Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Воспитание волевых качеств.



Как отмечает Л. В. Мардахаев, волевая активность ребенка, его стремление к новому, «способствует появлению осознаваемых источников — волевых основ, стимулирующих его саморазвитие. С возрастом у человека формируется целая гамма волевых качеств, определяющих его индивидуальные возможности по обеспечению направленного самосовершенствования». [43]

Тренировки ушу закаляют волю, учат преодолевать дискомфорт, болевые ощущения, усталость, страх, ради достижения поставленной цели. «Ведь то, что не дается ребенку для выполнения каких-либо действий, требует от него проявления волевого усилия — ≪надо≫.». [42]

Волевые качества способствуют самосовершенствованию. Самосовершенствование является универсальным качеством, и может быть реализовано не только в физическом плане, но и в интеллектуальном, духовном. Задачей педагога является помощь в развитии волевых качеств воспитанников. Слишком легкие и однообразные тренировки не способствуют росту волевых качеств. Но и чрезмерно тяжелые тренировки, реальная опасность травмы, непереносимые нагрузки также опасны в плане срыва адаптации, и разрушению волевой активности ребенка.

 

Стремление к позитивным ценностям.

Смысл тренировок ушу – в постоянном совершенствовании возможностей тела и разума. Метод, который для этого применяется – это монотонные, довольно утомительные упражнения. Чтобы заставить себя выполнять эти упражнения, необходимо развивать волю. Воля – это способность отказаться от малого удовольствия ради далекой цели. Можно сказать, что тренировки невозможны без воли, но также можно сказать, что воля рождается в результате тренировок.

Для общества значимо, что в результате работы группы боевого искусства растет процент людей, заряженных на пожизненные перспективы. Разумеется, обществу очень важны люди, имеющие твердую волю, и мотивированные к длительному приложению усилий. Это верно как в плане выполнения сложных общественных задач, так и в плане профилактики срывов социальной адаптации, алкоголизма и наркомании.

 

Развитие доверия.

Отечественные педагоги подчеркивают важную роль доверия в структуре личностных качеств. Например, Л. В. Мардахаев говорит о «Эффекте доверия»: «В самопроявлении ребенка особое значение имеет доверие со стороны старших, группы. Умение воспитателя устанавливать такие отношения создает благоприятные условия, стимулирующие самопроявление ребенка. Они окрыляют ребенка, побуждают его к активности, стремлению показать, что он может и сделает». [44]

С другой стороны, доверие «синь» является одной из важнейших конфуцианских добродетелей. Без доверия невозможно существование нормального социума.

В изучении боевого искусства доверие играет важнейшую роль. Партнеры поочередно проводят друг на друге приемы, меняются ролями, позволяют партнеру атаковать себя, проводить болевые приемы, рассчитывают на его страховку при выполнении бросков. Без доверия невозможен технический прогресс в тренировках. Поэтому тренер должен показывать ученикам преимущества взаимного доверия, без которого успех в изучении боевого искусства невозможен.

 

Профилактика межнациональных конфликтов.

В процессе тренировок ученики всех национальностей совместно участвуют в ритуалах, привыкают с уважением относиться друг к другу. Изучение китайской культуры, иногда в сочетании с изучением китайского языка, раскрывает понимание принадлежности к евразийской цивилизации.

Кроме того, такие ценности, как трезвость, выдержка, спокойная вежливая сила формируют позитивный образ россиянина, занимающегося боевыми искусствами.

 

Коллективные ценности.

Поговорка ушу говорит о «объединенной энергии, взаимной поддержке». В китайской философии коллектив – это объединенные мысли, и объединенная энергия, взаимная помощь, защита и поддержка.

В отечественной педагогической науке также рассматриваются взаимопомощь и поддержка, как существенные факторы, влияющие на развитие ребенка. Например, Л. В. Мардахаев считает, что «Наиболее благоприятные условия для адаптации ребенка в среде и среды к нему создает взаимопомощь и поддержка. В этих условиях ему легче проявлять себя, не бояться насмешек, неумелости и стремиться к наибольшему самопроявлению.

Взаимопомощь позволяет ребенку на определенном этапе включаться в работу по оказанию помощи более слабому. В этом случае он приобретает особую значимость в своих глазах, происходит дальнейшее развитие его возможностей». [44]

С позиций современной психологии мы можем говорить о паре противоположностей – альтруизм и эгоизм. Альтруистическое поведение противопоставляется эгоистическому. Мы считаем, что альтруистические установки в социуме делают его более комфортным и безопасным для жизни, ассоциируются с положительными моральными ценностями.

Отечественная психология связывает взаимопомощь, коллективизм и альтруизм с высокими моральными установками.

В современной западной психологии рассматривается концепция реципрокного альтруизма, когда взаимопомощь обеспечивает выгоды всем членам социума.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.009 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь