Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Методика организации и управления тренировками ушу, направленная на нравственное воспитание детей.



Английское слово «management», возможно, происходит от того же латинского корня, что и французское слово «menagement», известное с XVI в., образованное от глагола «menager» (умело подготавливать, тщательно упорядочивать). [47]

Существует множество определений менеджмента.

Например, исследователь В. А . Абчук в своей книге Абчук В. А. Менеджмент: Учебник. – СПб.: Союз, 2002., дает следующее определение:

«Менеджмент – это управление организацией в условиях рыночной экономики. Управление – воздействие руководителя на свой объект, направленное на достижение цели».

Учебное пособие «Общий менеджмент» дает следующее определение: «Менеджмент представляет собой область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения целей путем рационального использования имеющихся ресурсов». [48]

 

Российский исследователь Л. И. Дорофеева считает, что менеджмент – «это управление людьми, работающими в одной организации, имеющей общую конечную цель. Но менеджмент – не просто управление людьми, организацией, а особая его форма, это управление в условиях рынка, рыночной экономики, т.е. в условиях постоянных изменений, риска. Поэтому менеджмент направлен на создание благоприятных условий (технических, экономических, психологических и др.) функционирования организации, на достижение ею успеха». По мнению Дорофеевой, основными составляющими успеха являются:

- выживание организации в долгосрочной перспективе;

- результативность;

- эффективность.

Оценивая по этим трем критериям учение Конфуция, мы должны признать его несомненный успех. Конфуцианская школа существует 2400 лет, на основе этого учения осуществляется управление огромной страной, с самым многочисленным населением на земном шаре. Высокие успехи в постижении этого учения обеспечивают молодому ученому возможность карьерного роста в иерархии управления государством. Разумеется, в истории Китая были и провалы, и национальные трагедии, и порабощение иноземными захватчиками, но страна неизменно возрождалась, имея в своей духовной основе учение, сформированное Конфуцием.

Что касается школ ушу, то они также гордятся непрерывной традицией – это важнейший критерий «истинности» школы, высоким уровнем морали и нравственности, вкладом в гармонизацию социальной среды, и в последнюю очередь – боевыми успехами.

Особенно это характерно для новейшего времени. Без знания ушу невозможно сделать карьеру в китайской армии и полиции, выпускники школ ушу привлекаются и к управленческой работе, если юные мастера ушу выбирают государственную или партийную карьеру.

 

В нашем случае целью организационных мер и управленческих решений является не извлечение прибыли, а получение воспитательного результата, поэтому мы будем отталкиваться от идеи, что «менеджмент – это управление, ориентированное на успешную деятельность».

Задача менеджмента нравственного воспитания – это не голословное декларирование постулатов, а создание и поддержание социальной структуры и социальных отношений, развивающих взаимопомощь, взаимное уважение и доверие.

Если мы будем призывать к нравственным идеалам на словах, но поместим ребенка в конкурентную среду, где альтруизм является препятствием в социальном росте, – то мы получим только усиление цинизма, негативизма, нигилизма.

Менеджер осуществляет руководство, оказывает влияние на людей для достижения сформулированной им цели. Руководство основано на возможностях и способностях менеджера влиять на людей.

Основная цель менеджмента как области практической деятельности заключается в том, чтобы обеспечить гармоничное развитие управляемого объекта. Это означает, что все элементы объекта управления должны функционировать согласованно и эффективно.

При этом должно учитываться влияние на объект внешней среды. В нашем случае управляемым объектом является коллектив занимающихся. На него воздействуют следующие факторы:

- Предшествующий опыт поведения в семье и школьном коллективе.

Этот опыт уникален для каждого члена коллектива, и на первом этапе социализации в новой среде оказывает важнейшее влияние на поведение занимающихся.

- Социальная структура школьного коллектива.

Необходимо учитывать, что школьная социальная среда – это подгруппы, связанные внутригрупповой кооперацией и разделяемые межгрупповой конкуренцией. Баланс между конкуренцией и кооперацией определяется с одной стороны – усилиями педагогов, с другой стороны – влиянием социальной модели общества взрослых, в которое ученикам предстоит со временем войти.

К сожалению, в последние годы в российском образовании, в частности, в школах Москвы, проявляется тенденция разделения школ на «благополучные», престижные, и «неблагополучные». Это связано с расслоением общества по критериям не только социального ранга, достатка, но и по моральным установкам, уровню культуры, распространенностью вредных привычек. На примере гимназии 1554 мы видим, что даже в пределах одного школьного комбината есть существенные различия в уровне успеваемости, дисциплинированности, воспитанности учеников разных корпусов. Как показало наше исследование, этот фактор имеет важное значение.

- Общие тенденции возрастного развития личности, ближайшее культурное окружение, друзья, соученики, «улица» – в смысле «знакомые, объединенные местом проживания».

- средства массовой информации, интернет, социальные сети, сетевые игры, которые тоже формируют сообщества и субкультуры.

- Авторитет тренера:

На первых порах это обычная реакция ученика на взрослого человека, наделенного правом отдавать команды. С точки зрения ребенка, тренер является очень значительной фигурой. От него зависит, будет ли ученик заниматься в его группе, или нет, он демонстрирует сложные и потенциально опасные движения, обладает большим опытом и силой. Однако, в дальнейшем, ученики понимают, что тренер работает в жестких рамках внутреннего распорядка, он подчиняется всем административным инструкциям, и, в сущности, ничем не отличается от обычных школьных учителей.

- Новый опыт, полученный в процессе тренировок, отработки страховок и потенциально опасных приемов:

Задачей тренера является дать ученику критерии оценки этого нового опыта. В этом вопросе у детей особое значение имеет как личный, непосредственный опыт тренера, так и его информация о коллективном опыте людей, практикующих боевое искусство.

Задача наставника – познакомить учеников с потенциальными опасностями, и методами их преодоления. Если наставник опирается на собственный опыт, то он вызывает к себе дополнительное доверие и уважение.

- Эффект «сплочения вокруг лидера»:

В отличии от обычных уроков, на которых созданы максимально комфортные условия для обучения, на занятиях ушу ребенок знакомится с потенциальной угрозой встречи с более сильным и опасным соперником. В ситуации осознания опасности, риска, группа занимающихся находит более психологически комфортным состояние, при котором самый старший, сильный, и опытный получает функции «вожака». В этом случае его рекомендации и замечания приобретают дополнительный вес.

- Стремление к совершенствованию:

Подготовка к реальному бою подразумевает готовность встречи с опасностью, агрессией, ребенок переносит на себя или дорогих ему людей увиденные им атакующие приемы, и переживает психологический дискомфорт, представляя, что они будут направлены против него. В таких условиях есть два пути уменьшения внутреннего напряжения.

Самый простой, но по сути, разрушительный, путь – производить еще большую агрессию, попытаться стать более страшным, чем потенциальный противник. Для этого в школах японского каратэдо, например, применяются громкие крики, для этого бойцы рукопашного боя демонстрируют высокий уровень агрессии.

В зале ушу наблюдается противоположная картина. Здесь агрессия понимается, как разрушительная сила, отрицательная энергия, вредное состояние. Боец ушу должен быть сконцентрирован и спокоен, мудр, и решителен. Поэтому в зале ушу обычно нет громких криков, эмоциональная атмосфера напоминает священнодействие. Смысл такого состояния – дать ученику прочувствовать свою ответственность, и необходимость совершенствования. Враждебную силу нужно преодолевать силой и мастерством, а сила и мастерство появляются от упорных тренировок.

Надо признать, что современное ушу очень широко, и среди школ, выступающих под общим брендом «ушу», есть и такие, в которых существует психологическая атмосфера, более характерная для каратэдо, или армейского рукопашного боя. Поэтому важно подчеркнуть, что в нашем исследовании мы подразумеваем под «ушу» классическое понимание этого искусства, в котором культура и философия контролируют силу, а смысл навыков борьбы – остановка агрессии.

 

Стоит отметить, что рассматривая менеджмент процесса тренировки коллектива, мы не должны забывать о пластичности психологии детей, находящихся на пороге перехода в подростковый возраст. Их поведение очень пластично, и они легко перестраиваются при переходе из одной социальной группы в другую, легко меняют социальную роль. Дети могут проявлять одни качества во время учебного процесса в классе; при переходе к занятиям в группе боевых искусств они меняют свою социальную роль в соответствии с принятыми там нормами, и совсем другими ролями они могут руководствоваться во дворе. Несомненно, необходимо учитывать суммарное влияние всех коллективов, в которые вовлечен ребенок, и всех социальных ролей, которые он играет.

 

Разберем процесс тренировок ушу с точки зрения менеджмента:

Общие функции менеджмента отражают последовательность действий, методы и средства их выполнения. К ним относятся:

 

Формирование целей:

Как мы уже убедились, основная цель – это совершенствование. Это развитие силы и координации, но вместе с этим, в неразрывном комплекте, идет и развитие психологической устойчивости, доброжелательности, дисциплины, нравственных качеств. В спортивных единоборствах существуют простые и понятные цели победы в соревнованиях разного уровня. В традиционных боевых искусствах существует два уровня целей. Первый уровень – это простое достижение силы, сдвиг в физическом и психологическом состоянии, готовность противостоять агрессии, умение защищаться от ударов и захватов, способность постоять за себя. Второй уровень покрыт некоей мистической дымкой – это достижение «мастерского уровня». Как правило, при достижении мастерского уровня снимаются простые проблемы противостояния агрессии. Мастер не испытывает проблем с самообороной – эффекты достижения мастерского уровня кроются в обретении дополнительных психологических качеств, кардинально меняющих его социальную адаптацию, уровень эмоций, показатели здоровья.

Достижение «мастерского уровня» зачастую не может быть проверено объективными методами оценки, и, чаще всего, определяется репутацией человека в среде людей, практикующих боевые искусства.

 

Планирование:

Преподаватель должен составить план последовательного восхождения учеников, их продвижения в плане изучения боевого искусства. Общее стратегическое планирование предусматривает этапы подготовки учеников от уровня начинающего до мастерского уровня. Разумеется, стратегическое планирование ближе к целеполаганию, оно не всегда может быть жестко расписано, как почасовое планирование тренировочного процесса.

В стратегическом смысле, тренер должен планировать не только технический рост ученика, как бойца, но и его личностный рост, как лидера, его социальный рост в детском коллективе, повышение его социального ранга.

Организация процесса тренировок:

Реальная школьная секция ушу существует в жесткой системе дополнительного школьного образования, и не может существовать вне общих организационных рамок. К таким общим рамкам относятся: требования к помещению, количество учеников в группе, медицинский допуск к тренировкам, расписание занятий, пропускной режим. Также существует обязательный инструктаж по технике безопасности, общие правила поведения в образовательном учреждении, требования к спортивной форме и внешнему виду. При организации процесса тренировок эти общие нормы должны быть учтены, и соблюдаться неукоснительно.

В начале учебного года преподаватель пишет программу своего курса, в которой он отражает:

- расписание, количество часов в неделю, продолжительность каждой тренировки, суммарное количество часов за учебный год;

- возраст учеников;

- длительность выполнения программы – обычно на один или на два года;

- почасовой план занятий;

- эффект от занятий;

- цели занятий;

- метод обучения;

- объем знаний, получаемых в результате обучения;

- методические пособия.

Также пишется пояснительная записка, в которой отражается сущность курса, его место в ряду схожих программ, история, и современное состояние данной дисциплины.

 

Контроль выполнения программы:

Контроль выполнения учениками программы курса включает индивидуальные и коллективные выступления, демонстрацию традиционных комплексов и парных упражнений.

Однако нам также важно получить представление о динамике морально-нравственных характеристик учеников, что не может быть выявлено в процессе выступлений. Для оценки их морально-нравственных и психологических качеств применяются следующие методы:

- наблюдение за поведением учеников в процессе тренировки, общении с товарищами по секции;

- общение с учителями-предметниками и классными руководителями;

- общение с школьным психологом.

Как отдельный метод, примененный в данной работе, можно выделить анкетирование, направленное на выявление динамики отношения учащихся к вопросам, связанным с самооценкой, отношением к агрессии, целеполаганию, планированию, взаимопомощи. Анкетирование не является абсолютным методом, это вспомогательный инструмент, дающий нам некоторые количественные показатели, которые можно обработать, и получить материал для анализа динамики отношения учащихся к данным вопросом.

В практическом же плане, разумеется, наблюдения тренера, контакт с преподавателями, психологом, беседы с детьми дают более точную качественную картину.

 

Регулирование процесса тренировок:

Методы менеджмента делятся на три большие группы:

- административные;

- экономические;

- социально-психологические.

Первый способ основан на иерархии: административные методы включают в себя несколько видов воздействия: распорядительное воздействие, организационно-стабилизирующее воздействие, дисциплинарное воздействие.

Распорядительное воздействие заключается в том, что менеджер, используя свои полномочия, непосредственно приказывает подчиненным действовать определенным образом – издает приказы и распоряжения. В случае работы со школьниками этот метод не является приемлемым. Детям нельзя приказать вести себя так или иначе.

Организационно-стабилизирующее воздействие основано на регламентировании, которое определяет функциональные, должностные и структурные ограничения. Кроме того, регламентирование предполагает нормирование – определение норм потребления ресурсов, норм результата труда, и инструктирование.

Данный метод применяется, он входит в обязанности педагога. Разъяснение принципов безопасности, правил поведения, закреплено в должностной инструкции. Функциональное построение тренировки, разумное чередование сложных и простых упражнений, пауз для отдыха, позволяет организовать тренировочные процесс, чтобы стимулировать интерес детей к тренировкам, не вызывать у них эмоционального отторжения, выгорания.

Дисциплинарное воздействие основано на системе наказаний и дисциплинарных требований.

Из методов дисциплинарного воздействия реально работает только отчисление из секции за невыполнение правил поведения, но эта мера в реальности применяется крайне редко, и обычно показывает, что преподаватель не справляется со своими функциями, не знает детской психологии, не способен правильно организовать тренировочный процесс, мотивировать детей.

 

Экономическое воздействие на объект менеджмента основано на экономическом интересе: экономические методы менеджмента предполагают прежде всего материальное стимулирование как отдельных сотрудников, так и структурных подразделений организации.

Этот метод воздействия неприемлем для детского коллектива. Мы не можем материально поощрять за выполнение моральных норм. Призы и мелкие подарки, дипломы, медали, имеют нематериальную ценность, служат воплощением одобрения, но не являются рыночной ценностью.

Социально-психологические методы воздействия на объект менеджмента основаны на сложившейся в организации системе ценностей или культуре. Эти методы менеджмента предполагают установление гармонии в коллективе, основанной на признании баланса интересов всех участников коллектива. Для установления коллективного соглашения важное значение имеет четкое понимание миссии группы, общих целей, единых этических норм. Преподаватель должен постоянно возвращать внимание учеников к этим основам совместного функционирования коллектива.

К социально-психологическим методам менеджмента относятся все виды нематериального стимулирования (похвала, присвоение неформального статуса, горизонтальная карьера), формирование сильной организационной культуры, основанной на ценностях, разделяемых всеми сотрудниками организации.

Этот способ управления является основным в управлении школой ушу. Его суть – в установлении позитивного настроя, комфортной среды, гармоничного социального окружения для занимающихся.

Для управления процессом воспитания нужно учитывать и разные концепции менеджмента, учитывающие базовые философские принципы, различия в психологии, различия в идентификации. Сопоставление западной и восточной культур показывает значительные различия по многим базовым характеристикам. Сам принцип управления в китайской цивилизации зачастую противоположен западному лидерству.

Например, в философии Лао-цзы есть такое высказывание:

«Когда (мудрый человек) желает возвыситься над народом, он должен ставить себя ниже других. Когда он желает быть впереди людей, он должен ставить себя позади других. Поэтому, хотя он стоит над народом, но для народа он не в тягость, хотя он находится впереди, народ ему не вредит. Поэтому люди с радостью его выдвигают и от него не отворачиваются».

 

Культура стран Юго-восточной Азии является синтетической, созданной на основе сосуществования различных религиозных и философских систем. Эти системы отражают взгляды на мир с принципиально разных точек зрения. В силу этого жители Юго-восточной Азии более склонны признать право других людей на иной образ мысли, что дает им настрой на скорейшего понимание других культур. Западная же культура возникла на основе одной, причем монотеистической христианской идеологии. Европейцы и американцы стремятся в своем сознании и управленческой практике найти универсальный образ действий, который определяется путем аналитического подхода. Они считают, что найденный ими способ является единственно верным, и склонны механически переносить его на иные цивилизационные реалии. Они склонны признать свой образ жизни, если не единственно правильным, то, по крайней мере, лучшим. Для западной культуры характерно только одно решение проблемы – однозначная победа над соперником или средой.

Некоторые современные китайские исследователи считают, что моральные нормы изначально присущи человеку, вытекают из естественности.

А вот для людей западной цивилизации характерен другой подход. В Книге «»Мудрость Востока и Запада», написанной совместно психологом Полом Экманом и Далай-ламой, Далай-лама высказывает пожелание, чтобы «обучение состраданию было интегрировано в систему образования». [49]

Пол Экман, в свою очередь, говорит, что «нам необходима комната для занятий, направленных на развитие милосердия. Мы должны использовать видеоигры, в которых вы сталкиваетесь с конфликтами, и учитесь разрешать их в уважительной манере». «Нам необходимы комнаты для стимулирования воодушевления, в которых можно будет смотреть фильмы о людях, совершивших героические поступки», «мы также рассматриваем возможность создания специальной камеры для ослабления стресса, которая помогала бы вам, возможно за счет биологической обратной связи, возвращаться в более спокойное состояние».[50] Западный психолог, таким образом, собирается обучать людей поведению в социуме вне социума.

И здесь нужно четко занять принципиальную позицию. Если мы хотим получить воспитательный эффект, использующий принципы восточной культуры, то мы не должны в менеджменте опираться исключительно на идеи англосаксов. Традиционное управление, построенное на восточной системе ценностей, представляется все же более перспективным.

Отметим также и вторую характеристику: коллективизм и индивидуализм. Для Востока характерна традиционная установка общественного сознания на коллективизм – принадлежность к какой-либо социальной группе. Западная культура по своей сущности индивидуалистичная, ориентирована на личность, лучшим современным свидетельством чего является исключительное внимание к правам человека.

И здесь также нужно признать, что нельзя пытаться достичь коллективных ценностей, развивая индивидуальное стремление к чемпионству, личному превосходству. Дети очень легко подпадают под влияние эгоистичных эмоций, они легко увлекаются идеей соперничества, в них легко разбудит честолюбие и заглушить кооперацию. Поэтому, на самом базовом уровне, на уровне построения структуры и смыслов обучения, взаимного поведения, нужно отказаться от идеи соперничества и выявлении сильнейшего.

 

Практические методы управления тренировочным процессом:

Для надежного достижения необходимого результата нужны простые, ясные методы, дающие сходный результат в разных группах, в разных условиях.

Исходя из анализа деятельности современных школ ушу, изучения литературы, и собственного 20 летнего опыта преподавания, автор считает, что для максимального раскрытия воспитательного потенциала ушу в условиях средней школы, необходимы следующие методические условия:

 

1. Отсутствие соревнований.

Конфуций сказал: «Благородный человек соревнуется только в стрельбе из лука». Соревнования стимулируют честолюбие, индивидуализм, они принципиально расходятся с провозглашенным Конфуцием ритуальным правилом уступчивости. Эта принципиальная норма не только благоприятно влияет на моральное состояние коллектива, но и снижает травматизм, позволяет обучать учащихся с отклонениями в состоянии здоровья, индивидуально подбирать степень нагрузок.

Отсутствие соревнований вовсе не означает отказ от использования парных упражнений. Многочисленные, разнообразные парные упражнения развивают практические навыки, координацию, способствуют росту мотивации обучающихся. Важно, чтобы парные упражнения подбирались по принципу «от простого к сложному» – это повышает безопасность, снижает риск травматизма. В парных упражнениях можно отрабатывать важные аспекты специальной координации, избегая агрессии.

 

2. Участие учеников в процессе обучения.

Старшие ученики, подобно старшим братьям, помогают младшим осваивать искусство. Вертикальная связь учитель – ученики, дополняется формированием горизонтальных связей взаимной поддержки. Забота о младших и уважение к старшим должны не голословно декларироваться, а быть сутью процесса тренировок. Практическая методика предполагает демонстрацию лучшими учениками отдельных индивидуальных упражнений, а так же демонстрация практических техник самообороны в паре с учителем.

 

3. Страховка партнера.

В секциях ушу, в отличии от секций борьбы, не представляется возможным вводить в программу обучения амплитудные броски. Это связано с тем, что отсутствует предварительный отбор по состоянию здоровья, и многим ученикам выполнение бросковой техники запрещено по медицинским показаниям. Тем не менее, и в секции ушу есть возможность дать упражнения, которые вырабатывают у обучающихся навык парной работы, умение оценивать состояние партнера, понимать предел болевого воздействия.

Для достижения этого эффекта в программу тренировок желательно включить такие конкретные упражнения, как освоение болевых приемов на кисти из положения сидя на коленях. Поочередное выполнение болевых приемов приучает оценивать грань допустимого болевого воздействия, способствует пониманию своей ответственности перед товарищем, выработке доверия. Положение сидя на коленях исключает риск травм при падении, способствует повышению уровня безопасности тренировочного процесса.

 

4. Ученики должны изучать действительное боевое искусство.

Имитационные формы, не имеющие практического применения, не должны выдаваться за боевые, иначе принцип доверия будет нарушен со стороны учителя. Ученик должен контролировать свое знание потенциально травмирующих приемов, заботится о безопасности соучеников в процессе тренировки, и не применять свое знание во зло – иначе принцип доверия будет нарушен со стороны ученика.

Формы изучения боевых приемов:

Индивидуальная отработка:

Удары и защиты в одиночном исполнении, удары по мешку или «лапам», закалка ударных поверхностей на тренажерах.

Парные связки:

Обусловленные упражнения с четким распределением ролей проводящего прием, и страхующегося партнера, со сменой ролей.

Полусвободный поединок:

Обусловленные атаки и защиты партнеров по строгой программе, в медленном темпе, со сменой ролей. Атаки проводятся не в полную силу, не доводятся до полного контакта, не ставят цель добиться преимущества над партнером. Партнеры работают без защитного снаряжения, не допускаются атаки в глаза, рот, нос, висок, горло, область паха. Контакт атакующих поверхностей с головой запрещен.

Цель данных упражнений – достичь навыка в расчете времени, умения координировать свои действия с действиями партнера.

Поединок с учителем:

Учитель позволяет атаковать себя в те области, которые он указывает ученику, и в процессе поединка обращает его внимание на проблемы с защитой. Учитель не касается ученика ударными поверхностями, не доводит свои удары, останавливая их на безопасном расстоянии.

Цель данных упражнений – дать ученику возможность вести бой на полной скорости, совершенствовать свое восприятие пространства, времени, и движения.

 

5. Принцип гуманности в учебных поединках с учителем.

В процессе учебных поединков с учителем ученики проверяют свое владение техникой атак и защит. Учитель, позволяет себя атаковать, намеренно пропускает некоторые удары, и не стремится во время учебного поединка показать свое превосходство. Он лишь помогает ученику увидеть свои слабые и сильные стороны. Так он демонстрирует принцип гуманности, день за днем дает ученикам пример контроля потенциально травмирующих навыков. Он страхует ученика, останавливает удар, если ученик не может его отразить – так гуманность становится повседневной реальностью тренировок, воспитывая привычку у учеников.

 

6. Совместное выполнение ритуалов.

Ученики и учитель соблюдают ритуалы начала и окончания тренировки, взаимного приветствия, приветствия при демонстрации упражнений, в начале и окончании парной работы. Так ритуал объединяет, превращает множество индивидуальностей в гармоничный коллектив.

 

7. Соблюдение справедливости.

Нарушения ритуала, отсутствие уважения к учителю и ученикам, отсутствие заботы об их безопасности – то есть нарушение ритуала, гуманности, доверия – должно адекватно порицаться, вплоть до отстранения от тренировок и исключения из секции. Иначе будет нарушен принцип справедливости.

 

8. Передача древнего знания.

Процесс тренировки не должен сводиться только к практическим приемам боя. Школа должна выполнять функцию передачи древнего знания, ученики должны осваивать наследие предшествующих поколений. С этой целью в процесс тренировок должны включаться традиционные комплексы – последовательности приемов, переданные учителями прошлого. Обучая этим комплексам, учитель подчеркивает их историческую и культурную ценность, не противопоставляя эти комплексы практическим парным связкам рукопашного боя.

 

9. Принцип совершенствования.

В процессе тренировок ученики выполняют простые упражнения по укреплению мышц, улучшению осанки и развитию гибкости. Так реализуется принцип совершенствования. Учитель объясняет своим ученикам, что самосовершенствование необходимо для развития специальных качеств человека, преобразования тела и развития воли.

 

10.  Наказания и поощрения.

В многочисленных описаниях жизни Конфуция нет никаких указаний на то, что он наказывал своих учеников. Неодобрение Учителя проявлялось следующим образом: он отказывался учить, или отказывался дать рекомендацию ученику, не соблюдающему принципы его учения.

Исходя из этого, можно рекомендовать только два вида отрицательного подкрепления:

- мягкое наказание – прекращение тренировки для всей группы, и дополнительное разъяснение принципов поведения для всех учеников. Полезно так же дать возможность ученикам самим повторить формулировки основных моральных принципов, правил и запретов.

- жесткое наказание – отказ от обучения нерадивого ученика (реально применяется только в виде угрозы, за 20 лет преподавания ушу школьникам эту меру наказания пришлось применить менее пяти раз).

Поощрения. Наиболее эффективной и мотивирующей формой поощрения является признание за учеником способности вести реальный бой. Иногда для этого нужен диплом, иногда достаточно устной фразы. Как правило, ученику приходится выдерживать учебные поединки возрастающей степени сложности, и ученику становится достаточно очевидно, каковы его реальные способности. Вспомогательными поощрениями являются подарки и грамоты по случаю окончания определенного срока обучения или по случаю овладения одним из разделов техники.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.075 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь