Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Систематика средового проектирования



 

Термин «среда», «окружающая среда» трактуется Советским энциклопедическим словарём как «среда обитания и производственной деятельности человечества, окружающий человека природный и созданный им материальный мир…. включает природную среду и искусственную (техногенную) среду, т. е. совокупность элементов среды, созданных из природных веществ трудом и сознательной волей человека…(здания, сооружения и т. п.). Общественное производство изменяет о.с., воздействует прямо или косвенно на все её элементы.… В широком смысле в понятие «О. С.»могут быть включены материальные и духовные условия существования и развития общества» [15, с. 934].

Архитектурная среда – часть нашего окружения, образованная объемно-пространственными структурами, системами оборудования и благоустройства, объединенными в определённые целостности. Она является культурно-художественной основой средового дизайна.

«Дизайн среды, в отличие от архитектуры, соединил важнейшие особенности просто дизайна и просто среды: примат рационально-изобретательского начала в становлении образа и «включенность» сознания потребителя в эстетический продукт существования средового объекта – атмосферу среды (выд. автором). А поскольку любая среда складывается отнюдь не только из архитектурных компонентов… весь мир «внеархитектурных» предметов и явлений… автоматически включился в число событий художественных, стал средством формирования произведений нового вида искусства» [21, с.19].

 Средовые объекты не всегда претендуют на роль произведения искусства, и не должны претендовать. Они могут охватывать лишь часть нужных для этого параметров (оригинальность, эстетичность и т.д.). Дизайн среды оперирует декоративно-прикладными предметами, изделиями массового промышленного производства, стандартными наборами для комфорта и изначально отвечает потребностям каждого человека. Дизайн становится искусством тогда, когда начинает воздействовать на массовое сознание, постепенно изменяя вкус, моду, стиль, эпоху. Средовой дизайн очень разнообразен, но в основе его лежит система свойств, необходимых потребителю, и свойств, изначально заложенных «по условиям» (размеры квартиры, площади, климат, историческое окружение и т.п.). Единство окружающего и окружаемого является комплексом условий для превращения обстоятельств жизни человека в художественное творчество (рис. 16).

Средовой дизайн вобрал в себя садово-парковое искусство и оформление интерьеров; он тесно переплетается с базисными видами искусства –

                              

Рис. 16. «Дом над водопадом» Ф.-Л. Райта - наглядный пример единства объекта и среды.

 

живописью (фреска, суперграфика), скульптурой (декоративная, монументальная скульптура), архитектурой (малые архитектурные формы -МАФы).

В частности, «общие для (архитектуры и средового дизайна) «сверхзадачи» - зрительно реализованный «конфликт» ситуации, гармоничная выстроенность целого, его эмоциональная ориентация -…осуществляются, прежде всего и в основном, средствами организации пространства. …Только зодчий оперирует конструкциями и деталями исключительно как средствами формирования пространственных впечатлений, а «средовик» и процессы жизнедеятельности и их оснащение видит как наделенные эмоциональным содержанием пространственные комбинации – «коридоры» и «поля» движения, «тела» мест концентрации деятельности, «объёмы» и «группировки» технологически необходимых устройств» [21, с. 28]. Схема (рис. 17) демонстрирует взаимодействие элементов, составляющих среду.

 

 

 


Рис. 17. Компоненты среды.

 

Весь ряд этапов в процессе проектирования объектов средового дизайна выглядит сложнее, чем объектов графического дизайна, но смысл всех этапов – тот же: анализ, задавание новых свойств, оперирование переменными свойствами, реализация свойств. При этом каждый этап имеет специфические разветвления, наличие и сложность которых зависят от назначения и структуры проектируемой среды. Рассмотрим, не углубляясь в частности, общую канву проектирования среды.

1 этап. Предпроектный анализ.

    Он состоит из знакомства с контекстом проблемы (объектом), актуализации задания (характеристика требуемых свойств), выбора арсенала возможных решений и создания дизайн-концепции, т. е. принципиальной дизайнерской идеи будущего проекта.

2 этап. Преобразование условий задачи в принципы ее решения.

    Оперирование переменными свойствами средовых объектов в заданном контексте имеет много путей: составление композиционных схем, масштабирование, объединение отдельных средовых компонентов в единое целое, гармонизация структуры, учет технологий, выбор  доминанты и т.д.

3 этап. Индивидуализация проектного образа в рамках требуемых функций.

    Выявление стиля, конкретизация отдельных композиций, фиксирование ассоциативных цепочек с целью эмоциональной организации проекта и формирования благоприятной атмосферы среды.

    Разумеется, в реальности данная работа значительно шире и сложнее, в нее логически встраиваются элементы дизайна различных направлений, «полет мысли» проектировщика ограничивается требованиями заказчика и его средствами, но в целом в этом построении плана проектирования есть внутренняя связь как с промышленным, так и с графическим дизайном.

Есть смысл сосредоточить главную нагрузку процесса проектирования на первом этапе – предпроектном анализе и постановке задач. Насколько четко и последовательно будет начата работа над проектом, настолько ярче и выразительнее он будет выглядеть в законченном виде. В целом дизайн среды разделяется (весьма условно) на дизайн внутренних архитектурных пространств и открытых архитектурных пространств.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 454; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.01 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь