Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Конфуцианская структура традиционных школ боевых искусств.



Для Китая характерна структура школ, пришедшая из конфуцианства. Связь боевого искусства с конфуцианством прослеживается уже в самой структуре многочисленных школ ушу. Фактически, структура школ представляет собой перенос схемы семьи на сообщество людей, изучающих боевое искусство.

Таким образом, мы видим, что на самом глубоком уровне, на уровне организации школ китайского боевого искусства, присутствует конфуцианская схема, которая переносит семейную структуру на другие элементы общества.

Это несет в себе огромный воспитательный потенциал. Отечественный ученый Л. В. Мардахаев отмечает, что «В жизни каждого человека бывают личности, оказывающие большое влияние на его самопроявление, инициативу, творческое самосовершенствование. Это могут быть один из родителей, старший брат (старшая сестра), бабушка (дедушка), родственник, учитель, воспитатель, а также герой фильма или книги, товарищ (старший товарищ) и др.» [42]

Мы можем предположить, что конфуцианские установки распространяются и дальше – не только на структуру, но и на функции школы. Прежде, чем исследовать этот вопрос, давайте вспомним, какие функции выполняет учитель в классическом конфуцианстве. Обратимся к основному трактату конфуцианской школы – «Лунюню».

«Лунюнь», или «Беседы и суждения», состоит из высказываний, приписываемых Конфуцию, или повествующих о его жизни.

И сам Конфуций, и его ученики неоднократно высказываются о главных аспектах деятельности Учителя. Рассмотрим их:

1. Передача древнего знания.

Конфуций неоднократно высказывался в том смысле, что он не создает, но передает. Смысл деятельности учителя – в том, чтобы не дать погибнуть знаниям, доставшимся от совершенномудрых предшественников. У Конфуция таким совершенномудрым обычно выступает мифический император Яо.

2. Продолжение древних ритуалов. Ритуалы либо приурочиваются к определенным ситуациям, либо имеют календарный характер. Смысл ритуалов, по Конфуцию – в объединении людей.

3. Обучение и просвещение, распространение культуры.

4. Забота о людях, проявление гуманности и человечности.

5. Самосовершенствование.

 

Теперь посмотрим, имеются ли эти направления деятельности в школах боевых искусств?

- Передача  древнего  знания.

Несомненно, этот аспект деятельности присутствует во всех традиционных школах.

- Продолжение древних ритуалов.

По Конфуцию, основной целью проведения ритуалов является установление связи между членами общества. Ритуалы вырабатывают единое мнение по вопросам морали, устанавливают нормы и правила поведения. Ритуалы определяют отношение к тем или иным событиям, поступкам, дают критерии «хорошего» и «плохого».

Например, в современное время мы чтим память погибших, празднуем достижения и победы, поздравляем друг друга во время праздников.

В школе боевого искусства ритуалов не так много. Но они включают действия, обязательные для всех. Основным ритуалом является проявление уважение к залу для занятий, учителю и ученикам, друг к другу. Этот ритуал включает в себя принятие прямой стойки и поклон. Общий поклон выполняется после построения. Другой формой ритуала является выполнение комплексов движений, переданных наставником. Тренер подчеркивает, что эти движения устанавливают связь через поколения – от великих мастеров древности до наших дней.

- Распространение культуры.

В отличии от секций спортивно-прикладных единоборств, ушу не ставит главной целью достижение победы. В самом приветствии ушу заложен иной смысл – кулак накрывается ладонью, что означает, что культура контролирует силу, а сила подчиняется культуре.

- Проявление гуманности.

Забота о человеке должна проявляться постоянно. Агрессивные импульсы, неконтролируемые всплески насилия нужно сдерживать ежеминутно, постоянно. Это должно войти в привычку. Только так можно быть уверенным, что навыки боя, полученные в школе ушу, не обратятся во зло, когда ученик выйдет из стен в школы в повседневную жизнь. Никакие ритуалы уважения не являются лишними. Нужно постоянно восстанавливать взаимное уважение партнеров. Именно поэтому после каждого приема, после каждой учебной связки следуют взаимные поклоны. Это не мертвый символ уважения, а средство взять под контроль агрессивные эмоции, это способ вернуться к уважению и к заботе о безопасности партнера.

Разумеется, главный пример подает учитель. Он сам должен в первую очередь проявлять уважение к ученикам, заботится о их безопасности, должной страховке, следить за соблюдением взаимного уважения, за проявлением эмоций.

- Самосовершенствование.

И здесь также учитель должен подавать постоянный личный пример. Он должен демонстрировать постоянное упорство, показывать пример в преодолении трудностей, и ученики будут вынуждены следовать его примеру.

 

Итак, конфуцианские ценности – это, прежде всего, ценности коллективистские, общественные.

Мы вправе предположить, что занятия в традиционных школах ушу способствуют принятию именно этих моральных ценностей.

Теперь рассмотрим ситуацию в современных секциях китайского боевого искусства, существующих в наших исторических и культурных реалиях, на примере преподавания ушу в московских школах в системе дополнительного образования.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 256; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь