Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Декоративная посуда и ее лепка



Предметом первой беседы может служить скопинская посуда. Но если в старшей группе разговор шел лишь о декоративных тарелках, то в подготовительной группе можно предложить рас­писную миску и горшочек.

Все эти предметы красиво расписаны. Блюдо коричневого цвета, орнамент из цветов, листьев и птиц выполнен ярко-зеленым цветом. Блюдо покрыто глазурью и от этого блестит. Горшочек и миска тоже расписаны глазурью, но по красному фону обожженной глины. В узор входят точки, круги и растительные элементы.

Посуды много, и воспитатель устраивает магазин, изобра­жая продавца, а дети — покупателей. Все предметы ставятся на стол или полку. Воспитатель рассказывает о назначении каждо­го сосуда: в кринке держат молоко, в миску можно положить овощи и фрукты, а горшочек предназначен для хранения масла или сметаны. Затем говорит, что такую посуду делают из глины скопинские мастера в гончарных мастерских. Сначала на гон­чарном круге лепят сосуд, затем расписывают его, сушат и об­жигают в большой печи, которая называется горн.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть предметы, поду­мать об их назначении, форме и росписи и ставит условие, что­бы «покупатель» рассказал о предмете, который он хочет ку­пить: для чего он ему нужен, какой формы и как украшен, т.е. какие элементы узора входят в орнамент и какого они цвета. Если по описанию, которое сделал ребенок, можно догадать­ся, о каком предмете идет речь, то его «продают» — покупатель получает карточку с изображением предмета. Если ребенок до­пускает неточности, но предмет, который он описывает, впол­не понятен, то кто-либо из детей дополняет его рассказ. В конце игры воспитатель говорит детям, что теперь они знают много разной посуды и могут сами сделать такую же, предлагает организовать гончарную мастерскую и вылепить посуду для кукол и игры в магазин.

За день или два до занятия посуду вновь приносят в группу и предлагают детям подумать, как ее можно вылепить. Способ лепки миски и блюда дети знают; с них и можно начать работу. Занятие может проводиться в виде игры в гончарную мастерскую. Все дети — мастера-гончары. На каждом рабочем месте станок с поворотным кругом, банка с ангобом, кисть, стека и мокрая тряпочка. Дети начинают работать, а воспитатель вопросами и советами руководит их деятельностью, стараясь сохранить ин­дивидуальность изображения каждого ребенка. Уже в дошколь­ном возрасте дети в рисунках и лепке проявляют свое отноше­ние к тому, что изображают. Одни лепят крупные формы, дру­гие — мелкие.

Некоторые используют большое количество декоративных элементов, а другие — очень мало. Одни тщательно заглажива­ют поверхность, а другие этого не делают. Такими моментами определяются разные психофизиологические особенности де­тей, что ведет к индивидуальным проявлениям каждого ребен­ка. В связи с этим воспитатель должен бережно относиться к тому, как использует ребенок способы лепки, как отбирает де­коративные элементы для росписи и как располагает их на по­верхности изделия. Нужно знать каждого ребенка, чтобы пра­вильно руководить его деятельностью: развивать именно то, к чему он больше склонен, и наоборот, стараться помочь преодо­леть те трудности, которые возникают у него в связи с особен­ностями развития. Так, зная, что некоторые дети увлекаются узорами и заполняют ими всю поверхность предмета, воспита­тель должен задать вопрос, который бы помог детям более четко расположить узор и выделить кайму по краю сосуда и около дна. Можно объяснить, что предмет намного красивее выгля­дит, если узор расположен по краю, в середине, а не заполняет весь предмет.

Некоторые дети не хотят (не умеют) выбирать наиболее удобный способ лепки. Воспитатель может спросить ребенка, чем его привлекает выбранный им способ лепки, и предложить поду­мать, нет ли способе поудобнее.

Следующее занятие — лепка горшочка и кринки — проходит также в виде игры в гончарную мастерскую. Воспитатель разби­вает детей на маленькие группы, и все вместе они еще раз рассматривают посуду, рассуждают о том, как можно вылепить и расписать горшочек и кринку. В начале занятия перед детьми ставится задача выбрать сосуд и подумать, какой способ лепки лучше применить, чтобы получилась нужная форма. Однако если дети не смогут ответить, то наводящими вопросами воспита­тель должен подвести их к тому, что для лепки горшочка исходной формой может быть шар, а для лепки кринки — шар и цилиндр. Затем он спрашивает, как из шара и цилиндра сделать кринку. Показывает, как выбрать стекой глину из подготовлен­ных форм, чтобы сосуды получились полыми.

Работа над кринкой требует от детей умения сопоставлять части по размеру, действовать осторожно, не нарушая формы, особенно при соединении частей. Однако можно предложить детям и другой способ лепки. Нижняя часть кринки делается так же, как и у горшочка, а верхняя, цилиндрическая, наращивается кольцами — круговым налепом.

Рабочее место каждого ребенка оборудуется также, как и на предыдущем занятии, а глину дети могут взять сами в нужном количестве. Воспитатель руководит работой детей, направляя их действия. Так, если во время лепки горшочка ребенок начал сразу выбирать глину из шарообразной формы, то воспитатель может переключить его внимание на горшочек, используемый в качестве натуры, и объяснить, что сначала нужно из шара вылепить форму горшочка, а уже потом выбирать из него глину. Воспитатель следит, чтобы стенки сосудов дети оставляли тол­стыми, иначе они могут потрескаться, когда изделие будет со­хнуть.

Украшая свою работу, одни дети просто копируют орнамент с горшочка, а другие придумывают собственный. В обоих случа­ях взрослому приходится направлять их действия. В первом слу­чае нужно проследить за техникой росписи, а во втором, учи­тывая индивидуальные особенности каждого, нужно осторож­но спросить о том, какие элементы ребенок включит в орнамент и как он хочет их расположить. Эти вопросы задаются доброже­лательно, спокойно и заинтересованно. Получив ответ, воспи­татель не уводит ребенка от его замысла, подсказывая собственное решение, а лишь осторожно направляет его на дальнейшее об­думывание всего хода работы: какие элементы можно добавить к узору, как расписать горлышко горшочка и как расположить элементы узора на самой его широкой части.

Вылепленную посуду педагог и дети рассматривают, оцени­вают форму и роспись и ставят в сухое место, чтобы она хоро­шо просохла.

Горшочек и кринки сушатся, а тарелки и миски уже готовы для обжига. Вместе с детьми воспитатель загружает муфельную печь и обжигает, а на другой день они вместе вынимают еще теплые изделия. Посуда изменила свой цвет, стала звонкой, каждому интересно взять в руки свое изделие и рассмотреть его.

Пока работы сохнут и обжигаются, можно подготовить пол­ку для изделий. Вылепленная посуда красиво устанавливается на полках, и дети могут начать игру в магазин или дополнить ею сервировку кукольного стола.

Гжельская посуда настолько интересна своей росписью, что с детьми подготовительной группы можно рассмотреть снова те же предметы, которые были в старшей группе. Внимание детей направляют на множество оттенков синего кобальта, которым расписаны изделия. Воспитатель сравнивает цвет росписи с цветом неба и воды в разную погоду.

Далее воспитатель с детьми рассматривает налепы, их распо­ложение на крышке или стенках сосуда. Так же как и в старшей группе, вечером ребятам можно показать слайды. Причем показать не только посуду, но и скульптуру, которую тоже делают в Гжели: «Баба на возу», «Всадник на сказочном коне», «Рыба-кит» и т.д. Важно, чтобы дети под руководством воспитателя увидели фантазию мастера, обратили внимание на причудли­вость формы, на красоту изгибов ручек у мисок и крышек на сосудах. Эти мелкие детали дети смогут внести и в свою лепку, если воспитатель сумеет увлечь, заинтересовать их своим рас­сказом. Можно рассказать о том, что в основе многих сосудов лежит форма диска. Например, квасники, кумган, молочник, чайник имеют дисковидную форму, т.е. они плоские. Эту посуду легко расписывать (рис. 8).

В конце беседы и просмотра слайдов воспитатель предлагает вылепить эти сосуды. Накануне, перед лепкой, детям вновь можно показать слайды, но ограничившись предметами дисковидной формы. Просмотр слайдов и видеофильмов на данном этапе помогает уточнить общие очертания формы, лучше понять рисунок деталей и всю роспись в целом. Каждый сосуд имеет свои особенности: у молочника горлышко короткое, а у квасника — длинное. У молочника носик короткий, а у квасника — тонкий и красиво изогнутый. Квасник закрывается крышкой, а молоч­ник — нет. Квасник отличается и по форме, он сделан в виде кольца, по которому красиво располагается орнамент из цветов и листьев.

Во время просмотра слайдов можно поговорить и о способах лепки сосудов. Детям задают вопросы, как сделать основную форму чайника, молочника (толстый диск) и квасника (толстое коль­цо), как дополнить эти формы деталями (горловина, носик, ручка и ножка).

Воспитатель предлагает выбрать предмет для лепки и приду­мать для него узор. Детям нравится лепить полую посуду, так как предмет приобретает свой смысл, делается как бы настоя­щим. Но сделать ребенку это трудно. Чтобы у него не пропал интерес к изделиям, можно предложить стекой сделать неболь­шое углубление через горлышко сосуда.

Рис. 8. Лепка сосудов дисковидной формы

 

Кроме дисковидных сосудов, дети лепят кружку и вазу спо­собом кругового налепа. В начале занятия им показывают мас­сивную керамическую кружку и маленькую цилиндрическую вазу для весенних цветов. Воспитатель объясняет, что удобнее всего эти предметы лепить из колец, которые укладываются одно на другое и плотно примазываются друг к другу. Что касается вы­полнения мелких деталей и украшений, то дети это делают сами, творчески подходя к изображению.

Лепка сосуда из колец требует большого внимания. Все вали­ки делаются одной толщины. Длина валиков зависит от формы сосуда, но два из них должны соответствовать длине окружности дна. В начале занятия воспитатель показывает этот способ лепки: берет заранее подготовленный диск — дно сосуда, гли­няный валик и соединяет обе части, затем примазывает второй валик и замазывает место соединения так, чтобы его не было видно. Остальные валики дети могут сделать и присоединить к основе сами. После объяснения воспитатель предлагает выбрать предмет для лепки и подумать о его размерах и украшениях. Если у детей свежи впечатления о посуде гжельского производства, то они смогут вылепить интересные кружки и вазы.

Прежде чем дети приступят к оформлению сосудов, нужно проверить, хорошо ли они подготовили для этого поверхность изделия. Украшением может послужить роспись или налепы. Вылепленные кружки и вазы дополняют кукольный уголок и полки «магазина», одна из ваз может украсить стол воспита­теля.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-01; Просмотров: 410; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь