Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Аспекты промышленного проектирования
Проектирование вообще – это «тип деятельности (наряду с планированием, программированием и пр.) по предварительному определению общих целей и характера любой деятельности, лежащей в основе всей созидательной, преобразовательной практики и включённый в общую систему общественного производства. Проектирование определяет свойственный данному этапу научно-технического развития общества способ решения различных проблем» [12, с. 35]. Второе значение термина трактуется как процесс создания несуществующего ранее объекта с заданными функциональными, эргономическими и эстетическими свойствами. Побудительный мотив для любого проектирования – это потребности человека, при этом сами потребности определяются уровнем развития общества. При ремесленном производстве веками складывались каноны предметов, являвшиеся результатом собирательного опыта многих поколений как изготовителей, так и пользователей. Канон (аналог) выполнял функцию объекта художественной культуры и подвергался изменению достаточно редко: со сменой общественной формации и художественного стиля. Каноны воплощали в себе образец, технологию, наиболее подходящие материалы, эстетичную форму и декоративный подход. С приходом разделения труда, а затем массового производства, разработка продукта по канону (аналоговый подход) уступает место проектному подходу, и уже проект служит эталоном вещи, воспроизводимой тиражированием. Проект – это результат процесса, предваряющего производство и включающего полную разработку всех аспектов изделия для его изготовления: чертежей, макетов, моделей, пояснительных записок и т.д. Проект – неотъемлемая часть промышленного производства, когда проектирование отталкивается от прототипа – вещи сходных функций. Если аналог был полностью (или почти полностью) повторяем, то прототип – это побуждение к анализу, к новой идее, к проектному творчеству (рис. 9).
Рис.9. От аналога к новому изделию.
Однако пришло время, и прототипное проектирование также устарело, как и аналоговое. К 70-м годам 20 века начинает формироваться системное, а затем комплексное проектирование. На первый взгляд, деятельность дизайнера как раз и направлена на создание различных предметов или их комплексов. Но это поверхностный взгляд. Дизайнер создает набор свойств предмета, необходимых потребителю. Потребитель хочет иметь не вещь, а содержание вещи (не люстра, а свет, не кастрюля, а суп, не диван, а удобный отдых и т.д.). Так как свойства вещей воплощаются в материалах, то потребитель пользуется свойствами материалов - посредством вещей. Кроме утилитарных свойств, предмет должен обладать целым рядом дополнительных характеристик, которые и должен воплотить дизайнер в единстве формы и содержания. Любой объект проектирования характеризуется определенными свойствами, основное из них – его главная функция с рядом подфункций. Другой группой свойств являются удобство, безопасность, эстетическая приемлемость для потребителя.
Рис. 10. Анализ свойств объекта проектирования.
Между задаваемыми для проектирования свойствами и конечным результатом (потребительскими свойствами) лежат переменные свойства, которыми оперирует проектировщик (рис. 10). Их всего пять: структура (элементы изделия и их взаимосвязь), форма, материалы, размеры, поверхности (для изделия в целом и его элементов). Основными категориями композиции в промышленном проектировании выступают тектоника и объемно-пространственная структура (ОПС). Форма любого объекта техники так или иначе отражает особенности его конструкции, распределение усилий, работу материала. Именно здесь мы сталкиваемся с явлениями тектоники. В то же время каждое промышленное изделие можно рассматривать и с точки зрения его объемно-пространственной организации. В реальном предмете тектоника и ОПС взаимообусловлены: пространственная организация формы отражает ее тектонические характеристики, а тектоника в значительной степени определяет объемно-пространственную структуру изделия. Тектоникой называют зримое отражение в форме изделия работы его конструкции и организации материала.
Рис. 11. Примеры разнообразия технических форм.
Понятие «тектоника» неразрывно связывает две важнейшие характеристики промышленного изделия — его конструктивную основу и форму во всех ее сложных проявлениях (пропорциях, метрических повторах, характере и т. д.) (рис. 11). Под конструктивной основой при этом понимают работу несущей части конструкции, характер распределения главных усилий, соотношение масс, организацию конструкционных материалов и т. п. Форма должна четко отражать все эти особенности конструктивной основы. Тектоника является категорией композиции в промышленном проектировании [16, с. 19]. Проектирование предмета имеет ряд этапов, последовательное осуществление которых приводит к разработке проекта. От успешной разработки каждого этапа зависит успешность проекта. 1 этап. Анализ проблемы. Анализ содержит изучение аналогов и прототипов, материалов, традиций изготовления, свойств предметов сходных функций с различных сторон; постановку главной задачи, определяющей основную функцию проектируемого предмета. 2 этап. Определение задач: а) выявление основной функции и подфункций. Функция – это та работа, которая должна быть выполнена предметом, может состоять из нескольких этапов – подфункций; б) определение способа реализации функций и основных функциональных элементов. Способ реализации – это то, как именно будет выполняться функция (подфункция). Функциональные элементы – те составляющие, посредством которых функция будет выполняться. Например, упрощённо: пылесос – всасывание (щетка, трубка, электромотор, мешок); стиральная машина – вращение белья в барабане в теплом мыльном растворе (барабан, ёмкость для воды, смесь порошка, электромотор, отвод воды и т.д.); в) проектирование состава и структуры элементов – их взаиморасположения и взаимодействия. Разрабатывается схема, компоновка элементов, но пока ещё без конструкции форм. 3 этап. Разработка общей формы и форм элементов.
Рис.12 . Структурный анализ формы телефонного аппарата.
На этом этапе осуществляется эскизные варианты компоновки, подбор материалов, фактур, цветовой гаммы. Производится обобщение и деталировка, учитывается эргономика и эстетика, разрабатываются элементы подфункций и их место в общей структуре (рис. 12). Подобная схема проектирования, хотя и упрощена, но достаточно универсальна, она используется не только в промышленном проектировании, осуществляя в каждом виде дизайнерской деятельности свои специфические особенности.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 442; Нарушение авторского права страницы