Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Подставка для кукольного чайника
Программное содержание. Учить лепить дискообразную форму путем расплющивания шара между ладонями, наносить ритмичный узор по краю и середине подставки. Закреплять умение пользоваться стекой. Материалы и оборудование. Глина, доски, стеки. Предварительная работа. Рассмотреть декоративную посуду, уточнить, что чайник можно ставить на подставку. Методические приемы. Рассмотреть красивые круглые подставки и предложить вылепить для маленького чайника такие же. Сказать, что узор надо расположить по краям подставки и в середине.
Лепка торта Программное содержание. Учить ритмично украшать округлую плоскостную форму валиками и шариками. Добиваться самостоятельности в расположении декоративных элементов. Материалы и оборудование. Мягкая глина, доски. Предварительная работа. Рассматривание игрушек и тарелок, расписанных народными мастерами. На занятиях по аппликации предложить сделать красивую тарелку — выполнить орнамент в круге, выделяя центр и край. Методические приемы. Предложить вылепить красивые торты для кукольного магазина. Вспомнить, что торты всегда красиво оформлены. Попросить подумать, как можно расположить украшения. В процессе лепки воспитатель наводящими вопросами помогает детям справиться с заданием правильно, ритмично расположить декоративные элементы.
Лепка чашки Программное содержание. Учить лепить чашку из круглой формы путем вдавливания глины пальцем, а ручку — путем защипывания глины кончиками пальцев. Украшать чашку стекой, нанося узор из точек по краю в один или несколько рядов (со всех сторон). Материалы и оборудование. Глина, доски, стеки. Предварительная работа. Рассмотреть чашки, украшенные орнаментом из точек, полос, лепестков. Методические приемы. Рассмотреть чашку с орнаментом, расположенным по краю. Показать, как нужно вдавливать глину пальцем для получения полой формы, как край чашки можно украсить стекой, а узор наносить ровно со всех сторон чашки. Спросить, как лепить ручку, и, если дети не ответят, показать способ ее изображения.
Грибок Программное содержание. Учить лепить гриб, передавая основные его части — шляпку и ножку. Устанавливать предмет на круглой подставке в виде диска. Закреплять умение наносить стекой украшение на подставку. Материалы и оборудование. Глина, стеки, доски. Предварительная работа. Рассмотреть муляжи грибов или картинки с их изображением. Методические приемы. Показать муляжи грибов, а если их нет, то картинки с изображением грибов. Затем определить вместе с детьми основные характерные части гриба (шляпка, ножка). Просить рассказать, как нужно лепить части гриба, а если нужно, подсказать детям, что гриб нужно установить на круглую подставку, а ее края украсить точками и полосками. Следить, чтобы в процессе лепки дети плотно прижимали одну часть предмета к другой.
Кукла в красивом платье Программное содержание. Учить лепить куклу из конуса (туловище), шарика (голова) и валиков (руки). Соблюдать пропорциональные соотношения частей. Учить соединять части. Для большей выразительности образа наносить с помощью стеки мелкие детали: глаза, рот, нос, украшение на платье. Материалы и оборудование. Глина, стеки, доски. Предварительная работа. Рассматривание деревянных кукол и игры с ними. Методические приемы. Рассмотреть деревянные куклы, уточнить форму частей и их размеры. Путем наводящих вопросов подвести детей к мысли о том, что платье куклы можно украсить с помощью стеки. Затем предложить подумать, где лучше всего расположить узор.
Птичка-невеличка Программное содержание. Учить лепить птицу из двух шариков и устанавливать ее на подставке в виде столбика. Путем оттягивания глины от общей формы лепить клюв, хвост и крылья. Закреплять умение пользоваться стекой для нанесения деталей и украшения. Материалы и оборудование. Глина, стеки, доски. Предварительная работа. Наблюдение птиц на улице. Игры с народными игрушками птицами. Рассматривание игрушек, анализ их формы и элементов оформления. Методические приемы. Вспомнить, каких птиц дети рассматривали на прогулке и с какими играли. Рассмотреть деревянную птичку, состоящую из шариков, уточнить размеры ее частей, полюбоваться орнаментом на крыльях и на подставке. Предложить подумать, как вылепить птичку. На заранее подготовленной форме показать, как вылепить клюв, хвост и крылья путем оттягивания и прищипывания глины от обшей формы. Подсказать, что крылья и подставку, на которой сидит птица, можно украсить точками и полосками и от этого птичка станет красивее и веселее.
СРЕДНЯЯ ГРУППА Для успешного обучения декоративной лепке в средней группе продолжается работа по знакомству детей с народным творчеством. С этой целью используются семеновские матрешки, деревянные точеные богородские игрушки, дымковские петушки и козлы, каргопольские игрушки, расписные птицы из Торжка, филимоновская игрушка. Однако для воспроизведения в лепке детям лучше предлагать семеновские матрешки, деревянные точеные игрушки, каргопольские игрушки (собака, гусь) и игрушки из Торжка. Остальные игрушки желательно использовать для игр и рассматривания. Знакомство детей 4—5 лет с предметами народного творчества проходит в виде игр и коротких бесед. Детям важно понять, что народные игрушки из любого материала почти всегда ярко расписаны и именно поэтому они веселые и радостные. Ребенок начинает понимать, что в одном случае узор ложится на объемную форму, в другом — на предмет, ярко окрашенный одним цветом, и это тоже очень красиво. Дети любят все яркое и ритмично расписанное. Им нравится украшать куклу, свой рисунок и лепку. В этом возрасте они с удовольствием украшают изделие способом налепа — шариками и валиками. Предметы народного творчества помогают эстетически осмыслить значение узора на предмете, и у детей появляется потребность украшать таким же способом вылепленные предметы. Детская лепка, украшенная самым незатейливым орнаментом, приобретает новые выразительные качества, а ребенок получает возможность проявить самостоятельность и творчество. Игры с народными игрушками могут быть организованы в первую и во вторую половину дня со всеми детьми или с подгруппой. Во второй младшей группе дети уже видели много разных игрушек, однако в средней группе они продолжают встречать их с большой радостью, особенно если воспитатель сумеет интересно их преподнести. Например, незаметно от ребят воспитатель приносит в группу большую матрешку и ставит ее на видное место, но так, чтобы дети сразу не обратили на нее внимания. Через некоторое время он спрашивает их, не появилось ли в группе чего-нибудь нового, предлагает поискать. Вместе с воспитателем дети ходят по группе, ищут и вдруг видят красивую, яркую матрешку. Педагог берет ее в руки, показывает со всех сторон, говорит о том, какая она красивая, какие красивые у матрешки платок и цветы на фартуке, обращает внимание, что внутри этой матрешки есть другая, и предлагает угадать, какого цвета у нее платок и какие узоры на рукавах. Кто-то из детей открывает первую матрешку и вынимает из нее другую, тоже яркую и красивую, ставит ее на стол, затем достает третью и т.д., пока все матрешки не окажутся на столе. Дети разглядывают постепенно уменьшающихся матрешек, устанавливают их в один хоровод, потом в два, друг за другом и парами. Зрелище красивое, яркое, запоминающееся. Под конец беседы матрешек складывают одну в другую, и опять на столе одна матрешка. Игрушка некоторое время остается в группе, и дети могут с ней играть, а воспитатель, наблюдая за ними, иногда включается в их игру и разговор. Другой вариант знакомства с матрешками может проходить в вечерние часы. Дети собираются около воспитателя, в руках у него большая матрешка. Он предлагает детям сесть на стулья и рассмотреть всем вместе красивый наряд матрешки. Воспитатель обращает внимание на то, как расписана игрушка, как сочетаются фон и цвет узора. Платочек у матрешки оранжевый с синими цветами, листочки у цветов бледно-зеленые, по всему платку рассыпаны белые горошины. Рукава платья красные, а узор состоит из желтых полос и синих точек. Красивый у матрешки фартук: он зеленый, с красными цветами и темно-зелеными листьями. А как просто и красиво написано лицо у матрешки: две тонкие полоски — брови, затем две дуги, а под ними синие кружочки — глаза, две точки — нос, маленькая дуга с поднятыми вверх концами и красными точками — рот. Все очень просто и вместе с тем красиво. Приглашая одного из детей подойти к столу, воспитатель предлагает открыть большую матрешку и достать другую, поменьше. Она тоже очень красивая. Синий платок с желтыми цветами, желтый фартук с красным узором. Следующая матрешка еще ярче, на ней другой, еще более красивый наряд. Дети рассматривают всех матрешек, выстраивая их в ряд, сами называют цвет и особенности оформления. Таким образом, игры и занятия с матрешками показывают, что дети 4—5 лет более осмысленно подходят к условной форме и окраске игрушек, чем дети второй младшей группы. Они хорошо выделяют размеры частей матрешки, их назначение. Например, говорят, что верхняя часть — это голова. На вопрос: «Как ее вылепить?» — отвечают, что это место нужно закруглить, и показывают, как это нужно сделать. На вопрос: «Нужно ли лепить руки у матрешки?» — отвечают, что они нарисованы и их можно тоже нарисовать палочкой. Если во время лепки игрушка стоит на столе (желательно поставить на каждый стол), то дети сравнивают свою работу с игрушкой: выясняют размеры, элементы росписи и детали. Можно отметить, что дети на пятом году жизни вполне осознанно рассматривают свою работу. Интересно проходит занятие с точеной деревянной игрушкой — «Клюющие куры». У каждой птицы можно выделить четыре части: голову, туловище, хвост, клюв. Игрушка лаконична по форме и ярко расписана, что очень привлекает детей. Наличие нескольких комплектов этой игрушки в группе доставляет детям большую радость. Они сразу узнают всех персонажей из знакомой песенки-потешки «Петушок». И тут же начинают играть с ними. Игры с этими игрушками могут продолжаться несколько дней. Но однажды воспитатель предлагает вылепить таких же птиц и вспоминает песенку-потешку. Перед ним стоит задача — научить детей не только лепить фигурки, но и декоративно оформлять их. Умственная и творческая активность детей проявляется в том, что они, рассматривая птиц, определяют форму и размеры частей, стекой или налепами украшают фигурку. Стеки можно не раздавать детям, а сказать им, что, если они кому-нибудь понадобятся, их можно взять на столе у воспитателя. Во время лепки дети могут рассматривать игрушки со всех сторон и вносить дополнения в свою работу. В связи с тем что форма частей, из которых состоят эти игрушки, детям знакома, способы лепки не демонстрируются. Результат подобной работы показывает, что предварительные игры, знание формы и умение лепить приводят к тому, что дошкольники быстро ориентируются в отборе способов изображения, в делении кома глины и ритмичном нанесении узора. Причем, украшая игрушку, употребляют те элементы, которые когда-то уже видели или использовали на занятиях. С начала года детей можно знакомить не только с деревянными игрушками, но и с глиняными, в частности с изделиями дымковских мастериц. Это могут быть куклы, петушки, козлы и некоторые сюжетные композиции. Для начала можно показать детям все игрушки сразу, так как в большом количестве они оказывают более сильное впечатление. Каждая игрушка — это законченная скульптура, в ней своя роспись и свои лепные украшения. Воспитатель предлагает полюбоваться игрушками, послушать о них рассказ, который должен быть коротким и включать в себя лишь основные сведения. Например: «Далеко в городе Кирове живут мастерицы, которые делают красивые игрушки. Сначала мастерицы лепят их, а когда все куклы, козлы и петушки высохнут, они их расписывают яркими красками. Мы с вами тоже будем лепить такие же игрушки, а сейчас давайте их хорошо рассмотрим». Воспитатель берет любую игрушку и ставит ее на подставку с поворотным кругом, позволяющим показать предмет со всех сторон. Далее внимание детей привлекается к форме игрушки, ее налепам и росписи. Если рассматривают куклу, то можно подчеркнуть, что у нее маленькая головка, красивая шляпка, кофта с оборкой, расписная юбка, а в руках собачка, эта кукла называется «Барыня». Во время рассматривания петушка и козлика можно отметить налепы, которые очень украшают изделие. У петушка налепы на голове, хвосте, крыльях, их мастерица сделала вместо перышек, а у козлика — на ногах. Далее воспитатель отмечает, что все дымковские изделия очень ярко расписаны кругами, точками и полосами. После беседы игрушки устанавливаются на одну полку так, чтобы все вместе они создавали яркую, праздничную картину. Лепить с детьми этого возраста можно козла, петушка, как по представлению, так и с натуры, используя дымковскую игрушку. Для этого в начале занятия игрушку рассматривают, обращая внимание на ее пластические и другие выразительные особенности. Далее воспитатель показывает некоторые способы лепки. Основные части игрушки вылеплены заранее, и воспитатель лишь показывает, как их нужно соединить, плотно примазав друг к другу. Все мелкие детали (рожки и бородка у козлика, гребешок и крылья у петушка) дети должны вылепить сами, можно еще раз рассмотреть игрушку, стоящую на подставке. Возможность подойти к предмету во время занятия и рассмотреть его снимает у детей напряжение во время работы. Кроме того, у ребенка появляется желание сделать игрушку такой же красивой, как это сделала мастерица. Вылепленные работы бережно сохраняются, дети неоднократно их рассматривают и, после того как они высохнут, обжигают их в муфельной печи. Вечером в присутствии детей воспитатель расписывает игрушки. Из детских работ устраивается выставка, которая несколько дней украшает группу, а в дальнейшем этими фигурками дети могут играть. Для детей средней группы можно использовать каргопольские игрушки: глиняные козлы, кони, зайцы, медведи, птицы и некоторые сюжетные игрушки (танцующие пары, старичок поит коня, старичок рубит дрова и т.д.) — в зависимости от того, что детский сад сумел приобрести. Каргопольские игрушки, как уже отмечалось, скромны по росписи, однако детям они нравятся по своему интересному содержанию. Первое знакомство с этими игрушками можно провести в виде беседы с игровым началом. Воспитатель говорит, что в детский сад народные мастера из Каргополя прислали игрушки, и достает их из яркой коробки, затем расставляет на столе, говоря, что эти игрушки, так же как и дымковские, сделаны из глины и расписаны красками. Опыт рассматривания игрушек у детей уже есть, и они сами рассказывают о каждой игрушке, а воспитатель лишь уточняет выразительные стороны того или иного изделия, плавность линий при переходе одной формы в другую. Обращает внимание на то, как изображены крылья у гуся или как интересно вылеплены у собачки уши и маленький хвостик. Тут же можно спросить у детей: «А что же делает собачка?» И если они ответят: «Собачка лает», — спросить, как они догадались об этом. В случае, если дети не смогут ответить на вопрос, воспитатель сам объясняет, что у собачки открыт рот и приподнята вверх голова, а поэтому можно догадаться, что она делает. Подобная беседа учит детей понимать содержание народной пластики и ее выразительные средства. Игрушки остаются на некоторое время в группе, чтобы дети могли их рассматривать. Для лепки можно отобрать гуся с поднятыми крыльями, собаку, зайца и медведя. Изображение этих игрушек может проходить так же, как и лепка дымковских игрушек. Привлекательными для детей являются фигурки из Торжка. Наиболее удачными для детей 4—5 лет можно считать птиц. Они красивы как по своей пластике, так и по оформлению, основой которого являются налепы и роспись эмалями по фону обожженной глины. Детям можно показать лебедей, гусей, утку с утятами, кур и петушков с ярко расписанными хвостами. До начала занятия птицы находятся в коробке, а на столе постелена зеленая и голубая бумага, изображающая луг и озеро. Детям предлагают решить задачу: как можно разместить птиц? Дети размещают кур и петухов на лугу, всю водоплавающую птицу — в озере. Желательно вокруг озера расставить бумажные камыши и осоку, что придаст макету особую привлекательность. Игрушки этого промысла в основном яркие, приятные по колориту, но однотипные по способу оформления. В общей же массе они создают красивое, яркое пятно, что безусловно должно повлиять на развитие художественного вкуса у детей. Одна из особенностей данной игрушки — красота ее пластики. Утки, гуси, лебеди красиво изогнули или вытянули шеи, а петушок, как правило, с высоко поднятой головой. Дети 4—5 лет не способны разобраться в пластике формы, однако понять красоту они уже могут, и воспитатель должен акцентировать их внимание на этом, говоря, например, что лебедь красиво изогнул шею, а петушок плавно ее вытянул и поет. Беседа заканчивается тем, что детям предлагают через несколько дней вылепить такие же игрушки: макет остается в группе. Для изображения можно предложить уточку с утятами, причем утку лепит воспитатель, показывая, как от куска глины овальной формы можно оттягивать нужные детали, а дети лепят утят. Все работы в конце занятия можно поставить на лист голубой бумаги, изображающей озеро или реку. К украшению игрушки дети могут подойти по-разному. Все дело в том, что утка украшена налепами, а утята расписаны по гладкой, без налепов поверхности, это и дает возможность предложить их детям для лепки. Однако тот, кто захочет украсить своих утят налепами, может это сделать. Всегда привлекают детей богородские деревянные игрушки. Эта игрушка интересна для всех — и для маленьких, и для взрослых. Она забавна по своему содержанию, динамична, что особенно увлекает детей. Куры, клюющие зерна, мишки-кузнецы, дятел, ритмично ударяющий о ствол дерева,— всё условно, но удивительно совершенно. Такие игрушки особенно нравятся детям. Деревянные медведи вызывают у них смех и веселые реплики. Эти игрушки можно давать для игры и не бояться, что дети их сломают. Лепка по этой игрушке не проводится, так как она сложна для изображения детьми данного возраста. Как и во второй младшей группе, кроме лепки по народным игрушкам, можно провести лепку других предметов, например рыбок, ежа, птиц. Выбор именно этих игрушек определяется тем, что их поверхность покрыта чешуей, иголками, перышками, которые, располагаясь в определенном ритме, создают декоративное оформление поверхности изделия. А имея определенный опыт в этом, дети вполне справляются с лепкой предметов недекоративного характера. Если говорить о скульптуре как о виде искусства, то она допускает возможность декоративного подхода к выполнению. Дети средней группы, если с ними велась подобная работа, с большим вниманием и желанием вносят декоративные элементы в процесс своей лепки. Например, вот как может быть подготовлено и проведено занятие по лепке рыбок. За день до занятия детям предлагают рассмотреть их в аквариуме. Воспитатель вместе с детьми отмечает, что рыбка овальной формы, а хвост — самая тонкая ее часть. Дети сами говорят, что тело любой рыбки покрыто чешуей. Педагог направляет внимание на то, что чешуйки расположены ровными рядами, и это очень украшает рыбку. Затем тут же показывает игрушечную рыбку и объясняет, что чешуя на ней тоже расположена красивыми рядами. Под руководством воспитателя дети приходят к выводу, что игрушечные рыбки, так же, как и живые, овальной формы, хвост у них тоньше, чем туловище. Далее можно спросить, как изображается чешуя. И если с детьми велась работа начиная с младшей группы, то они дают разнообразные и вполне самостоятельные ответы. В начале занятия детям показывают, как от основной формы оттянуть хвостовую часть рыбки, и спрашивают, какими способами можно нанести чешуйки, используя не только стеки, но и печатки с круглыми, квадратными и треугольными сечениями. (Печатки делают из дерева, кроме того, иногда применяют части от фломастеров и авторучек.) Предварительная работа с детьми, использование народных игрушек, интересный инструмент для нанесения украшений благоприятно влияют на весь процесс изображения игрушек. Дети, вылепив основную форму, начинают оформлять изделие. Им нравится работать печатками, которые составляют аккуратно расположенные ряды кругов, квадратов и других форм. Но следует отметить, что на данном этапе введение печаток иногда отвлекает детей от других способов изображения чешуек. Каждому ребенку хочется работать именно этим инструментом, и он забывает о существовании других способов. Изображение птиц и ежа проходит более самостоятельно, однако некоторым детям приходится объяснять весь процесс еще раз, и воспитатель напоминает, что перышки на крыльях у птицы расположены не хаотично, а в определенном порядке — ритме. Постепенно в результате обучения дети начинают смелее по своему желанию вводить элементы декоративного оформления в лепку: украшают посуду, корзину для ягод, воротник и опушку шубки девочки, подставку у птички и другие предметы. Все это оживляет детские работы, делает их более законченными и выразительными. Ребенок, увлекаясь украшением своей работы, с желанием лепит, что также помогает процессу обучения и развитию творчества.
Примерные занятия по лепке, связанные с декоративным оформлением Торт для кукол (лепка по представлению) Программное содержание. Учить делать из глины предназначенный для куклы торт квадратной и круглой формы, украшать эти формы шариками разной величины и валиками, ритмично располагая их на поверхности изделия. Дополнять упражнение точками и полосами при помощи стеки. Материалы и оборудование. Глина, доски, стеки. Предварительная работа. Поговорить, как можно сделать кукле торт. На занятиях по аппликации предложить украсить кругами и полосами квадрат и круг. Методические приемы. Предложить вспомнить, какой формы бывают торты и как они украшены. Показать, как из дискообразной формы можно путем срезания сторон стекой сделать квадрат. Сказать, что торт можно украсить шариками и валиками, а стекой нанести точки и полоски. Попросить кого-нибудь из детей показать, как нужно работать стекой.
Уточка (лепка по непосредственному восприятию) Программное содержание. Учить лепить утку пластическим способом, изображая ее характерные особенности: лепить шею, голову и хвост путем оттягивания глины от общего объема. Стекой намечать перышки крыльев, делать это ритмично. Материалы и оборудование. Глина, стеки, доски, калининская игрушка на каждый стол. Предварительная работа. Показать калининскую игрушку. Методические приемы. Обратить внимание на красоту игрушки. Показать, как из овоидной формы плавно вытягиваются все части утки. Опросить, каким способом можно вылепить хвост утки. Напомнить, что крылья можно изобразить стекой.
Рыбка (лепка по представлению) Программное содержание. Учить лепить рыбку из овальной формы, пользуясь пластическими способами лепки. Передавать характерную форму хвоста. Плавники лепить путем налепов и оттягивания глины от общего объема. Налепами или стекой изображать глаза и чешую рыбки, располагая ее ритмично в виде узора (рис. 2).
Рис. 2. Лепка рыбки. Способы декоративного оформления
Материалы и оборудование. Глина, стеки, доски, игрушки, изображающие рыбок. Предварительная работа. Наблюдение рыбок в аквариуме. Рассматривание формы рыбки-игрушки. Методические приемы. До занятия рассмотреть рыбку-игрушку. Уточнить ее форму, пропорции, детали, красивое ритмичное расположение чешуи. Сказать детям, что они будут лепить рыбку. Показать (заготовка-овоид делается заранее), как оттягивается хвост. Предложить рассказать, какими способами можно вылепить детали головы. Задавая вопросы, подвести к тому, что чешую можно изобразить стекой или налепами, кому как хочется.
Снегурочка (лепка по представлению) Программное содержание. Учить лепить фигурку человека, пользуясь знакомыми способами лепки. Создавать сказочный образ, проявляя самостоятельность и творчество в использовании декоративных элементов. Материалы и оборудование. Глина, доски, стеки. Предварительная работа. Беседа о празднике новогодней елки и рассматривание иллюстраций с изображением Снегурочки. Методические приемы. Вспомнить праздник новогодней елки и тех, кто приходил на елку. Поговорить о том, как была одета Снегурочка, как украшен ее наряд. Предложить вылепить Снегурочку, используя знакомые способы лепки, и подумать, как можно украсить наряд Снегурочки (стекой, налепами).
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-01; Просмотров: 427; Нарушение авторского права страницы