Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Дизайн как проектная деятельность
Первоначально, с первобытных времен, деятельность человека по изготовлению орудий труда и предметов быта сводилась к приспособлению природных форм и свойств объектов к конкретной функции (рис. 4). Те, самые незначительные поначалу, преимущества, которые приобрели наши далёкие предки, научившись создавать орудия труда, стали первым толчком на пути развития цивилизации с постепенным отдалением её от природы и созданием базиса материальной культуры. Это ещё не было дизайном в нашем понимании, но уже было созидательной и осмысленной деятельностью.
Например:
Или:
Рис. 4. Схема приспособления природных форм к конкретной функции.
По мере развития ремесла совершенствовались материалы и приспособления по их обработке. Утилитарность по-прежнему была на первом месте. Внешний вид предметов труда и быта носил аналоговый характер: топор из металла в целом повторял форму каменного и исполнял те же функции. При зарождении классового общества происходит постепенное расслоение предметной среды на преимущественно утилитарную и преимущественно декоративную. При этом их отличия сводились лишь к использованию различных материалов и приемов декора (керамический масляный светильник в хижине крестьянина и предмет с той же функцией, но из золота и с инкрустацией поделочными камнями - в доме рабовладельца). «Если одни элементы среды приходили в негодность, их заменяли в принципе на такие же, воспроизводили во всех основных параметрах. Нововведения касались главным образом деталей, эволюционного развития внутри одного стиля, а наиболее функциональные, необходимые для жизнеобеспечения вещи отличались особой устойчивостью форм. Во всяком случае, не одно поколение людей рождалось и уходило из жизни в окружении стабильной материальной среды» [1, с. 32]. Переход на использование механизмов потребовал от ремесленника изобретения предметов (орудий труда) с прежними функциями, но принципиально новых форм, мир предметно-средового окружения античности и раннего средневековья был построен именно на таких основах (рис.5). В тесном содружестве с ремеслами развивались инженерные и естественные науки. На этом этапе рукотворность (уникальность) каждой вещи ценилась очень высоко, что вполне обеспечивалось цеховым и даже мануфактурным, на ранних стадиях развития, производством. Постепенный переход от ремесленного производства к машинному и массовый характер выпуска продукции требовал учитывания гораздо большего, чем раньше, количества сопутствующих изготовлению и сбыту факторов – экономических, производственных, потребительских.
То есть:
Рис. 5. Создание предметов с новыми функциями.
В связи с усложнением требований к конечному продукту и переходом к массовому производству появляется необходимость в качественном проекте, который позволил бы учесть все требования на стадии конструирования до производства, а не искать соответствие «форма-функция» на ходу, переделывая каждое готовое изделие (рис. 6).
Рис. 6. Переход к проектному конструированию.
На этапе раннего развития индустрии (с середины 18 века) и начинается формирование дизайна как вида проектной деятельности. Он еще не является самостоятельной профессией, но уже достаточно востребован, преимущественно в производственной сфере: 1825 г.– образование Строгановского училища («Школа рисования в отношении к искусствам и ремёслам»). 1837 г. – образование Лондонской школы дизайна. 1849 г. – преобразование Американской академии изящных искусств в Национальную академию дизайна. 1849 г. – начинает издаваться журнал «Journal of Design», Лондон. При индустриальном производстве человек отчуждается от авторства изделия, продукт тиражируется механически. «Результат производственного процесса уже не был авторским произведением искусства, становился продуктом и товаром. Проявилась новая разновидность профессиональной деятельности, сводящаяся к проектированию на бумаге или созданию модели будущего изделия без участия человека в обработке материала» [4, с. 88]. Проектировщик – предтеча дизайнера. Начиная с середины 19 века, все сильнее проявляются противоречия между эстетико-художественными и техническими свойствами продукции. Их наглядно выявила первая Всемирная промышленная выставка (Лондон, 1851 год). Дизайн как профессия начинает формироваться сначала применительно к промышленной эстетике, «примиряя» массовое производство и художественную форму. Таким образом, схема производства продукта стала выглядеть по-другому, произошло смещение акцентов, все свойства будущего изделия старались учитывать на проектной стадии (рис. 7).
Рис. 7. Совершенствование проектного конструирования.
В этот же период в Европе и Англии проводятся попытки реорганизации промышленного производства по типу средневекового цехового, с целью улучшить эстетические качества массового продукта (движение «Искусства и ремесла», У. Моррис). При очевидной утопичности подобные попытки выявили два направления в дизайне, которые получили развитие гораздо позже: 1) системный подход к дизайн-проектированию (в отличие от аналогового и проектного); 2) развитие «штучного», эксклюзивного дизайна (в отличие от массового «ширпотреба»). В начале 20 века формируется функциональное направление дизайна, выводящее на первый план утилитарные, полезные свойства объекта, находящиеся в родственной связи с удобством использования, то есть из триединства «польза – прочность – красота», сформулированного римским архитектором I-го века до н.э. Витрувием, выпадало важное звено – эстетическое. Функционалисты считали, что когда вещь удобна и полезна, у нее уже есть собственная эстетика – эстетика функции. Таким образом, к началу истории дизайна как самостоятельного вида творчества сформировались не только профессия «дизайнер» (художник-конструктор), но и основные направления профессионального приложения проектной деятельности. (В 1907 г. в Германии был создан Веркбунд – художественно-промышленный союз, ставивший целью повышение потребительских качеств промышленной продукции; этот год принято считать годом рождения дизайна). Прошедший век показал, что сфера влияния дизайна постоянно расширяется, захватывая и поглощая как традиционные виды художественного творчества (архитектура, живопись), так и виды деятельности, внешне никак не связанные с дизайном (социальные и политические дизайн-программы, компьютерные технологии и т.д.).
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 511; Нарушение авторского права страницы