Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Единые моральные нормы и индивидуальные различия.



Современная массовая культура западного мира вписывается в концепцию постматериализма. Согласно этой концепции, в современном обществе самовыражение является самой важной ценностью, и чем больше общество продвинулось по пути самовыражения, тем более оно продвинулось и по пути демократии.

Согласно этой концепции, насильственное насаждение идей крайней степени самовыражения является одним из инструментов экспорта демократии.

В максимальном развитии тенденции происходит все большее обособление людей, подчеркивание различий, непохожести, вплоть до такого частного случая, как увеличение количества гендеров.

Взаимная борьба двух начал – упорядочивания и самовыражения, порядка и хаоса, тоталитаризма и анархии – является проявлением философского закона борьбы противоположностей. Нельзя запретить самовыражение. Но нельзя доводить его до абсурда, пренебрегая коллективными ценностями. Гармония состоит в разумном соотношении обоих начал. Не будет упорядоченности – разрушится социальная структура общества. Можно сказать и так: Современные люди стремятся к подчеркиванию различий, древние стремились подчеркнуть общее. Смысл ритуалов состоит в том, чтобы «привести людей к единым стремлениям», это главная практическая задача конфуцианства.

Мы можем констатировать, что группа обучающихся ушу представляет собой единый социум, связанный общими моральными принципами, стремлениями, и нормами поведения. В такой группе осуществляется специфическое социальное воспитание. По В. Л. Мардахаеву, «специальное (специфическое) социальное воспитание… присуще именно этой среде (семье, организации, учреждению). К такому типу относятся воспитание по определенному социальному идеалу, модели, формирование соответствующего социального типа личности.

Воспитание по социальному идеалу, модели имеет место в каждом учреждении, организации. Оно обусловлено нравственно-психологическим климатом, установками, принципами, сложившимися традициями, опытом воспитательной деятельности, авторитетными личностями, обеспечивающими воспитательный процесс, воспитательной деятельностью, средой, определяющей социальную востребованность формируемого человека, и пр. Это то специфическое, что нарождается именно здесь, в данной среде и отличает воспитанников одного учреждения от подобного ему». [45]

Для людей, занимающихся ушу, социальным идеалом закономерно является рыцарь – идеалист и альтруист, имеющий высокий социальный статус, и уважение в обществе, моральный авторитет, подкрепленный уникальными воинскими навыками.

Другая современная концепция – постмодерн. Отрицание связи с историческими культурными корнями разрушает личность, разрывает культурные, социальные и личные связи, приводит к «атомизации» общества.

В боевом искусстве гармонично сочетаются самовыражение и коллективизм. Это регулируется ритуалами, которые вырабатывают чувство общности, принадлежности к единой непрерывной многовековой традиции.

Воспитание уважения к традиции носит системный характер, принятие коллективных ценностей не противопоставляет конфуцианскую традицию другим, не требует от ученика отказа от традиций своего народа. Если этот принцип нарушается, то это уже маскирующееся под боевое искусство сектантство.

В современном школьном курсе в настоящее время отсутствует начальная военная подготовка. Поэтому секция боевого искусства по определению выполняет функцию подготовки учащихся к военному делу. На простых примерах учитель показывает, что управление большой группой людей невозможно без обучения выполнению команд, соблюдения дисциплины.

 

Работа с лидерами.

Прежде всего, необходимо подчеркнуть отличие понимание образа лидера в традиционном ушу от лидера в спортивных соревновательных единоборствах. В традиционном ушу лидер – это, прежде всего человек, организующий и структурирующий сообщество единомышленников, организующий и контролирующий процесс взаимного совершенствования. В спортивном единоборстве лидер обычно понимается как наиболее успешный спортсмен, победитель, выявивший свое преимущество в сравнении с остальными членами спортивного сообщества. То есть, в традиционном ушу лидер – это человек с организаторскими способностями, глубокими знаниями и высокими моральными качествами, в спортивном единоборстве это очередной сиюминутный победитель.

Разумеется, в школьной секции ушу лидером по определению является собственно преподаватель, педагог. Тем не менее, социум, а школьная секция ушу является микро-социумом, подразумевает процесс развития и усложнения социальных связей, и образование естественных лидеров среди учеников неизбежно.

В связи с этим, на практике перед преподавателем ушу стоят три задачи:

- Воспитание позитивных лидеров. Если ученик проявляет гуманность, серьезно относится к тренировкам, внимательно относится к наставлениям преподавателя, то его физические способности растут. Если он внимателен, то ему легко даются сложные упражнения на координацию движений, его владение своим телом становится более совершенным.

Если его эмоции находятся под контролем, он допускается к парным упражнениям, и его боевое мастерство растет. Постепенно старательный ученик приобретает качества лидера.

- Коррекционная работа с имеющимися лидерами должна проводиться на основе абсолютного уважения к личности учащегося. Не имеет никакого смысла высокомерно поучать, апеллируя к собственному опыту. Нужно указывать на прогресс, и пояснять, на основе каких личностных качеств можно добиться прорыва к новым вершинам.

- Уменьшение влияния негативных лидеров. Негативный лидер стремится к индивидуальному самовыражению, пренебрегая интересами коллектива. Терпение и постоянство не являются базовыми чертами его личности, что делает невозможным его прогресс в тренировках. При утрате лидерства такой учащийся обычно меняет свою социальную роль в коллективе. Частым вариантом является принятие роли шута, желание другими способами вернуть себя в центр внимания коллектива, в дальнейшем может произойти замыкание в себе, и здесь нужна серьезная психологическая поддержка и коррекция.

 

Агрессивность.

Согласно устным наставлениям старых мастеров, агрессивных учеников обучать нельзя. Но как поступать в условиях школьной секции дополнительного образования, где такой отказ невозможен?

Практическими методами являются:

- Гармонизирующие упражнения, связанные с контролем дыхания, выполнение индивидуальных комплексов, перенос внимания на работу над собой.

- В крайних случаях, когда у учащего нет никаких стимулов к тренировкам, кроме агрессии и желания дать ей выход, остается только ограничить выполнение упражнений боевого применения всей группой, сконцентрироваться на оздоровительных и координационных упражнениях. В такой ситуации агрессивный ученик обычно прекращает посещение секции. В дальнейшем, когда коллектив преобразуется с появлением сильных и уравновешенных лидеров, общий деловой настрой секции, позитивная установка коллектива на самосовершенствование преобразуют эмоциональный настрой новичков, и проблемы с агрессивностью исчезают. Тем не менее, возможен негативный вариант развития агрессивных индивидуумов, когда агрессия такого ученика переносится в область компьютерных игр.

 

Гендерные роли.

Полезно при подготовке группы к реальным ситуациям боя, давать группе игровые задания по прикрытию девочек, выведению их из опасной зоны, защите от нападения. Интересно, что в таких упражнениях даже достаточно брутальные девочки-бойцы с удовольствием поощряют мальчиков к роли защитника, принимая роль опекаемых созданий.

 

Рыцарские идеалы.

Рыцарский кодекс поведения противоположен антикультурному поведению, «блатному укладу», криминальному кодексу. Задача тренера – не только подчеркивать долгосрочные преимущества следованию рыцарским идеалам, но и дать ученикам практические навыки лидерства, представления о стратегии и планировании, понимание долгосрочных социальных преимуществ следования истинным моральным ценностям.

Как пишет Л. В Мардахаев, «Более культурное и воспитанное поколение способствует позитивному изменению общества, в котором оно живет. Общество стремится к тому, чтобы дети стояли на более высокой ступени культурного развития, чем их родители». [46]

Сказанное позволяет сделать вывод о том, что преподавание ушу в системе государственного дополнительного образования способствует выработке позитивных черт характера у учащихся, прививает им позитивные моральные нормы, способствует социализации и адаптации в коллективе. Преподавание ушу должно опираться на моральные нормы учения Конфуция, следует заботиться о постепенном коллективном прогрессе, а не выявлять лидеров путем соревнований.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 232; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь