Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Художественные достижения немецкого киноэкспрессионизма.



Экспрессионизм как отдельно взятое художественное направление — явление историческое. Его появление обусловлено целым рядом экономических, политических и культурных факторов жизни Германии начала XX в. Экспрессионизм был подготовлен набиравшим силу во всем мире течением авангарда. Экспрессионизм стал его частью, наряду с кубизмом, фовизмом, дадаизмом, футуризмом и т.д. Философия и литература того времени резонировала общей культурной тенденции. Популярные в начале XX в. В. Воррингенгер, Г. Риккерт, В. Дильтей, Э. Гуссерль сходились во мнении, что искусство должно отходить от реальности, провозглашать господство субъекта над объектом, уходить в мир иллюзорности .

Экспрессионизм в кинематографе начал развиваться несколько позже, нежели в других видах искусства. Его прообраз видят в отдельных фильмах середины 1910-х гг., а расцвет и угасание пришелся на период с 1920 года до начала Третьего рейха.

А. В. Луначарский, выделяя 4 признака экспрессионизма:

1) художественный субъективизм;

2) грубость экспрессионизма, его отказ от утончённости;

3) мистичность;

4) антибуржуазность болезненного или буйно-романтического типа.

Первым фильмом, который ознаменовал собой переход немецкого кино в русло экспрессионизма, был «Пражский студент» режиссёра Стеллана Рийе, снятый в 1913 г. Сюжетная канва следующая: бедный студент Болдуин подписывает контракт с дьяволом, персонифицирующегося в образе некоего Скапинелли. Последний обещает Болдуину женитьбу на богатой аристократке в обмен на его отражение в зеркале. Студент подписывает контракт, его отражение выходит из зеркала и, облечённое в плоть и кровь, начинает самостоятельную жизнь. Всякий раз этот двойник назойливо вмешивается в жизнь студента. В отчаянии студент стреляет в зеркало, решая покончить с двойником, но, сраженный пулей, падает сам. В финальной сцене Скапинелли разрывает договор на телом Болдуина, и обрывки бумаги падают на мертвого студента.

 

Следующей вехой в развитии данного направления стал фильм «Голем», поставленный в 1915 г. режиссёрами Рейнгартом Паулем Вегенером и Генриком Галееном. Главным героем в этом фильме является глиняная статуя, наделённая душой. Антиквар, пользуясь древними заклинаниями, оживляет её и превращает в своего домашнего слугу. Наделенный человеческой душой, Голем безответно влюбляется в дочь антиквара. Взбешенный глиняный гигант преследует её, разрушая всё на своём пути, а в конце фильма падает с башни, превращаясь в груду глиняных обломков.

 

Картина-«Кабинет доктора Калигари»-Ганса Яновица и Карла Майера, которая впоследствии станет образом экспрессионизма в кинематографе. «Кабинет доктора Калигари» показывает, как мечется немецкая душа между тиранией и хаосом. Фильм «Кабинет доктора Калигари» Р. Вине является окончательным становлением экспрессионистского кино, его кульминацией и одновременно началом заката.

З. Кракауэр разделил экспрессионистские фильмы после «Калигари» на три тематических направления:

1. галерея тиранов;

2. судьба;

3. бессловесный хаос

Другим значительным произведением этой серии является постановка Ф. В. Мурнау «Носферату — симфония ужаса». (Молодой клерк Хуттер, графу Орлок, супруга Нина).

Этот фильм снискал себе особенную славу тем, что, будучи экранизацией романа Брэма Стокера «Дракула», впервые отразил на экране вампира. Постановка Мурнау ознаменовала собой становление в кинематографе нового жанра — жанра ужасов.

К началу 1930-х гг. немецкий экспрессионизм фактически умирает вместе с историческими условиями, его породившими.Достижения и изобретения немецких экспрессионистов стали достоянием общемировой культуры в целом.

 

Творчество Ф.Ланга.

Ланг Фриц -5 декабря 1890 года - 2 августа 1976 года.

Один из величайших представителей немецкого экспрессионизма, Ланг снял самый крупнобюджетный фильм в истории немого кино («Метрополис», 1927) и предвосхитил эстетику американского нуара («Город ищет убийцу», 1931). Фриц Ланг известен также историями о преступных психиатрах-гипнотизёрах Калигари (работа над сценарием) и Мабузе (режиссура всей трилогии).

Фриц Ланг по-особому видел мир. Для него человек часто был немного более, чем простой марионеткой в злой вселенной, определяемой хаосом, деградацией и насилием. Образы, используемые им, особенно в немецких фильмах, отражали. Бывший художник, ушедший в кино после увольнения из австрийской армии во время Первой мировой войны, он писал сценарии для немецких мелодрам и сюрреалистических сериалов.

Как режиссер Ланг дебютировал в 1919 году, с первой самостоятельной работой -фильм «Харакири» (1919) , а его третья попытка, "Пауки" , яркий приключенческий фильм из двух частей, уже пользовался значительной, хотя и дурной известностью. Добившись успеха и популярности, Ланг в 1921 году получил и признание критиков картиной "Der mude Tod".Аллегорическая история любви и смерти была первой из многих вместе поставленных лент.

    В 1922 году он ставит "Доктор Мабузе: Игрок" . Ланг продолжает тему кошмарного мира на фоне декадентского послевоенного Берлина, где король преступного мира (Рудольф Клайн-Рогге) сходит с ума, преследуемый видениями своих бывших жертв.

   В картине "Нибелунги" (1924) Ланг драматизировал двух полнометражных частях древнюю легенду о Зигфриде, более известную по операм Вагнера. Далее последовала самая известная работа "Метрополис" (Metropolis), 1926, поразительный футуристический взгляд на будущее города и общества . Хотя сюжет крайне прост, образы безликих рабочих, превращенных в машины для служения расы господ, поражают и по сей день. В 1928 году он снял фильм "Шпионы" и еще один научно-фантастический фильм "Женщина на Луне".После этого последовал настоящий шедевр "М"(первый звуковой фильм), снятый в 1931 году. История растлителя детей и убийцы, выслеженного и преданного суду уголовником из его собственного города, гениально сочетает в себе звук и изображение. .

  Сделав себе имя в Голливуде, он удачливо работал до середины 1950-х годов, специализируясь на криминальных мелодрамах, таких как "Охота на человека", 1941, "Министерство страха","Женщина в окне" .

Он даже испробовал себя в вестерне, сняв "Возвращение Фрэнка Джеймса" в 1940 году, "Вестерн Юнион" в 1941 и "Злополучное ранчо" в 1952 году.

   В своем последнем фильме "Тысяча глаз доктора Мабузе", 1960, режиссер снова возвращается к персонажу, который когда-то сделал ему репутацию. В 1963 году он появляется в роли самого себя в фильме Жана-Люка Годара "Презрение".

  Фриц Ланг умер в Беверли-Хиллз 2 августа 1976 года. Похоронен на Голливудских холмах. Фриц Ланг удостоен собственной звезды на Аллее Славы в Голливуде.

 

15.Французский киноавангард.                                                                                                        Французское кино после первой мировой войны довольно долго находилось в кризисе,оставаясь в тени ярких достижений Шведских и Герменских режиссеров.Французская кинематография утрачивала свой лидерский статус.Чтобы выровнять ситуацию творческая общественность приняла ряд мер с целью возродить художественный потенциал своей киношколы.Молодые режиссеры эксперементировали в области кинематографических форм.Их стали называть авангардистами,а ихдвижение-Авангардом(«передовой отряд»).

В рамках авангарда возникает импрессионизм.

Главные представители-Луи Деллюк,Жан Эпштейн,Абель Ганс.

Ключом понимания творческой деятельности «группы Деллюка» служит концепция превращения кинематографа событий и фактов в кинематограф мысли и настроений.

«Важно не то,что происходит с героем,а то,что он думает».

Поэтому режиссеры импрессионисты мало заботились о сюжэте,прибегая в основном к мелодраматической фабуле.

Луи Деллюк «Молчание»1920г. В центре внимания конфликт воспоминаний и реальности. «Женщина ниоткуда»-конфликт настоящего и прошлого.

Абель Ганс «Колесо»1922г.

Марсель Л`Эрбье «Эльдорадо»1920г.-символически отрицает объективную реальность как основу киноязыка.

После 1919г. Новое поколение франц.кинематографистов сплотилось под лозунгом борьбы за превращение кино в подлинно современное искусство-«Первый Авангард».

Фильмы отличались визуальной образностью,характерна установка на поэтическое самовыражение,лиризм,использование зрительных метафор и аллегорий.

Человек в фильмах импрессионистов сливался с окружающей средой,становясь элементом мировой материи.

Киноавангард представляет собой направление с многочисленными разветвлениями,куда примыкали в качестве постановщиков не только режиссёры,но и художники,литераторы,музыканты.

В рамках этого «пестрого течения» можно выделить 3 течения:

· Дадаизм

· Абстракционизм

· Сюрреализм.

Бурно нигелистическое движение дадаистов быстрее других исчерпало свой художественный потенциал.Наиболее яркая его представительница Жермена Дюллак.Она считала,что фильм должен вызывать такое же ощущение,как музыка у слушателя.В своих картинах «Прилашение к путешествию», «Пластинка №927», «Арабука», она пыталась создать зрительные эквиваленты музыкальных произведений Шопена,Дебюси.

Анри Шомет «5 минут чистого кино», «Отражение света и скорости».

Фернан Леже «Фильм в рамках киноабстракционизма», «Механический балет»1924г.

Второй авангрд,поздний,начинается с 1924г. Первый фильм-абсурдийский фильм-Рене Клера «Антракт».Именно этот фильм знаменует начало французского киноавангарда и является отражением духа времени интеллектуального и эстетического бунтарства.

Сюрреализм. Лидеры:Андре Бретон,Поль Элюар, Киношедевры:Луис Бунюэль,Сальвадор Дали «Андалузский пес»1928, «Золотой век»1930г.

Источником и главной сущностью искусства сюрреализм признает сферу подсознании,неосознанные инстинкты и фантазии,сновидения,галлюцинации,воспоминания детства.Вера в высшую реальность произвольных ассоциаций,всемогущество сновидений и в незаитересованную игру мысли.Шок,эпатаж,развлечение.

Первый фильм-откровенно сюрреалистский-«Раковина и священник»1928г,Жермен Дюллак.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-11; Просмотров: 346; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь