Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Кинопроизведения на военную тему в белорусском кинематографе второй половины ХХ века.



Общий уровень белорусского кино второй половины XX века определяется темой Великой Отечественной войны. Первый значительный фильм о войне - "Константин Заслонов" был снят в 1949 году режиссерами А. Файнциммером и В. Корш-Саблиным. Затем появились широко известные картины "Красные листья" (1958) В. Корш-Саблина и "Часы остановились в полночь" (1959) II Фигуровского. Все эти ленты были созданы в традициях тоталитарной поэтики - плакатность, декларативность.

Во второй половине 60-х годов, когда на экраны выходит серия фильмов режиссеров молодого поколения В. Турова, Б. Степанова, В. Четверикова, И. Добролюбова, военная тематика обретает иное художественное измерение. Картины молодых были сняты в новой стилистике, которая формировалась под воздействием общих позитивных перемен в советском кино на рубеже 50-60-х годов.

Первой адекватной адаптацией повести В. Быкова стала одноименная кинокартина Б. Степанова "Альпийская баллада" (1966) - история любви, стремительно развернувшаяся в экстремальных условиях смертельного преследования. Авторы фильма сумели объединить динамичные эпизоды побега двух пленных - Ивана и Джулии - с утонченной пластической образностью горных пейзажей и лирической интонацией повествования.

В кинодилогии "Знак беды" (1985) режиссер М. Пташук сконцентрировал усилия на пересказе основных коллизий сюжета В.Быкова, однако и заострил внимание на психологии героев - Степаниды и Петрака Богатько.

В 1989 году режиссер А. Мороз попытался перевести на экран один из шедевров В. Быкова "Круглянский мост". Автору удалось, постепенно блуждая в лабиринте психологии персонажей, выйти на уровень писательского размышления о долге, о нравственности подвига.

 Однако безусловной художественной вершиной экранной интерпретации прозы В, Быкова остается российский фильм - "Восхождение" (1977) Л. Шепитько. Режиссер сумела создать такой мощный ассоциативно-метафорический образ противостояния Добра и Зла в их неоднозначности, что В. Быков признал художественное превосходство кинопроизведения над литературной основой - повестью "Сотников".

Еще одна военная глава в белорусском кинематографе связана с именем А. Адамовича. Его романы-хроники, собравшие документы и факты фашистского геноцида на белорусской земле, стали литературной основой как для документальных фильмов (цикл В. Дапгука "Я из огненной деревни", 1975-76), так и для игровой картины Э. Климова "Иди и смотри" (1985). В этой кинодилогии хатынская трагедия, поданная через восприятие подростка Флеры, разрабатывается авторами в пастозной, тяжеловесной, апокалипсической тональности.

Удачным результатом сотворчества белорусских писателей и режиссеров на поприще военной тематики стали телефильмы "Руины стреляют" (1970-72) И. Чигринова и В. Четверикова, "Свидетель" (1985) И. Козько и В. Рыбарева.

Экранная трилогия В. Турова "Полесская хроника" (1982-85) представляет собой адаптацию классических романов И.Мележа "Люди на болоте", "Дыхание грозы", "Метели, декабрь". Наиболее цельная первая часть кинотрилогии, где вдохновенно воспет белорусский край,сила любви и поэзия труда. Наиболее трудным для кинематографистов оказался перевод на экран литературного языка В.Короткевича.

Самой спорной и одновременно наиболее удачной экранной интерпретацией прозы В. Короткевича считается фильм В. Рубинчика "Дикая охота короля Стаха" (1979). На основе сюжета повести авторы картины выстроили готический кинороман с серией странных событий, окутанных таинственной атмосферой старинного замка. Постановщики активно использовали изобразительные средства кинематографической выразительности, придав экранным портретам, интерьерам, пейзажам ирреальные и загадочные черты.

С начала 90-х годов белорусское игровое кино вошло в полосу затяжного кризиса - кризиса творческих идей.

В конце XX столетия киноискусство утратило свои лидерские позиции в мировой художественной культуре, уступив место новым видам экранного творчества: сначала - телевидению, а затем - компьютерной анимации.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-11; Просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь