Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТОВ НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ
Народное декоративно-прикладное искусство нашей страны — неотъемлемая часть культуры. Эмоциональность, поэтическая образность этого искусства близки, понятны и дороги людям. Как всякое большое искусство, оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь и культуру нашего народа, благотворно влияет на формирование человека будущего. Художественные произведения, созданные народными мастерами, всегда отражают любовь к родному краю, умение видеть и понимать окружающий мир. В современной культуре народное искусство живет в своих традиционных формах. Благодаря этому изделия народных мастеров сохраняют свои устойчивые особенности и воспринимаются как носители целостной художественной культуры. Все чаще произведения декоративно-прикладного искусства проникают в быт людей, формируя художественный вкус, создавая эстетически полноценную среду, определяющую творческий потенциал личности. Поэтому велика роль детских садов, где успешно ведется работа по ознакомлению детей с образцами народного творчества. Предметы народного творчества многообразны. Это могут быть игрушки из дерева, глины, посуда, ковры, кружево, лаковая миниатюра и т.д. Каждое изделие несет в себе добро, радость, фантазию, увлекающую и детей, и взрослых. Та или иная форма народного творчества зависит, как правило, от природных географических условий. Так, центры изготовления глиняных игрушек и фаянсовой посуды сосредоточены там, где находятся залежи хорошей наносной глины, а резьба и роспись по дереву получили распространение в местах, где есть леса, богатые липой и другими породами деревьев, пригодных для выполнения деревянных изделий. Народное искусство всегда понятно и всеми любимо. С давних времен людям нравилось украшать свое жилище коврами, расписными подносами и шкатулками, потому что народное изобразительное искусство несет в себе тепло рук мастера, тонкое понимание природы, умение просто, но с большим чутьем к форме и цвету отбирать для своих изделий только то, что необходимо, то, что поистине прекрасно. Неудачные образцы отсеиваются, живет только ценное, великое, идущее из глубины души. Интерьер жилых помещений постоянно изменяется, приобретая строгость линий и прямоугольных форм. Поэтому, украшая свой дом, люди тянутся к народному искусству, которое помогает сделать его праздничным и уютным. Народное искусство тем и ценно, что каждый раз, создавая одну и ту же вещь, мастер вносит что-то новое в узор, да и форма не может получиться абсолютно одинаковой. Как правило, народный мастер работает без предварительных эскизов. Все формы, элементы узоров он держит в памяти и, компонуя их по-разному, создает новые варианты своих произведений. Народный мастер создает разные изделия. Это и солонки с хохломской росписью, и хлебницы, и городецкие расписные блюда. Народное искусство — достояние не только взрослых, но и детей, которые с увлечением играют как с деревянными матрешками, так и с глиняными фигурками кировских мастеров. Детям нравятся богородские игрушки-шутки и каргопольские игрушки. Пользуются особым спросом деревянные ложки, плетеные корзины, половики из лоскутов и другие предметы народных умельцев. Как уже говорилось, изобразительное народное искусство обладает огромной силой эмоционального воздействия и является хорошей основой для формирования духовного мира человека. Народное искусство образно, красочно, оригинально по своему замыслу. Оно доступно детскому восприятию, так как несет в себе понятное содержание, которое конкретно, в простых, лаконичных формах раскрывает ребенку красоту и прелесть окружающего мира. Это всегда знакомые детям сказочные образы животных, выполненные из дерева или глины. Орнаменты, используемые народными мастерами для росписи игрушек и посуды, включают в себя цветы, ягоды, листья, которые ребенок встречает в лесу, в поле, на участке детского сада. Так, мастера хохломской росписи умело составляют орнаменты из листьев, ягод калины, малины, клюквы. Городецкие мастера создают свои орнаменты из листьев и крупных цветов купальницы, шиповника, розы. Мастера глиняной игрушки расписывают свои изделия чаще всего геометрическим орнаментом: кольцами, полосками, кругами, которые также понятны маленьким детям. Все эти изделия, как деревянные, так и глиняные, используются в детских садах не только для украшения интерьера комнаты. Под руководством педагога дети внимательно их рассматривают, рисуют и лепят по образцам народных изделий. Народное декоративно-прикладное искусство должно войти в быт детского сада, радуя детей, расширяя их понятия, воспитывая художественный вкус. Детские сады должны располагать достаточным количеством предметов народного творчества. В некоторых дошкольных учреждениях собраны игрушки и керамическая посуда разных промыслов. Это дает возможность украшать интерьеры групп и других помещений, время от времени заменяя одни предметы другими. Художественные изделия демонстрируются детям во время бесед о народных умельцах, используются на занятиях. Понятно, что маленькому ребенку невозможно дать глубокое представление о народном искусстве. Однако некоторые образцы национальных промыслов детям можно показать. Предметы прикладного искусства народов России могут стать ценным материалом не только для художественного, но и для интернационального воспитания каждого ребенка. Рассмотрим предметы народного декоративного искусства, которые могут быть использованы в детском саду.
Дымковская игрушка. Изделия кировских мастеров удивляют пластикой формы, особыми пропорциями, необычным по яркости узором. Всем нравятся живые, праздничные, пышные по лепному оформлению и росписи куклы барыни-франтихи, козлы, кони, петухи с яркими хвостами. Промысел зародился в далеком прошлом. Самое раннее описание дымковских игрушек относится к 1811 г. Автор его — Николай Захарович Хитрово. В описании рассказывается о народном вятском празднике — «Свистопляске» (позднее его стали называть «Свистунья»), во время которого продавались расписные глиняные куклы с позолоченным узором. Точных сведений о возникновении этого праздника нет. Однако известно, что в XIX в. он стал в этой местности всенародным праздником с торгами, ярмаркой и гуляньем. Н.З. Хитрово писал, что на гулянье люди приносили с собой небольшие свистульки и целый день свистели в них. Так и повелось, что «в Вятке делают игрушки для свиста». Глиняными игрушками торговали не только в Вятке. Их продавали на уездных ярмарках и базарах, отправляли в Оренбургскую губернию и другие места далеко за пределы города, демонстрировали на промышленных и художественных выставках. До революции мастера работали в селе Дымково в одиночку и семьями. Копали глину, смешивали ее с песком, месили сначала ногами, а потом руками. Изделия обжигали в русских печах, а потом расписывали. В этой работе принимали участие женщины и дети. Фабрика, где сейчас изготавливают дымковские игрушки, находится в городе Кирове. Народные умельцы работают в благоустроенных, светлых мастерских. Все готовые игрушки хранятся на полках и закрыты занавесками. Но вот мастерица отодвигает занавес, и мы попадаем в удивительный, сказочный мир. На полках тесными рядами стоят игрушки, разные по содержанию и оформлению, яркие, с позолотой. Так и кажется, что ты в древнем городе Вятке на красочном празднике «Свистунья». Чего только здесь нет: барыни-франтихи, расписные козлы, кони, уточки-свистульки, поросята, медведи и др. Всем известны имена прославленных мастеров дымковской игрушки. Это А.А. Мазурина, Е.З. Кошкина, З.В. Пенкина. Они лауреаты Государственной премии им. И.Е. Репина. Теперь на фабрику народной игрушки пришла талантливая молодежь, которая, сохраняя старые традиции и учась на них, создает новые, оригинальные игрушки. Процесс изготовления игрушки можно разделить на два этапа: лепку изделия и роспись его. Перед каждой мастерицей лежат нужные ей в данный момент материалы. При лепке на столах лежит глина в целлофановом мешке. Глина местная, кировская, очень приятная в работе по своим лепным качествам. Мастерицы говорят: «Наша глина, как масло». Кроме глины, на столе находятся таз с водой, тряпки для заглаживания поверхности изделия и стеки. В том случае, если мастерицы занимаются росписью, на столах в стаканчиках — краски, кисти, и рядом стоят уже обожженные и отгрунтованные игрушки. Эскизов мастерицы не делают. Быстрыми, умелыми движениями они создают лепную форму, и приходится только удивляться их чувству ритма, пропорций и формы. Способы лепки очень простые. Например, изображая куклу, мастерицы делают сначала юбку из пласта глины, в результате чего получается полая колоколообразная форма; голову, шею и верхнюю часть туловища делают из одного куска, а детали одежды (рюши, оборки, манжеты, шляпки и др.) лепят отдельно и примазывают к основной форме, называя их налепами. Так ловко и уверенно наносят мастерицы узоры на белую поверхность изделия, что не успеваешь следить за их руками. Дымковская игрушка весьма специфична. В ее создании и оформлении существуют свои традиции, которые выражаются прежде всего в статичности, пышности форм и яркости окраски. Например, в композиции «Мать с детьми» женщина смотрит прямо перед собой, она как бы замерла в этом положении. Если внимательно посмотреть на другие игрушки, изображающие козлов, петухов, медведей, то эта статичность чувствуется и в них. Мастерицы строго сохраняют и поддерживают традиции, установленные прежними мастерами, но каждая имеет свои особенности в работе. У одних куклы высокие, статные, у других — немного меньше по размеру, шире в плечах. По-разному укладываются локоны у барынь-франтих, различный поворот головы у животных. Отличаются изделия и по колориту. Одни мастера работают в теплых тонах: у них преобладают охра, красный и оранжевый цвета; другие — в холодных — голубых и синих. Одни изделия украшаются густой сетью орнамента, другие меньше покрыты узором. Мастерицы все время работают над образом, его пластичностью, и у каждой есть любимые темы. Так, Л.С. Фалалеева любит жанровые сцены. Ею выполнены «Свадьба», «Рыбная ловля», «Торговые ряды (Чем богата Вятка)». У художницы В.П. Племянниковой много интересных игрушек. Одна из них изображает ансамбль музыкантов. Следя за работой мастерицы, видишь, с какой быстротой она лепит фигурки музыкантов — сначала ноги, а затем туловище и голову. Соединила обе части, вылепила руки, прикрепила их и перешла к изображению деталей. Интересно наблюдать способ изготовления оборок на юбках у кукол. Сначала делается лентообразная форма, которая помещается на доску и собирается мелкими складками, как ткань, после чего прикрепляется к юбке куклы. Художница А.В. Кузьминых изображает фрагменты из сказок. Будучи мастером творческим, ищущим, она создает несколько вариантов игрушек на одну и ту же тему, чтобы найти нужную композицию, цветовое решение фигурки. Например, она создала несколько вариантов на тему «Каменный цветок». Последний вариант мастерица считает лучшим — это цветок с круглыми раскидистыми лепестками, удобными для росписи. Несколько раз возвращалась Кузьминых к теме «Иван-царевич на Сером волке, а в руках у него Жар-птица». «Нужно так вылепить Жар-птицу, чтобы хвост был красиво развернут и можно было расписать его»,— говорит художница. Новые материалы и условия работы несколько отличают современную игрушку от старой. Во-первых, современные мастерицы, вылепив игрушку, тщательно заглаживают поверхность влажной тряпкой, благодаря чему все их работы безукоризненны по своей отделке. Этот способ отсутствовал у старых мастеров. Во-вторых, вместо мела, разведенного на молоке, используется новая краска для грунта — эмульсионные белила, которые наносятся на изделие кистью. В старину изделие несколько раз погружалось в грунт. Раньше обжиг изделий проводился в русской печи, теперь муфельные печи делают обжиг более ровным. Все изделия дымковских мастеров отличаются жизнерадостностью и тонким юмором (например, «Сцена у колодца» или «Разряженные куклы едут на базар»), что особенно привлекает внимание детей: им нравится рассматривать игрушки, слушать рассказы воспитателя о том, где и как их делают.
Филимоновская игрушка. Не менее известным центром народного промысла является деревня Филимоново Одоевского района Тульской области, где делают удивительную глиняную игрушку. Деревня находится около залежей хорошей белой глины. Возможно, это и определило ее промысел (легенда говорит, что жил в этих местах дед Филимон, он и делал игрушки). Сейчас в деревне организованы мастерские по изготовлению глиняной игрушки, где работают мастерицы А.И. Дербенева, П.П. Илюхина, А.И. Лукьянова и др. Каждая из них делает игрушки по своим правилам и законам. Люди и животные, выполненные художницами, отличаются по форме и росписи. Игрушки смешны, причудливы и в то же время просты по исполнению и очень выразительны. Сюжеты филимоновской игрушки традиционны — это барыни, крестьянки, солдаты с эполетами, танцующие пары, наездники на лошадях; из животных — коровы, бараны, с туго закрученными рогами, лиса с петухом и таинственные существа, прообраз которых трудно определить.
У всех игрушек упругие тела, длинные или короткие ноги, вытянутые шеи с маленькими головками. Эти игрушки трудно спутать с какими-либо другими, так как они имеют свои традиции в трактовке формы и росписи. Например, у барынь высокие колоколообразные юбки с незаметным расширением книзу, верхняя часть туловища по сравнению с юбкой кажется меньше. Маленькая головка заканчивается высокой изящной шляпкой. Забавны игрушки, изображающие длинноногих и вытянутых во фрунт солдат в характерных костюмах: френч в талию и полосатые штаны. Некоторые игрушки удивляют своей причудливостью. Так, среди игрушек есть чудище с головой оленя. В руках у него курица, на спине сидит индюк, а на хвосте — цыпленок. Особой пластикой отличаются игрушки-животные. У баранов, коров и коней маленькие головы на вытянутых шеях, а короткие ноги придают особую устойчивость всем фигурам. Все игрушки очень веселые, и когда их много — это праздник. Роспись яркая, и в основном преобладает желтый, красный, оранжевый, зеленый, синий и белый цвета. Можно только удивляться, как, сочетая простые элементы (полосы, дуги, точки, пересекающиеся линии, образующие звезды), мастерицы создают удивительные орнаменты, которые красиво ложатся на юбки и фартуки фигурок. Роспись игрушек традиционна: коней, коров, баранов окрашивают полосами, а фигурки людей расписывают, используя все элементы в самых различных сочетаниях. Лица фигурок всегда остаются белыми, и лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза, рот, нос. Когда смотришь на собранные вместе филимоновские игрушки, то невольно появляется радостное настроение. Игрушки полыхают огнем, переливаются всеми цветами радуги. Налепов в филимоновской игрушке мало, особенно если сравнивать ее с дымковской, где налепы играют не меньшую роль, чем роспись. Филимоновские мастера оформляют налепами лишь глаза животных, чем достигают особой выразительности образа. Маленький ребенок прежде всего видит в филимоновской игрушке забаву, фантастическое изображение предмета, которое пробуждает его творчество. И там, где взрослый задумывается над определением содержания игрушки, ребенку все ясно. Его не смущает ни пестрая окраска, ни фантазия мастериц в отношении условной трактовки образа. «Это кот с гармошкой,— говорит малыш,— а это лиса с петухом». И это действительно так: ведь филимоновские игрушки, как правило,— свистульки и рассчитаны на то, чтобы ребенок играл с ними.
Каргопольская игрушка. Интересной игрушкой является каргопольская. Каргополь — древний русский город, окруженный лесом. С давних времен жители этого города и его окрестностей занимались гончарным делом. Большей частью они делали обливную посуду: горшки, кринки, миски для сметаны. Некоторые мастера изготовляли глиняную игрушку. Исследования показали, что современная каргопольская игрушка возникла на основе домашнего крестьянского гончарного промысла, существовавшего еще в XIX в. в деревне Гринево, расположенной недалеко от Каргополя. Однако в 1930 г. художественный промысел пришел в упадок. Продолжала делать игрушки лишь талантливая мастерица У.И. Бабкина. Именно ее изделиям свойственны лучшие черты народной игрушки и благодаря ей, последней хранительнице традиционного искусства, на каргопольскую игрушку обратил внимание Союз художников РСФСР, который и поставил вопрос о возрождении промысла. В 1967 г. были созданы каргопольские мастерские по изготовлению глиняных расписных игрушек. Среди них большое место занимают образы полуфантастические, связанные с народными языческими праздниками, сопровождаемыми музыкой, плясками, ряжеными. Игрушки-свистульки были неотъемлемой частью праздников. Рядом с яркими, звонкими по цвету дымковскими и филимоновскими игрушками пластика фигурок этого северного края может показаться строгой. Однако это первое впечатление создается из-за того, что в цветовую гамму росписи входят черный, темно-зеленый и коричневый цвета. Что же касается сюжетов, то среди них много забавных образов, вылепленных просто, но с большой теплотой и народным юмором. Изображения людей даются с психологической характеристикой, поэтому зритель может представить себе быт и уклад жизни местных жителей. В основном в игрушке мы видим отражение деревенской темы: бабы-крестьянки с корзинами или птицей в руках, куклы с прялками, бородатые мужики во время работы или отдыха («Мужик поит коня», «Мужик-сеятель», «Мужик с корзиной грибов» и т.д.). Каргопольской игрушке свойственны и многофигурные композиции — веселые тройки с седоками в санях, танцующие фигуры, катания на лодке и многие другие сцены, точно подмеченные мастерами. Характерно изображение одежды персонажей: бабы в кофтах и юбках, а иногда в платьях, на голове платок или шляпка, мужики в кафтанах. В основном сюжеты динамичные, взятые из жизни. Любят каргопольские мастера изображать и животных; медведя, зайца, коня, собаку, свинью, гуся и утку. Реальные наблюдения служат народным умельцам тем материалом, который наполняет их творчество. Среди игрушек данного промысла можно встретить и такие, прообразы которых связаны с легендами, например Полкан — полузверь-получеловек, двуглавые кони и олени. В ассортименте современных каргопольских игрушек встречаются сюжеты на темы народных сказок: «Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса» и др. Для каргопольской игрушки характерна условность в трактовке образа по форме, пропорциям и окраске. Все фигурки несколько приземистые, с короткими руками и ногами, у них удлиненное туловище, толстая и короткая шея и сравнительно большая голова. Фигурки, изображающие мужчин,— всегда с окладистой бородой, которая выполняется способом оттягивания глины от общего объема головы. У женских фигурок юбки в виде низких колоколов, что может создать впечатление приземистости. Но так как талии у кукол вытянуты, это уравновешивает фигурку, делая ее стройной и монолитной. Каргопольские мастера изображают зверей толстоногими и порой динамичными, например медведь стоит на задних лапках — момент нападения; у собаки расставлены лапы и открыта пасть; утка с распростертыми крыльями и вытянутой шеей, готовая к полету. Что касается росписи, то она, как уже отмечалось, по своему колориту суровая и сдержанная. Однако сейчас мастера для оживления игрушек вносят желтый, голубой и оранжевый цвета. Ими расписываются пуговицы, бусы, клювы у птиц, оттеняется одежда. Основными элементами орнамента являются комбинации из пересекающихся линий, кругов, веточек без листьев, елочек, точек и полос. Лепят игрушки по частям. Основой фигурки служит туловище, которое вместе с головой прикрепляется к заранее вылепленной юбке. Для изображения мужских фигур к туловищу прикрепляются ноги и руки в виде валиков. Места соединений деталей тщательно сглаживаются, и фигурки приобретают пластичность. Вылепленные изделия сушат одну-две недели и обжигают в печи. Расписывают игрушки темперными красками. И по форме, и по окраске современная игрушка выполняется более тщательно, она стала красивее, ярче. Но при этом утратилась ее наивность, что составляло главную прелесть образцов старых мастеров. Среди мастеров, донесших до нашего времени традиции старой игрушки, наиболее известны У.И. Бабкина и И.В. Дружинин. Сейчас в Каргополе трудятся потомственные мастера К.П. Шевелева, А.П. Шевелев, СЕ. Дружинин. У каждого из них свой почерк лепки и росписи. Однако в основе изображений лежат старые народные традиции.
Тверская игрушка. Глиняную игрушку изготавливают и в других областях РФ: Орловской, Рязанской, Тамбовской, Курской, Воронежской, Калужской и Тверской. Так, в городе Торжок Тверской области сравнительно недавно стали изготавливать игрушки, в частности глиняных птиц, украшенных налепами и росписью. Мастера этого промысла, создавая декоративную игрушку, используют особую гамму цветов эмалевых красок: синий, голубой, белый, черный, зеленый, оранжевый, красный. Узор состоит из мазков, кругов и точек, которые создают праздничный декор. Кроме росписи, игрушка украшена налепами, которые хорошо связываются с ее основной формой. Яркий эмалевый узор красиво дополняет фигурки, ложась на коричневый фон, так как изделие не грунтуется и фоном является цвет обожженной глины. В основе своей игрушка статична, но встречаются птицы-лебеди с резко повернутыми шейками и головками, что придает им особую пластичность. Среди игрушек есть петухи, куры, гуси, лебеди, уточки с утятами.
Богородская игрушка. Народными мастерами в селе Богородское Московской области создаются деревянные резные игрушки, которые так же, как и глиняные, относятся к народной пластике и могут с успехом использоваться в работе с детьми на занятиях декоративной лепкой. Село Богородское окружено лесами и находится вблизи города Сергиев-Посад. Вот уже более 350 лет здесь работают резчики по дереву. Деревень кругом много, но только в Богородском привилось это ремесло. Трудятся тут семьями. Сейчас в деревне около сотни резчиков, и большинство из них работает на Богородской фабрике художественной резьбы. В умелых руках резчиков бруски дерева превращаются в забавные фигурки.
Игрушки режут из липы. Перед тем как стать игрушкой, она должна сохнуть два года. Отходы липы — щепа тоже идет на игрушки, но более мелкие, а также на подставки к ним. Богородские игрушки чаще бывают некрашенные и редко расписные. Основные виды расписных игрушек — куры, птицы на подставке с подвижным устройством и др. Все они имеют вполне определенные стилевые особенности, которые хотя и меняются со временем, но в основном сохраняют традиционный стиль. Режут фигурки из целого дерева, для чего делают заготовки разной формы. Если собираются вырезать медведя, сидящего на подставке, то заготовка треугольной формы, а если фигурка располагается горизонтально по отношению к подставке, то заготовкой служит кругляк древесины, распиленный вдоль, или крайняя часть кругляка. Поверхность готовых изделий у старых мастеров зачищалась наждачной бумагой. Обычно обрабатывалась вся поверхность игрушки, в результате чего фигурка получалась гладкой. А так как эту часть работы выполняли женщины и дети, то очень часто замысел мастера пропадал. Теперь игрушки отделываются резьбой, которая ритмично ложится на поверхность и украшает изделие. По традиции некоторые части игрушки делают подвижными. Достигается это различными способами. Одни игрушки крепятся на подставках-тумбочках, а внутрь вставляется пружинка, она и приводит фигурку в действие. Другие игрушки выполняют на планках-разводах («Стадо», «Конница», «Солдаты»). Можно встретить и такие игрушки, подвижные части которых прикреплены к ниткам с грузом; груз раскачивается, тянет за собой нитку, она приводит в действие части фигурок. Содержание игрушек разнообразно — это сюжеты сказок, басен, спорт и космос, и все они — игрушки-шутки. Традиционным образом является медведь, он выступает в роли спокойного, доброго и смешного зверя то с корзиной грибов или малины, то с гармонью, а то и обманутый хитрым мужиком. Все игрушки сделаны с тонким юмором. Традиции богородской игрушки, передаваясь из поколения в поколение, сохранились до нашего времени. Известным мастером богородской резьбы является потомственный резчик Н.И. Максимов. Отец его, как и многие в деревне, был «кузнечник» — из щепы делал игрушку «Кузнецы». Николай Иванович сызмальства помогал ему, а потом и сам начал резать. Он прошел творческий путь от «щепной» игрушки до создания сложных скульптурных групп: «Конек-горбунок», «Весна», «Тройка» и др. Его мастерство было высоко оценено правительством, и в 1943 г. вместе с двумя другими мастерами, И. Стуловым и В. Зими- ным, он был отозван с фронта, из самого пекла Курской дуги, в родное село для возрождения художественного промысла. Многие годы Н.И. Максимов обучал резчиков в профессионально-техническом училище. Своим ученикам Н.И. Максимов стремился привить не только навыки и приемы резьбы, но и любовь к природе, ко всему живому. Мастера богородской игрушки удивительно чувствуют пластику формы и очень лаконично передают ее. В игрушках-шутках нет ничего лишнего, кроме того, в них точно передана динамика. Так, фигура «Медведь-дискобол» передает типичное движение для дискобола, игрушка «Медведь под душем» изображает медведя с поднятой вверх головой, а передние лапы двигаются при помощи ниток и груза. Интересен по своей форме и устройству медведь с гармонью, где с тонким юмором переданы характерная посадка медведя и положение его лап. Богородские игрушки широко известны в нашей стране и славятся далеко за ее пределами.
Гжельская посуда. Недалеко от Москвы в Раменском районе находится село Гжель. Гончарными ремеслами занимались здесь издавна, примерно с XIV в. Керамический промысел Гжели достиг наибольшего расцвета в XVIII в. Делали квасники, кумганы, тарелки и игрушки, расписанные керамическими красками коричневого и желтовато-зеленого цветов. Иногда посуду украшали лепными фигурками, что делало ее еще привлекательнее. Залежи высококачественной глины, которой гжельские мастера пользуются и сейчас, явились причиной возникновения промысла. В настоящее время фарфоровые изделия Гжели завоевали мировую известность благодаря неповторимости рисунка и формы. Гжельский фарфор легко узнать по синей росписи на белом фоне.
Однако синева узоров не однотонна, и если вглядеться внимательно, то можно увидеть тончайшие полутона и оттенки, напоминающие голубизну неба, озер и рек. Гжельские мастера удивительно точно сочетают рисунок орнамента с формой изделия, что является еще одной традицией промысла. Пишут по фарфору мазками и линиями, а в орнамент рисунка входят листья и цветы: ромашки, колокольчики, васильки, розы, тюльпаны и ландыши. Рисуют мастера так быстро, что не успеваешь за ними следить, а мазки ложатся ровно, и кажется, что все они одного цвета. Но после обжига окраска приобретает множество тонов и оттенков. Сложен творческий процесс художника гжельского промысла: сначала на бумаге создается эскиз изделия, затем по нему лепится образец, отливается пробный экземпляр и расписывается. Посуда гжельских мастеров удивительна по своей фантазии: квасник в виде петуха, миски с причудливыми ручками, а иногда посуда украшена скульптурой, которая удачно сочетается с формой сосуда. Кроме посуды, в Гжели делали малую скульптуру и игрушки. Среди них можно увидеть любимых детьми сказочных персонажей: Аленушку в длинном платье и платочке, Ивана-царевича с Еленой Прекрасной на Сером волке, Емелю с пойманной щукой, водоноску с коромыслом и др. Все скульптуры тонко расписаны и, несмотря на один цвет росписи и легкую позолоту, выглядят весело и изысканно. Интересна игрушка «Чудо-юдо, рыба-кит». Хорош игрушечный чайный сервиз и самовар. Мастера заботливо и бережно относятся к старине, к традиционным формам и рисункам. В настоящее время художники Гжели работают над созданием новых сюжетов и композиций. Появились скульптуры, изображающие космонавтов и спортсменов с олимпийскими факелами. Все работы гжельских мастеров поражают глубоким чувством ритма, гармонией формы и содержания.
Скопинская керамика. Среди декоративной посуды надо отметить необычные изделия гончаров города Скопина Рязанской области, которые прославились изготовлением глазурованных фигурных сосудов, декорированных сложной лепкой. Среди скопинских керамических изделий преобладают предметы домашнего обихода — цветочные горшки, кувшины, кумганы, сосуды для кваса, со суды-скульптуры, кружки, подсвечники и декоративные фигурки. Кумганы можно разделить на две группы: дисковидные и в форме кувшина. Некоторые сосуды выполняют в виде животных — медведя, петуха, орла. Часто сосуды украшают скульптурой, на месте ручки и носика установлены фигурки птиц, извивающейся змеи. Орнамент изделий скопинских керамистов — геометрический, иногда растительный. Неотъемлемая часть росписи керамики — фантастические птицы, драконы, медведи, львы. Все изделия покрыты ярко-зеленой и коричнево-желтой глазурью. Украшением служат традиционные налепы, зубчики, глубокий рельеф. Материалом для производства керамических изделий служит местная глина и глазурь зеленого, коричневого, иногда желтого цветов.
Изразцы. Одним из интересных предметов прикладного искусства можно назвать изразцы. Создавались они талантливыми народными художниками, которые черпали сюжеты из легенд, преданий, окружающей природы. Искусство изразца возникло во второй половине XV в. и достигло полного расцвета в XVII в. с появлением многоцветных изразцов. В древней Руси изразцами украшали храмы, что делало их праздничными и нарядными. Кроме того, изразцами украшали печи в теремных палатах и в домах богатых горожан. В настоящее время старинные изразцы можно увидеть там, где сохранились храмы XV—XVII вв. На многих изразцах изображены растительные орнаменты, где переплетаются цветы, листья и гирлянды из фруктов. Есть изразцы с изображением диковинных животных, сказочных птиц, львов, коней с наездниками, встречаются целые композиции жанровых сцен. Искусство изразца, как всякое народное искусство, имеет свою историю. Изразец — исконно русское слово, и произошло оно от слова «образец», т.е. «образить» — придать красивый вид. Изразцом называют коробку без крышки, сделанную из обожженной глины. Лицевая сторона коробки украшается рельефом или расписывается, боковые стенки коробки — румпа — крепятся в стене здания. Для изразцов мастера изготовляли деревянные формы. Сюжеты для рельефов брали из старинных церковных книг или использовали рисунки тканей. Так, с итальянских бархатов был взят узор «павлиний глаз». Деревянные формы применялись для создания изразцов, украшавших многие строения Москвы. Изразцами украшены храмы Ярославля. Из больших цветных обливных изразцов мастера создавали целые керамические ковры, которые опоясывали стены здания и окаймляли окна. Великолепным памятником русской московской архитектуры является терем над въездом в Крутицкое подворье, В глазури изразцов мы видим зеленый, желтый, коричневый, белый цвета. В Москве, Владимире, Калуге и других городах мастера облицовывали изразцами в парадных покоях огромные печи, которые выглядели как целые архитектурные сооружения. К концу XVIII в. интерес к рельефным изразцам начал пропадать, и их стали заменять белыми изразцами. Возродить русский изразец попытались в конце XIX — начале XX в. В Москве было достроено несколько зданий, украшенных изразцами, например дом на улице Димитрова (в настоящее время в этом здании помещается Французское посольство). Постепенно новые направления в архитектуре окончательно вытеснили изразцы. Однако цветная глазурованная плитка находит применение в квартирах и на фасадах новых зданий. Такой плиткой облицованы некоторые станции метро, вестибюли, Дворцы культуры и Дворцы спорта. Современное керамическое производство выпускает панно и плиты, которые воссоздают изображения со старинных русских изразцов. В Ярославле организованы научно-реставрационные мастерские, задача которых наладить промышленное производство изразцов.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-01; Просмотров: 632; Нарушение авторского права страницы