, харьковская и др.). «Каждая сложившаяся школа… руководствуется всецело сво­ей оригинальной концепцией дизайна и индивидуальным видением его профессиональных целей и задач, методов и средств деятельности. На этой основе выстраивается своя собственная модель специалиста и в соответствии с ней разрабатывается система методического обеспече­ния учебно-воспитательного процесса» [20, с. 6]. За минувшие годы произошли перемены как в теории и практике дизайна, так и в обществе в целом. Но одно до сих пор остаётся неизменным - дефицит учебно-методической литературы, специально предназначенной для подготов­ки дизайнеров в системе высшей школы. Острота этого дефицита свя­зана не столько с малочисленностью подобного рода изданий, сколько с их малой совместимостью, возможностями использования в обучении студентов смежных областей дизайна.

С этой точки зрения отечественные высшие учебные центры по подготовке дизайнеров еще не являются вполне сформировавшимися школами. Процесс самоопределения школ имеет значение не только для собственно дизайнерского обра­зования, но и для развития всей системы образования в нашей стране. Осмысление сложного состояния этой системы приводит к выводу, что в образовании наблюдается изоляция дис­циплин и специальностей, противоречащая его конечной це­ли - формирование субъекта, способного к полноценно плодотворной деятельности в современных условиях. Во всяком случае, для дизайн-образования эта проблема очевидна.

 Выходом из создавшейся ситуации может являться моделирование буду­щей профессиональной деятельности в процессе обучения. Для этого необходимо, чтобы студент получал задания, кото­рые требуют освоения всего набора дисциплин, предусмот­ренных учебным планом. Чем более широкими, комплексными будут задания, чем явственнее они соединят в одну систему все приобре­таемые знания, тем лучше. С легкой руки пионеров отечественного дизайна, преподавателей ВХУТЕМАСа, в обучении дизайнеров прижилось название формообразующих, композиционных дис­циплин как пропедевтических. Несмотря на то, что термин «пропедевтика» толкуется Российским энциклопедическим словарём как «введение в какую-либо науку, предварительный, вводный курс, систематически изложенный в сжатой и элементарной форме» (от греч. propaidéuō — предварительно обучаю), цикл данных дисциплин занимает в системе обучения дизайнера особое место, как заключающий в себе основы развития творческого мышления и худо­жественно-проектного мастерства будущего профессионала.

Процесс формирования проектного мышления возможен на базе общей методологии взаимодействия понятийно-логических и композиционно-образных принципов, методов и средств формообразования различных систем как предметных условий жизнедеятель­ности современного человека. «Системный подход - рассмотрение сложного, разветвленного объекта дизайнерского проектирования как системы взаимоувязанных материально-функциональных и социокультурных элементов. Требует установления четких функциональных связей между средой, ее элементами - ве­щами и процессами, протекающими в ней с участием человека (групп людей, общества). Результатом такого рассмотрения является по­строение системного объекта» [12, с. 37].

Опираясь на лекционный материал теоретического курса дизайн-дисциплин и на приобретаемый студентами опыт практического решения учеб­ных задач, необходимо как можно полнее и доступнее раскрывать конструктивно-творческую сущность соотношений и взаимосвязей в процессе художественного проектирования различ­ных классов искусственных систем.

Для современного состояния дизайн-школ в нашей стране характерно бурное развитие самых различных направлений дизайна, активное формирование собственных методик, участие в общероссийском процессе возрождения страны через восстановление или творческое переосмысление традиций ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа в подготовке профессиональных кадров для творческо-проектной деятельности во всех областях дизайна.

Понимание адекватности человеку развития окружающей его среды должно основываться на фундаментальных представлениях о системной организации матери­ального мира, его структурной сложности и на функциональной многоуровневой организации, которая требует целенаправленного регу­лирования всех его внутренних и внешних связей и отношений. При художественно-проектной разработке функцию такого регулятора при­зван выполнять дизайнер, обладающий развитым чувством композиционной меры.

 

Контрольные вопросы и практические задания к Главе 1.

1. Охарактеризуйте смысловое значение термина «дизайн» в историческом развитии.

2. Раскройте значение дизайн-деятельности с точки зрения единства её основ - развития промышленности, изобразительного искусства и художественного ремесла (декоративно-прикладного искусства).

3. Охарактеризуйте взаимосвязь структурных элементов дизайн-проектирования.

4. Выявите роль и место проектной культуры в общественном развитии, раскройте понятие «Школа дизайна», сделайте выводы о значении дизайн-образования в сфере образовательной системы.

5. Выполните композицию из пяти геометрических тел, изобразив её: в плоскостной подаче - фронтально или в виде плана, в объемной подаче (наглядное изображение) - в аксонометрии или в перспективе.

6. Разработайте два варианта решения той же композиции в тоновом варианте «белое - серое - черное», выполнив их наглядные изображения.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 432; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь