Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Изначальная связь конфуцианства с воинскими традициями. «Шесть искусств».



Конфуций жил в эпоху распада династии Чжоу, в начале периода «Враждующих царств». Своих учеников он обучал «лю-и» – «шести искусствам». Рассмотрим, что это были за искусства:

- грамота

- песни

- музыка

- ритуал

-стрельба из лука

- управление колесницей.

Первые два вида искусств можно отнести к гуманитарному образованию. Заметим, что «песни» являлись не сборником популярных мелодий. В «песнях» содержалась информация по народным обрядам, географии, исторических событиях, переносах столиц, воцарении новых правителей, войнах. Из отечественных памятников литературного творчества мы можем вспомнить «Песнь о вещем Олеге» и «Слово о полку Игореве» - это может дать некоторое представление о характере песен «Шицзина» - «Книги песен». Таким образом, грамотность и знание «песен» давали человеку базовые знания в истории, географии, этнографии, что закладывало хороший фундамент для воспитания политических деятелей.

Музыка и ритуал были средством объединения людей в единую общность. Это был инструмент пропаганды, управления общественным сознанием. Это имело важнейшее политическое и духовное значение для создания моральной основы общества. В Древнем Китае не существовало развитого института религии, жертвоприношения выполнял правитель и чиновники, так что ритуал и музыка были важнейшими инструментами для объединения общества. Китайская поговорка гласит: «Привычка рождает характер». Постоянное воспроизведение ритуала, постоянное подкрепление отношения к тем или иным поступкам, постоянное порицание отрицательных качеств человека и восхваление положительных черт характера действительно приводило к «исправлению нравов».

Стрельба из лука и управление колесницей были главными воинскими искусствами того времени. Так как верховой езды в то время не было, то колесницы были основной ударной силой войска, а лук – самым совершенным оружием поражения противника. И то, и другое искусство требовало длительного периода освоения, требовало обучения, передачи знаний и навыков.

В бытность Конфуция воинское и гражданское обучение еще не разделились, можно сказать, что Конфуций продолжал традицию, заложенную еще Вэнь-ваном.

И этот посыл, это сакральное объединение воинского дела и культуры, оказывает свое влияние на протяжении всего существования китайской цивилизации.

Современные китайские исследователи продолжают исследовать взаимное влияние воинских упражнений на конфуцианство, и влияние идей конфуцианства на «воинскую мораль»:

«Шесть искусств» «Лю-и» «六藝» - это главные навыки, которые требовались от учеников школы Конфуция в Древнем Китае, так же назывались и главные разделы наук, которым Конфуций обучал своих учеников. Следует различать «Шесть искусств» конфуцианской школы времен «Весен и осеней», и не путать их с «шестью искусствами» из гораздо более древнего трактата 《周礼》«Чжоу ли» «Ритуалы Чжоу». [1]

В «Ритуалах Чжоу» описываются шесть наук, изучаемых аристократией времен Западной Чжоу: это ритуал, музыка, стрельба из лука, управление колесницей, письмо и счет 禮、樂、射、御、書、數. [2][1]。

В эпоху Хань также был еще один вариант «шести искусств». Это: поэзия, письменность, ритуал, музыка, «Книга перемен» и книга «Весны и осени» 詩、書、禮、樂、易、春秋[3]。

Ханьский император Уди основал академию Синтай, 兴太学, в которой, наряду с Пятикнижием, преподавались «Шесть искусств». [4].

Искусство управления колесницей изначально записывалось иероглифом «御», что также означало «Имперский» [5].

В период «Весен и осеней» ритуалы деградировали, искусство музыки пришло в упадок. Конфуций взял на себя задачу по восстановлению культурного наследия Чжоуской эпохи, прежде всего – музыки и ритуала. Он с великой энергией начал возрождать обучение «шести искусствам». В шестой главе «Бесед и суждений» 《论语·述而》 сказано: «Доверяю Пути, опираюсь на Добродетель, согласую с Гуманностью, утешаюсь в Искусствах» “志于道,据于德,依于仁,游于艺。”. Конфуций с детства получил хорошее образование: он превосходно знал ритуал, управлял колесницей, стрелял из лука, читал, знал музыку, считал. На основе этих своих умений он и создал то, что стало «конфуцианской школой» «儒家学派». [6]

Из трех тысяч учеников Конфуция, целиком и полностью усвоили «лю-и» только семьдесят два человека. [7]

В поздние годы Конфуций:

– удалил лишнее из «Шицзина» - «Книги песен», и «Шуцзина» - «Книги документов» 删《诗》《书》;

– утвердил «Ритуалы» и «Музыку» 定《礼》《乐》;

– исправил «Чунцю» – «Весны и осени» 修《春秋》;

– восстановил последовательность «Ицзина» - «Книги перемен» 序《易传》.

Эти шесть книг он велел изучать последующим поколениям своих учеников. Эти шесть книг после смерти Конфуция стали основой для обучения учеников его школы, «Шестикнижием». Впоследствии, книжное образование стало превалировать в конфуцианстве, но такие искусства, как управление колесницей, а впоследствии и верховая езда, музыка и стрельба из лука не только не запрещались, но и активно поощрялись среди конфуцианских ученых. [8]

В начале династии Сун в государственных школах изучались следующие дисциплины: ритуал, музыка, стрельба из лука, управление колесницей, чтение и счет [9]. В первые годы тренировки отличались особой интенсивностью, ученики должны были ежедневно тренироваться на стрельбище, читать в день по 500 иероглифов. [10].

Вплоть до династии Мин, несмотря на разделение обучения на военную и гражданскую ветви, студенты-конфуцианцы продолжали тренироваться в стрельбе из лука, для чего при государственных школах оборудовались специальные стрельбища. Чжу Юаньчжан 朱元璋в своем сочинении «Гармония и верность юга страны» «Нань юн чжи» 《南雍志》писал: «Все ученики государственных уездных школ тренируются в стрельбе из лука… по государственному приказу осваивают стрельбу из лука на специальном стрельбище, где им предоставляются луки и стрелы» “国子生及县学生员皆习射……命国子监辟射圃赐诸生弓矢”.

 

Рыцарство.

«侠义» «ся-и» – «рыцарство», «рыцарская справедливость»; «侠义道» «ся-и-дао» – рыцарский кодекс, путь воина. Китайский рыцарский кодекс «侠义道» предполагает большую преданность правилам и нормам, морали, конфуцианской этике, чувству справедливости, личной независимости. В этом сильное отличие от самурайской преданности сюзерену.

Рыцарство существовало в Китае с древнейших времен. Можно сказать, что возвышение социальной группы элитных воинов происходило тогда, когда технологии боя требовали от воинов длительного периода обучения для овладения боевыми навыками. Когда воин мог быть подготовлен только в течении длительного времени – его ценность возрастала. Когда технологии нивелировали ценность индивидуальной подготовки – ценность воинов падала. Например, искусство стрельбы из лука требует многолетних тренировок. Поэтому искусные стрелки ценились в тот период, когда лук и стрелы были главным оружием. Это древнейшее время, период империи Шан-инь, эпоха Чжоу и период «Враждующих царств». В книге «Легенды и сказки Древнего Китая» повествуется о стрелке И, спасшем Поднебесную от катастрофы. Но, кроме легендарного стрелка из лука, история дает гораздо более убедительный материал.

Основатель династии Чжоу, правитель Вэнь-ван 文王 – дословно, «просвещенный князь», основал тайную школу, в которой лучшие юноши обучались стрельбе из лука и грамоте. Он вырастил военную и культурную элиту клана Чжоу, и его внук, У-ван 武王, дословно – «воинственный князь», вступил в бой с империей Шан-инь, и победил, имея преимущество в профессиональных стрелках из лука. Его победа послужила ключом к созданию империи Чжоу, знаменем которой стал дракон. Дракон – это коллективный тотем, в состав которого входят фрагменты из тотемов разных племен, объединенных в единую коалицию. Дракон символизировал союз племен, восставших против империи Шан-инь, и заложивший основу первого государства на территории Китая, в которое входили все обитавшие на этой территории племена. Так получилось, что у истоков этой цивилизации были правители, в имена которых входили иероглифы «文» «вэнь» – «культура», и «武» «у» – «воинский». Причем, «культура» шла впереди, а «воинственность» опиралась на «культуру». «Вэнь-у» «文武» «культура и военное дело» стало очень важным понятием для китайской цивилизации. У императора было два главных министра – гражданский и военный, у благородного человека ценился баланс силы и образованности.

 

Так что же представляет собой рыцарство, каким оно видится со страниц произведений писателей? Обратимся к литературным источникам:

Ма Ю-юань 马幼垣: в своей книге «Описание рыцарей на основе данных художественной литературы»〈话本小说里的侠〉[11], пишет:

«Рыцари – «ся кэ» «侠客»,также известные как

«ся ши» (рыцари-бойцы) «侠士»,

«лю ся» (странствующие рыцари) «游侠»,

«хао ся» (герои-рыцари) «豪侠»,

также назывались просто «ся» «侠».

Это особый класс древнего китайского общества, они владели воинскими искусствами «武艺», исповедовали чувство справедливости, «увидев несправедливость, бросались в бой» «抱打不平», проявляли щедрость. Рыцарство является одной из важнейших тем китайской литературы, в сознании людей они являются образцами героев «ин сюн» «英雄» и «хороших китайских парней» «хао хань» «好汉» (настоящих китайских героев). Типичный рыцарь постоянно «тренируется в боевых искусствах» «习武», мастерски владеет ушу» «通晓武术». [11].

Рыцари часто используют свои воинские навыки и природную силу, чтобы устранить несправедливость.

Стремление к справедливости путем силового решения вопроса, в обход формальностей чиновного общественного уклада, вызывало критику. 

Представитель философской школы легистов Хань Фэй-цзы в своем трактате «Пять вредителей» 《五蠹》говорил о пяти  категориях людей, угрожающих государству. Это:

“其学者”- «ученые» - имеются в виду конфуцианцы,

“其言谈者”- «болтуны» - имеются в виду юристы и представители «школы имен»,

“其带剑者”- «опоясанные мечом» - имеются в виду рыцари и представители учения моистов,

“其御患者”- «правящие колесницами» - имеется в виду знать,

“其商工之民”- «ведущие торговлю» - имеется в виду купечество, которое считалось ненадежным, так как не защищало земли, обладала преимущественно движимым имуществом, не зависело напрямую от правителя. Реально эти пять категорий подвергались нападкам легистов прежде всего из-за стремления легистов построить унитарное государство, целиком зависящее от монарха, и управляющееся жесткими законами. Однако, в конечном итоге, развитие государства в Китае пошло по пути, указанному конфуцианцами.

Хань Фэй-цзи, критикуя и конфуцианцев, и рыцарей, писал: «Конфуцианцы своими знаниями увеличивают путаницу в законах, рыцари своим воинским мастерством нарушают запреты»“ 儒以文亂法,俠以武犯禁。“ [12]

 Ю Ин-ши余英时в своей книге «Рыцари в китайской культуре» 〈侠与中国文化〉[13],пишет: «Рыцари отличались от остальных людей, изучающих боевые искусства тем, что следовали «Дао дэ» «道德» – «Пути» и «Добродетели», это была элита людей, тренирующихся в воинских искусствах». «Путь и добродетель» – это ключевые понятия китайской философии. Они присутствуют и в философии Конфуция, и в философии последователей даосизма.

Лю Жуо-ю в книге «Рыцарство в Китайском государстве» 刘若愚:《中国之侠》[14] приводит характеристику моральных принципов рыцарей древнего периода. Отметим, что данные характеристики в настоящее время зачастую являются пословицами и поговорками, имеют широкое распространение, активно используются в литературе.

Отличительными чертами характера рыцарей были следующие:

- характер чистый и светлый性鲜明;

- волевые качества сильные意志坚强;

- соблюдают данное слово, верны своему слову坚守信念;

- беспристрастно относятся к людям, руководствуются общественной справедливостью为人公正;

- отстаивают общественную справедливость伸张正义;

- обладают чувством справедливости具有正义感;

- встретив в пути несправедливость, выхватив саблю, спешат на помощь路见不平,拔刀相助;

- щедрость, легкое отношение к богатству 慷慨轻财;

- спасают попавших в беду 救急扶危;

- с радостью помогают людям乐于助人;

- бескорыстно помогают другим无私利他;

- рискуя собой и своим имуществом, спасают людей 不惜舍己救人;

- известны своей верностью忠于知己;

- храбрые и сильные勇敢坚强;

- честные и достойные доверия诚实可信;

- не вникают в писаные законы无视法纪;

- часто прибегают к силе, используют воинские навыки常诉诸武力;

- иногда любят подраться просто ради удовольствия有时好勇斗狠;

- нарушают общественный порядок破坏社会秩序;

- готовы пожертвовать собой ради принципов и справедливости为了原则和道义不惜牺牲;

- не боятся смерти (есть ценности важнее, чем жизнь) 视死如归;

- берегут свою репутацию爱惜名誉;

- если получают оскорбление, приносят клятву отомстить如受冒犯,誓必报复;

- иногда легкомысленно относятся к проблемам有时做事轻率;

- характер надменный生性傲慢;

- разгульная жизнь без ограничений放荡不羁;

- не принимают ограничений不受约束;

- отказываются покоряться другим людям不肯屈居人下;

- сочувствуют повстанцам (потокают мятежникам) 反叛放纵;

- являются индивидуалистами个人主义;

- не зависят от общества (не встроены в социальную структуру) 不顾社会整体.

Как мы видим, древние рыцари Китая имели как положительные качества, так и отрицательные – такие, как индивидуализм и вседозволенность, стремление все вопросы решить силой, потакание своим желаниям, культ мести.

О культе мести стоит сказать особо. Существует пословица, часто используемая героями рыцарских сказаний: «Для мести благородного человека – десять лет не являются долгим сроком» «君子报仇,十年不晚». Эта фраза постоянно встречается во многих рыцарских романах, например, в романе «Смеющаяся гордость рек и озер». Обычно смысл этой фразы состоит в том, что, столкнувшись с несправедливостью, и не имея сил исправить положение прямо сейчас, следует набирать силы. Обычно следует найти опытного наставника, чтобы под его руководством достигнуть вершин в боевом искусстве, ради достижения высокого уровня следует не жалеть времени, пусть это даже будет десять лет. Употребление сочетания «君子» «цзюньцзы» «благородный человек», заставляет задуматься о связи этой мысли с конфуцианством – ведь понятие «цзюньцзы» известно благодаря Конфуцию, в его суждениях «благородный человек» постоянно присутствует именно в этом иероглифическом варианте. Стремление к мести, как стимул к обращению к наставнику, как стимул к самосовершенствованию, имеет некоторые отличия от европейского восприятия. Если в европейском сознании месть – скорее акт морального падения, удар в спину, и связывается с низменными сторонами личности, то в китайской культуре месть связана с идеей самосовершенствования, учения, восхождения, а так же с идеей восстановления справедливости. Здесь мы можем заметить культурное влияние конфуцианства, не истребившее архаичный обычай, но наполнившее его новым содержанием. С идеей мести связана и идея прощения.

В романе Цзинь Юна «Рыцарь священного орла» «神雕侠侣»:1959年出版的金庸武侠小说 рассказывается история о том, как империя кочевников Цзинь истребила великое царство Ляо, и единственный выживший ребенок, по имени Елюй Чюцай посвятил всю свою жизнь мести, стал канцлером Чингиз-хана, и вместе с монголами, сокрушил империю Цзинь. Девушка-воин Вань Ень из княжеского рода уничтоженного государства Цзинь приходит, чтобы отомстить ему. Но ее силы недостаточны для такой задачи, и она терпит поражение. И сам Елюй Чюцай, и его дети уже устали от длящейся десятилетиями мести, от постоянного истребления, но они не видят способа разорвать порочное кольцо ненависти. Сын Елюй Чуцая, Елюй Ци проникается состраданием к девушке, и, видя, что она готова покончить с собой, предлагает ей найти просвещенного учителя, чтобы потом еще раз попробовать сразиться с ним. В такой ситуации все понимают, что это предложение является скорее, формой психологической помощи, чтобы за десять лет у девушки появились стимулы продолжать жить. Ситуацию разрешает странствующий рыцарь Ян Гуо, который с риском для собственной жизни ставит обе стороны – и девушку Ван Ень, и Елюй Ци в ситуацию, когда честь принуждает каждого позволить врагу убить себя. В такой ситуации бывшие враги по очереди отказываются убить не сопротивляющегося противника, и взаимная вековая месть прекращается.

Идея отказа от мести ради основополагающих моральных ценностей появляется достаточно поздно, но это говорит о том, что мораль боевых искусств продолжает развиваться, и идеи конфуцианства продолжают проникать в область морали боевых искусств. Смещение рыцарских идеалов в сторону гармонизации общества подчеркивается многими современными исследователями.

 

Такие черты характера китайских рыцарей как «благородство и храбрость» «高尚勇敢», «борьба с несправедливостью» «抱打不平», «удовольствие от помощи людям» «乐于助人» и «забота о репутации» «爱惜名誉», роднят китайских рыцарей с рыцарями Западной Европы.[15]

Рыцари Китая, в отличие от рыцарей Западной Европы, не представляли собой определенной социальной прослойки, не имели четкого места в общественной иерархии. [16]

По некоторым данным, их социальный статус можно сравнить с японскими ронинами – самураями, не имеющими постоянного хозяина.  [17]

Их происхождение было весьма различно. Лю Жуо-ю в книге «Рыцарство в Китайском государстве» 刘若愚:《中国之侠》отмечает следующие профессии, из которых выходили знаменитые рыцари древнего периода:

- чиновники 官员;

- генералы 将领;

- торговцы商人 ;

- крестьяне农夫;

- врачи医生;

- поэты诗人;

- мясники 屠夫(например, герой Троецарствия Чжан Фэй);

- не имеющие вообще никакой профессии 无业等等.[18]

Во времена династии Цин некоторые рыцари перешли в новые социальные слои, такие как «мастера охранного дела» «镖师» или «учителя кулачного искусства» «拳师». Например, ставший знаменитым Ван Ву большая сабля大刀王五, (1844-1900)основатель знаменитого и успешного охранного бюро, погибший во время Боксерского восстания; или Хо Юань-цзя霍元甲(1869—1910), положивший начало преподаванию ушу, как общедоступному искусству, основатель атлетического училища «Цзинъу». [19]

Согласно легендам, некоторые рыцари специально становились разбойниками наподобие Робин Гуда, их можно отнести к категории «рыцарей-разбойников» «ся дао» «侠盗». [20]

Китайские ученые считают, что происхождение рыцарей изначально относится к северной территории Китая, где была более нестабильная политическая обстановка из-за контактов с кочевниками, у которых китайцы перенимали их обычаи воинов-героев.[21]

Японский ученый Masubuchi Tatsuo 增渊龙夫  также считает, что по происхождению большинство рыцарей относятся к северным районам Китая, граничащим с территориями кочевников, в чьей среде были распространены обычаи странствующих героев, имеющих сходство с рыцарскими. [22] .

Появление рыцарей в период «Воюющих царств» было ответом на случаи притеснения слабых, и для поддержания порядка. [23]

В это время Поднебесная была разделена, рыцари отправлялись в дальние государства, объезжали множество государств, поэтому их называли «лю ся» «游侠» «странствующие рыцари». [24]

Богатые феодалы давали приют множеству гостей, среди которых были и рыцари. Например, Синьлинский царь信陵君, Вэй У-цзи魏无忌 содержали при своем дворе множество странствующих рыцарей. [25]

В ранний период рыцарские кланы имели весьма большую силу, некоторые рыцари имели множество пособников, и последователей из родственников. Это были кланы, связанные высоким взаимным доверием, верностью, имели множество людей и обладали огромным влиянием. [26] Например, такими кланами являлись «семейство Чжу» «朱家», «клан Цзю»  «剧孟» эпохи Западная Хань. Главарей таких кланов именовали «хао ся» 豪侠 «герои-рыцари».  [27]

Ханьский император Гаоцзу 汉高祖 (Лю Бан, основатель династии Хань) происходил из «странствующих рыцарей» «游侠», пользовался необычайным уважением, как «рыцарь» «侠客». [28]

В эпоху становления династии Западная Хань, двор привлекал на службу рыцарей с их отрядами. Такими «героями-рыцарями» «豪侠» были Гуань Фу 灌夫 и Чэнь Цзунь陈遵, которые были пожалованы званиями Тайшоу 太守 (префектов) [29]

«Рыцари-герои», (которых в терминах нашего времени можно назвать руководителями незаконных вооруженных формирований, полевыми командирами), часто заводили связи с местными чиновниками, иногда становились их вооруженными приспешниками «爪牙» «чжао я» - «когти и зубы». [30]

Однако, начиная с династии Хань, такие могучие вооруженные формирования начали представлять угрозу для правящей династии, и спокойствия в государстве. «Рыцари-герои» претендовали на высшую власть, пытались захватить трон. [31]

Ханьский император У-ди 汉武帝 систематически казнил «рыцарей-героев», сделав это принципом. Так были казнены, например, Го Цзе郭解 и Ю Чжан萭章. [32]

 

Начиная с династии Восточная Хань, рыцари-герои, имеющие большую силу и влияние, множество последователей, становятся редкостью. [33]

Только во времена смут и восстаний «兵荒马乱的时代» «времена бродячих солдат и распущенных лошадей», находились герои, достигавшие большого могущества, собиравшие вокруг себя множество последователей. Таких героев смутных времен тоже принято называть «героями-рыцарями». Таков был род Лю во времена Троецарствия三国, кланы времен Восточная Цзинь东晋 и Северная Вэй北魏. [34]

Когда китайское общество укреплялось, «культура обретала вес, а воинское искусство теряло значение» «重文轻武», вооруженные отряды «героев-рыцарей» постепенно сходили на нет. [35]

Связи между рыцарями рассыпались и ослабевали [36]

Появлялось множество людей-одиночек, или не постоянные группы, не представляющие собой никакой силы на местах, в это время таких одиночек называли «цзянь кэ» «剑客» – «фехтовальщики», «мастера меча». Таковыми являлись Сю Цзюнь许俊 времен династии Тан唐代, и Лю Гуан-ву吕光午 времен династии Мин明代.  [37]

Рыцарство в широком смысле этого слова также имеет место в китайской культуре. Литераторы, поэты, знаменитые люди, обладающие рыцарским стилем поведения, также именуются рыцарями. Они именовались как «Сякэ де жень» «俠客的人»,также «Ся» «俠»или «Жэнь ся» «任俠», даже если они не владели собственно боевыми искусствами. [38]

 

 

Во времена маньчжурского владычества тайные общества приобрели большой вес и влияние, в их среде рыцарскому духу уделялось особенно важное значение. Члены тайных обществ, особенно ревностно соблюдавшие чувство справедливости, считались «обладателями рыцарского духа» «侠的精神» . [39]

В китайской литературе сформировался образ рыцаря, как идеального героя.[40]

Интересно сравнить концовки романов классического периода, и современного массового рыцарского романа. Для классических романов более характерен буддийский взгляд на жизнь – «все прошло, и вернулось в пустоту». В современных романах тоже нет хэппи-энда, но справедливость торжествует в конечном итоге. Наиболее характерно такую концовку передает китайская идиома «一襟晚照»  «И цзинь вань чжао» «Вечернее солнце согревает один отворот». Смысл в том, что, в конце концов, на склоне лет человек обретает спокойствие, осознание правильности пройденного пути, полного борьбы и утрат, он не испытывает раскаяния и сожалений, его душу наполняет гордость. Изначальный смысл поговорки – это воин, прошедший через кровавую битву, многократно раненый, потерявший друзей, но победивший, он стоит прямо, закатное солнце дня искоса освещает сбоку его воротник, и согревает грудь последним лучом. Возможно, он умрет от ран, но сейчас он радуется нелегкой победе.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 571; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.053 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь