Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Особенности проектирования графических элементов



 

Ответвление от плакатно-рекламной графики – графический дизайн – ориентирован в современном обществе на создание знаков и видов визуальной подачи информации. Создаются так называемые «искусственные системы», что означает - в данном виде дизайна - системы знаков, легко узнаваемых, выполненных в определенной цветовой гамме и отвечающих определенным требованиям – дорожные знаки, знаки опасности, принадлежности к профессии, к фирме и т.д.

Графический дизайн имеет свою международную организацию ИКОГРАДА, основанную в 1964 году и занимающуюся преимущественно вопросами прикладной графики (упаковка, реклама) и графики изделий.

Одним из важнейших разделов графической дизайнерской деятельности является разработка фирменного стиля компании, организации и т.п. Проектирование визуального имиджа основывается на базе методов, сложившихся в мировой практике и с учетом концепции деятельности конкретного предприятия. Носителями знаковой фирменной информации сегодня может являться очень широкий спектр изделий – от уличного рекламного щита до авторучки. Главные требования к визуальным фирменным знакам – лаконичность, «цепкость» для взгляда, «говорящая» цветовая гамма, удобство адаптации - как на мелкие носители, так и на очень большие.

В процессе изучения курса формальной композиции обычно осуществляется обращение к общей клас­сификации искусственных систем по их функционально-структурным принципам организации. Одним из важнейших компонентов визуальных искусственных систем является знак.

 

Рис.13. Примеры знаков.

 

В графическом дизайне знак рассматривается как отношение «графический носитель - смысловое содержание». В зависимости от харак­тера этого отношения знаки подразделяются на три вида: иконические знаки, знаки-индексы и знаки-символы (пиктограммы). Чаще всего моделируются только первые два, так как знаки-символы сложны по содержанию и специфичны по методам их формирования (рис.13).

Любой графический знак является лишь видом изобра­жения, но далеко не всякое изображение по своей форме будет являться знаком. Чтобы изображение точно соответствовало понятию знаковости, структура его организации должна строго отвечать четырем фунда­ментальным требованиям: автономности, различимости, запоминаемос­ти и визуальной активности. Понятия иконичности и индексности отражают не только специфику соотношений в них смыслового содержания и графическо­го носителя, но и являются показателями степени наглядной выражен­ности данных отношений.

Для иконических знаков характерным является такое отношение графического носителя к смысловому содержанию, выраженному в прототипе, когда наблюдается их полное совпадение. Иными словами, графическая структура иконического знака содержит в себе и передает собственное смысловое содер­жание, и поэтому при его восприятии не требуется специальная расшифровка передаваемого знаком информационного сообщения. Иконическим знакам присуща высокая степень формального сходства с отображаемым объектом.

В то же время знак не является полной копией прототипа. «Он пред­ставляет собой существенно трансформированную модель предмета, которая выделяет, выявляет, образно представляет особую сторону смыс­лового содержания данного предмета. В связи с этим при формирова­нии иконического знака всегда остро стоит проблема установления гар­монического соответствия между формой организации графического носителя, смысловым содержанием и изначальной информационной из­быточностью отображаемого предмета» [20, с. 162]. Это означает, что если, например, для иконического знака характерно морфологическое сходство с определенным предметом, то степень этого сходства должна полностью соответствовать мере передаваемого смыслового содержания. Яркий пример иконического знака - стилизованное изображение панды на символе всемирной организации Гринпис.

Нарушение требования пред­метной узнаваемости в структуре иконического знака приводит к автома­тическому переводу его в класс знаков-индексов с существенным искаже­нием его смыслового содержания.

В знаке-индексе графическая структура носите­ля не связана с передаваемым ею смысловым содержани­ем, т.е. между ними нет не только какого-либо сходства, но и вообще ни­какой формы зависимости. Их отношение задается искус­ственно, путем условного соответствия знака закладываемому в него понятию. Как правило, оно устанавливается на основе коллектив­ной договоренности субъектов коммуникативного процесса (дизайнер – заказчик), учреждается «в принудительном порядке», волевым актом. Прямыми аналогами знаков-индексов являются буквы алфавита любого современ­ного языка. Также в качестве примеров можно назвать эмблемы многих автомобильных фирм: Шевроле, Ауди, Мерседес.

Основой грамотного подхода к созданию знака-индекса является формально-композиционная «чистота» строения его гра­фической структуры, в которой не должно быть даже малейших признаков, способных вызвать какие-либо предметные ассоциации при ее восприятии. На этом этапе разработки знака ведущую роль играют требования раз­личимости и запоминаемости, которые должны обеспечиваться композицией элементов внутреннего строения знака-индекса. Затем внутренняя структура знака наполняется свойствами и признаками автономности и визуальной активности. Знак должен работать в системе как самостоятельная информационная единица, связанная с остальными элементами системы, для которой он создается.

 

   

Рис. 14. Эмоциональное состояние, выраженное надписью.

 

Знаки-символы, знаки-пиктограммы значительно сложнее двух первых по своей структуре, т. к. их содержание обозначает не одно смысловое понятие, а целую цепочку ассоциативных смыслов. Примером могут служить восточные иероглифы, прочитываемые не как понятие (слово), а как комплекс смыслов. Также построены пиктограммы дорожных знаков. Символ может содержать в своей изобразительной структуре как изоморфные изображения, так и абстрактные; важно, чтобы последние имели чёткую ассоциацию с конкретным понятием.

При построении фирменного стиля учитываются психологические исследования в области восприятия цвета, традиции нации, специфика деятельности организации, интернациональность прочтения, ассоциативное мышление и много другое (новый стиль Билайн, фирменный знак компании «Шелл», зубная паста Colgate). Надпись вообще может нести в себе мощный эмоциональный заряд (рис. 14).

Дизайнеры разрабатывают для фирмы выраженный определенным шрифтом логотип, который, при широкой рекламе, будет иметь четкую ассоциацию со слоганом (девизом) именно этой компании или продукта (рис. 15).

                       

 

Рис. 15. Логотип для фотоаппарата «Зенит».

 

    Дизайнер отвечает также за формирование у потребителя положительного образа рекламного продукта. Таким образом, постепенно складывается понятие «товарный брэнд». В сочетании со стабильно отличным качеством представляемого товара, брэнд может быть неизменным и работать долгие годы (Кока-Кола, Мерседес, Смирнофф и т. п.). При этом постоянное «осовременивание» всей системы фирменного стиля или отдельных её элементов не должны снижать уже сформированный положительный образ продукта.

    Совершенствование ассоциативного мышления человека в последние 30-40 лет, связанное с огромным информационным потоком, позволяет усложнять и смысловую нагрузку на слоган и знак при их проектировании. Современный человек вполне справляется с «текстами и подтекстами», скрытыми смыслами, многоходовыми ссылками и ассоциациями, таящимися подчас в рекламном плакате. Исходя из этого, можно подвести определение термина «дизайн» к еще одному прочтению: «… «перевертыш», «оборотень» (лат. de signo - от знака) – раскрытие в предмете необычных, ранее ему не свойственных качеств» [4, с. 89]. Постмодернистская игра с образом, словом, вещью, материалом находит яркое отражение и в графическом дизайне.

    В целом, работа над графическим проектом также выражена в нескольких этапах, которая, через постепенную стилизацию и упрощение визуальных образов (при усложнении смысловой нагрузки) приводит к искомому результату:

- анализ проблемы (задание свойств для проектирования);

- изучение и оперирование промежуточными свойствами (цвет, знак, образ, символ, шрифт, текст, форма, количество единиц, структура);

- получение потребительских свойств (образность, узнаваемость, удобочитаемость, адаптированность к масштабированию, стильность, «фирменный» цвет и т.д.).

Очевидно, что данная (упрощённая) схема проектирования в графическом дизайне имеет много общего со схемой промышленного дизайн-проектирования. Изучение образцов изделий графического дизайна, анализ фирменного стиля предприятий аналогичного направления деятельности, учитывание специфики аудитории, на которую направленно действие знака, - факторы существенного повышения качества работы графического дизайнера.

 

Контрольные вопросы и практические задания к Главе 3.

1. Каким набором свойств, важных для потребителя, должны обладать автомобиль, компьютерный стол, школьный ранец? Какими средствами проектирования дизайнер достигает нужного потребителю набора свойств?

2. Выявите аналоги и прототипы для компьютера, сотового телефона, инвалидной коляски; объясните разницу между аналогом и прототипом.

3. Подберите примеры различных видов визуальных знаков, охарактеризуйте их, выявите достоинства и недостатки.

4. Просмотрите несколько телевизионных рекламных блоков - утром, днем и поздним вечером, проследите характер подачи самой рекламы, подбора роликов, выявите их подсознательное воздействие.

 

4. Средовое проектирование*

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 558; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.027 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь