Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Композиция кадра и движения.



Кино как вид искусства.

Кино-это широко распространенное название киноискусства,кинематорграфии или кинотеатра. Кинематография-это отражение культуры и экономики,осуществляющая производство фильмов и показывающих их зрителю. Киноискусство это вид художественного творчества,сформировавшийся на технической основе кинематографии. Кино-как особый вид искусство органично взаимосвязано с семейством традиционных классических искусств и с семейством техногенный искусств.Кино унаследовало определенные видовые признаки своих предшественников.                                Литература и кино связаны на сценарном уровне.Музыка входит в кинопроизведения в качестве дополняющего художественного элемента.От театра заимствует актерскую игру и режиссуру.От ИЗО –язык визуально-пластической образности.Кино и литературу объединяет способность рассказывания или принцип повествовательности(нарративности).Кино и Изо оперирует зримыми образами.Благодаря синтезу повествовательности от литературы и изображению от Изо-появляется новое свойство-повествование изображением.

Звуковой образ (речь,музыка,шумы,тишина)=музыка+кино                                                         Повествование изображением и звуком-аудиовизуальное повествование.                                           Именно коммуникативный эффект сближает кино и театр.

2.Кино в системе техногенных видов искусств .                                                                               Патент на изобретение фотографии Жаком Манде Дагерра от 1839 г. может рассматриваться как точка отсчета развития художественной культуры (кстати, первую фотосъемку - ≪Накрытый стол≫ — осуществил Нисефор Ниепс около 1823 г.)

Экранное искусство входит в составную часть более крупной системы техногенных искусств. Их предтечей стало изобретение Гутенбергом-книгопечатания в 15в. Однако лишь с появлением фотографии в 1839 г. процесс формирования новых видов искусства приобрел масштабный характер Признаки техногенных искусств:

1. Техногенностьозникает как результат ≪сращивания≫, синтеза науки и искусства, технического и художественного творчества)

2. Фотографичность (материалом для создания произведений служит сама реальность,в её пространственно-временном развертывании)

3. Тиражность (данные виды искусства способны производить свои артефакты изначально огромным количеством ≪копий оригиналов≫,абсолютно тождественных друг другу по своей художественной ценности.

4. Вездесущность (характеризует высокую скорость распространения

      в мегапространстве социума произведений техногенного искусства и

      способность их ≪проникновения≫ в частное микропространство

       отдельного человека.

Именно экран является наиболее динамичным и эффективным носителем информации во всех ее разновидностях: художественной и внехудожественной. иконической и вербальной, визуальной и звуковой.

Семейство техногенных искусств: Ф — фотография; КИНО;

TV — телевидение; DA — днгитальное (компьютерное) искусство.

Семейство экранных искусств: КИНО; TV — телевидение;

DA — дигитальное искусство.

Семейство традиционных искусств: Л — литература; М — музыка; ИЗО —

изобразительное искусство; Т — театр; КИНО.

 

Экранное искусство(источник-кино) с одной стороны, служит универсальным механизмом для произведений всех классических видов ,а с другой — представляет самостоятельную сферу художественного творчества.

 

Звуковой образ фильма.

Звуковой образ фильма слагается из четырех взаимопроникающих слоев: шумы (скрип, грохот, шелест и пр.), речь, музыка, тишина (как значимое отсутствие какого-либо аудиального компонента).

Уже на первых сеансах ≪движущаяся фотография≫ сопровождалась музыкальным аккомпанементом тапера или даже целым оркестром.

 

Первый ≪звуковой и разговорный≫ фильм ≪Певец джаза≫ режиссера А. Кросланда был снят в США в 1927 г.

В европейском кино массовый переход кинопроизводства с ≪немых≫ на ≪говорящие≫ фильмы начался в 1929 г.

Во Франции первыми игровыми звуковыми фильмами стали ≪Три маски≫ (снят в Англии) и ≪Обман≫ (оба 1929 г.), в Германии — ≪Атлантик≫ режиссера Э. Дюпона (снят в Англии в трех языковых версиях, 1929), в Италии —≪Песня любви≫ (1930) режиссера Дж. Ригелли.

Звуковой образ в кино имеет сложное внутреннее строение. Четыре его компонента находятся

в динамике многочисленных взаимодействий, наложений, противосложений, но при этом имеют собственную художественную автономию. Например, слово комбинируется в монологи, диалоги,

комментарии и ≪располагается≫ во внутрикадровом и закадровом пространстве.

Музыка может выполнять формально-иллюстративную функцию (характеризовать событие), но может стать сквозным драматическим (тема героя), лиро-эпическим (тема автора) элементом фильма.

 

Звуковой образ в кино представлен синтезом шумов, слова,

музыки, тишины. Он сам по себе является воплощением сложного полифонического рисунка и при этом должен быть эстетически соотнесен с визуальным рядом фильма. Лишь в гармоничном

сплетении с визуальным звуковой образ способствует раскрытию символико-метафорического надтекста кинопроизведения, а не только ≪комментирует≫ сюжет.

 

 

Видовая типология кино.

Внутривидовая дифференциация: неигровое, игровое, анимационное,— в основе которой лежит принцип нарастания художественной условности: от наименьшей в неигровом кино до наибольшей в анимационном.

1.Неигровое кино - вид киноискусства, оперирующий съемкой подлинных событий и реальных людей, т.е. нерукотворной предкамерной реальностью. Неигровое кино включает ряд разновидностей:

кинохронику, научное кино, документальное кино.

Хроника, собственно, и является ≪запечатленным временем≫. Поэтому она — главный ресурс неигрового кино. Ее цель — беспристрастная фиксация на кинопленку конкретных текущих событий.

Научное кино как разновидность неигрового в свою очередь подразделяется на исследовательское, учебное и научно-популярное.

Документальное кино — это главная разновидность неигрового кинематографа. Документальный фильм не может являться ни репродуктивным,ни объективным отражением действительности. В нем всегда присутствует авторский взгляд, авторская оценка, авторская интерпретация реальности.

 


2.Игровое кино — наиболее популярный вид киноискусства. Здесь экранный образ создается с различной степенью жизненной достоверности — от поэтико-документальной до открыто условной,

поэтико-театральной. Предкамерная реальность разыгрывается исполнителями под руководством режиссера.

Жанровый фильм (мелодрама, комедия, детектив, мюзикл,фантастика, гангстерский фильм и пр.) рассчитан на массовую аудиторию.

Внежанровый фильм — это возможность максимального самовыражения автора.

 

3.Анимация- самый условный вид киноискусства, основанный на эффекте ≪оживления≫ неодушевленных объектов, которые не только приводятся в движение на экране, но получают возможность чувствовать и мыслить.

Анимационные фильмы создаются методом покадровой съемки ряда неподвижных последовательных фаз движения. Для одной секунды фильма художнику необходимо сделать 24 рисунка-фазы.

 Рождение анимации предвосхищает появление неигрового и игрового кинематографа и напрямую связано с историей возникновения технических приспособлений, позволяющих создать на экране

иллюзию перемещения рисованных и объемных фигур.

На европейском континенте зачинателем рисованного анимационного фильма считается французский карикатурист Э. Коль. Первую свою ленту — ≪Фантасмагория≫ (1908) — он насытил всевозможными превращениями слона.

Так же как и неигровое, анимационное кино имеет свои разновидности, в основе которых лежит технология — определенный способ создания художником динамического изображения. Соответственно различают рисованную, объемную (кукольную), перекладную,теневую, игольчатую, ≪бескамерную≫, комбинированную анимацию.

Лидером рисованной анимации первой половины XX в. был американский режиссер и художник У. Дисней.

 

7.Система жанров в кино.

Чёткой системы жанрового кино в настоящее время не существует. Согласно Большой советской энциклопедии, жанры кинодраматургии, относительно четко разграничивавшиеся на ранних стадиях развития кино (приключенческий, комедия, мелодрама и др.), становятся менее определёнными, нередко взаимопроникают.

Зарубежные авторы также видят трудности в определении и систематизации жанров. Сомнению подвергается сама возможность создания ясной и объективной системы распределения фильмов по жанрам.

4 ключевые проблемы в исследовании жанра:

1. объем использования конкретного жанрового термина;

2. поиск жёстких критериев отнесения к тому или иному жанру;

3. чёткость определения жанра, позволяющая отнести каждую картину только к одному жанру;

4. проблема эссенциалистского подхода и изменения содержания жанра с течением времени.

 

Жанровая система IMDb

Портал Internet Movie Database (IMDB) применяет собственную систему деления фильмов по группам, в которой одна лента может относиться к нескольким «жанрам» одновременно.

Жанр — это просто распределение фильмов по определенным типам на основе их стиля, формы или содержания. Многие фильмы могут быть с легкостью отнесены к таким категориям, как вестерны, драмы или комедии. Но конечно, некоторые фильмы не укладываются в эти рамки, поэтому этот список условен. В систему Imdb входят как классические жанры, например, комедия или приключенческий фильм, так и виды кино, то есть документальное и анимационное, а также телевизионные жанры, как ток-шоу и новости.

Жанры фильмов в IMDb классифицированы :


* Action (боевик)

 * Adventure (приключенческий фильм)

 * Animation (анимационный фильм, мультфильм)

 * Biography (биографический фильм)

 * Comedy (комедия)

 * Crime (криминальный фильм)

 * Documentary (документальный фильм)

 * Drama (драма)

 * Family (семейный фильм)

 * Fantasy (фэнтези, сказка)

 * Film-Noir (нуар)

 * Game-Show (игровое шоу)

 * History (исторический фильм)

 * Horror (фильм ужасов)

 * Music (музыкальный фильм)

 * Musical (мюзикл)

 * Mystery (детектив)

 * News (новости)

 * Reality-TV (реалити-шоу)

 * Romance (мелодрама)

 * Sci-Fi (научно-фантастический фильм)

 * Short (короткометражный фильм)

 * Sport (спортивный фильм)

 * Talk-Show (ток-шоу)

 * Thriller (триллер)

 * War (военный фильм)

 * Western (вестерн)


 


 




Кино США в начале ХХ века.

Развитие кинематографа в Америке протекало бурно и стремительно,в атмосфере интенсивной конкуренции многочисленных киностудий.Самый мощный в мире центр кинопроизводства возник в результате «патентной войны».

o Томас Эдисон

o Патентный трест(Motion Picture Patent Company)

o «Байограф» и «Вайтаграф»

o «Независимые»-объединение неподчинившихся предпринимателей

1908 г.-возникновение Голливуда,который уже к 1914г. Стал крупнейший в мире центр кинопроизводства.

Патентная война обусловила подъем производства и вызвала иммиграцию самостоятельных студий на запад во избежание штрафных санкций со стороны агентов Треста.

Рождение Голливуда:

§ в сер.1900х годов возник.кинотеатры,где фильм-единственное средство развлечения.

§ Для упорядочения отношений в сфере кинопроизводства и кинопроката создается Патентный Трест,выдающий лицензии на право вести кинобизнес.

§ «Независимые» мигрировали в Калифорнию где и образовался Голливуд.

§ Фильмы Треста для состоятельных зрителей, «Независимые»-массам зрителей иммигрантов.

§ Основные жанры раннего американского кино-ковбойские фильмы Г.Андерсона и комедии затрещин, «комическая»-М.Сеннета(первый продюсер Ч.Чаплина).

1903г. «Большое ограбление поезд»-дебют Г.Андерсона.

 

 

Творчество Д.У.Гриффита.

1875-1948гг.

1908г.-«Приключения Далли»-первый фильм.(9 минут хронометраж).2 принципиальные особенности заложены в фильме:1.динамическая фабула(высокая плотность событийного ряда), 2.Хэппи-энд(спасение в последний момент).

Гриффит изучал накопленные к тому времени кинематографический опыт,продумывал технические и режиссерские приемы.В результате он первый кто разработал основы новой профессии-кинорежиссуры.

Вклад:

1. Разработал систему образной выразительности-внедрение в кинодраматургию романной повествовательной конструкции.

2. Превратил съемки конкретного фильма в промышленное предприятие.

3. Параллельный монтаж.

4. Придал кинематографическому рассказу идейную направленность и идеологическую окраску.

5. Объединил зрителей,коммуникативная функция.

6. С него началось признание кинематографом как полноценного искусства.

7. Создал профессию кинорежиссера.

8. Шедевры киноискусства: «Рождение Нации»1915г., «Нетерпимость»1916г.

Достоинство фильма в монтаже и в постановке массовых сцен. Мастер чередует дальние и крупные планы,динамику и статику.

«Вереривко»-опускаяние пленки в красящий раствор.Художественная ткань фильма обладает документальной фактурой.Особое звуковое спровождение.(1000000$-доход).

«Нетерпимость»-4 эпизода,с разными историческими эпохами:

1. Падение Вавилона.

2. Жизнь и страдание христа.

3. Варфоломеевская ночь(1572г.)

4. Мать и закон.

Грифиит обличает деспотизм.

 

Творчество Ч.С.Чаплина

Чарльз Спенсер Чаплин родился 16 апреля 1889 года в Лондоне. Его мать, Ханна Хилл, — актриса мюзик-холла с неудавшейся карьерой. В девять лет Чарли оказался в детском ансамбле каданса"Восемь ланкаширских парней". Чарли было восемнадцать лет, когда он очутился в труппе Карно. Во время американских гастролей труппы в конце 1912 года его приметил представитель кинофирмы "Кистоун". Через год, обговорив все условия, Чаплин подписал с"Кистоуном" контракт и переехал в Лос-Анджелес. Кинокомедии с участием Чаплина имели успех. Однако со временем он решил ставить фильмы сам.

Его первая лента "Застигнутый дождем" оказалась одной из лучших в "Кистоуне". За год работы в "Кистоуне" он снялся в общей сложности в тридцати пяти картинах. Почти две трети из них были сделаны им самим, по собственным сценариям, либо в соавторстве.

В начале 1916 года он перешел в фирму "Мьючуэл" с контрактом на 670тысяч долларов в год. Первый же фильм "Контролѐр универмага",снятый Чаплином для "Мьючуэл",имел большой успех. Каждый месяц он выпускал по одной комедии в двух частях: "Пожарный", "Скиталец", "В час ночи", "Граф", "Лавка ростовщика", "За экраном"... Фильмы"Бродяга" и "Банк" были первыми комедиями Чаплина, в которых прозвучали драматические и трагические нотки, столь важные в его зрелом творчестве.

23 сентября 1918 года Чарли вступил в брак с пятнадцатилетней актрисой Милдред Харрис. Неудачный брак вызвал у Чаплина творческий кризис. В 1919 году он снял всего две ленты — "Солнечная сторона" и "День развлечений". Стремясь к независимости, Чаплин вместе с Дэвидом Гриффитом, Мэри Пикфорди Дугласом Фэрбенксом организует кинокомпанию "Юнайтед Артистс". А в 1922году режиссер создаст свою компанию "Чарльз Чаплин фильм корпорейшн".

7 июля 1919 года Милдред родила сына Нормана, но прожил он всего три дня. Уже через десять дней после трагедии Чаплин делал пробы, отыскивая героя —маленького ребенка — для нового фильма"Малыш" (1920). На этот фильм Чарли потратил более года, вложив 300 тысяч долларов. Чаплин и Милдред Харрис расстались без взаимных упреков.

В 1925 году Чарли Чаплин снимает один из лучших фильмов всех времен и народов — "Золотую лихорадку" (1925).Снимает с редкой изобретательностью,заставляющей романтические и даже трагические ситуации неожиданно переходить в комические. Во время съемок "Золотой лихорадки" Чарли Чаплин был вынужден жениться на пятнадцатилетней Лите Грей,которая ждала от него ребенка, в противном случае ему угрожала тюрьма. С Литой он прожил 2 года, у них родились сыновья Сидней и Чарли. 15 января 1926 года Чаплин приступает к съемкам "Цирка" и работает над фильмом до конца года. В начале декабря Лита Грей вместе с сыновьями переезжает к матери. 10 января 1927 года ее адвокаты подали иск о разводе.

В марте 1928 года Чаплин приступил к работе над своей первой звуковой картиной "Огни большого города"(1931), в которой развивал две сюжетные линии: любви маленького бродяжки Чарли к слепой продавщице цветов и его дружбы с алкоголиком-миллионером.

Весной 1932 года Чаплин возвратился в Голливуд и приступил к созданию фильма"Новые времена" (1936). В июле он познакомился с актрисой Полетт Годар. После успеха "Новых времен""Парамаунт" пригласил Полетт на несколько фильмов. В1942 году Полетт Годар развелась с ним в Мексике. В это время Чаплин искал актрису на главную роль в фильме "Призрак и действительность". Ему предложили попробовать 17-летнюю Уну ОНил, дочь известного драматурга. 15 июня 1943 года,54-летний Чаплин и юная Уна ОНил сочетались браком. Брак с этой удивительной женщиной даровал Чарльзу стойкость перед бурями и кризисами1940-х годов.

Сохранение финансовой свободы позволило Чарльзу Чаплину в начале 1956 года вновь создать собственную фирму, которая получила название "Аттика-фильм компани".

В 1957 году вышел фильм "Король Нью-Йорка".Фильм имел огромный общественный резонанс.     В США этот фильм был запрещен к показу.

После фильма "Король в Нью-Йорке" Чаплин на протяжении шести лет писал мемуары.

В 1967 году Чарльз Чаплин поставил свой последний фильм "Графиня из Гонконга"— салонную комедию с участием Софии Лорен,Марлона Брандо и нескольких комиков.

Королева Англии возвела его в рыцарское звание. Церемония вылилась в безусловный триумф Чаплина.

Чарльз Спенсер Чаплин тихо скончался в рождественскую ночь, 25декабря 1977 года, в возрасте 88 лет. Его скромно похоронили на кладбище при англиканской церкви в Веве.

 

 

Творчество Ф.Ланга.

Ланг Фриц -5 декабря 1890 года - 2 августа 1976 года.

Один из величайших представителей немецкого экспрессионизма, Ланг снял самый крупнобюджетный фильм в истории немого кино («Метрополис», 1927) и предвосхитил эстетику американского нуара («Город ищет убийцу», 1931). Фриц Ланг известен также историями о преступных психиатрах-гипнотизёрах Калигари (работа над сценарием) и Мабузе (режиссура всей трилогии).

Фриц Ланг по-особому видел мир. Для него человек часто был немного более, чем простой марионеткой в злой вселенной, определяемой хаосом, деградацией и насилием. Образы, используемые им, особенно в немецких фильмах, отражали. Бывший художник, ушедший в кино после увольнения из австрийской армии во время Первой мировой войны, он писал сценарии для немецких мелодрам и сюрреалистических сериалов.

Как режиссер Ланг дебютировал в 1919 году, с первой самостоятельной работой -фильм «Харакири» (1919) , а его третья попытка, "Пауки" , яркий приключенческий фильм из двух частей, уже пользовался значительной, хотя и дурной известностью. Добившись успеха и популярности, Ланг в 1921 году получил и признание критиков картиной "Der mude Tod".Аллегорическая история любви и смерти была первой из многих вместе поставленных лент.

    В 1922 году он ставит "Доктор Мабузе: Игрок" . Ланг продолжает тему кошмарного мира на фоне декадентского послевоенного Берлина, где король преступного мира (Рудольф Клайн-Рогге) сходит с ума, преследуемый видениями своих бывших жертв.

   В картине "Нибелунги" (1924) Ланг драматизировал двух полнометражных частях древнюю легенду о Зигфриде, более известную по операм Вагнера. Далее последовала самая известная работа "Метрополис" (Metropolis), 1926, поразительный футуристический взгляд на будущее города и общества . Хотя сюжет крайне прост, образы безликих рабочих, превращенных в машины для служения расы господ, поражают и по сей день. В 1928 году он снял фильм "Шпионы" и еще один научно-фантастический фильм "Женщина на Луне".После этого последовал настоящий шедевр "М"(первый звуковой фильм), снятый в 1931 году. История растлителя детей и убийцы, выслеженного и преданного суду уголовником из его собственного города, гениально сочетает в себе звук и изображение. .

  Сделав себе имя в Голливуде, он удачливо работал до середины 1950-х годов, специализируясь на криминальных мелодрамах, таких как "Охота на человека", 1941, "Министерство страха","Женщина в окне" .

Он даже испробовал себя в вестерне, сняв "Возвращение Фрэнка Джеймса" в 1940 году, "Вестерн Юнион" в 1941 и "Злополучное ранчо" в 1952 году.

   В своем последнем фильме "Тысяча глаз доктора Мабузе", 1960, режиссер снова возвращается к персонажу, который когда-то сделал ему репутацию. В 1963 году он появляется в роли самого себя в фильме Жана-Люка Годара "Презрение".

  Фриц Ланг умер в Беверли-Хиллз 2 августа 1976 года. Похоронен на Голливудских холмах. Фриц Ланг удостоен собственной звезды на Аллее Славы в Голливуде.

 

15.Французский киноавангард.                                                                                                        Французское кино после первой мировой войны довольно долго находилось в кризисе,оставаясь в тени ярких достижений Шведских и Герменских режиссеров.Французская кинематография утрачивала свой лидерский статус.Чтобы выровнять ситуацию творческая общественность приняла ряд мер с целью возродить художественный потенциал своей киношколы.Молодые режиссеры эксперементировали в области кинематографических форм.Их стали называть авангардистами,а ихдвижение-Авангардом(«передовой отряд»).

В рамках авангарда возникает импрессионизм.

Главные представители-Луи Деллюк,Жан Эпштейн,Абель Ганс.

Ключом понимания творческой деятельности «группы Деллюка» служит концепция превращения кинематографа событий и фактов в кинематограф мысли и настроений.

«Важно не то,что происходит с героем,а то,что он думает».

Поэтому режиссеры импрессионисты мало заботились о сюжэте,прибегая в основном к мелодраматической фабуле.

Луи Деллюк «Молчание»1920г. В центре внимания конфликт воспоминаний и реальности. «Женщина ниоткуда»-конфликт настоящего и прошлого.

Абель Ганс «Колесо»1922г.

Марсель Л`Эрбье «Эльдорадо»1920г.-символически отрицает объективную реальность как основу киноязыка.

После 1919г. Новое поколение франц.кинематографистов сплотилось под лозунгом борьбы за превращение кино в подлинно современное искусство-«Первый Авангард».

Фильмы отличались визуальной образностью,характерна установка на поэтическое самовыражение,лиризм,использование зрительных метафор и аллегорий.

Человек в фильмах импрессионистов сливался с окружающей средой,становясь элементом мировой материи.

Киноавангард представляет собой направление с многочисленными разветвлениями,куда примыкали в качестве постановщиков не только режиссёры,но и художники,литераторы,музыканты.

В рамках этого «пестрого течения» можно выделить 3 течения:

· Дадаизм

· Абстракционизм

· Сюрреализм.

Бурно нигелистическое движение дадаистов быстрее других исчерпало свой художественный потенциал.Наиболее яркая его представительница Жермена Дюллак.Она считала,что фильм должен вызывать такое же ощущение,как музыка у слушателя.В своих картинах «Прилашение к путешествию», «Пластинка №927», «Арабука», она пыталась создать зрительные эквиваленты музыкальных произведений Шопена,Дебюси.

Анри Шомет «5 минут чистого кино», «Отражение света и скорости».

Фернан Леже «Фильм в рамках киноабстракционизма», «Механический балет»1924г.

Второй авангрд,поздний,начинается с 1924г. Первый фильм-абсурдийский фильм-Рене Клера «Антракт».Именно этот фильм знаменует начало французского киноавангарда и является отражением духа времени интеллектуального и эстетического бунтарства.

Сюрреализм. Лидеры:Андре Бретон,Поль Элюар, Киношедевры:Луис Бунюэль,Сальвадор Дали «Андалузский пес»1928, «Золотой век»1930г.

Источником и главной сущностью искусства сюрреализм признает сферу подсознании,неосознанные инстинкты и фантазии,сновидения,галлюцинации,воспоминания детства.Вера в высшую реальность произвольных ассоциаций,всемогущество сновидений и в незаитересованную игру мысли.Шок,эпатаж,развлечение.

Первый фильм-откровенно сюрреалистский-«Раковина и священник»1928г,Жермен Дюллак.

 

Творчество С.Эйзенштейна.

Сергей Михайлович Эйзенштейн (1898 — 1948) — советский режиссёр театра и кино, художник, сценарист, теоретик искусства, педагог.

Окончил Рижское реальное училище, затем три года учился в Петроградском институте гражданских инженеров. Не закончив учёбы, он добровольцем ушёл в Красную Армию, был техником-строителем на Западном фронте, художником при политуправлении, участвовал в самодеятельности как художник, актёр и режиссёр.

Ученик В.Э. Мейерхольда, Эйзенштейн в театральных постановках разрабатывал новые принципы организации драматического действия, сближавшие сценическое искусство с цирком и эстрадой. «Монтаж аттракционов» – наименование действия, которым 22-летний театральный новатор Эйзенштейн в 20-е годы в Москве пытался разрушить традиционный театр. Идею максимального потрясения зрителей Эйзенштейн перенес в кино. Свои первые фильмы он стал делать как набор аттракционов. Это получило название«монтаж аттракционов». В «монтаже аттракционов» Эйзенштейн угадал, что кино способно воздействовать на чувства зрителей с небывалой до того активностью.

Эйзенштейн добился синтеза действия и изображения, слова и музыки. Для его стиля характерны метафоричность, экспрессия, тяга к символической образности.

«Бежин луг» — утраченный фильм 1935 года Сергея Михайловича Эйзенштейна, позже был восстановлен в качестве фотофильма.

«Александр Невский» .Относится к плеяде классических советских исторических фильмов 30-х годов и считается одной из лучших работ Сергея Эйзенштейна

«Иван Грозный» - последняя работа советского режиссера Сергея Эйзенштейна - стал одним из самых значительных событий мирового кино. В основе сюжета исторической эпопеи - борьба Ивана Грозного за объединение феодальной Руси в мощное централизованное государство.

 

Творчество Ф.Фелини.

20 января 1920 года - 31 октября 1993 года

Федерико получает классическое образование, оканчивает католический колледж в Фао. С раннего детства у него проявляется бурная фантазия и страсть к постоянному сочинительству. Федерико растёт болезненным ребёнком с частыми головокружениями и обмороками. Врачи ошибочно ставят ему диагноз "сердечная недостаточность".

В 1937 году Феллини отправляется во Флоренцию, где участвует в выпуске сатирического журнала, пишет рассказы и рисует карикатуры.

В 1943 году происходит судьбоносное событие в жизни Феллини. Ему предлагают воплотить на экране серию радиоисторий по его сценариям о двух влюблённых. Одну из ролей читает двадцатидвухлетняя актриса студенческого театра Джулия Анна Мазина. Это приводит к тому, что в октябре того же года молодые люди вступают в брак, для обоих ставший первым и единственным.

В 1945 году картина "Рим - открытый город", обретает успех и становится первым фильмом в жанре неореализма (с молодым режиссёром Роберто Росселини).

Во вт. пол. 40х г. следуют ещё несколько коллективных киносценариев и одна совместная режиссёрская работа - "Огни варьете". Фильм снят в соавторстве с Альберто Латтуада (одну из ролей в нём играет жена Феллини).

Первой самостоятельной картиной Феллини считается "Белый шейх". Действие проходит в небольшом городе, так же как и события следующей ленты Феллини - картины "Маменькины сынки" ( 1953) о жизни молодых людей на берегу Адриатического моря. Второй фильм получает премию "Серебряный лев" на Венецианском кинофестивале и номинируется на "Оскар" за лучший оригинальный сценарий.

Настоящий успех приходит к Феллини в 1954 году с выходом на экраны фильма "Дорога". Написанный сценарий ждёт своего часа 5 лет, прежде чем Федерико удаётся найти продюсера и получить средства для съёмок, во многом из-за того, что Феллини не соглашается видеть в главной роли никого, кроме жены. "Дорога" - это местами забавная, но грустная история бродячих циркачей - грубого силача, его ассистентки, наивной и трогательной деревенской девушки.

Снятая в 1957 году драма "Ночи Кабирии", посвящённая проститутке, мечтающей о большой любви, становится новым совместным шедевром Феллини и Мазины.

Продолжение творческих экспериментов приводит к созданию в 1963 году следующего знакового фильма - "Восемь с половиной" . Принято считать его первой своеобразной исповедью мастера. В основе - сюжет о кинорежиссёре Гвидо, находящемся в творческом и жизненном кризисе. "8½", как и предыдущая лента, оказывается коммерчески успешной и собирает бесчисленное множество наград. В их числе - две премии "Оскар" и приз Московского кинофестиваля, благодаря чему Феллини с супругой посещают СССР.

В "Голосе луны" 1990, его последней работе, мир предстаёт глазами человека, недавно вышедшего из сумасшедшего дома, а главную роль играет итальянский чудак и эксцентрик Роберто Бениньи.

В 1993 году Феллини получает почётный "Оскар", на сей раз не за конкретный фильм, а за общий вклад в киноискусство. Всего через полгода, в октябре, в возрасте 74 лет Федерико Феллини умирает от инсульта. Во время траурной процессии останавливают движение в Риме. Верная подруга и муза режиссёра переживёт его всего на пять месяцев.

 

 

Творчество Л.Висконти.

Висконти Лукино(2 ноября 1906 года - 17 марта 1976 года)

Итальянский режиссер театра и кино.

Родился в Милане. Его отец любил искусство и заслужил признание как театральный меценат.

Лукино учился игре на виолончели, а также композиции. Его любимым писателем был Шекспир. Еще одним увлечением стал театр Ла Скала.

В 1936 году Висконти по рекомендации Коко Шанель устроился ассистентом в группу Жана Ренуара, снимавшего фильм «Загородная прогулка». Работа у Ренуара была началом режиссерского пути Лукино.

Свой первый фильм «Одержимость» («Наваждение») по роману Джеймса Кейна «Почтальон звонит дважды» Висконти снял в 1942 году. Это история любовной страсти, преступления и возмездия.

Вскоре Висконти оказался в рядах антифашистского Сопротивления. В Риме Лукино был арестован гестапо ,но избежал казни. В 1945 году он вместе с другими кинематографистами выпустил документальный фильм в память об антифашистском Сопротивлении — «Дни славы».

До окончания войны ,Висконти развил бурную деятельность как режиссер театра ,с января 1945 по февраль 1947 года он поставил на различных сценах Италии 11 драматических спектаклей. В 1946 году он сформировал собственную труппу с постоянной резиденцией в римском театре «Элизео». Его «Элизео» просуществовал 12 лет, став первым итальянским режиссерским театром.

В 1947 году Висконти отправился на Сицилию, где когда-то происходили события, романа Верги «Семья Малаволья». Сценария не было — фильм создавался по сюжету романа. Вместо профессиональных актеров в картине снимались жители местечка рыбаки, девушки, батраки, каменщики, торговцы рыбой. Съемки продолжались полгода. Исчерпав бюджет, Висконти продал часть семейных картин и драгоценностей и довел работу до конца.

В августе 1948 года фильм «Земля дрожит» был представлен зрителям на Венецианском кинофестивале.

Он осуществил ряд успешных оперных постановок в Ла Скала с участием Марии Каллас. «Травиата» (1955) .

 

В это же время он ставит в театре для чеховский «Вишневый сад» (1965). Висконти заявил, что это будет спектакль о кризисе одного семейства

После «Вишневого сада» Висконти практически распрощался с театром.

 

В последний период жизни он все чаще обращался к немецкой литературе, музыке, истории . Фильмы «Гибель богов» (1969), «Смерть в Венеции» (1971), «Людвиг» (1973). Критики назвали их «немецкой трилогией» Висконти.

Висконти довел съемки до завершения, когда 27 июля 1972 года у него случился удар.

В результате инсульта его тело оказалось частично парализованным.

Режиссер мечтал превратить «немецкую трилогию» в тетралогию, экранизировав «Волшебную гору» Томаса Манна, и таким образом завершить кинематографическую карьеру.

 Осенью 1974 года «Семейный портрет в интерьере» был завершен и в откликах на него зазвучали одни и те же слова фильм-завещание. Его герой — интеллектуал, старый Профессор, который уходит в себя, предпочитая общению с людьми коллекционирование картин.

Висконти был вынужден оставить работу после того, как упал и сломал шейку бедра. В его квартире постоянно находились родные и друзья, здесь же, рядом с ним, были любимые книги и музыкальные записи.

Сильнейшая простуда ускорила конец. Лукино Висконти ушел из жизни 17 марта 1976 года. Он успел провести съемки «Невинного» по роману Д’Аннунцио. «Это был фильм Лукино Висконти» — такой надписью завершили картину его друзья. Великий режиссер хотел, чтобы на его надгробии было начертано «Он обожал Шекспира, Чехова и Верди».

 

Творчество М.Антониони.

Творчество Микеланджело Антониони (р. 1912) целиком находится в орбите экзистенциальной философии и эстетики. Свой первый игровой фильм - "Хроника одной любви" - режиссер снял в 1950 году. Это был сложный сюжет с детективной окраской. Пользуясь услугами сыскного агенства, миланский миллиардер стремится узнать факты юношеской биографии своей жены. Игра провоцирует трагедию. Любовь упорно доказывает свою невозможность, ибо приближение к цели вызывает конфронтацию с реальностью, с партнером и, в конце концов, - с собственной мечтой. Движение навстречу,оказывается ... отдалением.

 

При работе над картиной Антониони понял, что самое важное для художественного исследования - это сфера человеческой души. Режиссер начинает пристально вглядываться в героя, в его внутреннее пространство. Он ориентирует камеру на максмальное внимание к персонажам, чтобы "ухватить" мгновения глубинного психологического конфликта. Соответственно удлиняются монтажные кадры, корректируется техника актерской игры в сторону уменьшения внешних эмоциональных проявлений. Таким образом сформировалась поэтика внутреннего неореализма, определившая начальный период творчества режиссера и наиболее органично проявившаяся в фильме "Крик" (1957). Главного героя Альдо внезапно оставила любимая жена. Он покидает поселок и отправляется куда глаза глядят. Но Альдо возвращается - замыкается круг: в финальном эпизоде герой падает наземь с башни, словно с высоты собственного самоотрицания.Фильм Антониони стал первой в итальянском кино экзистенциальной драмой.

 

Творчество И.Бергмана.

Свою жизнь в искусстве Бергман делит между театром, литературным творчеством, кинематографом и телевидением. Европа узнала этого режиссера в 1957 году, когда на кинофестивале в Каннах прошел его фильм "Седьмая печать", хотя к тому времени Бергман снял 18 фильмов.

Становление творческого мастерства шведского режиссера (1946-1954 гг.) происходило в контексте фюртиотализма. Наиболее яркие четыре картины этого периода: "Тюрьма" (1949), "Летний сон" (1950), "Лето с Моникой" (1952), "Вечер шутов" (1953), - объединены атмосферой угрюмого романтизма. Бурные и короткие романы, которые переживают герои, не приводят к умиротворению и успокоению, а заканчиваются спазматическим конфликтом полов.

 

"Седьмая печать" (1957) открывает главный этап в творчестве шведского режиссера, когда он вырабатывает собственную художественную формулу - драматическую сонату. Ценность фильма определяется не только философской глубиной содержания, но поэтико-метафорической интерпретацией основных экзистенциальных мотивов.

Рыцарь, возвращающийся из крестового похода, вступает на путь поиска правды о вечности и встречает Смерть, которая предлагает сыграть в шахматы на его жизнь.

 

В 1958 году шведский режиссер снял "Земляничную поляну" фильм, ставший выдающимся произведением мирового киноискусства. В рамках одного дня из жизни старого профессора Борга автор разворачивает многослойную панораму человеческой души.

 

В фильме "Молчание" (1963) две сестры поставлены в ситуацию предельного непонимания. Оказавшись в стране, где говорят на иностранном языке, героини открывают возможность коммуникации с чужими людьми хотя бы посредством жеста и интонации.

Фильм "Шепоты и крики" (1972) объединяет на время трех сестер в родительском доме. Мучительная смерть одной из них ничего не изменяет в жизни двух других. Они остаются безупречно вежливыми, красивыми, молчаливыми и затерянными в своих отдельных жизнях.

Действие фильма "Осенняя соната" (1978) разворачивается преимущественно в диалоге - дуэте матери и дочери. Два лица, как две музыкальные темы, то звучащие параллельно, то сплетающиеся между собой, то диссонирующие, то резонирующие в гармонии.

"Фанни и Александр" (1982), по словам И. Бергмана, - последний его фильм. Действительно, с тех пор шведский режиссер не снимал произведений для большого экрана, хотя продолжает работу в театре и на телевидении. " Здесь синтезированы все основные мотивы бергмановского кинематографа в универсальном сопоставлении жизни и искусства. По стилистике "Фанни и Александр" неожиданно близка феллиниевскому мироощущению: тут много юмора, пышных форм и сочных красок. Этот фильм – "свободное травестирование (игра) фрагментами биографии, а вернее – перенесение биографии в сферу мифа, мифа художника".

 

Творчество В.Вендерса.

Немецкий кинорежиссер, кинокритик и сценарист, обладатель множества престижных премий и наград,

Вим Вендерс родился 14 августа 1945 г. в Дюссельдорфе в семье врача. Будущий кинорежиссер сначала пошел по стопам родителей и поступил на медицинский факультет. В 1967 г. в Мюнхене открылась Высшая школа кино и телевидения, и молодой Вендерс стал ее слушателем.

Дебют маэстро состоялся в 1971 г. с фильмом «Страх вратаря перед одиннадцатиметровым» по одноименной повести Петера Хандке. Картина была посвящена исследованию человеческой агрессивности как ответной реакции на неблагоприятные изменения в жизни.

 В 1972 году режиссер снимает киноленту «Алая буква». А уже в 1974 году на экраны Европы выходит знаменитая картина «Алиса в городах», с которой и началась настоящая биография Вима Вендерса в кино. Этим фильмом режиссер открыл некую трилогию, посвященную теме дороги, которая появляется в дальнейших работах мастера – «С течением времени» и «Ложное движение». Широкую международную известность режиссеру принес фильм «Американский друг», экранизация романа Патриции Хайсмит «Игры Рипли».Картина знаменита тем, что в ней снимались семеро известных кинорежиссеров, которые играют гангстеров. Этот фильм заинтересовал знаменитого американского кинорежиссера Фрэнсиса Форда Копполу, который приглашает Вендерса в Голливуд. Коппола и Вендерс вместе работают над картиной «Хэммет», но в итоге режиссер остался разочарован работой в Голливуде.

В 1981 году выходит фильм «Положение вещей», который принес ему главный приз венецианского кинофестиваля. Картина насыщена размышлениями о сущности кино как искусства.

 Свой четвертый американский фильм «Париж, Техас» Вим Вендерс уже снимает как независимый режиссер. За этот фильм режиссер получил «Золотую пальмовую ветвь» МКФ в Каннах.

В 1987 году снимает одну из своих самых значительных работ – киноленту «Небо над Берлином». Этот фильм был отмечен призом за режиссуру Каннского кинофестиваля.

 В 1991 году в прокат выходит фильм «Когда наступит конец света», а затем в 1993 году он снимает продолжение «Неба над Берлином» – «Небо над Берлином 2».

Затем маэстро возвращается в Америку и снимает картину «Отель “Миллион долларов”» по сценарию Боно, рок-группы U2, в главных ролях мировые звезды – Мэл Гибсон и Милла Йовович. После этого выходят картины «Конец насилия», «Земля изобилия», «Входите без стука» и «Съемки в Палермо».

 

Творчество П.Гринуэя.

Питер Гринуэй—режиссер, художник, сочинитель каверзных историй и ≪фальшивых документов≫, философ ≪кино идеи≫. Он начал снимать короткие фильмы , когда был студентом факультета. Первая лента называлась ≪ Интервалы ≫ . Фильм был снят в Венеции. Центральным визуальным образом фильма стал скупой анонимный пейзаж: обветшалое здание, в котором размещается парикмахерская, и фрагмент стены с граффити с обрывками реклам. Неподвижная камера фиксирует прохожих, взлетающую стаю птиц. Этот черно-белый фильм продолжительностью 7 минут представляет собой повторение одного и того же аудиовизуального образа в различной ритмической организации. Главная идея -динамика образа, которая достигается исключительно за счет внутрикадрового движения и междукадрового монтажа. Перемещение объектов перед камерой различается по скорости, направлению, характеру и представлено как на общих, так и на средних планах. Быстрый монтаж коротких эпизодов чередуется с длинными монтажными кадрами.

 Долгое время ленты Гринуэя (≪Окна≫, ≪Дорогой телефон≫ ≪Прогулка через Н≫.) в той или иной мере оставались опытами абстрактного кино, где автор исследовал специфику ≪диалога≫ изображения и звука. Режиссер завершил период экспериментов фильмом ≪ Падения ≫ , полном каламбуров, абсурдных фантазий.

В следующей картине ≪Контракт рисовальщика ≫ усиливается драматургическая роль событий и персонажей. Его эксперименты в сфере электронного кино (≪Ад Данте≫, ≪Книги Просперо≫, ≪Книга-подушка≫ открывают новые перспективы для экранной культуры, наделяя слово пластическими функциями. Отсюда—распространенный в его последних фильмах прием наложения строк текста на визуальный образ.

                                                                             

Творчество А.Тарковского.

А. Тарковский (1932-1986) снял лишь семь полнометражных фильмов ("Иваново детство", "Страсти по Андрею", "Солярис", "Зеркало", "Сталкер", "Ностальгия", "Жертвоприношение") и вошел в историю европейского киноискусства. Его произведения, глубоко русские по сути, являются одновременно философско-художественными посланиями человечеству. Он обратился к искусству, поскольку оно направлено к Истине, Идеалу, Абсолюту, которых человек никогда не достигнет. Выработав собственную эстетическую модель - исповедь-проповедь - А. Тарковский призвал современного человека к самосозиданию.

Поэтика фильмов Тарковского опирается на символическое триединство: Дом - Человек - Жертвоприношение. Каждое слагаемое интерпретируется автором с позиции универсальной ценности. Родительский дом, семейный очаг как духовное начало личности. Совокупный образ человека у Тарковского обретает библейские черты возвращающегося блудного сына. Но возвращение возможно лишь через покаяние, через жертвоприношение. И каждого своего героя Тарковский проводит через этот сакральный спасительный акт. На алтарь веры кладется высшая ценность, каковой обладает тот или иной его персонаж: жизнь (маленького Ивана из "Иванова детства", одуховленной Хари из "Соляриса"), талант художника (Андрей Рублев перестает писать иконы), малый мир дома ("Жертвоприношение", "Сталкер").

Восприятие кино, по-Тарковскому, - это погружение в "запечатленное время", которое вбирает и субъективное пространство воспоминаний, снов, и глубоко личные поиски утраченного.

 

Кино как вид искусства.

Кино-это широко распространенное название киноискусства,кинематорграфии или кинотеатра. Кинематография-это отражение культуры и экономики,осуществляющая производство фильмов и показывающих их зрителю. Киноискусство это вид художественного творчества,сформировавшийся на технической основе кинематографии. Кино-как особый вид искусство органично взаимосвязано с семейством традиционных классических искусств и с семейством техногенный искусств.Кино унаследовало определенные видовые признаки своих предшественников.                                Литература и кино связаны на сценарном уровне.Музыка входит в кинопроизведения в качестве дополняющего художественного элемента.От театра заимствует актерскую игру и режиссуру.От ИЗО –язык визуально-пластической образности.Кино и литературу объединяет способность рассказывания или принцип повествовательности(нарративности).Кино и Изо оперирует зримыми образами.Благодаря синтезу повествовательности от литературы и изображению от Изо-появляется новое свойство-повествование изображением.

Звуковой образ (речь,музыка,шумы,тишина)=музыка+кино                                                         Повествование изображением и звуком-аудиовизуальное повествование.                                           Именно коммуникативный эффект сближает кино и театр.

2.Кино в системе техногенных видов искусств .                                                                               Патент на изобретение фотографии Жаком Манде Дагерра от 1839 г. может рассматриваться как точка отсчета развития художественной культуры (кстати, первую фотосъемку - ≪Накрытый стол≫ — осуществил Нисефор Ниепс около 1823 г.)

Экранное искусство входит в составную часть более крупной системы техногенных искусств. Их предтечей стало изобретение Гутенбергом-книгопечатания в 15в. Однако лишь с появлением фотографии в 1839 г. процесс формирования новых видов искусства приобрел масштабный характер Признаки техногенных искусств:

1. Техногенностьозникает как результат ≪сращивания≫, синтеза науки и искусства, технического и художественного творчества)

2. Фотографичность (материалом для создания произведений служит сама реальность,в её пространственно-временном развертывании)

3. Тиражность (данные виды искусства способны производить свои артефакты изначально огромным количеством ≪копий оригиналов≫,абсолютно тождественных друг другу по своей художественной ценности.

4. Вездесущность (характеризует высокую скорость распространения

      в мегапространстве социума произведений техногенного искусства и

      способность их ≪проникновения≫ в частное микропространство

       отдельного человека.

Именно экран является наиболее динамичным и эффективным носителем информации во всех ее разновидностях: художественной и внехудожественной. иконической и вербальной, визуальной и звуковой.

Семейство техногенных искусств: Ф — фотография; КИНО;

TV — телевидение; DA — днгитальное (компьютерное) искусство.

Семейство экранных искусств: КИНО; TV — телевидение;

DA — дигитальное искусство.

Семейство традиционных искусств: Л — литература; М — музыка; ИЗО —

изобразительное искусство; Т — театр; КИНО.

 

Экранное искусство(источник-кино) с одной стороны, служит универсальным механизмом для произведений всех классических видов ,а с другой — представляет самостоятельную сферу художественного творчества.

 

Композиция кадра и движения.

С одной стороны, кадр — это сегмент кинопленки, минифотография, а с другой — это первооснова кинематографической образности, ≪слово≫ кинематографической речи.

Сегмент киноленты, в котором запечатлена отдельная фаза движения, называется ≪кадрик≫.

Монтажный кадр (отдельный монтажный кусок) — составная часть фильма, содержащая тот или иной момент действия. Монтажный кадр обладает длительностью- может длиться от нескольких секунд до нескольких минут. Монтажный кадр — это ограниченное художественное пространство. Как замечает Ю. Лотман, ограниченность здесь триедина:

по периметру (края экрана), по объему (плоскостность экрана), по последовательности (предшествующим и последующим кадром).

 

Пространство кадра можно выстраивать вглубь с помощью объектива съемочной камеры по законам перспективы. Различают 3 типа перспективы:

1. Линейная — строится по прямым линиям, которые соответствуют ходу световых лучей.

2. Тональная (воздушная) — передает эффект угасания тональной и цветовой насыщенности объектов.

3. Динамическая — возникает в процессе съемки движущейся камерой.

 

План — это относительный масштаб изображения в кадре. (Дальний, Общий, Средний, Крупный).

Изображения крупного и сверхкрупного (деталь) плана возникли в лентах братьев Люмьер за счет приближения к камере снимаемых объектов.

Впервые сверхкрупный план использовал английский кинематографист Дж. Смит. В своих коротких фильмах 1900 г. он ввел изображение человеческого глаза(≪Бабушкина лупа≫) и дамской ступни (≪Что видно в телескоп≫). Позднее американский режиссер Д.У. Гриффит начал использовать

их в качестве пластического и эмоционального акцента (≪Рождение нации≫, ≪Нетерпимость≫).

 

Ракурс— угол зрения камеры на снимаемый объект.

 

Существует 5 ракурсов:

1) с высоты птичьего полета.

2) высокий;

3) нейтральный;

4) низкий;

5) наклонный.

Важнейшим художественным приемом построения внутрикадрового пространства является пропорция света и тени-она дает информацию оформе, объеме, фактуре объектов, их расположении в пространстве, а также характеризует атмосферу действия.

 

Важным художественным составным кадра и кинопроизведения становиться цвет. Одним из первых, кто использовал символическую функцию цвета в игровом фильме, был С. Эйзенштейн (во 2ой части ≪Ивана Грозного≫).

 

Основа кинематографической образности — движение. Движение в кино - отражает и

эффект перемещения объектов на экране, и процессуальную природу кинообразности .

Движение является основой сюжетосложения, формо- и смысло-образования в кино.

 

С точки зрения перемещающегося объекта движение различается:

1. по направленности.

2. по скорости.

3. по характеру.

 

Важным источником динамических эффектов в кино является кинокамера. Съемки движущейся камерой называются тревеллингом.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-11; Просмотров: 365; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.249 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь